Аннотация. В работе рассматриваются коммуникативные интенции участников Интернет-коммуникации на тему художественных выставок, определенные системой их ценностных ориентаций. Согласно теории человеческой мотивации Абрахама Маслоу предпосылки коммуникативных интенций заложены в основе человеческих потребностей. Цель исследования состоит в анализе комментариев Интернет-пользователей, выделении соответствующих интенций и их последующего описания.

Ключевые слова: коммуникативные интенции; Интернет-коммуникация; теория человеческой мотивации; культурные ценности.

В настоящее время представляется возможным рассматривать Интернет как особое информационное, социальное, психологическое и лингвистическое пространство [2, с. 46]. Компьютерные сети видоизменили совместную деятельность и общение людей между собой, Интернет охватывает огромное количество пользователей во всем мире [1, с. 14]. Поэтому деятельность человека в различных компьютерных сетях, особенно коммуникация, привлекает все больше внимания со стороны лингвистов.

В данной работе рассматриваются коммуникативные интенции участников Интернет-коммуникации на тему художественных выставок, а также стратегии реализации данных коммуникативных интенций у Интернет-пользователей.

Следует отметить, что проблема реализации коммуникативных интенций в рамках общения на тему художественных выставок не представляется достаточно изученной, так как комплексные исследования, занимающиеся изучением Интернета как способа коммуникации в рамках данной тематики, на данный момент не представлены [4, с. 127], также не предложено развернутой типологии коммуникативных интенций участников коммуникации, которые тесно связаны с языковым поведением носителей языка и влияют на выбор определенных языковых средств. Следовательно, проведение анализа коммуникативных интенций участников Интернет-коммуникации на тему художественных выставок представляется актуальной задачей.

Ранее (в рамках курсовой работы) нами уже проводилось исследование коммуникативных интенции участников Интернет-коммуникации на тему путешествий, что создает основу для исследования коммуникативных интенций на тему художественных выставок. По результатам данного исследования представляется возможным провести сравнительный анализ коммуникативных интенций по двум разным тематикам и выявить сходства и отличия в способах их реализации.

Методологическую базу исследования составила теория человеческой мотивации Абрахама Маслоу, в рамках которой утверждается, что ни одна из потребностей не возникает обособленно, т.е. наряду с одним желанием возникает другое, и в совокупности они служат средством достижения определенной цели или так называемого фундаментального желания [3]. Таким образом, представляется возможным предположить, что в основе коммуникативных интенций лежат определенные потребности, желания, которые индивид стремится удовлетворить. Например, в рамках Интернет-коммуникации у участника коммуникации на тему художественных выставок может возникнуть желание поделиться информацией о своем опыте, стремление найти общие интересы, поддержать контакт с собеседником и др. В свою очередь, в основе данных интенций лежат определенные потребности, являющиеся в данном случае фундаментальными. Можно выделить несколько типов коммуникативных интенций в рамках данных фундаментальных желаний участников коммуникации.

В рамках теории человеческой мотивации Абрахам Маслоу выделяет следующие уровни базовых потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребность в признании и потребность в самоактуализации (см. рисунок 1).

Пирамида потребностей А. Маслоу

Рис.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Говоря о «пирамиде потребностей», следует отметить, что данные базовые потребности выстраиваются в четкую иерархию, в которой более насущная потребность предшествует менее насущной: т.е. можно заявить, что физиологические потребности будут сильнее, чем потребность в безопасности, так как при фрустрации данных потребностей первые будут доминировать. Как отмечает Абрахам Маслоу, чем выше место потребности в данной иерархии, тем менее она насущна для выживания, и, таким образом, такая потребность может дольше оставаться неудовлетворенной. При этом условия удовлетворения высших потребностей нечетко определены и для их актуализации требуется больше предварительных условий [3].

