Научный руководитель: Маркина Людмила Витальевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Код уникальной десятичной классификации: 811.161.1

Аннотация. В статье кратко характеризуется феномен имплицитной речевой агрессии, рассматриваются специфические, прежде всего графические средства ее реализации на материале интернет-комментариев.

Ключевые слова: имплицитная агрессия, речевая агрессия, интернет-коммуникация.

Исследователи отмечают рост агрессии в интернет-коммуникации. Речевая агрессия (по определению Т.А. Воронцовой) – это «целенаправленное, мотивированное, конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит негативное эмоциональное воздействие на адресата» [2, с.109].

Агрессия может проявляться в различных формах. Одним из критериев дифференциации ее форм является способ выраженности – эксплицитный или имплицитный. Средства выражения эксплицитной агрессии легко выявляются при анализе и подробно описаны такими исследователями, как К.Ф. Седов, Ю.В. Щербинина, Т.А. Воронцова, Т.И. Стексова, Ю.В. Ерофеев и др. В отличие от них, средства выражения имплицитной агрессии изучены в меньшей степени, в том числе и в интернет-коммуникации.

Цель статьи – представить некоторые выявленные нами средства выражения имплицитной агрессии в интернет-комментариях. Комментарии мы понимаем как рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Для анализа были собраны комментарии к материалам из социальной сети «ВКонтакте», представляющие светские, политические и экономические новости.

По определению В.Ю. Апресяна, имплицитная агрессия – это «замаскированная, неявно выраженная, языковая агрессия» [1, с. 32]. В понимании имплицитной агрессии мы идем вслед за В. Ю. Апресяном.

Средства выражения имплицитной агрессии обладают рядом признаков. Во-первых, они должны носить неявный характер, то есть, в отличие от эксплицитных средств выражения агрессии, они не должны легко выявляться адресатом; во-вторых, реализовывать негативную реакцию (агрессию) пользователя; наконец, имплицитная агрессия выражается, как правило, с использованием средств языка в непрямой функции.

Исследователи выделяют грамматические и лексические средства выражения имплицитной агрессии. Так, В.Ю. Апресян, например, к грамматическим средствам относит использование императивов в непрямой функции или условно называемых псевдоимперативов (Диана Калашникова: Поговори мне тут. Без «самых умных» разберемся [https://vk.com/inmskru]), вопросов в агрессивной функции (Ирина Попова: Василий, вам сколько лет тогда было? 4? [https://vk.com/kudago]). К лексическим средствам выражения относятся, по его мнению, прагматически окрашенные синонимы и частицы (где уж, тоже мне, эх ты, только и др.) Например, Миша Шишков: тоже мне, самые умные нашлись [https://vk.com/inmskru]. Таких средств немного.

При анализе интернет-комментариев, однако, можно обнаружить и другие средства выражения имплицитной агрессии, например, на графическом уровне. Средства графического уровня предназначены компенсировать такой недостаток интернет-коммуникации, как невозможность видеть собеседника. Невербальные сигналы (жесты, мимика, интонация) заменяются средствами графического уровня, к которым относятся буквы, знаки препинания, различные приемы сокращений слов, использование пробелов между словами, отступов, всевозможных подчёркиваний. В некоторых случаях средства графики выступают в непрямой функции и служат для выражения имплицитной агрессии.

В нашем материале были выявлены следующие средства графического уровня, реализующие агрессивную функцию.

В качестве средства выражения имплицитной агрессии может выступать использование прописных букв в непрямой функции. Основная функция прописных букв – это обозначение первого слова в предложении и выделение имен собственных. В интернет-общении использование прописных букв в ряде случаев указывает на возмущение, негодование комментатора, т.е. реализуется некая негативная оценка, иными словами – агрессия. Следует отметить, что в социальных сетях распространена фраза «Не повышай на меня шрифт!», то есть на подсознательном уровне пользователь трактует использование прописных букв как проявление агрессии. Например, Далер Закиров: За ремень – штраф… Не работает фара – штраф... Нет огнетушителя – штраф.... – А ТО, ЧТО МЫ ЕЗДИМ ПО ЯМАМ – МЕТР НА МЕТР – ЭТО НИЧЕГО, ДА)?! [https://vk.com/vesti].

