Аннотация. Статья посвящена проблеме создания образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В качестве критериев оценки образовательной среды для данной категории обучающихся рассматриваются три группы показателей: создание пространственных условий, реализация адаптированных образовательных программ и вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений. Исследование данных параметров проведено с помощью специально разработанной шкалы.

Ключевые слова: образовательная среда, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), шкала оценки, пространство и оборудование, адаптированная основная образовательная программа, социальные отношения

Современные тенденции образования всё чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении педагогических и управленческих задач. Термин образовательного пространства фигурирует в образовательных стандартах нового поколения, а потому является обсуждаемой категорией педагогики среди ученых и педагогов общеобразовательных школ. Следует отметить, что сам термин «образовательная среда» имеет корни в социально-гуманитарных дисциплинах: философии, социологии, психологии [1].

Образовательная организация предоставляет комплекс норм и правил, которые регламентируют образование и порядок развития образовательного пространства. Продуктивным результатом реализации данных требований выступает создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, его открытость и привлекательность для обучающихся, родителей (законных представителей) и всего общества. Создание образовательной среды выступает важным фактором в воспитании и духовно-нравственном развитии обучающихся, кроме того оно гарантирует охрану и укрепление физического, социального и психологического здоровья участников образовательных отношений.

Главной задачей начальной школы выступает организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый школьник был способен успешно реализовать себя в познавательной деятельности. Важнейшими факторами развития детской любознательности и учебной мотивации, развитием познавательного интереса в стандарте выступает создание образовательной среды, стимулирующей формы познания: опыты, учебный диалог, наблюдения.

Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области образования выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям каждого гражданина, современным общественным потребностям и развитию экономики. Реализация данной цели предполагает решение одной из важнейших задач сегодняшнего дня – модернизации институтов системы образования, которая включает создание образовательной среды, обеспечивающей возможность успешной социализации и доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья [3].

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это ученики, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, которые делают невозможным получение образования без создания специальных условий. Статус обучающегося с ОВЗ подтверждается психолого-медико-педагогической комиссией [4].

Сопровождение ребёнка с ОВЗ в образовании определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесённой с возможностями такого ребёнка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организацией образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребёнка.

Согласно отчёту о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Доступная среда» (2010-2020), работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводится по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности, обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.

Группа обучающихся с ОВЗ неоднородна. Образовательная организация обязана создавать для каждого ребенка специальные условия с учетом именно его потребностей и возможностей. Именно этот фактор определяет актуальность создания инструмента, способного фиксировать уровень развития образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и на основе данных наблюдений устанавливать её соответствие требованиям нормативно-правовой базы.

Разработанная шкала оценивания образовательной среды была создана для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. В основе процедуры оценивания лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту.

Система оценки образовательной среды начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ включает в себя критерии и показатели:

Пространство и оборудование

  1. Пути движения внутри здания образовательной организации.
  2. Наличие специального оборудования для обучающихся с ОВЗ.
  3. Зонирование помещений.
  4. Доступность информации для полисенсерного восприятия.

Реализация адаптированной основной образовательной программы (АООП)

  1. АООП.
  2. Нормативно-правовая база.
  3. Внеурочная деятельность обучающихся.

Вовлеченность в систему социальных отношений

  1. Взаимодействие педагогов с детьми с ОВЗ.
  2. Стимулирование общения между обучающимися.

С целью апробации данной шкалы было проведено исследование в двух образовательных организациях: общеобразовательной школе ГБОУ «Школа №1387» (1) и общеобразовательной школе, участвующей в городском проекте города Москва «Ресурсная школа» – ГБОУ «Школа № 705» (2).

Результаты оценивания образовательной среды для обучающихся с ОВЗ представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Количественные результаты оценивания образовательной среды сравниваемых школ

Критерии (шкалы) оцениванияПоказатели оцениванияГБОУ
(1) (2)
IПространство и оборудование I.1.Пути движения внутри здания образовательной организации 4 4
I.2.Наличие специального оборудования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 4
I.3.Зонирование помещений 2 4
I.4. Доступность информации для полисенсерного восприятия 4 4
IIРеализация адаптированной основной образовательной программы (АООП) II.1.АООП 2 4
II.2. Нормативно-правовая база 2 4
II.3. Внеурочная деятельность обучающихся 0 4
IIIВовлеченность в систему социальных отношений III.1.Взаимодействие педагогов с детьми с ОВЗ 4 4
III.2.Стимулирование общения между обучающимися 2 4

На основании полученных результатов представим сравнительную характеристику образовательной среды общеобразовательной школы (1) и общеобразовательной школы, участвующей в городском проекте города Москва «Ресурсная школа» (2).

