Научный руководитель: Серебренникова Юлия Александровна, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.161.1

В настоящее время в основе образовательного процесса в начальной школе лежит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который предполагает внедрение системно-деятельностного подхода в обучение младших школьников. Данный подход предполагает активное усвоение содержания обучения, а также развитие обучающегося в процессе собственной деятельности.

В этой связи, для организации обучения, повышения качества его результатов, формирования у школьников умения учиться, активно и осознанно включаться в самостоятельную исследовательскую работу современный педагог должен использовать в своей работе новые формы, методы, средства и технологии.

Одной из актуальных форм работы с обучающимися начальных классов по ФГОС НОО, реализующей выше перечисленные задачи, является организация групповой деятельности на уроке, которая способствует:

  • созданию условий для учебного самоопределения учащихся, 
  • целеполаганию и нахождению способов работы, соразмерных возможностям детей;
  • организации дискуссий для обсуждения вариантов решения проблемы;
  • взаимообучению детей.

Наряду с этим групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу, а также позволяют активно включать каждого ученика в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
  • наличие определенного задания для каждой группы;
  • выполнение задания под руководством лидера группы или учителя;
  • индивидуальное участие каждого члена группы в решении общего учебного задания;
  • индивидуальная и общая оценка работы участников группы по результатам выполнения задания и другие.

Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об игре, поскольку групповая работа это прежде всего игра со своими правилами и участниками, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление.

Несмотря на то, что групповая работа повышает учебную мотивацию, снижает уровень тревожности обучающихся в процессе ознакомления с новым материалом, повышает эффективность усвоения учебного материала и актуализации знаний на основе взаимного обучения детей, улучшает психологическую обстановку в классе, существует ряд аспектов, на которые необходимо обратить внимание педагогу при организации такой формы работы: 

  • продумать не травмирующую систему деления класса на группы;
  • ограничить возможность детей воспользоваться результатами работы другого участника команды;
  • адекватно оценить личные профессиональные компетенции в области проведения занятий с подгруппами;
  • обучить младших школьников групповой работе.

Последний аспект может состоять из нескольких этапов.

Этап 1. Работа в парах – дает учащимся время подумать, обменяться идеями с партнером, тем самым способствуя развитию навыков общения, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.

Этап 2. Работа в мини-группах – предполагает активную работу над учебной проблемой в составе четырех человек, среди которых как мальчики, так и девочки.

Групповая работа с обучающимися начальной школы на уроках русского языка может быть представлена в виде мозгового штурма, различных игр, дискуссии, урока-конференции, исследования, занятия-композиции, диспутов, докладов по теме. 

При мозговом штурме прежде всего происходит совместная генерация новых идей, что позволяет выстроить некоторые гипотезы и наметить пути их подтверждения или опровержения. 

Игра «Продолжи» позволяет группе составить связный текст на заданную тему. При этом, каждый участник группы формулирует одно предложение, которое является логическим продолжением предыдущего. 

Игра «Снежный ком» предполагает выполнение аналогичных заданий каждым участником группы индивидуально и самостоятельно. Далее школьники объединяются в пары, обмениваются способами решения задания и находят наиболее оптимальный. Следующий шаг – объединение двух пар для выбора наилучшего решения той же учебной задачи. Так продолжается до тех пор, пока все участники группы не объединятся. Итогом работы является доклад о проделанной работе. 

Игра «Лови ошибку» предполагает выдачу каждой группе несколько грамматических, стилистических, синтаксических и другого вида правил, часть которых содержит ошибку. В своих группах младшим школьникам данные ошибки необходимо обнаружить и обосновать.

В ходе своей профессиональной деятельности автором статьи была проведена активная работа по обучению обучающихся младшего школьного возраста работе в группе, которая состояла из следующих этапов:

  1. Изучение уровня знаний и умений обучающихся третьего класса в области русского языка;
  2. Проведение занятий с включением работы в парах в ходе словарной работы: учащиеся писали словарный диктант, после написания происходила взаимопроверка работ на основе сопоставления написанного школьником и правильного варианта правописания, представленного педагогом на слайде. Многократное повторение данной работы позволило детям научиться точно понимать задания учителя и работать в парах;
  3. Проведение групповой работы на занятиях при изучении темы «Сложные слова». Данная работа представляла собой:
    • деление класса на две группы;
    • подготовку к выполнению группового задания: постановка задачи, инструктаж о последовательности работы, проверка необходимого материала, выбор капитана;
    • актуализацию знаний по заявленной теме: повторение определения понятия, алгоритма работы со сложными словами;
    • обсуждение задания по нахождению всех сложных слов с одним из корней –ход- (для одной команды) и одним из корней –пад- (для другой команды);
    • сообщение результатов обсуждения капитаном и озвучивание всех найденных командой слов. 
  4. Коррекция организации и проведения групповой работы на следующих занятиях в связи с пассивностью некоторых участников при выполнении задания, которая заключалась в отсутствии командного обсуждения решения задания. При этом, каждый участник группы должен был самостоятельно на выданном группе листе бумаги написать по одному слову, выделял корни и соединительную букву гласного. После написания слов последним участником капитан выходил к доске, выписывал все слова, выделял корни и соединительную букву гласного. Такая работа способствовала привлечению к активной работе всех обучающихся, вспомнить алгоритм работы со сложными словами и проверить усвоение материала.

На основе выше изложенного можно сделать выводы о том, что групповая деятельность на уроках русского языка помогает обеспечить единство процессов обучения, воспитания и развития для решения таких актуальных задач, как обучение без принуждения, учения без двоек, повышения интереса к знаниям за счет самодеятельности, обучение с увлечением в комфортной среде.

Было выявлено, что при групповой форме организации образовательного процесса по русскому языку эффективнее происходит общее развитие личности младшего школьника: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, командный дух. Дети учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, развивать коммуникативные навыки, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. 

Систематическое использование групповых видов работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократного повторения учебного материала, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

Дата публикации: 18.04.2017 г.