Аннотация. В данной статье рассматриваются музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, с точки зрения их влияния на развитие музыкальной культуры детей посредством игры, как основного вида деятельности и способа познания ребенка дошкольного возраста. Также дана категоризация музыкально-дидактических игр в соответствии с поставленными педагогическими задачами, приведены примеры подобных игр.

Ключевые слова: музыкально-дидактические игры, методика музыкального воспитания, музыкальные способности, взаимодействие, дидактические задачи, соревнование, развитие музыкальности

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Интеллектуальное, физическое, психическое, социальное развитие ребенка происходит через игру, таким образом, игра становится тем самым коммуникативным мостиком от взрослого к ребенку, посредством которого возможен легкий и безболезненный процесс обучения и воспитания. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.» [5, с. 57].

Через музыкальную игру педагог способен создать благоприятный климат для развития эмоционально-волевой сферы детей, вызывая положительные эмоции и побуждая детей к общению с прекрасным, прививая культурные ценности и интересы. Музыкальная игра является инструментом педагога музыки, с помощью которого дети осваивают основные музыкальные понятия и виды деятельности. Также с помощью музыкальной игры педагог способен разрушить эмоциональные барьеры, коммуникативные трудности, помочь детям перешагнуть через свои страхи и неуверенность в себе и включиться в музыкальную деятельность. У ребенка формируется способность саморегуляции.

В свое время выдающийся педагог, кандидат педагогических наук, Александра Владимировна Кенеман, работая на факультете дошкольного воспитания в МГПИ им. В.И. Ленина, стала инициатором расширения курса «Гимнастика и подвижные игры» (позднее он был переименован в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста»), основываясь на своих убеждениях, что игра способствует развитию умения быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, развивается активность мысли, быстрота реакции, что также применимо к музыкальным играм.

Продолжив свои исследования, А.В. Кенеман пришла к следующим выводам:

  • при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения в процессе игр, музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей;
  • восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

В своей работе А.В.Кенеман обращала особое внимание на то, что тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю.

Большая роль среди игр для дошкольников отводится музыкально-дидактическим играм. В работах Н.А. Ветлугиной, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР (1980), основное внимание отводится разделению музыкально дидактических игр для развития музыкально-сенсорных способностей на: настольные, подвижные и хороводные. Продолжателем ее работы стала А.Н. Зимина, она разделяла игры в зависимости от задач на 3 вида: спокойное музицирование, подвижные игры и хороводные игры.

Поскольку главной задачей музыкального образования детей является развитие музыкальных способностей, важно классифицировать музыкально-дидактические игры по следующему принципу:

  • игры для развития музыкально-слуховых представлений;
  • игры для развития ладового чувства;
  • игры для развития чувства ритма.

Н.А. Ветлугина выделяла важность структуры музыкально-дидактической игры, которая должна содержать правила и игровые действия. Литературное содержание музыкального произведения должно способствовать развитию игровых действий. Игровое действие помогает ребенку услышать, сравнить и различить свойства музыки и впоследствии с ними взаимодействовать. Этим сфера игровых действий ограничивается. В соответствии с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач, условно выделяются виды музыкальных игр, например, спокойное музицирование. Здесь у детей развивается умение вслушиваться в музыку, различать свойства и характер музыкального звучания. Этот вид включает в себя игры-пособия (музыкальное лото, нотная лесенка и т.д.) и игры с пением и движением. Этот тип игр является наиболее распространенным. Суть этих игр заключается, в основном, в соревновании, кто быстрее и точнее сможет определить заданный музыкальный элемент на слух. Часто дети делятся на небольшие подгруппы (команды).


В пособии «Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр», можно найти музыкальную игру подобного типа – «Танец шляпы» (см. Таб. №1).

Таблица 1. Музыкальная игра «Танец шляпы»

Цель игры Создание атмосферы сотрудничества в группе.
Развитие концентрации внимания.
Осознание своего места в группе.
Воспитание ответственности и заботы.
Что понадобится Шляпа.
Клавишный музыкальный инструмент или музыкальная аудиозапись.
Количество участников От 4 до 8.
Основной вариант Группа садится в круг. Звучит музыка, дети начинают передавать шляпу по кругу, надев ее на голову соседа. Когда музыка останавливается, ведущий просит ребенка, на чьей голове находится шляпа, продемонстрировать какое-то движение - все остальные участники группы должны движение повторить. Вновь звучит музыка, дети продолжают игру
Замечания Ведущий следит за тем, чтобы передача происходила через надевание шляпы, а не через снимание ее.
Скорость передачи задает темп звучащей музыки.
Другие варианты Можно использовать другие предметы для игры

Ветлугина Н.А. предложила следующую классификацию игр, охарактеризовав их структуру и содержание, определив музыкально-дидактический материал и сформулировав требования к эстетическому оформлению наглядных пособий (см. Таб. №2):

