Аннотация. В статье рассматривается история московского среднего образования во время битвы за Москву с 1941 по 1942 гг.

Ключевые слова: народное ополчение, война, учебный процесс, московское образование, Гороно, битва за Москву, форпост, эвакуация, пионерия, консультационные пункты.

И грянул 1941 год. Июнь – пора сдачи экзаменов, выпускных вечеров, прощания со школой. А строилось их тогда (особенно в Москве) достаточное количество [2; 11]. В грядущие 1941 – 1944 года предполагалось ввести в строй пару сотен новых школьных зданий, и скорее всего это бы и случилось, если бы не одно событие, в корне изменившее жизнь всей страны. Назначенный в 1939 году заведующий Гороно Алексей Георгиевич Орлов делал все для того, чтобы школы Москвы были полностью укомплектованы, а ученики гордились своей причастностью к учебным заведениям. Однако, все эти планы нарушило это страшное слово – война.

Начало Великой Отечественной Войны совпало с выпускными вечерами в московских школах.

И грянула всеобщая мобилизация. Огромное количество москвичей, в т. ч. не подлежащих призыву, добровольно шли и вступали в народное ополчение. Пустующие в летний период школьные здания были очень удобны для размещения штабов и сбора воинских формирований. За несколько дней на пунктах было собрано 25 народных дивизий, однако, городу нужны были не только военные подразделения, но и тыловые рабочие руки. В связи с этим количество дивизий сократили до 12. К ним добавилось ещё 25 истребительных батальонов, сформированных из 18 тыс. добровольцев. С июня 1941 г. по июль 1942 г. на фронт ушли 1873 московских учителя, а сменили работу в школе на оборонные предприятия и учреждения Наркомата обороны 2666 педагогов [19].

С начала войны в МГК ВКП(б) шел разговор о дальнейшей судьбе московских детей. Уже 1 июля Исполкомом Моссовета было принято постановление по их эвакуации, с дальнейшим размещением [13], а 31 июля 1941 года председателю совета по эвакуации при СНК СССР Н. М. Швернику Моссовет рапортовал, что вывезено 472 тыс. детей [17]. Из Москвы и Московской области было эвакуировано 97 школ ФЗО, училищ со 140 тыс. чел. [14]. Столицу покинуло 9281 педагогов. Остальные же – 16 школ ФЗО, 8 ремесленных и железнодорожных училищ города приступили к изготовлению деталей для военной техники [17]. Нужно отметить, что вывезенные из города дети находились под постоянным контролем Моссовета и Мосгороно – работниками проводились специальные выезды на место, исследование качества жизни ребят.

Но в городе оставалось также огромное количество других детей. Уже с лета 1941 года их начали привлекать к общественно-полезным делам для обороны города. Так, уже 22 июля в Москве прошла первая немецкая бомбардировка. Огромную роль сыграла система МПВО, активными участниками которой были московские школьники. За первые 9 месяцев войны на город было сброшено около 100 тысяч зажигательных бомб, а бойцами МПВО ликвидировано около 44 тысяч загораний и 2 тысяч пожаров [1]. Воздушные атаки немецкой авиации на Москву продолжались же весь 1941 год [13]. Именно поэтому в городе была организована сеть бомбоубежищ для населения. Отрывок из Вечерней Москвы (от 13 декабря 1941 г.) «не везде по-настоящему используют инициативу молодежи, в частности детей-активистов». Здесь же: «В одном из домов по улице Кирова с первых дней войны дети принимают активное участие в работе группы самозащиты. Они дежурят по штабу и у здания, следят за порядком в убежищах» [5]. Девять пионеров Москвы – Женя Нефедов, Валя Баранов и др. к 1942 году уже были отмечены правительственной наградой – медалями «За боевые заслуги» [12].

13 сентября 1941 г. Моссоветом было принято постановление «О работе школ города Москвы в 1941/ 1942 учебном году». В нем предусматривалось открыть 134 школы, 997 классов с общим числом учащихся 34788 человек и начать учебный год с 15 сентября. Но, в связи с тем, что не эвакуированные учащиеся восьмых-десятых классов в сентябре 1941 г. массово были направлены на 20 дней в колхозы и совхозы Московской области на уборку овощей и картофеля, 15 сентября на учебу они не вышли. Однако, в специальных учебных заведениях – артиллерийской, военно-воздушной и военно-морской школах, занятия начались согласно плану, с 15 сентября 1941 г. [15].

После возвращения школьников с полей Подмосковья предприятия Москвы обязаны были с 15 сентября по 15 октября 1941 г. доэвакуировать 62230 детей в Горьковскую, Молотовскую, Челябинскую, Саратовскую и Сталинградскую области. Отправка должна быть начата с 22 сентября. Из документов Моссовета того времени: «Родители не желают вывозить своих детей, жалуются на отсутствие у детей зимней одежды и обуви, а также не знают район, куда поедут дети...». Преподаватели же в основном ушли на другие работы, но были среди них и те, которые остались как обслуживающий персонал при школьных зданиях.

