Аннотация. В статье рассматривается проблема использования искусственного интеллекта (ИИ) в обучении аудированию на китайском языке в дополнительном образовании (ДО). Приводятся достоинства и недостатки применения ИИ в иноязычном образовании, анализируются способы применения ИИ для разработки заданий по аудированию на китайском языке с учетом лингводидактических и психолингвистических особенностей обучения китайскому языку в условиях ДО.
Ключевые слова: аудирование, обучение аудированию, искусственный интеллект, нейросети, использование ИИ в образовании, китайский язык, дополнительное образование.
За последние несколько лет отношения между Россией и Китаем укрепились, что привело к увеличению спроса на изучение китайского языка среди россиян: в школах ввели сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ), число желающих сдать международный экзамен на знание китайского языка HSK (汉语水平考试) заметно выросло, а во многих учреждениях дополнительного образования среди взрослых и детей стали популярны курсы китайского языка.
Такой ажиотаж вызван рядом причин. Одна из них заключается в желании людей связать с Китаем свою жизнь и карьеру. Так многие планируют поступить в китайский ВУЗ или начать вести бизнес с китайскими партнерами, некоторые стремятся переехать жить в Китай, узнать больше о его богатой культуре и истории. В любом случае людям необходимо не только уметь быстро и доступно излагать свои мысли на иностранном языке, но и быть способными понимать речь носителей и моментально реагировать на нее. Этим обоснован частый запрос обучающихся на развитие умений аудирования и говорения для комфортного нахождения в иноязычной среде.
Аудирование считается одним из сложнейших видов речевой деятельности [2], [4, c. 161], [7, c. 106]. Это подтверждается как среди преподавателей, так и среди обучающихся. Совершенствование умений и формирование навыков, связанных с ним, требуют длительной подготовки и тренировки. В случае с китайским языком одна из основных трудностей для русскоговорящих студентов – это его тональность. Китайский язык считается тоновым языком. Это значит, что от того, каким тоном будет произнесен слог, зависит его значение. Проблема распознавания тонов широко распространена не только среди начинающих, но также и среди продолжающих изучение китайского языка. Иногда можно встретить слова, которые пишутся одинаково, имеют похожий пиньинь, но разные тоны и перевод. Например, слова 好吃 hǎochī и 好吃 hàochī в зависимости от тона переводятся по-разному. Так первый вариант имеет перевод «вкусный, съедобный», а второй – «быть обжорой».
К сожалению, в российских школах и университетах традиционно основное внимание при обучении иностранному языку уделяется другим видам речевой деятельности. А работа со звукозаписями чаще всего является вспомогательной при постановке произношения, при этом зачастую опорой служит текст в письменном виде [7, c. 106]. По этой причине у обучающихся не остается другого выбора кроме как начать заниматься языком самостоятельно или обратиться в учреждения дополнительного образования за отдельной практикой.
Для того, чтобы помочь обучающимся преодолеть трудности работы с аудированием, педагогу ДО необходимо поставить своей целью развитие у них аудитивных навыков и умений.
Аудитивный навык – речевая операция, доведенная до уровня автоматизма, связанная с узнаванием и различением на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе интонационных конструкций в потоке речи. Аудитивные навыки делятся на три типа: лексические (понимание слов и словосочетаний), грамматические (распознавание грамматических форм речи) и фонетические (восприятие звуков в потоке речи) [10].
При обучении аудированию на китайском языке серьезные трудности вызывают языковые явления. К лексическим трудностям относят использование фразеологизмов, непривычных сочетаний слов, обозначение числительных, огромное количество синонимов. К грамматическим – отличный от русского морфологический строй предложений, разнообразные конструкции. К фонетическим – расхождение между написанием и произношением.
Сложности обучения аудированию на китайском языке связаны также с развитостью фонематического слуха [9]. Фонематический слух – это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи. Развитие данной способности во многом помогает в обучении любому иностранному языку, в особенности китайскому. Так в китайском языке есть огромное количество разнообразных диалектов. Например, житель южного Китая чаще всего с трудом поймет жителя северного, так как одно и то же слово или словосочетание в разных диалектах может звучать по-разному.
Задача преподавателя ДО состоит в том, чтобы подобрать такие задания на аудирование, которые помогли бы обучающимся одинаково сформировать и усовершенствовать все типы аудитивных навыков. Также важно обеспечить их постоянную тренировку, поскольку с течением времени без повторения навыки могут утратиться.
