Аннотация. В настоящей статье изложены основные проблемы, формирующие социальную напряженность иностранных студентов в московских ВУЗах. Актуальность исследования заключается в том, что социальные конфликты очень распространены среди иностранных студентов в России. На основе ключевых проблем сформулированы основные решения и предложения, которые возможно реализовать в кратчайшие сроки. Статья может быть основой для дальнейшей государственной политики в сфере образования и дальнейших исследований в области социальной напряженности.

Ключевые слова: социальная напряженность, студенты, иностранцы, межличностные отношения, культура, традиции.

В настоящее время в российском высшем образовании сохраняется тенденция интернационализации, что является одним из важнейших условий вхождения российских ВУЗов в международное образовательное пространство, а также неотъемлемой частью процесса глобализации. Прямыми проявлениями данных тенденций являются разработка и использование международных образовательных программ, обмен преподавательскими составами и студентами между ВУЗами разных стран [2].

Вместе с тем, для иностранных студентов характерна дифференцированность в части культуры, религии, традиций, психологии что не может не создавать определенной социальной напряженности. Данный аспект особенно ощутим в г. Москве, где сосредоточено 88 государственных ВУЗов [1]. В данном контексте с целью понимания терминологии необходимо привести определение термина «социальная напряженность».

Так, по А.В. Дмитриеву под социальной напряженностью необходимо понимать определенное эмоциональное состояние группы или общества в целом, которое так или иначе вызвано давление социальной или природной среды и длящееся на протяжении достаточно долгого периода времени [3].

Следуя логике Е.В. Тучковой социальная напряженность базируется в рамках интегральной характеристики социально-экономического положения в рамках выбранного региона и включает в себя самооценку ежедневного настроения, неудовлетворенность условиями проживания, материальное благосостояние, оценку экономического положения государства, степень доверия к властям, а также ряд иных факторов [7].

На основании данных определений И.В. Михеевым делается вывод, что ключевым в описании термина является повышенный эмоциональный уровень, который является следствием неудовлетворенности, как целой группы, так и индивидуума в отдельности [4].

Высокий уровень социальной напряженности в г. Москва доказан Комитетом гражданских инициатив, который отнес Москву – город федерального значения, к регионам с «оранжевой угрозой», в том числе по причине высокой протестной активности на фоне неблагополучной социально-экономической ситуации [4].

Во многом аспект социальной напряженности обуславливается периодическими драками, которые происходят, в том числе среди студентов иностранцев. Так, шестого января 2019 года. в Московском государственном строительном университете (МГСУ) произошла массовая драка с участием студентов из Китая из-за того, что студенты не смогли договориться о том, кто, где будет спать [5]. Все вышеперечисленные аспекты обуславливают актуальность выбранной тематики.

В данном контексте необходимо упомянуть о факторах, которые оказывают негативное влияние на студентов иностранцев, а именно:

  • личностно-психологические и межличностные отношения (в том числе языковые барьеры, исходя из потребностей студента-иностранца, и т.д.);
  • климатические условия (суровый российский климат);
  • образовательная среда;
  • проживание в интернациональных общежитиях;
  • бытовые условия для проживания.

Особое значение для иностранного студента имеет именно последний пункт из вышеперечисленных факторов, что отмечено на соответствующем графике опроса студентов-иностранцев (рис. 1).

Основные проблемы бытового характера у студентов-иностранцев, обучающихся в российских ВУЗах, в % [6].

Рис. 1. Основные проблемы бытового характера у студентов-иностранцев, обучающихся в российских ВУЗах, в % [6].

Вместе с тем, определенным решением по снижению уровня социальной напряженности среди иностранного студенчества в г. Москва является адаптация иностранных студентов в системе высшего образования. Следует признать, что в настоящее время для большинства ВУЗов характерно отсутствие комплексных программ адаптации и соответствующей системной работы по ним. Кроме того, важно отметить проблему отсутствия единства в подходах к сопровождению студентов на всем периоде обучения.

Исходя из выявленной проблемы исследования, а именно отсутствия единства подходов полагаем необходимым разработать единую государственную программу адаптации студентов-иностранцев, основанную на поступательной адаптации студента.

Первым шагом в данной программе должно быть психолого-педагогическое тестирование иностранных студентов по определенным вопросам, которые позволят выявить так называемые группы риска, например, склонность к вредным привычкам, предрасположенность к тем или иным предметам, отдельные психологические особенности и т.д.

Вторым шагом является максимальное устранение языковых и культурных барьеров. Данную проблему возможно решить посредством соответствующих обучающих курсов по русскому языку, а также посредством знакомства с культурой и традициями русского народа.
Третьим шагом в программе является знакомство с Вузовкой жизнью: условиями образовательного процесса и соответствующими требованиями, правилами внутреннего распорядка.

Четвертым шагом является необходимость знакомства с г. Москва и его достопримечательностями: посещение выставок, музеев, памятных мест.

Пятым шагом является необходимость создания на базе московских ВУЗов студенческих советов и клубов по интересам, а также межвузовских объединений и движений (в том числе волонтерских), что во многом будет способствовать активному и конструктивному взаимодействию студентов во внеурочной деятельности.

