Научный руководитель: Никитина Татьяна Алексеевна, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 373.24

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты педагогического мониторинга, с помощью которых можно оценить качество дошкольного образования. Апробирован мониторинг и на основе результатов сформулированы рекомендации для образовательных организаций.

Ключевые слова: оценка качества дошкольного образования, педагогический мониторинг, образовательная программа, условия.

В условиях стремительно меняющегося современного мира неизменно важным остается образование. Дошкольное образование является первым уровнем, с которого начинается институализированное образование ребенка. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться личные качества, формироваться основы будущей личности и у ребенка происходит знакомство с собственными способностями. Важно понять значимость данного уровня образования и обеспечить ребенка необходимыми условиями для полноценного развития.

Качество дошкольного образования выступает характеристикой системы дошкольного образования, отражающей степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В настоящее время проблема обеспечения качества дошкольного образования тесно связана с поиском и внедрением эффективных механизмов его оценки. Важно отметить, что проблема оценки качества образования в условиях современного быстро развивающегося мира весьма значительна, а модернизация требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования [2, 4].

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. (в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ, ч. 2, ст. 64) [8]. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [7] не предполагает проверку знаний, освоенных воспитанниками, путем проведения аттестаций. Результаты освоения детьми дошкольного уровня образования представлены в виде целевых ориентиров. В исследуемой проблематике оценки качества дошкольного образования центральным становится вопрос, что может являться объектом оценки?

Качество образовательной деятельности на дошкольном уровне может быть повышено по результатам проведения мониторинга и при определенных условиях: объективность и достоверность информации; конкретность и измеримость критериев и показателей; минимизация временных и трудовых затрат; комплексность; динамичность и прогнозируемость. Определены параметры мониторинга образовательной деятельности дошкольного уровня образовательной организации [3, 4, 9].

Нами был проведен педагогический мониторинг на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 17», включающей шесть корпусов, реализующих, в том числе, основную образовательную программу дошкольного образования.

Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе был проведен анализ основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП) на соответствие её структуры и содержания требованиям ФГОС ДО. На втором этапе был осуществлен внутренний и внешний мониторинг качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. На третьем этапе была проведена компетентностная диагностика педагогов дошкольного образования [3, 6, 9].

С помощью различных инструментов было проведено четыре блока оценочных процедур:

  • внутренняя оценка (на основании внутренней системы оценки качества образования, далее – ВСОКО) при помощи инструмента «Мониторинг качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Мониторинг условий по ФГОС ДО)» в модуле «Дошкольное образование» Московского регистра качества образования, разработанный МЦКО;
  • внешняя независимая оценка (далее – НОКО) при помощи инструмента «Мониторинг качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Мониторинг условий по ФГОС)» в модуле «Дошкольное образование» Московского регистра качества образования, разработанный МЦКО;
  • проведение сопоставительного анализа оценок внутреннего тестирования (ВСОКО) и внешнего, проводимого независимым наблюдателем (НОКО).

На третьем этапе проводилась независимая компетентностная диагностика воспитателей (четвертый блок оценочных процедур): диагностика профессиональных действий и умений (компетенций) в рамках педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования (далее – диагностика). Компетентностная диагностика разработана Московским центром качества образования в соответствии с Профстандартом «Педагог», ФГОС ДО.

Анализ основной образовательной программы дошкольного образования Школы показал, что образовательная программа представлена в открытом доступе на сайте образовательной организации с пояснительной запиской в основном соответствует основным требованиям ФГОС ДО. В структуре основных разделов программы отражена часть, формируемая участниками образовательных отношений (п. 2.11 ФГОС ДО), однако выявлен недостаток, связанный с объёмом частей программы. В содержании программы не проанализировано примерное соотношение объёма обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.9 ФГОС ДО). Кроме того, указание в каждой образовательной области большого количества парциальных программ и методик не позволяет оценить приблизительное соотношение данных частей.

