Аннотация. Статья посвящена исследованию роли образовательного геокэшинга в развитии межкультурной компетенции у обучающихся на этапе среднего общего образования. Рассматриваются межкультурный подход в обучении иностранным языкам и геокэшинг, как технология, используемая с целью повышения познавательного интереса обучающихся и их умения сопоставлять чужую и свою культуры.

Ключевые слова: межкультурная компетенция; средняя школа; образовательный геокэшинг.

В условиях глобализации и расширения контактов с представителями различных стран потребность в формировании у школьников межкультурной компетенции приобретает все большую актуальность. Важно отметить, что согласно Федеральной рабочей программе по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) обучающиеся обязаны не только владеть сведениями о социокультурном портрете англоязычных стран, но и уметь представлять родную страну с ее известными личностями, знаменательными датами, традициями и обычаями [9]. Этот факт отражен так же в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования по предмету «Иностранный язык». В требованиях к предметным результатам упомянутой дисциплины указано, что у обучающегося, освоившего программу базового курса, должна быть сформирована коммуникативная иноязычная компетенция, необходимая для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [10].

Заявленные предметные результаты обуславливают необходимость приобщать обучающихся к разносторонней культурной грамотности. Однако на практике исследователи констатируют трудности, которые школьники испытывают при рассказе о достопримечательностях своей страны на английском языке, так как обладают поверхностными знаниями.

Анкетирование, проведенное И.В. Кульковой среди обучающихся старшей школы, показывает, что более 70% школьников, изучающих иностранный язык на углубленном уровне, не смогут рассказать, используя его, о культуре родной страны. Страницы учебника с содержанием о культурном наследии России, призванным восполнить данный пробел, в большинстве своем занимают малую долю тематического раздела или, чаще всего, оказываются пропущенными учителями вследствие нехватки времени, данного на реализацию одного модуля. Результаты анкетирования в работе И.В. Кульковой подтверждают данный факт (27,5% обучающихся старшей школы никогда не представляли культуру родной страны на уроках английского языка) [6].

Все вышесказанное доказывает целесообразность повышения внимания со стороны учителей к аспекту межкультурной компетенции, связанному с умением делиться информацией о родной стране на иностранном языке.

В дополнение стоит отметить, что цифровизация оказывает огромное влияние на работоспособность обучающихся. Ввиду огромного количества предложений и информации, быстрой переключаемости и неспособности сосредоточиться на одном объекте, традиционная работа в классе представляется менее продуктивной. Преподавателям необходимо искать новые формы работы со школьниками на этапе среднего общего образования. Поэтому в рамках настоящего исследования будет изучена технология образовательного геокэшинга, применяемого в офлайн-формате вне привычного класса с использованием цифровых GPS-ресурсов. Более того, рассмотрим, какие межпредметные связи реализуются посредством геокэшинга и каким образом он способствует усвоению культурных и социальных аспектов иноязычной коммуникации.

Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин понимают под термином «межкультурная компетенция» способность человека существовать в поликультурном обществе, достигать успешного понимания представителей других культур и представителей своей культуры, а также умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентирах и оценках своей и чужой культуры [1]. Данное определение совпадает с требованиями, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО и Федеральной рабочей программе СОО по английскому языку.

Исследователи полагают, что межкультурный подход обусловлен многими факторами, такими как геоэкономический мир, посткультурная реальность, глобальные проблемы и мультилингвальный контекст [3], [7], [8]. Это подчеркивает важность развития умений воспринимать чужую культуру и описывать факты, связанные со своей страной на иностранном языке. Кроме того, с помощью этого подхода обучающиеся могут эффективнее взаимодействовать в межкультурном пространстве и осознанно конструировать свою культурную идентичность в диалоге.

Анализ работы Н.Д. Гальсковой показал, что в номенклатуру межкультурных умений входят следующие:

  • употреблять иностранный язык (во всех его проявлениях) в аутентичных ситуациях межкультурного общения (формирование навыков и умений);
  • объяснять и усваивать (на определенном уровне) чужой образ жизни/поведения (процессы познания);
  • расширять индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой и концептуальной картинам мира носителей изучаемого языка и лучшего осмысления своего родного языка и своей культуры (процессы развития) [3].

В связи с этим можно утверждать, что для развития межкультурной компетенции обучающихся необходима планомерная и регулярная работа с главным акцентом на взаимодействие представителей культур и сопоставление их в процессе диалога, а «понимание в межкультурной коммуникации во многом определяется наличием у коммуникантов общей базы знаний, отражающихся в содержательно-структурной общности определенных фрагментов картины мира собеседников» [2, с. 177].