Остальные же дети – а это, в первую очередь, выпускники (7 и 10 классы) должны были доучиться. Но как организовать процесс обучения в городе таким образом, чтобы выпускники освоили тот необходимый минимум знаний, который давала школа? Это была задача, которую Гороно решил, и помог поступить школьникам в техникумы и ВУЗы.

Октябрь и ноябрь 1941 года для не эвакуированных ребят так же прошел не за партами. Более 20 тыс. учащихся старших классов помогало в строительстве оборонительных сооружений на подступах к столице, 28 тыс. учащихся старших классов пошли работать на заводы и фабрики, заменив ушедших на фронт боеспособных работников. [12].

В декабре 1941 г. во всех 25 районах Москвы при 32 школах города открылись консультационные пункты для 12 тыс. учащихся седьмых-десятых классов. Эти школы стали работать в нетрадиционном режиме – по консультативно-зачетной (очно-заочной) системе. Учителя три раза в неделю по два часа проводили с учащимися консультации, ученики получали задания, которые готовили самостоятельно, а затем сдавали зачеты и экзамены. С 15 января 1942 г. по такой системе обучалось 13964 человек, в т.ч. учащихся 7-х классов – 10677 человек, учащихся 10-х классов – 3287 человек [16]. Каждый консультационный пункт был рассчитан на 720 учащихся, был оборудован библиотекой, бомбоубежищем. До 800 педагогов было привлечено к работе на консультационных пунктах. Там же были выделены комнаты для самостоятельных занятий учащихся, организованы кабинеты химии, физики, биологии, географии. Каждый цикл учащийся прорабатывал в течение 2 месяцев и 10 дней [17]. Учащиеся были объединены в группы по 10–12 человек и имели куратора – учителя, который организовывал их работу и консультировал 3 раза в неделю по 2 часа [17]. По итогам после такой системы количество учащихся, которые сдали все экзамены равнялось 97 %.

Многие дети, предоставленные в ту пору самим себе, вдохновленные общим патриотическим подъемом в стране, начинают обивать пороги военкоматов, призывных комиссий, приписывают себе годы, а то и просто бегут на фронт. МГК ВЛКСМ принимает решение создать при крупных домоуправлениях разновозрастные пионерские отряды, которые получат наименование форпостов. Студентам педагогических вузов, молодёжи, имеющей опыт в организации общественных детских объединений, дается поручение организовать в городе несколько форпостов [8]. Также была организована военно-допризывная подготовка учащихся старших классов. Из «Вечерней Москвы» за 13 декабря: «19 детских форпостов и 8 пионерских баз организованы в Советском районе. На форпостах созданы кружки, в которых юные москвичи изучают одну из воинских специальностей. Форпосты организовали 3 библиотеки и 30 передвижек» [5]; за 27 января 1942 г.: «в бомбоубежище по Ново-Басманной проводится большая и интересная работа с детьми. Бауманский районный отдел народного образования организовал здесь читальню для ребят и комнату для пионеров, в которой занимается форпост, открываются выставки» [4].

Огромную воспитательную и общественную роль сыграли собранные в то время тимуровские команды, оказывающие помощь различным учреждениям города. Организуются также мастерские, детские трудовые бригады. К весне 1942 г. в Москве было создано 375 детских производственных мастерских (для производства ширпотреба и оборонных заказов) с охватом более 17 тыс. учащихся. Этими силами с 1 апреля по 1 ноября 1942 г. было произведено продукции и выполнено работ на 15 млн руб., а за весь 1942 г. – на 40 млн руб. [18].

С лета 1942 года был составлен план подготовки учреждений Мосгороно к зиме 1942–1943 учебного года, в результате чего 250 школьных зданий было подготовлено к новому учебному году и 21 сентября более 120 тыс. учащихся московских школ приступили к занятиям. К концу 1942 г. работало уже 295 школ, в которых обучалось 176 тыс. человек. На работу возвратились многие учителя. Их численность составила 5974 человека. Однако в течение года численность учеников резко сокращалась, так как значительная часть из них трудилась на предприятиях. В связи с этим в 1942/1943 учебном году были открыты 24 вечерние школы с общей численностью учащихся 7300 человек. В школах же вновь появились так называемые «трехсменки», от которых в 1930-е в связи со строительством школ отказались (вновь не хватало школьных зданий, т.к они были заняты различными организациями [11]).

