Аннотация. В статье рассматриваются сложности, с которыми сталкиваются учащиеся при переходе от рисования гипсовой головы к рисованию живой модели. Описываются особенности работы над гипсовой головой, от понимания которых зависит успех выполнения живой модели как в графике, так и в живописи. Авторы приводят рекомендации, помогающие развить пространственное мышление, лучше понять взаимосвязь форм и уйти от статики.

Ключевые слова: изобразительное искусство, гипсовая голова, живая модель, форма, объём, пластичность, обрубовка, пространственное мышление, тональный масштаб.

Педагогический опыт позволяет нам заметить интересную закономерность, а точнее трудность, с которой регулярно сталкиваются студенты при переходе от одного учебного задания к другому. После продолжительных штудий гипсовых голов, студенты сталкиваются с большими сложностями при рисунке живой головы. Педагогу необходимо разбираться в тонкостях как одного, так и другого задания и объяснять обучающимся что общего и в чём различия в схожих на первый взгляд упражнениях. Постараемся поделиться своими наблюдениями и знаниями в этом вопросе.

Начнём с гипсовой головы. Отличный материал для начинающих рисовальщиков – античные и греческие головы. Есть только одно небольшое «но». Уровень современных отливок оставляет желать лучшего, он слишком далёк от оригиналов. Мастера прошлого заложили столько великолепных пластических решений, раскрывая которые, педагог помогает учащимся усвоить и приобрести опору для дальнейшего творчества. Стоит донести до студентов важную мысль – гипс не самоцель. От успешной работы над гипсовыми головами зависит успех выполнения живой модели как в графике, так и в живописи. Гипс имеет три больших преимущества в сравнении с живой головой:

  1. он неподвижен. В полной мере это возможно оценить, рисуя, например, голову ребёнка;
  2. гипс белый. Этот материал позволяет увидеть все нюансы при трактовке объема, а это одна из основных задач при выполнении академического рисунка головы;
  3. античные и римские головы выполнены отличными мастерами своего дела. Они смогли организовать, запечатлеть живое человеческое тело, убрав «случайные черты» так, что это стало произведением искусства.

Мало кто из студентов обращает внимание на то как организованы пряди волос у этих скульптур. Возьмём, к примеру, головы Сократа и Антиноя, на первый взгляд, двух непохожих друг на друга персон. Объёмное решение бороды и усов Сократа, а также роскошной шевелюры Антиноя требует внимания и изучения. Студенты, зачастую механически и без должного анализа подходят к проработке этих деталей головы.

Но, если смотреть внимательно, то можно заметить скрытую симметрию в том и другом случае. Авторы искусно подметили ритм завитков и органичное перетекание одних масс в другие (мелкие подчинены движению крупных масс). Студенты совершенно забывают о таких примерах, обращаясь к живой голове. Если внимательно приглядеться к модели, то в той или иной степени можно увидеть элементы уже изученных приёмов организации таких непростых форм как усы, борода, причёска. Это не наклейки или парики – волосы очень мягко выходят из кожи и только потом набирают свою объёмность и пластичность.

Очень полезно ставить рядом с живой моделью гипсовую обрубовку. Но она таит в себе и ряд опасностей. Студенты должны понимать, что, рисуя живую модель, не стоит сначала делать «обруб», а потом стараться «оживить» его передачей деталей – при таком подходе скорее всего ничего не получится. Эффективнее сделать такой «каркас-схему» в углу рисунка, чтобы лучше разобраться с основными плоскостями. Также не стоит пытаться «вставлять» пропорции обрубовки во все лица подряд. Необходимо понимать, что это собирательный образ – нет обрубовок Сократа или Цезаря. У каждого человека свои неповторимые пропорции, из чего рождается невероятное разнообразие лиц. Обрубовка помогает разглядеть в модели иногда еле заметные повороты основных форм.