Таблица 2. Классификация музыкальных игр по Н.А. Ветлугиной

Подвижные игры Этот вид дидактических игр характеризуется динамикой действий, напоминает подвижную. Пример подобной игры - «Музыкальные обручи».
Цель Развить умение слушать.
Улучшить скорость реакции.
Создать атмосферу сотрудничества.
Что понадобится По одному обручу на каждого ребенка.
Клавишный музыкальный инструмент или музыкальная аудиозапись.
Количество участников От 3 до 10.
Основной вариант Ведущий распределяет обручи на полу в просторной комнате.
Начинает звучать музыка, участники начинают передвигаться, танцевать вокруг обручей.
В тот момент, когда музыка перестает звучать, каждый выбирает обруч и встает внутрь.
Замечания Пока звучит музыка, в обруч вставать нельзя.
Музыка начинает звучать вновь только после того, как каждый участник найдет себе обруч.
Другие варианты Обручи можно заменить ковриками или чем-то другим.
Если количество обручей равно половине числа детей в группе, можно распределить каждый на пару участников.
Можно разнообразить игру, раздав каждому участникам платочки определенных цветов, совпадающих с цветами обручей. При таком раскладе, каждый участник должен встать в обруч «своего» цвета в момент ,когда музыка останавливается.
Хороводные игры Отличием хороводных игр от подвижных является невозможность выявить одного победителя среди группы, соревнования проводятся в равенстве, первенстве и ловкости.
Пример хороводной игры - «Горелки».
Цель Развить умение слушать.
Улучшить скорость реакции.
Создать атмосферу сотрудничества.
Что понадобится Маска зайца, клавишный музыкальный инструмент или музыкальная аудиозапись.
Количество участников От 7 до 15.
Основной вариант Участники идут по кругу, держась за руки. Водящий находится в центре круга в маске зайца. Дети говорят приговорку, после чего разбегаются в разные стороны. Каждый игрок должен найти себе пару. Не нашедший пару, становится в круг и начинает водить.
«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!».

Таким образом, основной задачей музыкально-дидактических игр является формирование музыкальных способностей у детей. Игры должны быть интересны, доступны и привлекательны для детей, подобраны в соответствии с педагогическими целями и задачами, а также учитывать возраст и особенности контингента группы обучающихся. Музыкально-дидактические игры могут рассматриваться в качестве игрового метода обучения, самостоятельной игровой деятельности, средства музыкального развития и общения ребенка.

 Role of musical and didactic games in development of musical abilities in children of preschool age

Natanson A.V.,
undergraduate of 1 course The Moscow City University, Moscow

Nizamutdinova Svetlana Maratovna,
the deputy director for scientific work of Institute of culture and arts of The Moscow City University, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor

Annotation. This article examines the musical-didactic games aimed at the development of musical abilities of preschoolers, in terms of their influence on musical culture of children through the game, as the main activity and cognition method of preschool children. Also the categorization of musical-didactic games in accordance with the pedagogical tasks is given, as well as examples of such games.
Keywords: musical-didactic games, methods of musical education, musical abilities, interaction, didactic tasks, competition, development of musicality


  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение. 1983. 255 с.
  2. Зимина, А.Н. Музыкально-дидактические игры. М.: 1999. 48 с.
  3. Алиева, Э.Ф. Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань, 2016. С. 177-179. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10235/ (дата обращения: 13.01.2019).
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: 2005. 320 с.
  5. Cухомлинский, В.Л. О воспитании. М.: 1973. 270 с.
  6. Джон Бин. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М.: 1991. 114 с.
  7. Низамутдинова, С.М. Педагогическое творчество В.К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования: дисс. … канд. пед. наук / М.: 2013. 152 с.
  1. Vetlugina N.A., Keneman A.V. The theory and a technique of musical education in kindergarten. M.: Education. 1983. 255 pages.
  2. Zimina, A.N. Musical and didactic games. M.: 1999. 48 pages.
  3. Aliyeva, E.F. Metodika, the purposes and problems of holding musical and didactic games in preschool educational institution//Innovative pedagogical technologies: materials IV Mezhdunar. науч. конф. (Kazan, May, 2016). – Kazan, 2016. Page 177-179. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10235/ (date of the address: 13.01.2019).
  4. Gogoberidze A.G., Derkunskaya V. A. Theory and technique of musical education of children of preschool age. M.: 2005. 320 pages.
  5. Sukhomlinsky, V.L. O education. M.: 1973. 270 pages.
  6. John Bing. Magic pipe. 78 developing musical games. M.: 1991. 114 pages.
  7. Nizamutdinova, S.M. Pedagogical creativity of V.K. Merzhanov in the context of problems of modern music education: yew. … edging. pede. sciences / M.: 2013. 152 pages.