Средством выражения имплицитной агрессии, как показывает наш материал, могут выступать и знаки препинания. Так, использование комментатором восклицательных или вопросительных знаков, а также их сочетания – достаточно частое средство проявления агрессии. Многократное использование данных знаков препинания, как правило, отражает негативную реакцию пользователя: возмущение, негодование, раздражение, досаду, недовольство.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих данное положение:

  • Николай Михайлович: Валерия, угомонитесь уже!!! Геноцид москвичей))) Почему из 40 домов вышли протестовать полтора десятка жителей? [https://vk.com/vesti]. В данном примере пользователь не только высказывает возмущение, но и указывает, что собеседник начал раздражать окружающих.
  • Natasha Romanova: Денис, а вы не думаете, об этом должно заботиться их правительство, а не россияне страдать?!?! [https://vk.com/inmskru].

Многоточия также предстают как средство проявления агрессии. При использовании многоточия создается эффект, что пользователь настолько возмущен каким-либо поступком или событием, что у него даже пропадает дар речи. Например, это иллюстрирует комментарий к новости о том, что департамент транспорта разрешил водителям самим исправлять ошибки оплаты парковки (Ольга Добрая: 21 век пришел... [https://vk.com/kudago]).

Интересно отметить использование многоточия в следующем примере: Олег Ярцев: «Выгоните всех черно.... Ой! (смайлик – обезьяна с закрытым ладошками ртом) гостей с юга, и вздохнёте свободно!!!!!!!» [https://vk.com/vesti]. Говорящий использует бранное слово, заменяя его окончание многоточием. Затем пишет междометие «Ой!» и вставляет смайлик, означающий «ничего не скажу». При этом остальные пользователи легко могут догадаться, какое именно ругательство скрыто. Таким образом, говорящий возмущается не только проблемой мигрантов, но и показывает отношение к толерантному обществу, которое в его картине мира будет иметь негативное значение.

Средством выражения имплицитной агрессии может оказаться также использование кавычек или скобок, являющихся в подобных случаях способом передачи интонации. С их помощью пользователь показывает ироничное отношение к собеседнику, насмешку над мнением оппонента.

Проиллюстрируем использование данных средств выражения имплицитной агрессии примерами:

  • Александр Исаков: ступай, уже, хватит блистать «интеллектом» [https://vk.com/vesti];
  • Ксения Ледяева: ребенок будет здоровее от бутылок – это нонсенс. Быстрее в воз запатентуйте свое открытие))))) [https://vk.com/kudago].

Также можно выделить еще одно специфическое средство выражения имплицитной агрессии в интернет-общении. В социальных сетях распространено использование стикеров. Стикеры — это графические изображения, позволяющие выразить свои эмоции и передать настроение. Логическое продолжение смайлов, но с более красочной реализацией. Стикеры могут либо только имитировать определенные эмоции, либо сопровождаться надписью.

Приведем несколько примеров стикеров, которые скрывают агрессию. Например, лицо человека или животного, который использует жест «фейспалм». Фейспалм – это онлайн-выражение, означающее физический жест. Более широко известная трактовка выражения: «лицо, закрытое одной рукой», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния или раздражения. В качестве примера можно привести стикер с изображением сжатого кулака, которое сопровождается надписью «Еле терплю». Стикер отображает раздражение говорящего, показывает, что скоро терпение говорящего иссякнет, и он перейдет к агрессивным действиям.

Таким образом, для выражения имплицитной агрессии в интернет-коммуникации могут использоваться специфические средства, которые обусловлены отсутствием в виртуальном общении невербальных сигналов (мимики, интонации, жестов). Как правило, пользователи стремятся компенсировать этот недостаток интернет-коммуникации с помощью средств графики (использование букв, знаков препинания, сокращений и т.д.) или специальных средств интернет-коммуникации – стикеров. В подобных случаях средства графики реализуют непрямую функцию, указывая на негатив – возмущение, недовольство, раздражение говорящего, т.е. выражают имплицитную агрессию.

The means of expression of implicit aggression in the internet commentaries

Sinitsyna E.V.,
undergraduate, the 2nd course, The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Markina Lyudmila Vitalyevna,
Doctor of Philology, associate professor, professor of department of Russian and technique of teaching philological disciplines of institute of the humanities of The Moscow City University, Moscow

Annotation. This article describes the phenomenon of implicit verbal aggression and considers the specific, particularly graphic, means of her realization in the internet commentaries.
Keywords: implicit aggression, verbal aggression, internet communication.