Аннотация. В статье рассмотрен поэтапный подход к подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену в рамках учебной практики с применением методики стандартов WorldSkills.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, обучающиеся, технологический показатель, знания, информация.

Подготовка профессиональных рабочих кадров «завтрашнего дня» является одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования наряду с вопросами оценки качества образования студентов и выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен выступает критерием оценки качества подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций обучающегося. Таким образом, вопрос о том, как подготовить обучающихся к демонстрационному экзамену становится наиболее актуальным в системе среднего профессионального образования.

Поскольку демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills имеет свои особенности, то и подготовка к его проведению носит своеобразный характер. В частности, на экзамене требуется показать свои знания, отрабатывая практические задания на технологической площадке [1].

Поэтому до обучающихся на первом этапе должна быть доведена информация о форме проведения экзамена, доступных заданиях для выполнения. Получив информацию о форме демонстрационного экзамена, необходимо перейти к практической отработке заданий на технологической площадке. Для этого организуется сбор обучающихся на технологической площадке, до них доводятся нормы безопасности и охраны труда.

Преподаватель отрабатывает различные варианты одного из практических заданий, приведенных в сборнике задач для демонстрационного экзамена.

Он озвучивает условия задания, время на его выполнение и критерии оценки. Затем определяет из группы студентов одного-двух человек, предлагает им облачиться в рабочую форму и совместно с преподавателем выполнить практическое задание.

Первое демонстративное задание выполняется преподавателем самостоятельно, вызванные студенты выступают в качестве помощников на технологической площадке (лаборатория, учебно-производственный цех). С целью обеспечения требования безопасности преподаватель закрепляет за каждым помощником определенные функции. Задача преподавателя – выполнить практическое задание при содействии обучающихся.

После выполнения задания преподаватель возвращается к учащимся и предлагает им оценить полученный результат. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, а также проводит работу над ошибками, если таковые были допущены на технологической площадке.
В рамках первого этапа подготовки решаются несколько задач:

  1. дается общая информация о форме проведения экзамена, информация по нормам безопасности на технологической площадке;
  2. проходит первичная отработка практического экзамена, когда студенты по одному или в составе небольших групп вызываются на технологическую площадку для оказания содействия преподавателю в решении практической задачи;
  3. проводится работа над ошибками, преподаватель отвечает на возникшие вопросы у студентов, а также выявляет наиболее неподготовленных обучающихся к участию в экзамене.

Второй этап проводится в несколько иной форме – на технологическую площадку вызываются небольшие группы студентов, между которыми распределяются задания. Группы приступают к выполнению заданий поочередно. В составе каждой группы обозначается руководитель, который распределит полномочия между участниками после получения задания.

В этом процессе каждый студент уже выступает как непосредственный участник технологического цикла, а преподаватель является консультантом и помощником. В задачи преподавателя на втором этапе подготовки входит озвучивание инструкций, предоставление подсказок, напоминания о необходимости соблюдения требований в области безопасности труда.
После каждого выполненного задания преподаватель подводит итоги – еще раз напоминает условия задачи и описывает шаги, выполненные группой студентов для достижения поставленной цели.

Таким образом, постепенно оценивая результат группы студентов, преподаватель указывает на совершенные ошибки и дает рекомендации по их исключению при выполнении задания.

На третьем этапе студенты приступают к выполнению практического задания на технологической площадке, работая уже не в составе групп, а в составе профессиональной команды.

Каждый ее участник занимает свое место на технологической площадке. Перед тем, как поставить задачу, преподаватель проводит инструктаж, далее озвучивает условия задания и места на технологической площадке для каждого обучающегося. Студенты занимают свои позиции на технологической площадке и приступают к выполнению задания.

Преподаватель на площадке выступает в качестве руководителя, при выполнении задания студентами он оценивает их знания, а также указывает на допускаемые ошибки.

Со стороны преподавателя предоставляется информационная поддержка. После завершения выполнения задания преподаватель берется за оценивание знаний каждого студента и достигнутый им результат. Проводит разбор ошибок. Следующая задача преподавателя – рассказать студентам о том, что на демонстрационном экзамене задание выбирается случайным образом, позиция каждого студента на технологической площадке может быть любой.

Обобщив информацию по допущенным ошибкам, преподаватель озвучивает новое задание и его условия, а также использует форму жеребьевки для распределения позиций участников на технологической площадке случайным образом. Перед началом выполнения задания доводится информация по нормам безопасности труда.

После случайного распределения мест на технологической площадке преподаватель начинает отсчет времени. В этом процессе преподаватель выступает в качестве оценщика, он уже не предоставляет информационную поддержку для студентов, а лишь наблюдает за выполнением задания со стороны. С целью обеспечения требований безопасности преподаватель удаляет с площадки тех, кто грубо нарушил нормы безопасности.

После того, как отведенное время для выполнения задания истечет, проводится оценка достигнутого результата и проведение работы над ошибками.

Завершающим этапом подготовки к демонстрационному экзамену будет случайный выбор одним из студентов задания и проведения жеребьевки между всеми присутствующими для распределения мест на технологической площадке. Задача преподавателя здесь – следить за соблюдением дисциплины и обеспечением безопасности труда.

Это задание связано с необходимостью достижения качественного результата за установленное время. Каждая допущенная ошибка на технологической площадке фиксируется в протоколе. После выполнения задания преподаватель предоставляет студентам возможность высказаться относительно сложностей, возникших на этапе выполнения задания, а также допущенных ошибок.

После контрольного выполнения практического задания преподаватель оценивает знания каждого студента и оглашает результат. При выявлении наиболее слабых студентов, которые не смогли проявить свои знания на пробном экзамене, с ними проводится дополнительная работа с целью уточнения причин неудовлетворительного результата. При обнаружении пробелов в знаниях работа с каждым студентом проводится в индивидуальном порядке.

Такая модель подготовки к демонстрационному экзамену позволяет с одной стороны сформировать основные трудовые навыки (базовые) в полном объеме у каждого обучающегося и создать условия для самостоятельной деятельности выпускника в соответствии с требованиями рынка труда.

Preparation of students for the WorldSkills Standards Demonstration Examination as part of the training practice

Slovyagina I.A.,
undergraduate 1 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers a step-by-step approach to preparing students for the demonstration examination in the framework of the training practice using the methodology of WorldSkills standards.
Keywords: demonstration exam, students, technological indicator, knowledge, information.


  1. Приказ Минтруда России от 02.11. 2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 (дата обращения: 01.09.2019).
  2. Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.01. «Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента». Москва: МЦК, 2017. С. 3-5; 10-12.
  3. Техническое описание компетенции «Поварское дело» // Академия WorldSkills Russia. Официальный сайт. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/bazovyij-czentr/materialyi.html (дата обращения: 01.09.2019).
  1. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 02.11. 2015 No. 831 «On Approval of the List of 50 Most Demanded Jobs in the Labor Market, New and Promising Professions Requiring Secondary Vocational Education» // Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation. Official website. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 (date of appeal: 01.09.2019).
  2. Curriculum for the Training Practice of the ПМ.01 Professional Module. «Preparation and preparation for sale of semi-finished products for dishes, culinary products of various assortment». Moscow: ICC, 2017. Page 3-5; 10-12.
  3. Technical description of the competence «Cook Business» // Academy of WorldSkills Russia. Official website. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/bazovyij-czentr/materialyi.html (date of appeal: 01.09.2019).