Изучив сущность межкультурной компетенции, ее определение, классификацию межкультурных умений и факторы, обуславливающие ее целесообразность в современном мире, перейдем к описанию технологии, способствующей развитию вышеуказанной компетенции – образовательный геокэшинг. Упомянутая технология не является новой для российского образовательного пространства, но ее потенциал в области обучения иностранным языкам еще не был изучен в полной мере.

Т.П. Грушина определяет геокэшинг (от греч. geo – Земля, англ. cache – тайник) как поиск тайников или разгадывание загадок, связанных с географическими координатами [4]. Ш. Губачкова подчеркивает – эта игра заключается в поиске так называемых кэшей (контейнеров с журналом) на местности по точно указанным координатам, регистрации находок в журнале, а затем в системе через заданную веб-страницу (под веб-страницей здесь предполагается электронный ресурс Geocaching.su) [12]. На самом популярном в России и странах СНГ сайте «Геокэшинг» приводится следующее определение – геокэшинг – увлекательная туристическая игра по поиску тайников, спрятанных другими участниками игры в интересных и красивых местах, связанных с достопримечательностями, с применением спутниковых навигационных систем [11]. Проведя анализ всех определений, можно заключить, что геокэшинг– это игра, чаще всего применяемая в сфере туризма, целью которой является нахождение тайника с «кэшем» в знаковом месте с использованием точных географических координат или загадок, ведущих к ним.

В рамках настоящего исследования, необходимо упомянуть историю геокэшинга в России и иноязычных странах. Данная игра зародилась в 2001 году в Соединенных Штатах и стала популярной в связи с распространением спутниковых навигационных систем (GPS). В отечественном пространстве игра появилась в 2002 году и на данный момент российскими разработчиками на ее базе было создано 3 мобильных приложения и 4 сайта, главным из которых является «Геокэшинг». Он соединяет международное сообщество из «геокэшеров», любителей данной игры, и позволяет найти тайники по всей России и ближайшему зарубежью и полную информацию о них. Следует отметить, что на момент посещения электронного ресурса «Геокэшинг» (10 апреля 2025 года), в сезонной статистике было выявлено 832 созданных тайника, найденных же насчитывалось 9953. Это свидетельствует о крайне высоком интересе к рассматриваемой игре, что подтверждает актуальность изучения ее потенциала в учебном процессе.

Т.П.Грушина утверждает, что использование геокэшинга в образовательной деятельности, весьма актуально, так как позволяет решать важные педагогические задачи, повышать как метапредметные, так и предметные результаты обучения [4]. Мы солидаризуемся с упомянутым автором и считаем, что образовательный геокэшинг – это перспективная технология, посредством которой обучающиеся старших классов могут достичь различных целей. Опираясь на ФРП, по иностранному языку для 10-11 классов на базовом уровне обучения, мы проанализировали три вида результатов – личностные, метапредметные и предметные.

Теперь обратимся к личностному аспекту. С уверенностью можно заявить, что обучающиеся, занимаясь геокэшингом, в первую очередь учатся с уважением относиться к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам народов России, что соответствует патриотическому воспитанию [9]. За подтверждением стоит обратиться к И.Б. Жуковину и Е.Н. Иванову, которые пишут о том, что основатели русского геокэшинга рассматривали игру, в первую очередь, не как забаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае [5].

Следует упомянуть и метапредметные результаты, которые достигаются обучающимися в использовании геокэшинга. В процессе того, как обучающиеся ищут тайник, они разрабатывают план действий и вносят в него коррективы, выдвигают нестандартные идеи, а также повышают свой образовательный и культурный уровень, получая при этом краеведческую и историческую информацию.

Более того, Е. Реферовска-Чодак указывает ряд преимуществ, которые доказывают широту возможностей использования образовательного геокэшинга. Он позволяет:

  • проводить занятия с учениками на улице, что воспринимается ими положительно;
  • способствовать формированию у учащихся связи с природой и ответственного отношения к окружающей среде (соответствует личностным результатам экологического воспитания согласно ФРП по английскому языку);
  • организовывать урок в динамичной, активной и творческой форме;
  • стимулировать самостоятельные наблюдения и открытия со стороны учеников;
  • включать физическую активность в учебный процесс, что полезно для здоровья и эффективности восприятия материала;
  • учить командному взаимодействию, групповой сплочённости и лучшему знакомству участников друг с другом (соответствует метапредметным результатам по регулятивным универсальным учебным действиям, совместная деятельность) [13].

