Аннотация. Данная статья посвящена вопросу использования музыкально-терапевтических приемов в условиях инклюзивного ДОУ. В ней говорится о положительном влиянии музыкальной терапии на физическое и психическое здоровье детей, обучающихся в инклюзивных группах, как нормотипичных, так и имеющих особенности развития. Освещена специфика музыкальной терапии, а также приведены некоторые примеры ее использования.

Ключевые слова: музыкальная терапия, инклюзивное образование, музыка, инклюзивный детский сад, коррекция, эмоциональный интеллект, развитие интеллекта, социализация.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка». В.А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что музыка обладает терапевтическим эффектом для человека на всех этапах его жизни. Многие исследования ученых доказали, что музыка может влиять на скорость роста клеток головного мозга, положительно влияя на интеллектуальное развитие, на эмоциональное состояние человека, активизируя энергетические процессы организма, что способствует оздоровлению человека. Татьяна Владимировна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор, писала: «…музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь.» [3].

В свое время в пифагорейской школе занятия математикой проходили именно в сопровождении музыки, что положительно сказывалось на процессе обучения.

Многие ученые, такие как В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Догель, Б.В. Асафьев и другие, занимались исследованиями о положительном влиянии музыкальной терапии на организм человека, на его социальную активность, коммуникативные функции, творческие способности. В.М. Бехтерев писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».

Наиболее благоприятным периодом жизни человека для знакомства с музыкой и развития музыкальных способностей является детство.

Именно в детстве можно заложить фундамент для культурного и духовного развития человека с помощью развития музыкального вкуса и музыкальной отзывчивости. В связи технологичностью современной жизни и высоким ритмом жизни, дети находятся в условиях гораздо меньшего уровня живого общения, предпочитая ему гаджеты, что приводит к нарушению в той или иной степени психоэмоциональной сферы детей и эта тенденция растет. Дети дошкольного возраста все в меньшей степени обладают достаточным эмоциональным интеллектом, в связи с чем им все сложение вступать в контакт с другими людьми. Также этот фактор негативно влияет и на психическое и физическое развитие. Таким образом, дошкольники растут эмоционально и социально недостаточно развитыми. Также нужно отметить, что, находясь в детском саду, дети сталкиваются с эмоциональными и нервными перегрузками, что может приводить к нежелательному поведению и невротическим проявлениям. Одним из решений данных проблем может выступить музыкальная терапия.

Музыкальная терапия направлена на устранение множества проблем, связанных с физическим, психологическим, эмоциональным развитием детей. И может быть применена не только в условиях коррекционного дошкольного образования, но и инклюзивного, где обучаются дети нормотипичные и дети с особенностями в развитии, т.к. помимо коррекционных задач, решает такие проблемы, как замкнутость, расторможенность, боязливость, что может присутствовать и у детей нормотипичных. Благодаря применению музыкальной терапии у детей появляется возможность проявить себя, раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, наладить контакт с другими людьми и окружающим миром в целом, что делает их здоровыми и счастливыми.

Музыкальная терапия включает в себя ряд приемов и методов, которые способствуют нормализации жизни детей. Задачами музыкальной терапии являются:

  • формирование и развитие музыкальных способностей и навыков;
  • нормализация эмоциональной сферы;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • обучение ауторелаксации с помощью музыки.

Качество внедрения музыкальной терапии в те или иные условия в первую очередь зависит от квалификации, способностей и желания педагога. От педагога требуются знания из разных областей, таких как: психология, клиническая психология, музыкальная педагогика и т.д. Т.е. применяя музыкальную терапию, педагог становится «музыкальным психологом», который налаживает контакт с ребенком через искусство, через синтез различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкальная терапия – это не только метод коррекции для детей с нарушениями развития, но и один из способов коммуникации со всеми детьми, который можно включить в различные виды деятельности в детском саду, такие как: физкультура, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, на занятиях по развитию речи, на рисовании, во время самостоятельных игр и т.д. Зная инструменты музыкальной терапии, педагог или воспитатель способен в короткий срок снять умственное напряжение, взбодрить детей, раскрепостить, улучшить настроение, сфокусировать внимание. К примеру, в процессе занятий с высокой умственной нагрузкой, можно включать физкультминутки под динамичные танцевальные композиции. Что позволит снять напряжение, высвободить накопившуюся энергию, поднять настроение, что впоследствии поспособствует лучшей концентрации внимания.

Занятия по музыкальной терапии имеют следующую структуру:

  • разминка – двигательные и ритмические упражнения;
  • основная часть – слушание музыки;
  • музыкальная релаксация.

Занятие может включать различные виды деятельности, такие как: пение, слушание музыки, танцевально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, театрализация.

Музыкальная терапия направлена на устранение множества проблем, связанных с физическим, психологическим, эмоциональным развитием детей. Она может быть применена не только в условиях коррекционного дошкольного образования, но и инклюзивного, где обучаются дети нормотипичные и дети с особенностями в развитии, т.к. помимо коррекционных задач, решает такие проблемы, как замкнутость, расторможенность, боязливость, что может присутствовать и у детей нормотипичных. Благодаря применению музыкальной терапии у детей появляется возможность проявить себя, раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, наладить контакт с другими людьми и окружающим миром в целом, что делает их здоровыми и счастливыми.

