Аннотация. Художественное воспитание имеет важное значение для формирования у каждого ребенка знаний, которые необходимы ему для восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве. Кроме того, художественное воспитание предполагает развитие у детей таких умений и навыков, которые позволяют им выражать свои чувства в рисунках, совершенствовать свои художественные способности.

Некоторые педагоги считают, что целесообразно начинать обучать детей рисованию как можно раньше, с тем, чтобы ребенок быстрее осваивал навыки и умения, которые необходимы для отображения реальной действительности. Согласно такому подходу, ребёнок сначала копирует образцы, предлагаемые педагогом, а лишь затем создает произведения, опираясь на собственное воображение, так как считается, что без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью настоящее творчество невозможно. На самом деле эта точка зрения ошибочна, так как психическое развитие навыков рисования ребёнка предполагает самостоятельное протекание этого процесса и основывается на специфике развития изобразительной деятельности детей. Ребёнок должен последовательно пройти стадии, и только в этом случае можно говорить, что обучение рисованию будет успешным, так как попытки научить ребёнка рисовать по взрослым образцам, по взрослому видению мира, приводят к различных психологическим барьерам в сознании ребенка и отвращению ребёнка от рисования как такового.

 «Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру». [3]. 

Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности – от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем.

Исследования педагогов доказали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей к рисованию с натуры. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту. Знакомить с пейзажем, изображающим промежуточные, межсезонные состояния природы (начало, середина, конец), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, туман); с разными видами пейзажа: архитектурным, индустриальным, морским, горным, космическим, историческим, сказочным; с творчеством художников, их картинами, с процессом создания, со значимостью произведений искусства в жизни общества и каждого человека. Способствовать использованию детьми полученных знаний в собственном изобразительном творчестве.

Обучение рисованию также строится в опоре на психическое развитие. Ребёнка не учат рисовать, его учат передавать эстетические качества художественного образа, настроение произведения. Систематическое обучение влияет на усложнение чувств детей. И вызывает в результате осознанное стремление у детей в рисунках на темы пейзажной лирики передать эти эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы), используя доступные изобразительные средства для передачи настроения.

В программе Т.А. Копцевой отражено, что ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений [2].

В рисовании пейзажа ребенок отражает лишь те признаки и особенности, которые ему кажутся характерными, существенными. В зависимости от возраста, эти признаки будут усложняться. Так, например, изображая ель, дети 4–5 лет нарисуют только главные признаки дерева: ствол и ветки. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже будут стремиться к выделению старых и молодых елей, больших и маленьких и т. д.

Используя цвет как средство выразительности, дети придают ему смысловые функции. Младшие школьники при помощи цвета передают своё эмоциональное отношение к образу. И дошкольном и в школьном возрасте цвет используется детьми для передачи настроения рисунка. Для окрашивания предметов чаще всего дети используют определенный локальный цвет, общепринятый, например, солнце – желтое или оранжевое, небо синее и т.д.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок уже способен передавать настроение, чувства через различную цветовую гамму фона. Причем, дети используют для этого различные оттенки цветов.

Пространство детьми этого возраста передается своеобразно и обуславливается особенностями психического развития: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов; дети могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. При расположении отдельных образов природы рядом друг с другом, дети обычно подчеркивают их различия в величине. Явление гиперболизации качеств предмета как проявление старшим дошкольником и младшим школьником творчества, отмеченное в психологии, наблюдается и в изображении объектов природы. Ребенок выделяет главный образ либо размерами, не соблюдая реальных пропорций, либо цветом.

Для передачи пространства в рисунке ребенку необходимо понимать не только связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости, поэтому данная задача является трудной для дошкольника и младшего школьника при обучении пейзажу. При систематическом обучении и развитии ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Показатель развития творчества ребенка в рисунках о природе служит свободное владение этими умениями.

Также важно овладение ребенком различными навыками, помогающими ему передать пространственные взаимоотношения предметов, такими как: рисование линий разной интенсивности, создаваемой различным нажатием на карандаш или использование различных кистей, овладение линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках. Освоение этих навыков помогает ребенку в передаче выразительного изображения природы. Кроме того, использование их также указывает на развитие художественно-творческих способностей детей в изображении природы.

