Аннотация. В статье рассмотрены «картины нравов» начала XIX века, созданные в «легкой» комедии А.С. Грибоедова «Студент». Грибоедов пересмотрел назначение смешного в «салонных» комедиях. Произведение создано с целью изображения быта и нравов дворянского общества.

 Ключевые слова: А.С. Грибоедов, комедия «Студент», дворянское общество, быт, нравы.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть идейно-художественные особенности комедии А.С. Грибоедова «Студент» (1817) и указать на своеобразие заключенных в произведении «картин нравов», как в целом охарактеризовал специфику драматургического творчества Грибоедова И.А. Гончаров [1, с. 385].

Жизнь русского общества в начале XIX века была регламентирована сословной принадлежностью и финансовым положением человека. Вместе с тем если в столицах, Петербурге и Москве, ощущались результаты петровских преобразований и дыхание западноевропейских революций, обыденность русской провинции протекала в целом без изменений. Наиболее серьезные трансформации были связаны с дворянским сословием, поскольку именно его представители в первую очередь получили возможность обучения в университете (хотя, согласно документам, подготовленным М.В. Ломоносовым, доступ к университетскому образованию имели все сословия Российской империи [4, с. 17]). В России с начала XIX века преподавание велось уже в четырех университетах: помимо первого – Московского, открытого в 1755 году, в 1802–1804 годах возникли также университеты в Дерпте, Казани и Харькове [4, с. 18].

Выпускником юридического факультета Казанского университета показан главный герой комедии Грибоедова «Студент»: это молодой человек, Евлампий Аристархович Беневольский, только что окончивший полный курс и приехавший покорять Петербург. Герой убежден, что он добьется успеха, поскольку изучил «курс этико-политических наук, политическую историю, политическую экономию, политику в строгом смысле, право естественное, право народное, право гражданское, право уголовное, право римское» и другие дисциплины [2, c. 54]. Отсюда принципиальный пересмотр Грибоедовым проблемы смешного в «салонных» комедиях [3, с. 144]. Тот факт, что Беневольский, по его словам, «возрастал <…> в Минервином храме, в университете» [2, с. 47], способствует стойким представлениям героя о том, что перед ним все пути открыты.

Вместе с тем Евлампий Беневольский приехал с Москву с ожиданием протекции от богатого барина Звёздова. Нравственная затемненность такого духовного облика молодого человека, изначально ориентированного не на собственные силы, а на связи благодетеля, создается Грибоедовым с помощью речевой характеристики героя, говорящего и пишущего выспренно и книжно-метафорически. В частности, дневниковые записи в Петербурге Беневольский начинает с фразы: «Мирюсь с Тобою, Провидение! Я в желанной пристани…» [2, c. 48]. В результате Евлампий Беневольский, нескладный, но самонадеянный провинциал и плохой стихослагатель, оказывается в смешных и глупых ситуациях. Однако в финале произведения, потерпев фиаско в связи с крушением надежд на свое продвижение рукою Звёздова, герой начинает прозревать и понимает, что только он сам может стать создателем собственной судьбы – и начинать надо со скромной должности корректора в типографии.

Отдельное сюжетное звено в комедии – это изображение семьи Звёздовых. Грибоедов показывает взаимоотношения супругов, в которых жена является страдающим лицом, а муж – самодуром и тираном. Однако госпожа Звёздова, как правило, достигает желаемого, поскольку «стоит на своем» [2, c. 51]. Сам же Звёздов, предтеча образа Фамусова, показан Грибоедовым как ловкий интриган, не представляющий жизни вне светской круговерти.

К сюжетному звену «Звёздов – Звёздова» примыкает линия «Полюбин – Варинька», в которой Варинька – воспитанница госпожи Звёздовой, а Полюбин – молодой человек, влюбленный в эту девушку. В отношении своей воспитанницы госпожа Звёздова проявляет ум и такт, что признает Полюбин: «если Звёздов не совсем так поступает, как бы должно, жена его женщина редкая», и ей, «как нежной матери», Варинька обязана «всеми приятностями», которые «всех заставляют» полюбить эту девушку [2, c. 51].