Например, для удовлетворения потребности в признании индивиду требуется взаимодействовать с большим количеством людей, он должен ставить перед собой долговременные задачи, сделать больше промежуточных шагов, чтобы удовлетворить данную потребность. Напротив, для реализации физиологических потребностей осуществление таких комплексных действий не обязательно. При этом для актуализации высших потребностей требуются благоприятные внешние условия: т.е. пока потребности нижних уровней не будут удовлетворены, осуществление высших потребностей будет невозможно.

В рамках данного исследования потребности данных двух уровней не представляются релевантными. Действительно, человек посещает художественную выставку при условии, что его физиологические потребности максимально удовлетворены, а внешние условия не представляют опасности жизни (индивид не будет обращать внимания на такое событие, как художественная выставка, если в стране ведется война или происходят массовые беспорядки, так как в данном случае удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности станут приоритетной задачей).

Исследование показало, что основными факторами возникновения коммуникативных интенций в рамках Интернет-коммуникации на тему художественных выставок являются потребность в принадлежности и любви, потребность в признании и потребность в самоактуализации (которая реализуется благодаря отражению в языковом поведении определенных ценностей). Следовательно, по признаку фундаментальной потребности представляется возможным выделить три группы коммуникативных интенций.

Например, в группу Потребность в принадлежности и любви будут входить такие интенции, как поиск общих интересов, поддержание общения, связи, чувство принадлежности и т.д. Так, в комментарии одного из пользователей Great moment yesterday night in #ardon #switzerland during the opening of our exhibition «Retour au Pays» with my friend словосочетание with my friend указывает на такую коммуникативную интенцию, как чувство принадлежности, которая также усиливается местоимением в словосочетании our exhibition. Таким образом, пользователь отмечает, что присутствовал на открытии выставки не один, а вместе со своим другом (вместе с тем, в комментарии указывается, что данное мероприятие является выставкой совместных работ самого автора сообщения и его друга), тем самым удовлетворяя потребность в принадлежности и любви.

Материалом исследования послужили комментарии Интернет-пользователей и сопровождающие их фотографии, которыми они делились с другими пользователям в социальной сети Facebook. Поиск примеров производился по ключевым словам (хэштегам), например, по таким словам, как art exhibition, art gallery, art museum, art festival, art auction, modern art, художественная выставка, художественная галерея, картинная галерея, художественный музей, художественный фестиваль, художественный аукцион, современное искусство. В поисковую строку на сайте социальной сети Facebook вводилось определенное ключевое слово, по которому далее предоставлялись соответствующие публикации пользователей, отмеченные данным хэштегом (см. рисунок 2).

Поиск по ключевым словам

Рис.2. Поиск по ключевым словам

Далее из представленных категорий, в соответствии с которыми сортируются и распределяются публикации пользователей на сайте Facebook, выбиралась категория «Фото», так как Интернет-пользователи часто комментируют свои фотографии, описывая запечатленное событие или место, и стремятся при этом добиться определенной ответной реакции от других пользователей (см. рисунок 3).

Выбор категории

Рис.3. Выбор категории

При просмотре определенной фотографии уделялось внимание оставленным пользователями комментариям, которые впоследствии отбирались в качестве материала исследования для последующего его анализа, а также выявления определенных языковых средств, с помощью которых реализуются коммуникативные интенции участников коммуникации на тему художественных выставок (см. рисунок 4).

Комментарий к фотографии

Рис. 4.Комментарий к фотографии

В связи с тем, что пользователи социальной сети Facebook оставляют комментарии, делятся фотографиями и видео каждую минуту, отследить общее количество публикаций не представляется возможным. Вместе с тем, при осуществлении поиска публикаций по определенному хэштегу в качестве результатов поиска выступает ограниченное количество публикаций. Таким образом, на каждое из ключевых слов, по которым производился поиск комментариев пользователей на тему художественных выставок, в среднем было представлено 552 публикации (учитывались только те общедоступные публикации, которые сопровождались комментарием пользователя). В результате было собрано 500 комментариев в виде развернутых текстов (250 комментариев на английском языке, 250 комментариев на русском языке).

