Аннотация. В статье рассматривается проблема организации внутришкольного мониторинга для качественного управления образовательным процессом через принятие управленческих решений. Обосновывается возможность изменения качества образовательных услуг посредством внесения изменений в организацию учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: мониторинг, внутришкольный мониторинг, качество образования, управление, образовательный процесс, эффективность контроля

Современная стратегия образования предполагает развитие образовательного учреждения, реализацию федеральных образовательных стандартов, выполнение социального заказа, к которому привлечено внимание круга заинтересованных лиц к вопросам качества образования и его оценки [5]. Эффективный внутришкольный мониторинг может не только обеспечить систему управления достаточной и объективной информацией для принятия решений, но и удовлетворить социальный запрос на доступность и достоверность информации о качестве образования [1].

Для образовательного учреждения важно иметь точную, объективную оперативную информацию о текущем состоянии учебного процесса для своевременной организации методической поддержки учителей, внесения корректировок в учебно-воспитательный процесс, следовательно, повысить качество образования [3].

Целью мониторинговых исследований является выявление соответствия желаемому результату. Важным является не столько выявление и совпадение результата с эталоном, сколько прогнозирование дальнейшего развития объекта с целью предупреждения нежелательных результатов [2].

Для определения оптимального принятия решения управленческих задач нами была выбрана традиционная трехступенчатая система исследования. Первый этап предполагал первичную диагностику уровня мотивации к обучению у испытуемых. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, в ходе которого была проведена управленческая работа по развитию мотивации к обучению. На третьем этапе, контрольном, был проведен сравнительный анализ результатов эксперимента.

Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа №2122 г. Москвы. В качестве испытуемых выступили 90 обучающихся основной средней школы в возрасте от 11 до 12 лет.

Для проведения исследования детям было предложено выполнить метапредметный тест «Лабиринты кролика» [4]. Испытуемым было предложено прочитать текст о кроликах, после которого дети должны были выполнить следующие задания:

  • первое задание, предполагающее ответы на вопросы, о взаимосвязи между кроликами и лабиринтами. 48 обучающихся, что составляет 53 % от общего количества испытуемых, ответили правильно, 42 школьника (47 % обучающихся) не смогли ответить на поставленный вопрос правильно;
  • второе задание, в котором предлагалось продолжить фразу словами из текста. 56 обучающихся (62 %) смогли правильно продолжить фразу и вспомнить для чего кролику длинные уши. С этим заданием не справились 34 школьника (38 %), они не смогли вспомнить полезные данные конституции и экстерьера кролика;
  • третье задание, в котором предлагалось определить картинку с местом возможного проживания кролика, а также поиск в тексте предложения, на основании которого можно было сделать данный вывод. 53 обучающихся (59 %) смогли правильно ответить на поставленный вопрос и найти соответствующее подтверждающее предложение в тексте. У 37 школьников (41 %) выполнение данного задания вызвало трудности. Дети не смогли правильно дать ответ и затруднялись в поиске ответа в предложенном тексте;
  • четвертое задание, которое было направлено не только на оценку внимания при прочтении текста, но и на оценку математических способностей обучающихся. Из 90 обучающихся, принимавших участие в эксперименте смогли правильно выполнить данное задание 47 испытуемых (52 %);
  • пятое задание состояло из двух частей, включающих математические задания. При этом результаты второй части напрямую были связаны от правильности ответа на первую часть. Результаты детей были следующие: правильное решение первой задачи смогли дать 34 испытуемых (38 %). Не смогли правильно выполнить это задание 56 испытуемых (62 %). Из всех испытуемых только 28 детей (31 %) смогли правильно решить вторую часть задания.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что с заданиями справляются примерно половина испытуемых. Была выдвинута гипотеза, что внесение необходимых изменений в образовательный процесс позволит развить у школьников мотивацию к обучению и повысить уровень следующих умений: во-первых, общее понимание текста и ориентацию в нём – определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; во-вторых, использование информации из текста для различных целей – для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

Для достижения заявленных целей было принято несколько управленческих решений, на основании которых учителям было рекомендовано использовать в учебном процессе уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий. Игровая деятельность, внеклассная работа были направлены на то, чтобы дети смогли более детально ознакомиться с окружающим животным миром. Также были расширены представления педагогов об особенностях, обучающихся через организацию тренинга, проведение проективной методики «Что мне нравится в школе».

Педагогом был составлен индивидуальный учебный план в соответствии с учетом особенностей образовательных потребностей каждого ребенка, где задача учителя состояла в обеспечении постоянных мотивационных действий обучающегося на всех этапах урока: мотивация начала работы, первичная мотивация; мотивация выполнения работы, закрепление и усиление первичной мотивации; мотивация завершения урока (результативность, постановка целей на будущее). Также были внесены изменения в рабочие программы по предмету «математика», отобраны наиболее эффективные формы и методы работы. К учебному процессу подключили родителей, использовали потенциал семьи для повышения мотивации.

При повторной диагностике мы получили положительную динамику в экспериментальной группе испытуемых, которая составила 46 %. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что определенным образом организованное образовательное пространство способствует как развитию учебной мотивации, так и определенных умений обучающихся. Дети стали более серьёзно и ответственно выполнять задания, наблюдается положительная динамика при выполнении математических заданий.

Таким образом, мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Intra-school monitoring of quality of education as control facility educational process

Nechiporuk T.Y.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. In article the problem of the organization of intra-school monitoring for high-quality management of educational process through adoption of management decisions is considered. The possibility of change of quality of educational services by means of modification of the organization of teaching and educational process is proved.
Keywords: monitoring, intra-school monitoring, quality of education, management, educational process, efficiency of control


  1. Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды // Образование в современной школе. 2005. № 5. 56 с.
  2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе (вопросно-ответное обучение). М.: Сентябрь, 2013. 224 с.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.
  4. Тест для оценки читательской грамотности «Лабиринты кролика». ИНФОУРОК. URL: https://infourok.ru/test-dlya-ocenki-chitatelskoy-gramotnosti-labirinti-krolika-2893818.html (дата обращения: 18.04.2018).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки РФ. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
  6. Шамова Т.И. Теория и практика управления школой/ Т.И. Шамов, С.Г. Воровщиков // Развитие образовательных систем проблемы управления ими: Программы для аспирантов. М.: Прометей, МПГУ, 2009. С. 67-76
  1. Alexandrov, L.A. Personal development of the school student in the conditions of the new educational environment//Education at modern school. 2005. No. 5. 56 pages.
  2. Bezrukova, V.S. Vs about a modern lesson at school (question-answer training). M.: September, 2013. 224 pages.
  3. Markova A.K. Formation of motivation of the doctrine at school age. M, 1983. 96 pages.
  4. The test for assessment of reader's literacy «Labyrinths of a rabbit». INFOUROK. URL: https://infourok.ru/test-dlya-ocenki-chitatelskoy-gramotnosti-labirinti-krolika-2893818.html (date of the address: 18.04.2018).
  5. Federal state educational standard of the primary general education / M-in science and education of the Russian Federation. Standards of the second generation. M.: Education, 2010. 31 pages.
  6. Shamova T.I. Theory and practice of management of school/T. I. Shamov, S.G. Vorovshchikov // Development of educational systems of a problem of management of them: Programs for graduate students. M.: Prometheus, MPGU, 2009. Page 67-76