После того как немецкая армия потерпела поражение в битве под Москвой, и враг был отогнан от столицы на большое расстояние, каждый район Москвы взял шефство над каждым, пострадавшим от рук фашистов, районом Московской области. Немалую помощь в восстановлении хозяйства области оказали и школьники Москвы. В школах города был организован сбор вещей для пострадавших сограждан. Цитата из «ВМ»: «школьники Таганского района помогали собирать письменные принадлежности, учебники для того, чтобы отправить их в Краснополянский район» [4].

И все же, нельзя не согласиться с тем, что писали в «Правде» от 24 марта 1942 года: «как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени. Никаких ссылок на военную обстановку» [10].

Первый год войны выдался сложным для московского образования, однако, даже в те суровые дни, когда немецкая армия уже стояла у стен Москвы, самоотверженные работники Мосгороно наладили и содержали систему обучения, внедряли новые идеи по воспитанию и обучению, способствовали просвещению учащихся.

Слава работникам образования того времени!

The Moscow schools at the beginning of the Great Patriotic War

Busarov I.V.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. In article the history of the Moscow secondary education is considered during the battle of Moscow from 1941 to 1942.
Keywords: national militia, war, educational process, Moscow education, City board of education, battle of Moscow, outpost, evacuation, pioneering, counseling centers


  1. Беспримерный подвиг: Материалы научной конференция, посвященной 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. М., 1968, с. 11.
  2. Бусаров И. В. История развития типизации школьного строительства (1920 – 1941 гг.) в Москве // Электронный научный журнал Science in a Megapolis. URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-8/natural-mathematical-and-technical-sciences/history-of-typing.html (дата обращения 21. 03. 2019).
  3. Бызова О. М. Народное образование Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг // Вестник ТГУ. 2012.
  4. «Вечерняя Москва» №21 от 27. 01. 1942.
  5. «Вечерняя Москва» №294 от 13. 12. 1941.
  6. Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2 (23).
  7. Образование в Москве. История и современность. М., 2000.
  8. ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005.
  9. Половецкий С. Д. Московское образование в дни суровых испытаний (к 75-летию Московской битвы) // Проблемы современного образования. 2016. №6.
  10. «Правда» №76 от 24 марта 1942.
  11. Рогачев А.В. Москва. Великие стройки социализма/ Алексей Рогачев. – М. ЗАО: Издательство Центрполиграф, 2014. – 480 с.
  12. Справка МГК ВЛКСМ о работе пионеров и школьников на нужды фронта. МОСКВА – ФРОНТУ. 1941-1945 гг. М., Издательство «Наука», 1966.
  13. Справочник Мосгороно – Горький, 1941.
  14. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 857. Л. 1.
  15. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 795. Л. 8.
  16. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 833. Л. 1.
  17. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 843. Л. 2.
  18. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 825. Л. 2.
  19. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 857. Л. 1.
  1. Unprecedented feat: Materials scientific a conference, devoted to the 25 anniversary of defeat of fascist troops near Moscow. M, 1968, Page 11.
  2. Busarov I. V. History of development of typification of school construction (1920 - 1941) in Moscow // the Online scientific magazine Science in a Megapolis. URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-8/natural-mathematical-and-technical-sciences/history-of-typing.html (date of the address 21. 03. 2019).
  3. Byzova O. M. National education of Moscow in days of the Great Patriotic War of 1941-1945 // the TGU Bulletin. 2012 pages.
  4. «Evening Moscow» No. 21 from 27. 01. 1942.
  5. «Evening Moscow» No. 294 from 13. 12. 1941.
  6. We have to teach all children and well learn, despite complexity of wartime//Domestic and foreign pedagogics. 2015. No. 2 (23).
  7. Education in Moscow. History and present. M, 2000.
  8. PIONEER LEADERS of MOSCOW 1941-1945. M, Klassiks Style Publishing house, 2005.
  9. Polovtsian S. D. The Moscow education in days of severe tests (to the 75 anniversary of the Moscow fight) // Problems of modern education. 2016. No. 6.
  10. Pravda No. 76 of March 24, 1942.
  11. Rogachyov A.V. Moscow. Great buildings Socialism / Alexey Rogachyov. – M of closed joint stock company: Centrpoligraf publishing house, 2014. – 480 pages.
  12. The certificate of MSC of the All-Union Leninist Young Communist League of work of pioneers and school students for needs of the front. MOSCOW – to the FRONT. 1941-1945 M., Nauka Publishing house, 1966.
  13. Reference book Mosgorono – Bitter, 1941.
  14. TsAGM. T. 528. Inventory 1. 857. L. 1.
  15. TsAGM. T. 528. Inventory 1. 795. L. 8.
  16. TsAGM. T. 528. Inventory 1. 833. L. 1.
  17. TsAGM. T. 528. Inventory 1. 843. L. 2.
  18. TsAGM. T. 528. Inventory 1. 825. L. 2.
  19. TsAGM. T. 528. Inventory 1. 857. L. 1.