Задания в игре с использованием образовательного геокэшинга могут разниться. М. Земко предлагает разделить их на «direct» (информацию не нужно декодировать) и «indirect» (подсказку необходимо интерпретировать) [14]. Задания в группе «direct» являются менее интересными и содержат точные координаты, название места или объекта и, чаще всего, служат ответом на вопрос, указывают на начало или конец геокэшинг-маршрута. Задания, классифицирующиеся как «indirect», представляют наибольший интерес и обычно выглядят, как вопрос, шифр, описание или картинка, в зависимости от сложности игры, подготовленности участников и приспособленности места проведения игры. И.Б. Жуковин и Е.Н. Иванов дополняют идеи М. Земко и распространяют категорию «indirect», дополняя ее следующими типами вопросов:

  • на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки. Ответы на эти вопросы требуют внимания и наблюдательности;
  • на знание исторических фактов и коммуникативную активность;
  • на локальные измерения. Ответы на эти вопросы можно получить, используя возможности GPS-приемника;
  • вопросы-«метки» самой игры в образовательный геокэшинг [5].

При создании маршрута преподавателю стоит задуматься не только о самих заданиях, но и о других факторах проведения образовательного геокэшинга. Согласно главному российскому сайту по вышеупомянутой туристической игре, по правилам тайник рекомендуется создавать в месте, которое представляет природный, исторический, культурный, географический интерес. Учитель должен тщательно выбирать место, в котором спрятан тайник, чтобы оно не только совпадало с возрастными, индивидуальными особенностями обучающихся и их личными интересами, но и способствовало их патриотическому воспитанию. Перед проведением игры, необходимо также определить объекты, соединенные единой тематической концепцией, которые будут являться точками маршрута. Объекты не должны находиться на большом или слишком маленьком расстоянии друг от друга, чтобы не путать участников в процессе прохождения маршрута. Т.П. Грушина полагает, что вариативность организации самостоятельной деятельности учащихся на контрольных точках маршрута зависит от целевых установок образовательной игры, от особенностей подготовленности класса, даже от погодных условий [4].

Далее представляется целесообразным описать, каким образом образовательный геокэшинг может использоваться на уроке английского языка. В настоящем исследовании упомянутая технология рассматривается в качестве применяемой вне онлайн пространства, на реальных культурных объектах, поэтому будет предпочтительно ее использование во внеклассной работе, связанной с иностранным языком, или в рамках дополнительного образования. Ш. Губачкова отмечает– геокэшинг стал эффективным вспомогательным инструментом в обучении иностранным языкам: работа с описаниями на иностранном языке способствует расширению словарного запаса, усвоению новых выражений и отработке грамматических правил [12]. Таким образом, с помощью образовательного геокэшинга учитель может способствовать совершенствованию у обучающихся лексических и грамматических навыков, развитию умения чтения.

Мы утверждаем, что межкультурную компетенцию также возможно развивать с помощью геокэшинга. Сравнение культур в такой технологии будет осуществляться через трехступенчатую структуру. Первый из двух уроков будет посвящен изучению чужой страны с одной из ее традиций или памятником культуры в классе на основе аутентичного текста, видео или аудио. Второй будет представлять собой саму игру в городе на нахождение тайника, главной целью которой будет узнать больше уже о своей стране или городе. После геокэшинга, обучающиеся сопоставят полный объем знаний об англоязычной и своей стране, что поспособствует тем самым расширению межкультурного понимания.

В заключение, образовательный геокэшинг представляет собой технологию, актуальную в поликультурном мире, и позволяет развивать межкультурную компетенцию через сравнительный анализ традиций, символов и исторических событий разных стран. У настоящего исследования существует множество перспектив развития, учитывая небольшой объем работ по геокэшингу, как туристической игре, применяемой в обучении иностранному языку. Мы считаем, что существование и апробация данной технологии были бы особенно актуальны в дополнительном образовании, потому как в любом населенном пункте нашей страны есть достопримечательности и реалии, которые можно сопоставить с англоязычными. Учителя могли бы создавать кружки, направленные на популяризацию геокэшинга среди молодежи, и проводить с их участниками тематические выезды (по усадьбам, паркам, памятникам, музеям, значимым улицам). Эта игра носит не только предметный, но и метапредметный характер и формирует знания, обязательные для современного обучающегося средней школы – адаптивность, креативность и коммуникативные способности.