Таким образом, психологической основой обучения ребенка рисованию пейзажа является наличие у детей отчетливых представлений о предметах, явлениях, которые они хотят изображать. Формирование этих представлений происходит на основе эмоционально-окрашенного восприятия. Для успешности обучения рисованию пейзажа такое восприятие надо развивать у ребенка с самого раннего возраста, так как важнейшим компонентом изобразительной деятельности становится именно развитое восприятие. Кроме того, в обучении рисованию пейзажа детей важно, чтобы их изобразительная деятельность дошкольников носила эмоциональный, творческий характер. Для создания соответствующей образовательной среды, эмоционального настроя, интереса к изучаемого, а также привлечения внимания детей особенно помогают проективные средства, мультимедиа, просмотр мультфильмов.

Ж. В. Мацкевич предположила, что «использование мультфильмов в учебно-воспитательном процессе детского сада, окажет положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Киноискусство, обладающее огромной эмоциональной силой влияния, будет способствовать развитию эстетических чувств у детей, формировать художественный вкус, побуждать к активной творческой деятельности. Игры-просмотры мультфильмов могут стать дополнением к основным занятиям по изобразительному творчеству и будут способствовать модернизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении» [1, С. 55]. 

Для этого педагогом создаются следующие условия:

  • обеспечение эмоционального, образного восприятия действительности;
  • формирование эстетических чувств и представлений;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • обучение детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Авторами статьи проводилось экспериментальное изучение проблемы, с результатами которого можно ознакомиться в опубликованной квалификационной работе Карасевой Н.П. «Методические условия преемственности работы по обучению рисованию пейзажа старших дошкольников и младших школьников».

Также были разработали методические рекомендации для педагогов детского сада и начальной школы по обучению рисования пейзажа старших дошкольников и учащихся школы, которые будут способствовать решению вопросов преемственности в области изобразительного искусства. 

Проведенная работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий, среди которых: 

  • обогащение художественно-эстетической деятельности многообразием изобразительных материалов; 
  • усвоение детьми художественно-изобразительных техник, доступных старшим дошкольникам и учащимся школы; 
  • разработка общей тематики занятий, направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных средств  и интерпретацию их в рисунках; 
  • использование на занятиях методов и приемов, способствующих обучению детей рисовать, на основе имеющихся у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности. 

Для пополнения методической копилки педагогов авторы предлагают разработанный сценарий внеурочного занятия по теме «Яблони в цвету».


Участники: родители, педагоги и ученики школы. 

Цель: формирование художественной культуры воспитанников, развитие природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в художественно-творческой деятельности.

Задачи: способствовать развитию творческих способностей, самостоятельности и аккуратности, интереса к изобразительному творчеству; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Закрепление: правильно располагать деревья на листе; правильно выбирать цвет краски, смешивая ее; рисовать деревья разной величины и располагать их на листе.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к весенней живописи, к ее краскам; развивать самостоятельность, умение слушать педагога.

Материалы: белый лист бумаги формата А4, гуашь, палитра, кисточки, стаканчик с водой, салфетки, гуашь.

Музыкальное сопровождение: песня «Весна-красна».

Предварительная работа: беседы о природе; рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников: Левитана, Шишкина, Саврасова, образец педагога, рисунки детей.

Ход работы.

Этап I. Приветствие. Освоение тематического материала. (Звучит песня «Весна-красна».)

Педагог:

– Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

Мы открыли мастерскую.

Полюбуйтесь – вот какую!

Приглашаем всех учиться,

Вместе весело трудиться!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

Когда приходит весна, все вокруг просыпается и оживает. Весне наконец удалось победить зиму, и она уверенно вступает в свои права. Сейчас самая середина весны. 

Как называется второй весенний месяц? (Ответы детей.) 

Какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей.) 

Я предлагаю вам сегодня на практике стать непосредственными участниками нашего мастер- класса.

Ребята, кто может сказать, что такое пейзаж? (Ответы детей.)

Как мы знаем, пейзаж – это рисунок, изображающий природу, то есть леса, реки, поля, луга, озера, горы.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… пейзаж. 

Зрительный ряд: репродукции и слайды с картин И.Айвазовского, Шишкина, Левитана, Саврасова и других художников-пейзажистов; фотографии; работы учащихся; педагогические работы

Я предлагаю вам сегодня написать весенний пейзаж.

Что значит весенний пейзаж? (Ответы детей.)

Какие приметы у Весны? (Ответы детей.)

Оживает не только земля, но и деревья. На деревьях появляются почки. 

Ребята, а что появляется из почек? (Ответы детей.)