В части несоответствий, связанных с содержанием программы в рамках НОКО было выявлено, что воспитанники дошкольных групп Школы осваивают комплексную (авторскую) образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веркасы, размещенную на официальном сайте Федерального института развития образования. Однако, содержание собственно ООП ДО образовательного учреждения основывается на другой комплексной (авторской) образовательной программе дошкольного образования – «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, также размещённой на официальном сайте Федерального института развития образования. Данное противоречие может ввести в заблуждение профессиональную и родительскую общественность. В рамках внешней оценки экспертом было определено, что парциальная образовательная программа «Здоровый дошколёнок», описанная в содержательном разделе ООП ДО, не реализуется в дошкольных группах ОО, однако она отражена в содержании Программы.

В целевом разделе Программы раздел «Планируемые результаты» представлен целевыми ориентирами, описанными во ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (далее – ПООП ДО), без конкретизации с позиции основной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.11.1 ФГОС ДО). Педагогический коллектив самостоятельно формулирует планируемые результаты в рамках реализации своей программы или выбирает конкретный инструментарий и показатели развития детей из реализуемых комплексных программ и иных методических пособий в области дошкольного образования.

Кроме того, отражение деятельности педагогов по проведению педагогической диагностики, как одной из форм оценки индивидуального развития детей, в содержании Программы является обязательным условием в соответствии с комментариями Минобрнауки России к ФГОС ДО. Однако, выделять данный процесс отдельным элементом в структуре ООП ДО ФГОС ДО не регламентирует.

Было отмечено, что в целевом разделе (п. 2.11.1 ФГОС ДО) не обобщены результаты проблемного анализа значимых для разработки Программы характеристик, что в свою очередь не даёт возможность определить содержание части, формируемой участниками образовательных отношений: Результаты проведения внутреннего мониторинга качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования определили качество условий реализации образовательной программы на высоком уровне. Однако, при проведении внешнего мониторинга и сопоставлении результатов уровень качества условий определен как средний.

Таким образом, условия в дошкольных группах в основном соответствуют требованиям ФГОС ДО и позволяют обеспечить полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Небольшой процентный разрыв в оценке наблюдался по следующим параметрам: материально-технические условия 90 % в рамках ВСОКО и 73 % в рамках НОКО и психолого-педагогические условия 90 % в рамках ВСОКО и 75 % соответственно.

По результатам мониторинга были выявлены проблемные зоны в психологе-педагогических условиях. В основной образовательной программе имеется информация о готовности организации к оказанию образовательных услуг для детей с ОВЗ. Посещаемость воспитанников составляет от 60 % до 70 %. Из вариативных форм дошкольного образования представлена только одна единица. В режиме дня предусмотрено время для самостоятельной и свободной деятельности детей. Отведенное время отражено в документах – основной образовательной программе, режиме дня и планах воспитателей, но данного количества времени недостаточно, представлено менее трех часов в день. Также отмечено, что доля детей, зачисленных в первые классы путем перевода из дошкольных групп, составляет менее 60 %.

Выявлены проблемные зоны в блоке развивающей предметно-пространственной среды. Среда частично соответствует требованиям ФГОС ДО, но большинство предметов обстановки обладают жестко закрепленным способом употребления. Материалы и оборудование частично доступны детям, однако некоторые материалы повреждены. Также следует отметить, что материалы и оборудование не в полной мере обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность детей. Материалы и оборудование не разнообразны и их недостаточное количество, чтобы удовлетворить потребности и интересы каждого ребёнка.

Относительно материально-технического обеспечения образовательного процесса было выявлено, что оно соответствует основной образовательной программе и предъявляемым требованиям, но имеются отдельные недостатки.

