Аннотация. В статье рассматривается цвет как ключевая категория культуры, привлекающая внимание специалистов из различных областей знаний. Анализируются различные подходы к изучению цветообозначений, в том числе важность этнокультурного контекста и психологического восприятия цвета. Особое внимание уделяется вопросам классификации цветов и их оттенков, а также влиянию цветового восприятия на психоэмоциональное состояние человека и формирование картины мира в различных культурах. Статья подчеркивает значимость комплексного изучения цвета, учитывающего как лингвистические, так и культурные и психологические аспекты.

Ключевые слова: цвет, цветообозначение, А.П. Чехов, символизм, лингвистика, стиль.

Цвет занимает важное место в культуре человечества. На протяжении истории и в различных областях знаний – от науки до искусства – сохраняется интерес к теоретическому осмыслению, практическому применению и художественному восприятию цвета. Каждая эпоха и сфера деятельности расширяют наше понимание его значения в жизни и окружающем мире. Специалисты различных направлений, включая физиков, биологов, врачей, психологов, художников и лингвистов, изучают цвет, получая порой неожиданные результаты. Например, К. Малевич утверждал, что белый цвет в больничных помещениях усиливает болевые ощущения. Таким образом, цвет окружен множеством значений и интерпретаций, обладая нравственными, эстетическими и практическими ценностями.

По мнению лингвиста А.И. Белова, изучение этноэйдем цвета – важный инструмент для понимания психологии народа, углубляющий понимание текста, особенно в поэзии. Знание этноэйдем способствует сближению людей и преодолению «культурологического дальтонизма» [2, с. 49-58]. Разнообразие цветов в окружающем мире обуславливает различное восприятие цветовой палитры разными народами, что отражается в языке.

Ю.В. Норманская полагает, что для описания семантики слов, обозначающих цвет, необходимо создать не только типологию основных терминов, но и типологию определений цвета без указания на тон (например, светлый, темный, яркий, тусклый), а также истолковать их и составить универсальный словарь [3, с. 6]. В противовес этому мнению, Р.М. Фрумкина считает, что невозможно дать разумное описание семантики цветообозначений, основываясь только на признаках тона, яркости и насыщенности.

Ю.В. Норманская также убеждена, что в любом языке существуют слова, интуитивно понятные носителям и активно используемые для уточнения характеристик цвета. Иногда эти слова становятся устойчивыми признаками определенных цветообозначений (например, жёлтый и розовый часто воспринимаются как светлые цвета, в то время как красный не всегда поддается классификации по шкале «светлый-темный») [3].

Помимо анализа возможной классификации цветов и изучения методов разделения на группы оттенков, необходимо отметить и подчеркнуть следующий факт: важно не только историческое и культурное значение цвета, но и психологическое восприятие цвета народом, людьми одной культуры.

В.Д. Прохоров в статье «Индивидуально-психологическое восприятие цвета человеком», опубликованной в Международном научном журнале «Вестник науки», писал: «Энергия цвета необходима для нашей жизнедеятельности. В условиях недостатка этого вида энергии наступает цветовой голод, который выражается: в подавленном состоянии; чувстве безотчетной тревоги; снижении работоспособности; хронической усталости.» [4, с. 299].

Но помимо индивидуальных особенностей цветовосприятия, существует культурное восприятие оттенков. По словам М.Б. Айтмагамбетова: «Прежде всего, стоит отметить, что цвет, по мнению ряда ученых, является константой культуры, одной из центральных категорий концептуальной и языковой картин мира» [1, с.11]. Связь культуры и цветовосприятия позволяет узнать, каким было восприятие цвета в различные исторические периоды становления народа, в том числе благодаря литературному наследию.

Цвет, являясь неотъемлемой характеристикой окружающего мира, оказывает существенное влияние на человеческое восприятие. Например, определенные цвета ассоциируются с опасностью или безопасностью, формируя подсознательную реакцию на среду. В контексте художественной литературы цветообозначения приобретают особую значимость, поскольку влияют на формирование визуальных образов, эмоциональную окраску и интерпретацию текста читателем. Описания предметов, в которых акцентируется цвет, способствуют созданию более детальных и выразительных образов в сознании читателя, позволяя ему глубже проникнуть в замысел автора. Писатели и поэты, используя цветообозначения, достигают большей точности и эмоциональной насыщенности в описаниях событий, явлений и персонажей, тем самым усиливая воздействие произведения на аудиторию.

Цветовая палитра русских классиков во многом изучена с точки зрения лексического значения и символизма. Т.С. Токарева в своей научной работе «Символика цвета в произведениях русских писателей» отмечает: «Наиболее частое проявление цветовой символики в литературных произведениях выражается в цветовых эпитетах» [5, с.4]. Разбирая цвет в художественных произведениях как символ и лексическую единицу, можно упустить множество деталей и психологических аспектов.

В данной работе предпринят анализ функций и значений цветообозначений в произведениях А.П. Чехова. Цель исследования – выявить, каким образом использование цвета в текстах писателя способствует созданию художественного образа и передаче авторской идеи.