Работа выполнена на основе метода контент-анализа и метода исчисления речевых актов. На первом этапе исследования методом сплошной выборки были собраны 500 комментариев Интернет-пользователей на тему художественных выставок в виде развернутых текстов (исходное форматирование комментариев сохранено, включая использованные пользователем эмотиконки («смайлики»)).

На втором этапе комментарии были разделены на две группы в зависимости от того, на каком языке они были опубликованы (английский язык, русский язык).

На третьем этапе были выделены определенные группы языковых средств, поиск которых производился в каждом из предложений. В процессе исследования были выделены следующие группы языковых средств: Оценочная и экспрессивная лексика, Обращение к другим пользователям, Принадлежность к группе, Перформативы, Репрезентативы, Директивы, Комиссивы, Экспрессивы (в процессе анализа материала было обнаружено, что глаголы-декларации не используются пользователями для вербализации коммуникативных интенций). Каждая языковая единица, относящаяся к одной из указанных групп, выделялась соответствующим способом (например, оценочные и экспрессивные языковые единицы выделялись жирным шрифтом).

На четвертом этапе в рамках метода контент-анализа проводился подсчет языковых средств, входящих в соответствующие группы. Подсчет проводился отдельно по каждой группе выделенных языковых средств, далее для каждой из этих групп было представлено общее количество найденных языковых единиц.

На пятом этапе выделенные языковые единицы были проанализированы и распределены по группам в зависимости от того, какую коммуникативную интенцию они помогали вербализовать. Например, с помощью перформативных глаголов участники коммуникации на тему художественных выставок вербализуют такую коммуникативную интенцию, как рассказ о положении дел, желают поделиться информацией, так как данные глаголы показывают включенность автора сообщения в ситуацию, а именно: пользователь в момент воспроизведения высказывания осуществляет соответствующее действие, описываемое соответствующим глаголом, например: Setting up the m2 Gallery for the exhibition – opening tomorrow night!!!

Таким образом, в рамках данного исследования метод контент-анализа тесно связан с методом исчисления речевых актов, что позволяет провести комплексный анализ исследуемого материала и выделить языковые единицы, которые указывают на определенные коммуникативные интенции, вербализующиеся в контексте комментариев участников Интернет-коммуникации на тему художественных выставок.

Communicative intentions on the internet: communication on art exhibitions
Shestopalova A.M.,
undergraduate 2 courses, The Moscow City University, Moscow
e-mail: ann6582@yandex.ru

Annotation. The research covers the communicative intentions of participants to Internet-communication on art exhibitions established by their values. Abraham Maslow’s theory of human motivation claims that communicative intentions are based on human needs. Along with this, the theory of speech acts helps highlight language means which characterize a certain communicative intention. Our goal is to analyze the comments of participants to Internet communication on art exhibition, define communicative intentions and offer their detailed description.
Keywords: communicative intentions; Internet communication; theory of human motivation; theory of speech acts; cultural values.


  1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: Психологические детерминанты и последствия. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 14-20.
  2. Литневская Е.И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2005. № 6. С. 46-61.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. 2004. URL: http://www.psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (дата обращения 01.11.2019).
  4. Шилина М.Г. Коммуникация в Интернете: Методологические основания исследования. Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. №4 (55). С. 127-130.
  1. Arestova O.N. Kommunikaciya v kompyuternyh setyah: Psihologicheskie determinanty i posledstviya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 1996. № 4. Page: 14-20.
  2. Litnevskaya E.I. Psiholingvisticheskie osobennosti Interneta i nekotorye yazykovye osobennosti chata kak iskonnogo setevogo zhanra. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9. Philologiya. 2005. №6. Page: 46-61.
  3. Maslou A. Motivaciya i lichnost’. 2004. URL: http://www.psylib.org.ua/books/masla01/index.htm. (date of appeal : 01.11.2019).
  4. Shilina M.G. Kommunikaciya v Internete: Metodologicheskie osnovaniya issledovaniya. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. №4 (55). Page: 127-130.