В настоящее время существует множество пособий на китайском, английском и русском языках, посвященных только развитию навыков и умений аудирования на китайском языке у обучающихся. Однако мир каждый день меняется и развивается, в связи с чем продолжает наблюдаться нехватка заданий на современные темы, которые могли бы быть полезны и интересны конкретным группам учеников [3]. К сожалению, самостоятельный поиск и разработка таких материалов требует от учителя огромного количество времени и сил.
В связи с этим большую популярность в обучении иностранным языкам набирает использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) [5], [8], [11, c. 31]. Нейронные сети являются очень сложным и мощным инструментом для обработки информации любого типа и размера, что делает их использование очень востребованным [6]. В контексте обучения иностранному языку, нейросети могут быть использованы для анализа и обработки текстов, определения лексических единиц и грамматических структур, а также распознавания и генерации речи. ИИ помогает обучающимся в изучении грамматики и лексики, развития умений чтения, письма, аудирования, а также монологической и диалогической речи [1, c. 113]. С каждым годом количество разработок с использованием нейросетей в этой сфере увеличивается, что позитивно сказывается на работе как преподавателя, так и самих обучающихся.
Однако использование нейросетей при обучении иностранному языку имеет свои недостатки. Так, нейросеть пока не может быстро реагировать на постоянно обновляющуюся лексику [11, c. 36]. С каждым годом появляются новые слова, сленг, которые ИИ пока не способен правильно понять и интерпретировать. Более того у ИИ могут быть проблемы с пониманием контекста. То же самое касается и проблемы с пониманием многозначности слов.
Несмотря на перечисленные недостатки, использование нейросетей может быть достаточно эффективным в обучении аудированию на китайском языке. Перечислим эти возможности применения ИИ педагогами дополнительного образования в ходе обучения аудирования китайской речи:
- Создание аудиотекстов с помощью ИИ. Благодаря широким возможностям нейросетей, преподаватель сможет самостоятельно создать монологический или диалогический текст по необходимой теме любого уровня сложности, используя при этом определенный список слов, и сгенерировать к нему аудиозапись. При создании аудиозаписи преподаватель может самостоятельно регулировать скорость ее воспроизведения, актера озвучки, диалект и произношение.
- Создание разнообразных упражнений на аудирование с помощью ИИ. Учитель также может использовать нейросеть для генерации заданий на общее и детальное понимание информации из аудиозаписи, на отработку лексики и грамматики, использованной в тексте.
- Создание визуальных опор. Учитель может использовать нейросети для генерации визуальных опор к аудиозаписи (картинки и видео), а также цитат, вопросов, способствующих дальнейшему обсуждению прослушанного.
Основной недостаток в применении нейросетей – это ограниченность их использования. Создание аудиозаписи ограничивается ее объемом в символах, из-за чего нужно приобретать платную подписку, чтобы получить полный доступ ко всем функциям нейросетей. Более того, большинство из них не поддерживают китайский язык либо совершают значительное количество грамматических и лексических ошибок в ходе написания текста к аудиозаписи. Что касается ИИ в области генерации голосов, то здесь также часто наблюдается отсутствие ритма и интонационные ошибки у говорящих.
Далее мы предлагаем список нейросетей, которые можно использовать для создания заданий по аудированию, с указанием их преимуществ и недостатков. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ нейросетей для создания заданий по аудированию
Категория |
Название нейросети |
Преимущества |
Недостатки |
Текст задания |
Chat GPT |
- создает тексты любого уровня сложности; |
- недостоверность информации; |
Dou Bao (豆包) |
- китайская текстовая нейросеть; |
- необходимость подписки для расширенных функций. |
|
Deep Seek V3 |
- создает тексты любого уровня сложности; |
- частые ошибки в грамматике и использовании лексических единиц, требует дополнительной проверки. |
|
Визуальные опоры (картинки) |
Kondinsky |
- бесплатный ресурс; |
- менее креативен в стилях; |
Шедеврум |
- бесплатный ресурс; |
- ограниченное количество генераций в день без подписки; |
|
Аудиозапись |
SpeechGen.io |
- можно изменить скорость воспроизведения; |
- ограниченное количество генераций; |
NaturalReader |
- поддерживает китайский язык; |
- ограничение на количество символов в бесплатной версии; |
|
TTSMP3 |
- поддерживает китайский язык; |
- ограниченное количество генераций в день (не более 1000 символов). |
|
Hailuo AI |
- поддерживает китайский язык; |
- ограниченное количество генераций. |
Анализ данной таблицы показывает, что нейросети из разных категорий имеют схожие характеристики: большинство из них поддерживают китайский язык, обеспечивают высокую скорость генерации контента и располагают большим количеством функций. Текстовые нейросети отличаются по качеству и точности: например, Dou Bao и Deep Seek хорошо справляются с китайским языком, в то время как ChatGPT может допускать ошибки. Визуальные нейросети варьируются по креативности и стилевому разнообразию: Kondinsky предлагает больше настроек, а Шедеврум быстрее, но менее гибок. Аудиосервисы различаются по степени естественности голосов, возможностям настройки скорости и акцента спикеров, а также самому удобству интерфейса. В данный момент доступ к расширенным функциям нейросетей ограничен платной подпиской или лимитами в бесплатной версии, что может сильно мешать в процессе подготовки к уроку. Таким образом, нейросети быстро развиваются и уже сейчас предлагают мощные инструменты для работы с текстом, изображениями и аудио, но их потенциал ограничен платным доступом, что снижает их доступность для широкой аудитории.