Шестым шагом следует считать разработку целого комплекса различных тематических мероприятий, которые будут направлены на воспитание командного духа, толерантности и т.д. Кроме того, здесь необходимо предусмотреть мероприятия по социально-спортивному направлению.

Немаловажным аспектом является промежуточное тестирование иностранных студентов (примерно один раз в полугодие) с целью выявления отклонений и проведения оценки удовлетворенности. В ходе указанного тестирования важен сбор информации о негативных факторах, которые требуется устранять по мере обучения.

Кроме того, необходимо предусмотреть соответствующую подготовку преподавательского состава ВУЗа, включающую основы и специфику проведения занятий с иностранными студентами ВУЗов.

Преподаватель, который осуществляет образовательную деятельность со студентами-иностранцами должен учитывать нижеследующие факторы:

  • ясно представлять окончательные результаты своей педагогической деятельности;
  • выбирать методики преподавания, соответствующие контингенту иностранных студентов с постоянной оценкой своих действий и пониманием достигаемого результата;
  • проводить постоянную корректировку выбранных методик преподавания, исходя из достигнутых промежуточных и итоговых результатов;
  • активно слушать студентов-иностранцев и считаться с их точкой зрения относительно значимых вопросов образовательного процесса [7].

Таким образом, с целью снижения социальной напряженности иностранных студентов необходим взвешенный комплексный подход с соответствующей государственной поддержкой в части научно-теоретического и финансового аспектов. Необходимо помнить, что будущие студенты выпускники российских ВУЗов будут вынуждены уехать в свои государства. По их отзывам в дальнейшем будет складываться общее впечатление о Российской Федерации и формироваться соответствующий имидж.

Ways of decrease in social tension among foreign students of the Moscow higher education institutions

Mogo Tabeu Marsel Grasse,
master of 3 course of the Russian State Social University, Moscow

Annotation. In the present article the main problems forming social tension of foreign students in the Moscow higher education institutions are stated. The relevance of a research is that the social conflicts are very widespread among foreign students in Russia. On the basis of key problems the main decisions and offers which are possible for realizing in the shortest possible time are formulated. Article can be a basis for further state policy in education and further researches in the field of social tension
Keywords: social tension, students, foreigners, interpersonal relations, culture, traditions.


  1. Высшие учебные заведения России URL: https://msk.postupi.online/ (дата обращения: 23.04.2019).
  2. Груздева О.В., Старосветская Н.А. Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-sisteme-vuzovskogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.04.2019).
  3. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект. СОЦИС. 2004. №10. С. 2-22.
  4. Михеев И.В. Понятие социальной напряженности в отечественной и зарубежной социально-гуманитарной науке. URL: http://agencysgm.com/news/kgi-predstavil-indeks-sotsialno-politicheskoy-napryazhennosti-v-regionakh-rossii/ (дата обращения: 23.04.2019).
  5. Москва. Новости. URL: http://mosday.ru/news/item.php?1733210&view=full (дата обращения: 23.04.2019).
  6. Обучение иностранных студентов в Российской Федерации. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (дата обращения: 23.04.2019)
  7. Тучков Е.В. Социальная напряженность в регионах Центра России: механизмы диагностики ирегулирования: Автореферат дис. ...канд. социол. наук. Орел: Изд-во Орловской регион. Академии гос. Службы. 2000. 28 с.
  8. Хвалина Е.А. Обучение иностранных студентов // «Человек и современное общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научнопрактической конференции. Часть I. (25 января 2012 г.). Новосибирск: Изд. «ЭКОР-книга», 2012. С. 117-121.
  1. Higher educational institutions URL of Russia: https://Moscow time. postupi.online/ date of the address: 23.04.2019).
  2. Gruzdeva O.V., Old-world N.A. Adaptation of foreign students in the system of high school education. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-sisteme-vuzovskogo-obrazovaniya (date of the address: 23.04.2019).
  3. Dmitriyev A.V. Conflictogenity of migration: global aspect. SOTsIS. 2004. No. 10. Page 2-22.
  4. Mikheyev I.V. Concept of social tension of the domestic and foreign social humanity. URL: http://agencysgm.com/news/kgi-predstavil-indeks-sotsialno-politicheskoy-napryazhennosti-v-regionakh-rossii/(date of the address: 23.04.2019).
  5. Moscow. News. URL: http://mosday.ru/news/item.php? 1733210&view=full (date of the address: 23.04.2019).
  6. Training of foreign students in the Russian Federation. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (date of the address: 23.04.2019)
  7. Tuchkov E.V. Social tension in regions of the Center of Russia: mechanisms of diagnostics of an iregulirovaniye: Abstract yew.... edging. sociological sciences. Eagle: Publishing house Oryol region. State academies. Services. 2000. 28 pages.
  8. Hvalina E.A. Training of foreign students // «Person and modern society: questions of pedagogics and psychology»: materials of the international correspondence nauchnopraktichesky conference. Part I. (on January 25, 2012). Novosibirsk: «Prod. EKOR-book», 2012. Page 117-121.