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам): учеб. пособие. М.: Издательство ИКАР. С. 134 с.
  2. Вишневская Е.М., Нерсесова Э.В. К вопросу о межкультурной коммуникации в условиях социального взаимодействия // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Калининград, 17-19 мая 2018 года. Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2018.С. 177-179.
  3. Гальскова Н.Д. Личностно-развивающий потенциал межкультурного подхода к обучению иностранным языкам // Известия ГГУ им. Франциска Скорины. Серия «Социально-экономические и общественные науки», 2016. №2(95). С. 17-21.
  4. Грушина Т.П. Методика организации образовательного геокешинга // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Естественные науки», 2019. №4(36). (дата обращения: 10.04.2025).
  5. Жуковин И.Б., Иванов Е.Н. Геокэшинг как инновационная форма образовательного путешествия // Царскосельские чтения, 2011. №15. (дата обращения: 13.04.2025).
  6. Кулькова И.В. О России на английском языке: подготовка старшеклассников к англоязычному межкультурному взаимодействию // Научный старт-2024 / отв. ред. Л.Г. Викулова; редкол.: Э.А. Зоидзе, И.В. Макарова, О.И. Короленко М.: ООО «Языки Народов Мира», 2020.
  7. Тарева Е.Г. Межкультурный подход в парадигмальной системе современного социогуманитарного знания // Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности: Коллективная монография. М.: НЕОЛИТ, 2017. С. 17-44.
  8. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: Сборник научных трудов. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2011. С. 237-244.
  9. Федеральная рабочая программа среднего общего образования иностранный (английский) язык: (для 10-11 классов образовательных организаций) / Институт стратегии развития образования. М.: 2023. (дата обращения 25.03.2025).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования организаций. 2020. (дата обращения 25.03.2025).
  11. Geocashing.su: официальный сайт. 2002. (дата обращения: 18.03.2025).
  12. Hubackova S. Geocaching as a Motivation to Foreign Language Teaching // Antalya, 2016.: 321-325. (дата обращения: 11.04.2025).
  13. Referowska-Chodak E. Geocaching in education – a review of international experiences Part 1. Introduction: advantages and problems. Warsaw, 2020.: 29-42. (дата обращения: 20.03.2025).
  14. Zemko M., Vitézová Z., Jakab I. Geocaching as a Means for Modernization of Educational Process // Nitra, 2016. (дата обращения: 11.04.2025).

Developing intercultural competence in high school students through geocaching (English, additional education)

Besprozvannykh I.G.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Vishnevskaya Ekaterina Mikhailovna,
Associate Professor of the English Language and Linguodidactics Department, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. This article investigates the role of educational geocaching in fostering intercultural competence in senior high school students. The study addresses the intercultural approach in foreign language education and geocaching as a technology designed to increase learners' cognitive motivation and their capacity to analyze and contrast foreign and native cultures.
Keywords: intercultural competence; senior high school; educational geocashing.

References:

  1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages): A Study Guide. Moscow: IKAR Publishing House, 2009. 134
  2. Vishnevskaya E.M., Nersesova E.V. On the issue of intercultural communication in the context of social interaction // Humanitarian technologies in the modern world: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference, Kaliningrad, May 17-19, 2018. Kaliningrad: Western Branch of RANEPA, 2018.: 177-179.
  3. Galskova N.D. The Personal Development Potential of the Intercultural Approach to Foreign Language Teaching. News of Francisk Skorina Gomel State University. Series «Socio-Economic and Social Sciences» 2016. №2(95).: 17-21.
  4. Grushina T.P. Methodology for Organizing Educational Geocaching. Bulletin of the Moscow City University. Series «Natural Sciences», 2019. №4(36). (date of the address: 10.04.2025).
  5. Zhukovin I.B., Ivanov E.N. Geocaching as an innovative form of educational travel // Tsarskoye Selo Readings, 2011. №15. (date of the address: 13.04.2025).
  6. Kulkova I.V. About Russia in English: preparing high school students for English-language intercultural interaction // Scientific start-2024 / rev. ed. L.G. Vikulova; editor: E.A. Zoidze, I.V. Makarova, O.I. Korolenko Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2020.
  7. Tareva E.G. The intercultural approach in the paradigmatic system of modern socio-humanitarian knowledge // Dialogue of cultures. Culture of dialogue: Man and new socio-humanitarian values: A collective monograph. Moscow: NEOLITH, 2017.: 17-44.
  8. Tareva E.G. An intercultural approach to the training of modern linguists // Problems of theory, practice and didactics of translation: Collection of scientific papers. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov, 2011.: 237-244.
  9. Federal work program of secondary general education foreign (English) language: (for grades 10-11 of educational organizations ) / Institute for Education Development Strategy. Moscow: 2023. (date of the address: 25.03.2025).
  10. Federal state educational standard of secondary general education of organizations. 2020. (date of the address: 25.03.2025).
  11. Geocashing.su: official website. 2002. (date of the address: 18.03.2025).
  12. Hubackova S. Geocaching as a Motivation to Foreign Language Teaching // Antalya, 2016.: 321-325. (date of the address: 11.04.2025).
  13. Referowska-Chodak E. Geocaching in education – a review of international experiences Part 1. Introduction: advantages and problems. Warsaw, 2020.: 29-42. (date of the address: 20.03.2025).
  14. Zemko M., Vitézová Z., Jakab I. Geocaching as a Means for Modernization of Educational Process // Nitra, 2016. (date of the address: 11.04.2025).