В качестве примера создания заданий на тренировку аудирования возьмем китайскую нейросеть Dou Bao (豆包) и сгенерируем текст монолога и аудиозапись к нему на китайском языке. В качестве основы для генерации задания возьмем тему 9 раздела в УМК «Открывая Китай. 10 класс». В девятом разделе главные герои сталкиваются с проблемами съема жилья в Китае. Мы попросили нейросеть сгенерировать монолог одного из главных героев на эту тему. Запрос был сформулирован следующим образом: «Создай текст монолога на китайском языке для студентов с уровнем подготовки HSK 1. Тема: «Сдача и аренда жилья». Сюжет: Ван Ю – студентка и живет в общежитии со своей подругой. В следующем месяце они вместе планируют переехать из общежития в просторную квартиру. Длительность диалога в спокойном темпе должна быть рассчитана на 1 минуту». Монолог, сгенерированный нейросетью, был составлен в соответствии с запросом и включал в себя необходимые слова и грамматику раздела (см. рисунок 1). Несмотря на то, что после генерации текст был слегка отредактирован, можем сказать, что нейросеть успешно справилась с поставленной задачей.
Рис. 1. Текст монолога, сгенерированный Dou Bao
В функции Dou Bao также входит автоматическое озвучивание генерируемых текстов. Нейросеть способна озвучить текст только одним женским голосом. Темп считается достаточно быстрым для обучающихся с начальным уровнем владения китайским языком. Однако думаем, данная особенность может легко регулироваться учителем при необходимости. Аудиозапись скачать нельзя, но можно проигрывать на самом сайте во время урока. Так как текст был представлен в виде монолога от лица девушки и не требовал дополнительных голосов, то можем считать, что нейросеть также справилась с этим заданием. На создание материалов у нас ушло около 15 минут, включая корректирование текста.
В качестве дополнительного задания мы попросили нейросеть создать картинку, основываясь на сгенерированном тексте (см. рисунок 2). Изображение хорошо отображает основную суть монолога, а также может служить не только в качестве визуальной опоры для обучающихся, но и в качестве культурологического материала: на основе картинки преподаватель может рассказать об особенностях сдачи и аренды жилья в Китае, подвести обучающихся к обсуждению данной темы и узнать об их собственном опыте.
Рис. 2. Визуальная опора к монологу, сгенерированная Dou Bao
Из всего вышеперечисленного, можем сделать вывод, что при подготовке урока аудирования учитель может воспользоваться одной нейросетью для подготовки текста задания, аудиозаписи и картинки к нему. Сгенерированные материалы хотя и требуют дополнительной корректировки преподавателя, но не занимают так много времени, как сам процесс поиска подходящих заданий в дополнительной литературе или сети Интернет.
Таким образом, для удовлетворения потребностей современного общества в изучении иностранного языка необходимо пропорционально сочетать классическую методологию в обучении аудированию и новые тенденции использования нейросетей с обязательным учетом психолингвистических и лингводидактических особенностей обучения аудированию на китайском языке в условиях дополнительного образования. Уверены, что именно такой подход обеспечит наибольшую эффективность в изучении китайского языка.
Список литературы:
- Еремкина Н.И. Нейросети как инструмент обучения иностранному языку / Н.И. Еремкина, А.М. Яковлев, С.А. Юдов, А.И. Правдин // Моя профессиональная карьера, 2023. Т. 1. №49. С. 111-120.