По итогам независимой диагностики воспитателей были получены следующие результаты: 58 % тестируемых (79) человек выполнили тестирование на базовом уровне с показателями от 16 до 12 баллов из 24 максимально возможных (67-50 % от всей работы); большой процент выполнивших работу ниже базового от 11 баллов (от 46 % всей работы). Таких воспитателей в образовательной организации 36 %. Только 6 % воспитателей показали высокий уровень прохождения справившись с заданиями на 17 и более баллов (71 % от всей работы). Стоит отметить, что на 100 % - 24 балла, с заданиям никто не справился. Трудности вызвал блок «взаимодействие воспитателей с детьми с ОВЗ» – 35 % выполненных заданий. Меньше половины тестируемых – 44 % выполнили задания из блока Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования». Данный результат говорит о том, что воспитатели не участвовали в разработке ООП ДО, таким образом, не владеют ключевыми компетенциями.

Вызвали затруднения задания, направленные на выявление компетенций модуля: «Создание образовательной среды для детей дошкольного возраста, включая развивающую предметно-пространственную среду» – 43 % выполнения. Можно сделать вывод о недостаточных способностях использования возможностей образовательной среды для достижения образовательных результатов и обеспечения качества образовательного процесса: организации сотрудничества обучающихся, поддержании активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развитие их творческих способностей; организации конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Целью проведения подобных процедур является выявление дефицитов и точек роста для развития и совершенствования качества образовательной деятельности на дошкольном уровне образования. Представим краткие рекомендации по результатам опытной части исследования.

В части ООП ДО рекомендовано проанализировать реальное использование парциальных программ, возможно, они используются не целиком, а педагогами используются конкретные технологии и методики из данных программ, именно о них надо написать в программе, иначе, возникает сомнение, как можно реализовать такой объем. В соответствии с п. 2.11.1 ФГОС ДО в пояснительной записке должны быть раскрыты значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфика условий. Таким образом, раскрывая приоритетное направление, которое собственно зависит от особенностей контингента или специфики условий, разрабатывается часть программы, формируемая участниками образовательных отношений. В организационном разделе рекомендуем описать подробнее материально-технические условия оснащения ДО (здание и прилегающая территория).

При проведении мониторинга качества условий был выявлен невысокий процент посещаемости дошкольных групп для детей от 3 до 7 лет. Рекомендуется провести анализ данных по отсутствию детей в дошкольных группах, определить объективность причин, изучить необъективные причины, предложить пути решения предотвращения в дальнейшем данных случаев, определить шаги взаимодействия педагогов с педагогами и педагогов с родителями (законными представителями). Следует обратить внимание на минимальное количество предоставляемых вариативных форм дошкольного образования (группы различной направленности и разным режимом функционирования). Также необходимо провести мониторинг среди родителей в необходимости открытия дополнительных групп кратковременного пребывания (далее – ГКП). Целесообразно провести анализ семей воспитанников на наличие статуса «многодетная семья». При наличии такой семьи необходимо рассказать многодетным родителям о возможности открытия семейных детских садов.

По результатам независимой диагностики и выявления проблемных зон в некоторых модулях тренинга целесообразно организовать мероприятия для педагогов, направленные на развитие их профессиональных компетенций при взаимодействии с детьми с ОВЗ (тренинги, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации и пр.).

Учитывая все выявленные нами проблемные зоны и представленные рекомендации, можно преобразовать образовательное пространство для развития дошкольников, что в дальнейшем позволит повысить качество образования на дошкольном уровне образования.

Assessment of quality of preschool education by means of carrying out pedagogical monitoring at the level of the educational organization

Nikitenko O.V.,
undergraduate 2 courses the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nikitina Tatyana Alekseevna,
senior research associate of laboratory of development of the child of institute of the Moscow City University, system projects, candidate of pedagogical sciences

Annotation. In article instruments of pedagogical monitoring by means of which it is possible to estimate quality of preschool education are considered. Monitoring is approved and on the basis of results recommendations for the educational organizations are formulated.
Keywords: assessment of quality of preschool education, pedagogical monitoring, educational program, conditions.