При окончании работы над гипсовыми головами, полезно выполнить упражнение, где на одном листе будет изображена голова в двух ракурсах – выше и ниже линии горизонта. Такое задание поможет развить пространственное мышление, лучше понять взаимосвязь форм, уйти от статики. Хорошие результаты даёт работа по памяти. Здесь уже невозможно просто «срисовать». Необходимо напрягать зрительную память и, двигаясь от общего к частному, восстанавливать увиденный образ графическими средствами. Такой способ рисования сразу выявит слабые стороны изобразительной грамоты студента и поможет ему направить все свои усилия на их преодоление.

Используя эти рекомендации, можно приступать к рисунку головы живой модели. Для начала лучше выбрать мужскую натуру средних лет с хорошо читаемыми чертами лица – носом, глазами, губами, без усов и бороды. Прежде чем взять карандаш в руки, необходимо хорошенько изучить модель со всех сторон, обратить внимание на конструктивные особенности именно этой головы. Полезно сделать несколько зарисовок с разных ракурсов. Композиция и начальное построение мало в чём имеют отличия от рисунка гипсовых голов. Будем считать, что с этим студенты справились. Но наступает момент, когда необходимо переходить к работе тоном.

И на данном этапе многие студенты сталкиваются с большими сложностями – они боятся активно брать тон (как будто имеют дело с гипсом). А ведь глаза человека, волосы, брови, щёки и т.д. имеют, зачастую, более тёмную тональность относительно кожи. Да и сама кожа на лбу человека, на носу и подбородке также отличается по тону. В этом случае педагог должен помочь студентам определиться с тональным масштабом (от самого светлого до самого тёмного).

Для начала следует взять пять-шесть основных тонов и эту шкалу расположить в углу работы. Учитель подскажет, насколько тёмный тон могут иметь, например, волосы и, тем самым, подтолкнёт студента к более смелой работе тоном. Выявляя основные плоскости, выражая общую форму, стараясь не вдаваться в детали, студент сможет разложить всю постановку на эти пять-шесть тонов. Опыт говорит, что это непростой труд, требующий хорошей теоретической подготовки. Если на этой стадии будут верно взяты большие тональные отношения, то можно постепенно переходить к более мелким деталям, обрабатывая их лишь в той степени, в какой это необходимо для передачи объёма и портретной характеристики.

Мы уверены, что наши рекомендации помогут студентам более успешно справиться с поставленными задачами и преодолеть основные трудности при переходе рисования от гипса к живой модели.

From plaster head pattern to live model (transition complexity)

Krasnovskaya O.V.,
undergraduate 2 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation: The paper examines the difficulties students face in moving from drawing a plaster head to drawing a live model. The features of the work on the gypsum head are described, on the understanding of which the success of performing a living model in both graphics and painting depends. The authors give recommendations that help to develop spatial thinking, better understand the relationship of forms and get away from statics.
Keywords: fine art, gypsum head, living model, shape, volume, plasticity, cutting, spatial thinking, tonal scale.


  1. Архипов, А.А. Рисунок головы человека. Монография / Архипов А.А., Пензин И.С., Рощин С.П. Сборник научных трудов  (дата обращения: 01.11.2019).
  2. Рощин С.П. Научное обоснование основных положений изобразительного искусства – важнейшая задача методики. / Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1(33). С. 236-241.
  3. Пензин И.С. Зарисовки и наброски//Современные наукоёмкие технологии. Пенза: Издательский дом «Академия Естествознания». 2004. № 6 С. 67-68.
  1. Archipelago, A.A. Drawing of the head of a person. Monograph/Archipelago A.A., Penzin I.S., Roschin S.P. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/3840/Выпуск 61 part 3, 2018 ppdf (date of appeal: 01.11.2019).
  2. Roschin S.P. Scientific justification of the basic provisions of fine art is the most important task of the methodology / Journal of the Moscow State University of Culture and Arts. 2010. № 1(33). Page 236-241.
  3. Penzin I.S. Sketches and sketches//Modern knowledge-intensive technologies. Penza: Publishing House «Academy of Natural Science». 2004. No. 6 of Page 67-68.