- Иванова А.И., Иоффе Т.В. Трудности в обучении аудированию (китайский язык) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2015. №1(5). С. 120-121.
- Кочергин И.В. Очерки лингводидактики китайского языка. М.: «Восточная книга», 2012. 184 с.
- Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева и др. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
- Писарь Н.В. Потенциал использования нейросетей как инновационного инструмента создания учебного контента и средства организации интерактивной образовательной среды на занятиях по русскому языку как иностранному// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. №1. С.58-65.
- Редько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики. М.: Ленанд, 2019. 224 c.
- Рукодельникова М.Б. Развитие и контроль навыков аудирования на начальном и продвинутом этапах обучения китайскому языку // Подготовка учителей китайского языка: Опыт и перспективы взаимодействия российских и китайских университетов: Сборник материалов III международной конференции, Ярославль, 22-23 декабря 2020 года / Под научной редакцией М.Н. Авериной. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2021. С. 105-114.
- Петрова И.М., Иванова А.М., Никитина В.В. Современные цифровые технологии в лингвистических исследованиях: Учебное пособие. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. 259 с.
- Смолова М.А. Развитие вокального слуха посредством обучения китайскому языку как иностранному // Современные тенденции творческого образования в сфере искусства и культуры: Сборник статей. М.: ООО «Учебный центр Перспектива-Москва», 2023. С. 493-497.
- Тарева Е.Г., Малых О.А. Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе // Язык и социальная динамика, 2013. №13-1. С. 310-312.
- Тупикова С.Е., Быкова Н.О. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Вестник Саратовского областного института развития образования, 2023. №2(32). С. 29-37.
Advantages and Disadvantages of Artificial Intelligence Technologies in Teaching Chinese Listening Comprehension in Supplementary Education (Supplementary Education)
Drobysheva A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Smolova Maria Anatolyevna,
Associate Professor of the Department of the Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article addresses the problem of using artificial intelligence (AI) in teaching listening comprehension in Chinese within the context of supplementary education. The advantages and disadvantages of applying AI in foreign language education are discussed, and methods for utilizing AI to develop listening comprehension tasks in Chinese are analyzed, considering the linguodidactic and psycholinguistic characteristics of teaching Chinese in SE settings.
Keywords: listening comprehension, artificial intelligence, neural networks, Chinese language, adult education, supplementary education.
References:
- Yeremkina N.I. Neural networks as a tool for foreign language learning / N.I. Yeremkina, A.M. Yakovlev, S.A. Yudov, A.I. Pravdin // My Professional Career, 2023. №1(49).: 111-120.
- Ivanova A.I., Ioffe T.V. Difficulties in teaching listening comprehension (Chinese language) // Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanities Research, 2015. №1(5).: 120-121.
- Kochergin I.V. Essays on the linguodidactics of the Chinese language. Vostochnaya Kniga, 2012. 184 p.
- Fundamentals of the methodology of teaching foreign languages: textbook / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva and others. Moscow: KNORUS, 2017. 390 p.
- Pisar N.V. Potential of using neural networks as an innovative tool for creating educational content and organizing an interactive learning environment in Russian language classes // Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2024. №17(1).: 58-65.
- Redko V.G. Evolution, neural networks, intelligence: Models and concepts of evolutionary cybernetics. Moscow: Lenand, 2019. 224 p.
- Rukodelnikova M.B. Development and assessment of listening skills at the beginner and advanced stages of learning Chinese. In M.N. Averina (Ed.) // Training teachers of Chinese: Experience and prospects of cooperation between Russian and Chinese universities. Proceedings of the 3rd International Conference, Yaroslavl, December 22-23, Yaroslavl: Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University, 2020.: 105-114.
- Petrova I.M., Ivanova A.M., Nikitina V.V. Modern digital technologies in linguistic research: A textbook. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2022. 259 p.
- Smolova M.A. Development of vocal hearing through teaching Chinese as a foreign language // Modern trends in creative education in the field of art and culture: Collection of articles. Moscow: LLC «Training Center Perspektiva-Moscow», 2023.: 493-497.
- Tareva E.G., Malykh O.A. Approaches to the study of the problem of the formation of phonological competence in a language university // Language and social dynamics, 2013. №13-1.: 310-312.
- Tupikova S.E., Bykova N.O. Artificial intelligence as an alternative resource for learning a foreign language // Bulletin of the Saratov Regional Institute for Education Development, 2023. №2(32).: 29-37.