Научный руководитель: Никитина Татьяна Алексеевна, доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 373.1

Аннотация. В статье представлено включение независимых оценочных процедур в методическую работу образовательной организации. Рассматривается взаимосвязь результатов независимой диагностики и выстраивания методической работы с привлечением учителей, показывающих высокие образовательные результаты.

Ключевые слова: методическая работа, учитель-методист, образовательная организация, независимая диагностика.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено, что стратегическим направлением развития образования должно стать «реформирование системы образования, в основу которого возложен принцип приоритетности человека»; а одной из основных задач – «обеспечение системного повышения качества образования на инновационной основе, современного психолого-педагогического и научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса» [7].

В этой связи методическая работа в образовательной организации приобретает значимую роль и должна ориентироваться на создание условий для развития каждого педагога согласно его потребностям и интересам. Важно, чтобы в ходе организации методической деятельности педагог стал активным субъектом процесса совершенствования и развития как самого себя, так и всей образовательной организации. Методическая работа должна быть направлена на изменение статуса учителя, учитель должен перейти от позиции учителя-предметника к позиции учителя-методиста, наставника, лидера. Совершенствуя свою профессиональную деятельность, учитель способствует повышению качества системы образования образовательной организации в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Главное в методической работе – оказание реальной и адресной, действенной поддержки педагогу. Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – на повышение качества и эффективности образования.

Модернизация системы образования на всех уровнях с одной стороны влияет на престиж профессии «учитель», с другой, приводит к повышению требований к педагогическим работникам. Согласно профессиональному стандарту «Педагог» [6] современный учитель должен осуществлять следующие трудовые действия и обладать соответствующими компетенциями:

  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • планирование, проведение и систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • формирование универсальных учебных действий, мотивации к обучению, навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
  • объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «учителя-предметника», а как педагога-методиста, педагога-наставника, педагога-лидера. В этой связи особое значение приобретает методическая работа в школе, способствующая развитию педагогического мастерства.

В связи с повышением требований к учителям необходимо объективно оценивать их профессиональные компетенции с целью адресной поддержки и актуального развития по тому или иному направлению совершенствования педагогической деятельности. Независимым инструментом оценки в данном случае могут выступать независимые диагностики в формате ОГЭ и ЕГЭ, предметные и метапредметные диагностики.

В ходе нашего исследования была проведена первичная диагностика педагогов по двум направлениям: метапредметные познавательные умения (далее – МПУ) и диагностике «московская электронная школа» (далее – МЭШ).

Были получены следующие результаты (см. диаграмму 1, 2).

Результаты учителей в рамах диагностики «МЭШ»

Диаграмма 1

Результаты учителей в рамах диагностики «МПУ»

Диаграмма 2

Были выявлены следующие профессиональные дефициты учителей:

  • умение работать с информацией (поиск, обработка, анализ);
  • разработка интерактивного сценария для проведения урока;
  • создание онлайн-тестовых заданий;
  • особенности ведения электронного журнала.

С целью профессионального развития педагогов и повышения качества образовательных результатов обучающихся и школы в целом для работы с учителями, испытывающими трудности в том или ином направлении деятельности, были предприняты следующие действия:

  • разработана программа сопровождения профессионального развития учителей (структура программы представлена в таблице 1);
  • сформированы мобильные предметные и метапредметные объединения учителей, показавших высокие образовательные результаты и способных передавать свой опыт другим учителям.

Таблица 1. Структура программы сопровождения профессионального развития учителей

МероприятиеРезультат работы
Обеспечение каналов многосторонней связи с методическим объединением учителей (МОУ) Возможность постоянного взаимодействия и общения
Открытые занятия педагогов с высокими образовательными результатами. В том числе: видеозапись уроков, организация работы с видеоматериалами Анализ лучших практик и планирование собственной деятельности
Мастер-классы по разработке и использованию интерактивных уроков в МЭШ от грантополучателей Освоение современных образовательных технологий
Индивидуальное консультирование и тренинги Минимизация дефицитов, выявление точек роста каждого педагога

Проведение независимой диагностики и анализ ее результатов позволяет педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить ее особенности и пути развития, выстроить дальнейшее планирование работы с обучающимися, направленное на повышение образовательных результатов. В рамках методической работы в школе учет результатов независимых диагностики позволяет определить учителей-наставников, учителей-лидеров, учителей-методистов, которые транслируют свой положительный опыт взаимодействия с обучающимися, проводят тренинги по использованию инновационных образовательных технологий, оказывают методическую поддержку остальным учителям по вопросам педагогической деятельности.

Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности и самосовершенствования в условиях стремительного развития системы образования и требований к качеству образовательной деятельности.

Independent diagnostics of teachers as an element of methodical work in an educational organization

Savilova E.V.,
undergraduate 2 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article presents the inclusion of independent assessment procedures in the methodological work of an educational organization. The interrelation of the results of independent diagnostics and the construction of methodical work with the involvement of teachers showing high educational results is considered.
Keywords: methodical work, teacher-methodologist, educational organization, independent diagnostics.