Через движение, мимику, жесты ребенок способен выражать свои чувства, что помогает снимать нервное напряжение, наладить коммуникацию с другими детьми и педагогом.

Поэтому крайне важно включать в занятия музыкой двигательные упражнения. Данные упражнения направлены на ощущение музыки и ритма через тело, через движения. Таким образом «проживая» музыку ребенок гораздо более к ней восприимчив, нежели чем при обычном прослушивании. К примеру, дети могут выполнять движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта, сопровождая плавными движениями под композицию «Крадущаяся кошка», Д. Пучинни. Или же передавать по кругу в каждый такт вальса цветок под музыку «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7).

Также в занятия могут быть включены ритмические упражнения. К примеру, может быть использованы упражнения из программы о ритмической пластике Буренина. Программа направлена на развитие психических процессов, улучшение восприятия, внимания, мышления, умение выражать собственные эмоции.

Дыхательные упражнения также важны для занятий музыкальной терапией, т.к. любая сильная эмоция у ребенка, будь то положительная или отрицательная, вызывает напряжение тех или иных мышц. Одним из способов их расслабить – дыхательные упражнения. К примеру, можно использовать в этих целях упражнения А.Н. Стрельниковой.

Музыкальная релаксация направлена на приобретение ребенком навыков расслабления. Упражнения сопровождаются спокойной ритмичной музыкой с умеренным темпом, к примеру, А. Вивальди или В.А. Моцарта, тем самым оказывая успокаивающее гармонизирующее действие.

Во время прослушивания дети принимают удобную им позу и закрывают глаза. Упражнение помогает отвлечь ребенка от проблем и переживаний.

Выше перечислены лишь некоторые приемы музыкальной терапии, но их достаточно для того, чтобы проиллюстрировать, насколько музыкальная терапия является подходящей не только для коррекционных занятий для особых детей, но и способна решать множество задач нормотипичных детей, что подтверждает мысль о том, что приемы музыкальной терапии удачно вписываются в различные виды деятельности в инклюзивном детском саду. Все это служит еще одним подтверждением известного высказывания о том, что «Музыка – универсальный язык человечества» (Генри Уодсворт Лонгфелло).

Benefits of using music therapy in inclusive kindergarten

Natanson A.V.,
student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. This article is devoted to the use of music therapy techniques in an inclusive preschool. It talks about the positive impact of music therapy on physical and mental health of the children, educated in inclusive groups, as normal, and as children with special needs. The specificity of music therapy is shown, as well as some examples of its use.
Keywords: music therapy, inclusive education, music, inclusive kindergarten, correction, emotional intelligence, intelligence development, socialization.


  1. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. / А.Ф. Лосев // М., 1960.
  2. Ветлугина, Н.А., Кенеман, А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. // М.: Просвещение, 2005. 270 с.
  3. Черниговская Т.В. Лекция «Искусство и мозг» в Лектории «Прямая речь» / Черниговская Т.В. URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_iskusstvo_i_mozg (дата обращения 01.11.2019).
  4. Медведева Е.А., Богданова Т.Г., Комиссарова Л.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. «Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании» /учебник для академического бакалавриата / Медведева Е.А., Богданова Т.Г., Комиссарова Л.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. // М., 2018. 274 с. URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/313/3123578.pdf (дата обращения 01.11.20190.
  5. Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды / Педагогика искусства // M., 2008 - № 2. С. 54-77.
  6. Низамутдинова С.М. Аспекты педагогики сотворчества в реализации задач современного музыкального образования / С.М. Низамутдинова // – Казань: Казанская наука, 2016. № 8, 65-67 c.
  1. Losev A.F. Antique musical aesthetics / A.F. Losev // M., 1960.
  2. Vetlugina, N.A., Keneman, A.V. Theory and Methodology of Musical Education in Kindergarten / Vetlugina N.A., Keneman A.V. / /M.: Enlightenment, 2005. 270 pages.
  3. Chernihiv T.V. Lecture «Art and Brain» the Lecture «Direct Speech» / T.V. Chernihiv. URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_iskusstvo_i_mozg (date of appeal 01.11.2019).
  4. Medvedev E.A., Bogdanov T.G., Komarova L.N., Zhuravleva J.I., Pavlova A.S. «Artpedagogic and arttherapy in special and inclusive education» / extbook for academic bachelor / Medvedev E.A., Bogdanov T.G., Komarova L.N., 2018 274 pages. URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/313/3123578.pdf (date of appeal 01.11.20190.
  5. Ukolova L.I. Adaptation and rehabilitation functions of the pedagogically organized musical environment/Pedagogy of art // M., 2008 - № 2. Page 54-77.
  6. Nizamutdinova S.M. Aspects of pedagogics of coauthorship in realization of problems of modern music education / S.M. Nizamutdinova//-Kazan: Kazan science, 2016. No. 8, 65-67 pages.