Особым образом Грибоедов выделил общение Беневельского и его слуги Федьки, поскольку слуга дает дельные советы, старается надоумить господина. С сатирически звучащей изысканностью в речи Беневольского соотнесена просторечная грубость Федьки. В частности, его жизненные установки заключены в следующих словах: «У этих больших бар, кто им первый пырь в глаза, да не вовремя, тот и виноват. Хорошо, что мой-то барин не великий господин; будет ли только исправно платить? – Ну, да что! Я ведь в Питере понавострился: за месяц вперед, а не то прощай. Денег нет – слуги нет, сам себе сапоги чисти» [2, c. 91].

Очевидно, что уже в ранних драматургических опытах, таких как «легкая» комедия «Студент», Грибоедов продолжил одну из важнейших национально-литературных традиций социальной сатиры, в русской драматургии восходящей к творчеству Д.И. Фонвизина. По справедливой мысли В.Н. Орлова, «творчество Грибоедова – великолепный пример общественной активности искусства», поскольку драматург – это «не сторонний наблюдатель, не бесстрастный летописец, равнодушно внимающий добру и злу», «но художник-мыслитель, художник-деятель, художник-агитатор, активно вторгающийся в жизнь с тем, чтобы помочь переделать ее» [5, c. 6].

Стоит указать также, что Грибоедов, в духе времени, писал, как правило, стихом. Комедия же «Студент» написана прозой, что позволяет утверждать, что драматург искал и находил новые средства для формирования живого русского разговорного языка, соответствующего литературным нормам и требованиям.

Russian way of life of the early XIX-th century: A.S. Ggriboedov’s comedy «Student»

A.G. Nesterova
undergraduate 1 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The paper considers the «pictures of manners» of the early XIX-th century depicted in A.S. Griboyedov’s «light» comedy «Student». Griboyedov revised the purpose of funny in «salon» comedies. The aim of his comedy is image of life and customs of noble society.
Keywords: A.S. Griboyedov, comedy «Student», noble society, life, manners.


  1. Гончаров И.А. «Мильон терзаний» // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. С.И. Машинского. М.: Правда, 1972. Т. 6. С.382-416.
  2. Грибоедов А.С. Студент // Грибоедов А.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под ред. С.А. Фомичева и др. СПб.: Нотабене, 1999. Т. 2. С. 45-101.
  3. Лоскутникова М.Б. Грибоедов Александр Сергеевич // Русские писатели, XIX век: Биографический словарь. М.: Просвещение, 2007. С. 142-154.
  4. Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII-XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий / 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2016. 352 с.
  5. Орлов В. Предисловие // Грибоедов А.С. Сочинения / Подгот. текста, предисл. и коммент. В. Орлова. М.; Л.: Гослитиздат, 1959. С. III-XXIV.
  1. Goncharov I.A. «Mil'on terzanij» // Goncharov I.A. Sobr. soch.: V 6 t. / Pod obshh red. S.I. Mashinskogo. M.: Pravda, 1972. T. 6. Page 382-416.
  2. Griboedov A.S. Student // Griboedov A.S. Poln. sobr. soch.: V 3 t. / Pod red. S.A. Fomichyova i dr. SPb.: Notabene, 1999. Т. 2. Page 45-101.
  3. Loskutnikova M.B. Griboedov Aleksandr Sergeevich // Russkie pisateli, XIX vek: Biograficheskij slovar'. M.: Prosveshhenie, 2007. Page 142-154.
  4. Loskutnikova M.B. Russkoe literaturovedenie XVIII–XIX vekov: Istoki, razvitie, formirovanie metodologij / 2-e izd., ster. M.: Flinta, 2016. 352 pages.
  5. Orlov V. Predislovie // Griboedov A.S. Sochineniya / Podgot. teksta, predisl. i komment. V. Orlova. M.; L.: Goslitizdat, 1959. Page III-XXIV.