  1. Одинаково высокие результаты оценки в общеобразовательной и ресурсной школах получены:
    • по показателям шкалы «Пространство и оборудование», а именно в оцениваемых школах созданы одинаковые условия для обучающихся с ОВЗ в части обеспечения путей движения внутри здания, наличия специального оборудования и доступной для полисенсерного восприятия информации;
    • по показателю «Взаимодействие педагогов с детьми с ОВЗ» шкалы «Вовлеченность в систему социальных отношений». В сравниваемых школах учителя понимают и принимают особенности обучающихся с ОВЗ и создают комфортные условия для их пребывания в образовательной организации.
  2. Различия в оценках образовательной среды общеобразовательной и ресурсной школ относятся:
    • к показателям шкалы «Реализация адаптированной основной образовательной программы», а именно разработка АООП, нормативно-правовой базы и создание условий для внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ. В ресурсной школе имеются все сопровождающие обучающегося с ОВЗ документы, в том числе индивидуальные образовательные маршруты; локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ, представленные на сайте ГБОУ; коррекционные программы работы специалистов; протоколы регулярных заседаний психолого-педагогического консилиума. В общеобразовательной школе представлены адаптированные основные образовательные программы и коррекционные программы, иные документы находятся на стадии разработки;
    • к показателю «Зонирование помещений» шкалы «Пространство и оборудование». В ресурсной школе учебные кабинеты имеют игровые зоны и зоны отдыха, оснащённые оборудованием, в зависимости от нозологии обучающегося и заключения комиссии. В общеобразовательной школе наблюдается наличие игровой зоны в кабинетах специалистов;
    • к показателю «Стимулирование общения между обучающимися» шкалы «Вовлеченность в систему социальных отношений». В ресурсной школе каждый обучающийся по мере возможностей вовлекается в систему социальных отношений, получает возможность пребывания в ситуации успеха, принимает участие в классных, школьных, городских мероприятиях. В общеобразовательной школе обучающиеся не привлекаются к жизни школы, но изредка принимают участие в классных мероприятиях.

Проведенное сравнение характеристик образовательной среды школ, реализующих АООП, позволяет сделать следующие выводы:

В общеобразовательной школе, участвующей в городском проекте города Москва «Ресурсная школа», получены более высокие (по сравнению с общеобразовательной школой) результаты по всем критериям и показателям оценки образовательной среды, что свидетельствует о том, что в данной образовательной организации созданы оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ.

В условиях общеобразовательной организации, не участвующей в городском проекте города Москва «Ресурсная школа», по ряду показателей получены низкие оценки. В данной школе необходимо обратить особое внимание на следующие направления работы: обеспечение условий для внеурочной деятельности и вовлечения в группу сверстников, обучающихся с ОВЗ.

Assessment of the educational environment of elementary school within realization of Federal state educational standard of the primary general education for children with limited opportunities of health

Shalunova V.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nesterova Oksana Valeryevna,
leading researcher of laboratory of educational infrastructures of institute of The Moscow City University, system projects, candidate of psychological sciences

Annotation. Article is devoted to a problem of creation of the educational environment for students with limited opportunities of health. As criteria for evaluation of the educational environment for this category of students three groups of indicators are considered: creation of spatial conditions, implementation of the adapted educational programs and involvement of the social relations studying with limited opportunities of health in a system. The research of these parameters is conducted by means of specially developed scale.
Keywords: the educational environment, studying with the limited opportunities of health (LOH), assessment scale, space and the equipment, the adapted main educational program, the social relations


  1. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р.Е.Пономарев // Педагогическое образование и наука. 2003. №1. С. 29-31.
  2. Современная образовательная среда в школах России и за рубежом: Концепция исследования. 2018. 28 с.
  3. Концепция Специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. М.: Просвещение ,2013. 7 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 06.03.2019 года. / Документы РФ (Документы Российского Законодательства) URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения: 11.04.2019).
  1. Ponomarev R.E. Educational space as fundamental concept of the theory of education / R.E. Ponomarev // Pedagogical education and science. 2003. No. 1. Page 29-31.
  2. The modern educational environment at schools of Russia and abroad: Concept of a research. 2018. 28 pages.
  3. The concept of Special federal state standard for children with limited opportunities of health / [N.N. Malofeyev, O.I. Kukushkina, O.S. Nikolskaya, E.L. Goncharova]. M.: Education, 2013. 7 pages.
  4. Federal law «About Education in the Russian Federation». The federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ «About education in the Russian Federation» in edition of 06.03.2019. / Documents of the Russian Federation (Documents of the Russian Legislation) of URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (date of the address: 11.04.2019).