А некоторые деревья еще и цветут. Какие это деревья? (Дети перечисляют: сирень, черемуху, плодовые деревья.)

Ребята, какого цвета листочки на деревьях? (Ответы детей.)

Зрительный ряд: Светло-зеленые, большие и маленькие овальной формы,  с бархатистой мягкой фактурой.

А какого цвета цветы на яблоне? (Ответы детей.) 

Белые, розовые. с желтыми серцевинками.

Этап II. Рисование.

Педагог:

– Давайте пройдём с вами за наши столы и приступим к рисованию. Будем рисовать яблоневый сад. (Далее педагог показывает образец рисования цветущей яблони и комментирует свои действия.)

Для того чтобы наша картина смотрелась более эффектно, необходимо затонировать фон – разделить небо и землю. По пропорциям небо будет меньше, чем земля, так как на земле расположим деревья на разном расстоянии – большие и маленькие.

Задание 1. Небо. Сначала верхнюю часть небо прокроем синей краской и немного добавим розоватую. Постепенно ближе к горизонту добавляем белую краску. Затем рисуем облака белой густой краской, слегка подчеркнем теневые части розовато-фиолетовой.

Задание 2. Земля. Прокроем землю зеленой краской и добавим желтую с белой у горизонта. Постепенно добавляем в зеленую краску охру. К краям листа прокрываем более темной зеленой с коричневой краской.

Задание 3. Деревья. Теперь будем рисовать деревья. Какого цвета деревья? (Ответы детей.)

Стволы у деревьев коричневого цвета. Для того чтобы нарисовать деревья, мы возьмем коричневую краску и добавим фиолетовую (чуть-чуть) Покажем теневые части.

Кисточку прикладываем на лист бумаги и снизу-вверх, приподнимая кисточку, рисуем основной ствол дерева. Затем от основного ствола рисуем боковые ветки.

Задание 4. Цветы на яблоне. Яблони цветут каким цветом? (Дети отвечают: розовым и белым.)

Как получить при смешивании розовую краску? Сначала прокроем крону тычками белой краской, затем розоватую краску добавим таким же методом. Добавим синюю или фиолетовую краску и подчеркнем теневые части, оставляя свет.

Под стволом обозначим тень. На яблоне свет желтовато-белой.

Можно добавить немного зеленых листиков светло-зеленой краской.

Этап III. Пальчиковая гимнастика. (Музыкальная разминка.)

Педагог:

– Поднимаем вверх пальчики. Сначала первый, а потом добавляем по одному.

Пальцы первые подняли высоко,

Опустили их свободно и легко.

Вместе с первыми вторые поднимай,

Оба пальчика вниз плавно опускай.

Вверх три пальца вместе разом подтяни

И затем неторопливо опусти.

А теперь четыре пальца подними 

Да размеренно обратно опусти.

Вместе с пятым все поднимем,

А потом всеми пальчиками быстро потрясем,

Вниз опустим наши ручки, отдохнем

И еще раз упражнение начнем.

Этап IV. Завершение занятия. Рефлексия.

Педагог. 

Уважаемые родители, педагоги и дети, какова ваша цель прихода на мастер-класс?

Что Вы узнали полезного для себя?

Что бы Вы хотели отметить?

Понадобятся ли Вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшей деятельности?

Прошу в разные  конверты положить цветные карточки:

  1. Очень интересный мастер-класс - желтую
  2. Теперь я умею - зеленая
  3. Мне было трудно понять - синяя
  4. Ваш мастер-класс мне не понравился - красную

Педагог:

– Ребята, давайте разложим наши работы на коврике, и покажем взрослым, какие вы художники.

Чем мы с Вами сегодня любовались и что изображали? (Ответы детей.)

Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)

Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.) 

Я думаю, что работы, написанные вами, могли бы стать достоянием любой выставки. Надеюсь, наш мастер-класс многим пригодится.

Педагог: 

– Ребята, давайте отметим самые понравившиеся вам работы. (Дети высказывают свое мнение) 

Итог обыденной работы

Восторг волшебного полета

Все это дивное явление –

Мастер-класс, рожденный вдохновением.

Творческих вам успехов! Спасибо за участие в мастер-классе.


Литература:

  1. Мацкевич Ж.В. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино/ Дис. канд. пед. наук. М., 2009. 187 с.
  2. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). М.: ТЦ Сфера, 2011. – 208 с.
  3. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: «Просвещение», 1977.

Дата публикации: 18.04.2017 г.