Аннотация. Набросок имеет огромное значение в развитии художественных навыков. В статье рассматриваются актуальные задачи педагога при обучении учащихся наброскам на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: набросок, короткий рисунок, изобразительный навык, художественная наблюдательность.

Наброски и зарисовки – это важнейшая составляющая творческой жизни любого художника. Короткий рисунок, зарисовка с натуры – это библиотека впечатлений и мыслей художника. Наброски рисуют все профессиональные художники – от архитекторов, скульпторов до иллюстраторов и дизайнеров. «Любое произведение искусства, архитектурное сооружение, как правило, начинается с наброска» [3, c 5].

Выдающиеся художники – педагоги реалистической школы рисунка всегда уделяли огромное значение наброску в практике обучения рисунку.

Уже в эпоху Возрождения появляется разграничение понятий длительного и короткого рисунка (наброска) с обозначением целей и задач для каждого вида рисования. Длительный рисунок служит для глубокого изучения законов строения натуры, усвоения законов перспективы, анатомии, законов светотени и много другого. Набросок – закрепляет полученные навыки и знания, доводит их до автоматизма и ведёт художника дальше, к постепенному уходу от схемы, к развитию творческого видения.

Для того, кто решил научиться рисовать, наброски и зарисовки должны стать необходимой потребностью. По воспоминаниям друзей Ильи Репина, на его даче в Пенатах имелся целый шкаф с альбомами, заполненными набросками – жизненными наблюдениями и размышлениями художника. Он хранил их как необходимый материал для дальнейшей творческой работы.

Валентин Серов, уже, будучи известным мастером, часто посещал учебные мастерские, где наряду с учащимися делал наброски с обнаженной натуры, выполнение которых считал необходимой практикой для любого художника.

Известные художники-педагоги П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, А.М. Соловьев, Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин занимались разработкой методик выполнения набросков, и, конечно, требовали от своих учеников регулярных, ежедневных набросков. «Не ограничивайтесь учебными заданиями, работайте, наблюдайте, рисуйте постоянно и во всех случаях» [5, c 52].

В наши дни наброски, короткие рисунки все больше привлекают внимание не только художников разного уровня, но и зрителя. Они давно вышли за рамки учебно-вспомогательной функций и часто становятся самостоятельными произведениями искусства. Современные выставки работ великих мастеров прошлого, как правило, включают в себя не только законченные полотна, но и эскизы к картинам, наброски, путевые зарисовки и являются всегда интереснейшей частью экспозиции. Примером тому, крупнейшие проекты последних лет – выставки произведений Ильи Репина, Василия Верещагина, Валентина Серова.

Современный быстрый темп жизни очень созвучен природе короткого рисунка, поэтому повышенный интерес к нему не случаен. Несомненно, это должно найти отражение и в практике преподавания рисунка как усиление внимания преподавателя к наброску, и максимального использования заложенных в коротких рисунках возможностей для развития изобразительных навыков.

Можно обозначить три основных задачи для педагога на занятиях набросками, успешное выполнение которых позволит ученикам серьезно продвинуться в изобразительном мастерстве:

  • научить делать наброски;
  • помочь выработать привычку ежедневного выполнения набросков;
  • научить творческому осмыслению натуры посредством наброска.

Набросок – это не длительный рисунок, у него свои техника и правила. Чтобы он не превратился просто в быстрый неряшливый рисунок, а стал именно наброском, требуется помощь и объяснение учителя, знание теории о видах набросков, демонстрация классических примеров великих мастеров. Обучение короткому рисунку должно включать различные упражнения на тренировку руки и глаза, и особенно важно – на умение быстро выполнять наброски.

Живые объекты – животные, птицы, люди не всегда готовы долго позировать рисовальщику, поэтому необходимо владеть приемами скорого изображения интересного момента, позы. Например, деление объекта на части, формы, которые создают цельный объект, а также умение выхватывать самые характерные черты и отображать их в первую очередь.

Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно много рисовать. Рисунок – это прикладное искусство и для успеха в нем нужно много практики, поэтому привычка делать наброски – ключ к успеху. Закладывать ее можно в студии в качестве обязательных коротких эскизов до и после работы над длительным рисунком. Зарисовки «до» позволяют учащимся разобраться с композицией, выбрать наиболее удачную компоновку на листе. Если это живописная работа – решить тональные отношения. 5-10 минут потраченные на предварительные наброски помогут в итоге качественней, чище и быстрее выполнить длительный рисунок.

Зарисовки «после» окончания длительного рисунка – интересная и редкая в настоящее время практика наброска связанна с повторением на память ранее рисованной длительной постановки. Повторный рисунок выполняется в другом материале (например, карандаш вместо кисти), это защищает от механичного повторения рисунка и возвращает учащегося к вспоминанию натуры. Такое упражнение крайне полезно для развития зрительной памяти, главного инструмента любого художника.

Ведение скетчбука (дневника в картинках), зарисовка туда интересных моментов жизни, творческих идей - прекрасный повод делать наброски. Основной плюс скетчбука, как мотивационного инструмента для выполнения набросков – свобода самовыражения в материалах и техниках, законах и правилах, что очень хорошо принимается в подростковом возрасте.

С первых шагов в искусстве наброска необходимо воспитывать в учениках привычку смотреть на мир глазами художника. Это означает не бездумное срисовывание натуры, а наблюдая постоянно задаваться вопросами: Что меня привлекло в объекте? Какие чувства он вызывает? Можно ли из этого наброска развить идею для интересного рисунка? Только так исследуя окружающую реальность можно натренировать художественную наблюдательность и эстетическое восприятие действительности. Выполняя наброски, мы создаем визуальный контакт с миром, в котором живем, лучше понимаем и ценим его.

Outline and their place in the modern pedagogical practice of drawing teaching

Laletina S.A.,
master of The Moscow City University, Moscow

Annotation. The Sketch is of great importance in the development of artistic skills. The article deals with the actual tasks of the teacher in teaching students sketches in the classroom of fine arts.
Keywords: sketch, short drawing, visual skill, artistic observation


  1. Архипов, А.А. Рисунок головы человека. Монография / Архипов А.А., Пензин И.С., Рощин С.П. Сборник научных трудов (дата обращения: 01.11.2019).
  2. Рощин, С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: монография / С.П. Рощин // отв. ред. В.В.Корешков. URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/6269/1506772680-Risunok.Pdf (дата обращения: 01.11.2019).
  3. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В.С. Кузин. 2-е изд., стер. – М.:Academia: Издат. центр ≪Академия≫, URL: http://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23022.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
  4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Спб.:Азбука, 2000. 573 с.
  5. Руднев В.В. А.М. Соловьев. Педагог, художник, человек. М. Изобразительное искусство, 1970. 144 с.
  1. Archipelago, A.A. Drawing of the head of a person. Monograph/Archipelago A.A., Penzin I.S., Roschin S.P. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/3840/Выпуск 61 part 3, 2018 ppdf (date of appeal: 01.11.2019).
  2. Roshchin, S.P. Formation of professional and personal needs of the artist-teacher: monograph/S.P. Roshchin//hole. Ed. V.V.Koreshchkov URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/6269/1506772680-Risunok.Pdf (date of appeal: 01.11.2019).
  3. Cousin, V.S. Drawing. Outline and sketches: educational manual for students of institutions. Entities/V.S. Cousin. 2nd Ed., Str. - M.: Academia: Published. center akademiya ≫, URL: http://academia-moscow.ru/ftp_share / _ books/fragments/fragment_23022.pdf (date of appeal: 01.11.2019).
  4. Vugotsky, L.C. Psychology of Art/L.C. Vugotsky. - Spb.: Azbuka, 2000. 573 pages.
  5. Rudnev V.V. A.M. Solovyev. Teacher, artist, man. M. Fine Arts, 1970. 144 pages.