Код уникальной десятичной классификации: 80

Аннотация. В статье выявлены причины личностного и биографического свойства, определившие интерес В.М. Гаршина к использованию парцелляции в произведениях; представлены результаты анализа его произведений; рассмотрено понятие «парцелляция» в современной лингвистике.

Ключевые слова: парцелляция, парцеллированные конструкции, В.М. Гаршин.

Неослабевающий интерес к творчеству В.М. Гаршина свидетельствует о том, что данная область исследования остается актуальной для современной науки. Его произведения является объектом изучения разных литературоведческих школ и направлений. Однако в этом исследовательском разнообразии можно выделить три основных направления.

К первой группе следует отнести ученых, которые рассматривают творчество В.М. Гаршина в контексте его биографии [3]. В исследованиях второго направления проза В.М. Гаршина освещается преимущественно в сравнительно-типологическом аспекте [5]. Третью группу составляют работы тех исследователей, которые сосредоточили свое внимание на изучении отдельных элементов поэтики гаршинского текста. Проанализировав работы исследователей, мы пришли к выводу, что парцелляция в произведениях В.М. Гаршина недостаточно изучена. В этом и заключается научная новизна работы.

Парцелляция является объектом исследования в огромном количестве работ по лингвистике конца XX – начала XXI в. Причина столь пристального внимания к данному явлению – в неоднозначности, многоаспектности изучаемого объекта.
В исследовательских работах парцелляция рассматривается либо как стилеобразующее средство [6, с. 277-301], либо как средство коммуникативной организации речи [4, с. 283-289].

Под парцелляцией мы понимаем прием экспрессивного синтаксиса, который заключается в расчленении предложения на интонационно обособленные отрезки, отделяемые знаком точки. В основе парцелляции лежит подражание естественному развертыванию разговорной речи, когда речь формируется по мере течения мысли, а не является заранее обдуманной.
Основной причиной расширение круга расчлененных синтаксических построений в литературном языке, по мнению исследователей, является влияние разговорной речи.

Интересной нам показалась периодизация вхождения парцеллированных конструкций как явления разговорного синтаксиса в литературную речь, предложенная Е.А. Покровской. По ее мнению, «…первой ступенью было употребление парцелляции в языке писателей авангардной ориентации, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского, Ю.К. Олеши, в вошедшем в моду «рубленом синтаксисе» [9].

Однако они родились после смерти В.М. Гаршина и поэтому считать их «родоначальниками» использования парцелляции в художественных произведениях, по нашему мнению, нецелесообразно.

Прежде чем перейти к доказательству того, что в произведениях В.М. Гаршина парцелляция является одним из значимых литературных приемов, необходимо рассмотреть причины, которые могли повлиять на выбор писателем именно такого способа выражения мысли.

Для этого нужно определить, к какому литературному течению относится В.М. Гаршин. В современном литературоведение нет единой точки зрении по данному вопросу. Некоторые относят творчество В.М. Гаршина к реализму, другие к неореализму (подвид реализма), третье считают его импрессионистом.

Однозначно можно сказать, что сам писатель не относил себя к реалистам: «Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти – сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать себе что-нибудь новое, чем идти в хвосте школы, которая из всех школ, по моему мнению, имела меньше всего вероятия утвердиться на долгие годы» [2, т. 3, с. 357].

Бесспорным является тот факт, что В.М. Гаршин искал новый метод и новый подход к изображению действительности, и эти поиски привели к возникновению новой поэтики, которую следует рассматривать как качественный этап в развитии русской литературы, а не как какую-нибудь разновидность, подвид реализма («неореализм»).
На наш взгляд, многие особенности поэтики прозы, в том числе парцелляция, В.М. Гаршина позволяют рассматривать ее как явление литературного импрессионизма, закономерного этапа в развитии искусства 1870-1910 гг. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи. Однако не стоит забывать, что В.М. Гаршин общался с живописцами-современниками. Всем известна его дружба с Н.А. Ярошенко, И.Е. Репиным и И.И. Левитаном. Вероятно, что эта дружба могла повлиять на художественную манеру писателя.

Одним из основных приемов, который используют авторы-импрессионисты, исследователи считают фрагментарность и недосказанность: «…в спокойное эпическое повествование вдруг врываются яркие, ритмизованные усеченные фрагменты, поданные без учета элементарных синтаксических законов» [8, с. 21]. Писатель-импрессионист сознательно отказывается от полных описаний, характерных для «многословного» реализма, от его последовательной организации деталей.

Еще одной из возможных причин, почему В.М. Гаршин использовал в своем творчестве парцелляцию, могло послужить его психическое заболевание. В настоящее время трудно определить, чем именно болел писатель. Многие исследователи склонны считать, что у него было биполярное депрессивное расстройство. Данное заболевание с позиций современной психиатрической науки и практики представляет собой весьма тяжелую патологию: «…это психическое расстройство протекает в виде чередующихся аффективных фаз (маниакальных и депрессивных), разделенных «светлыми» промежутками душевного здоровья» [7, с. 86.].

При аффективных фазах страдает не только устная речь больного, но и письменная. Она становится бессвязной, состоящей из коротких «рубленых» предложений («шизофреническая пунктуация»). Однако В.М. Гаршин не писал свои произведения во время психотических приступов, т.е. его болезнь не влияла на его письменную речь. Помимо этого, сохранились его дневниковые записи и письма, которые доказывают, что психическое заболевание не влияло на письменную речь писателя.

Проанализировав произведения В.М. Гаршина, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев парцелляция употребляется в диалогах героев: «Здравствуй... Вот видишь, каков я... Конец наступил. Подкрался так неожиданно... глупо....» [1, с. 116-136.]; «Что ж, что выросла! Эка невидаль! Вот если б она сумела растолстеть так, как я! И чего тянется? Всё равно ничего не сделает. Решетки прочны, и стекла толсты» [1, с. 188-195.]. В данных примерах использование парцелляции служит для воссоздания разговорной речи.

Намного реже парцеллированные конструкции встречается во внутренних монологах героев. Обычно они употребляются для выделения определенного эмоционального фона персонажа, что позволяет автору достичь эффекта достоверности. Так, например, в рассказе «Четыре дня» с помощью использования парцелляции В.М. Гаршин подчеркивает восприятие непривычного, странного положения, событий, не понятных главному герою: «Да и лучше не шевелиться… Все равно. Лучше не шевелиться. Пусть тело будет неподвижно. Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но ее ничем не задержишь. Мысли, воспоминания теснятся в голове. Впрочем, все это ненадолго, скоро конец» [1, с. 89-100.].

Практически не встречается парцелляция в авторской художественной речи. Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная функция парцелляции в произведениях В.М. Гаршина – раскрытие характера литературного героя через его речевую характеристику, которая помогает читателю не только понять его духовный мир, но и оказаться в центре описываемых событий, воспринимать происходящее с позиций его участников. Такой прием является одним из средств передачи замысла автора.

Parcellation in the works of Vsevolod Garshin

Romanova A.O.,
bachelor 3 courses the Moscow City University, Moscow

Annotation. Personal and biographical reasons, that determined the author's tendency of using «parcellation», are revealed in this article; the analysis of his works are presented; the concept of «parcellation» in contemporary linguistics is described.
Keywords: parcellation, V.M. Garshin.