В рамках исследования предложена классификация, основанная на выделении четырех основных групп использования цвета в художественном тексте в качестве средства выразительности:

  1. Описание интерьера (неживой природы): эта категория включает в себя использование цветообозначений для создания зрительного образа предметов, составляющих внутреннее пространство, а также неодушевленных объектов окружающей среды (например, зданий, мебели, посуды).
  2. Описание пейзажа (живой природы): данная группа охватывает использование цвета для изображения природных ландшафтов, флоры и фауны, что позволяет создать живую и реалистичную картину природы, окружающей персонажей.
  3. Описание персонажей: в этой категории рассматривается использование цветообозначений для создания портретных характеристик героев, включая описание внешности (цвет волос, глаз, одежды), а также выражение через цвет психологического состояния и социального статуса персонажа.
  4. Описание эмоциональных состояний: данная группа включает в себя использование цветообозначений для передачи внутреннего состояния персонажей, их чувств, переживаний и настроений.

Для каждой из вышеперечисленных групп выделяются два подтипа использования цветообозначений:

  1. прямое значение: в этом случае цвет используется для создания точного и реалистичного зрительного образа объекта или явления. Например, описание цвета стен комнаты или цвета листвы на деревьях.
  2. непрямое значение: здесь цвет используется для создания определенного психологического эффекта, подчеркивания или размывания образа, а также для придания ему эмоциональной окраски. Непрямое значение цветообозначений может быть связано с символическим значением цвета, культурными ассоциациями или метафорическим использованием. Например, описание «серого» настроения персонажа или «черной» тоски.

Рассказ «Суд» – прямое описание интерьера
Прямое значение описания интерьера прослеживается, например, в рассказе «Суд», где встречается описание стола и предметов на нём: «Большой стол; на нем блюдечко с ореховой скорлупой, ножницы, баночка с зеленой мазью, картузы...» [6]. В данном примере цвет мази выступает в качестве прямого описания, не подразумевая второго смысла или эмоционального оттенка.

Повесть «Живой товар» – непрямое описание интерьера
В повести «Живой товар» есть описание: «В стеклянные двери внесли большие кресла и диван, обитые темно-малиновым бархатом, столы для зала, гостиной и столовой, большую двуспальную кровать, детскую кровать...» [6]. Кресла и диваны обиты именно темно-малиновым бархатом, чтобы эмоционально подчеркнуть богатство дачи, – это пример непрямого значения описания интерьера.

Рассказ «Степь» – прямое описание природы
Точное описание живой природы, задача которой описать картину, можно найти в повести «Степь». Автор использует оттенки зеленого, желтого, бурого и синего для создания живого и динамичного образа степи, что является прямым значением. «Вот широкая равнина, волнующаяся под ветром; вот курганы, как большие зеленые кочки; вот стада баранов, словно белые облака; вот и вдали, на самом горизонте, полоска темного леса» [6].

Рассказ «Егерь» – непрямое описание природы
Картина природы в начале рассказа: «Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей… Лес стоит молча, неподвижно…» [6]. В этом отрывке произведения безнадежный вид травы подчеркивается за счет упоминания цвета. На контрасте с живой и зеленой травой, выжженная солнцем выглядит уныло. Данный пример относится к непрямому описанию природы. 

Произведение «Черный монах» – прямое описание персонажа
Описание монаха: «Монах в черной одежде, с седою головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо...» [6] – в произведении «Черный монах», указывает внешний вид человека и далее не раскрывает образ, тем самым создавая картину без психологического портрета.

Рассказ «Дама с собачкой» – непрямое описание персонажа
«Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза. «Что-то в ней есть жалкое все-таки», – подумал он и стал засыпать» [6]. В произведении «Дама с собачкой» Анна Сергеевна предстает перед нами хрупкой и застенчивой девушкой, что подчеркивается серыми глазами, которые создают эмоциональную утонченность.

«Палата №6» – прямое описание эмоциональных состояний
Описание врача из произведения «Палата №6»: «Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный» [6] – указывает на психологический портрет, воспринимающийся другими героями произведения как грозный. Красный нос, создающий образ трактирщика с большой дороги, является деталью, описывающей предполагаемый образ жизни и характер врача, при этом не отражающей эмоциональной глубины героя произведения.

Рассказ «Степь» – непрямое описание эмоциональных состояний
Создание сильно психологического эффекта, с помощью цветов, встречается в текстах А.П. Чехова. Например, в рассказе «Степь» мотив одиночества хорошо передается частым использованием черного цвета: «За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы...»; «Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш...»; «Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять...» [6].

Таким образом, в произведениях А.П. Чехова цвет играет важную роль в создании образов и мотивов. Он не только раскрашивает предметы и персонажей, но и наполняет их характерными чертами и оттенками чувств, раскрывая общую идею и лидирующий мотив произведения. Цвет чаще служит раскрытию тонких эмоциональных переживаний героев, а не просто описанию свойств предметов или персонажей. В конечном итоге, цвет в текстах Чехова создаёт глубокий психологический эффект, вызывая ассоциации и чувства у читателя.

Подводя итог, можно заметить, что предложенная классификация помогает проанализировать произведения более глубоко, позволяя увидеть описанную картину как со стороны лексического значения цветов, так и со стороны психологического воздействия описанием оттенков на читателя. Анализ цветовой палитры произведений классиков данным методом способствует раскрытию тонких смыслов, открывающих читателю эмоциональный подтекст восприятия мира определённого времени.

Список литературы:

  1. Айтмагамбетова М.Б. Культурно-национальные особенности концептуализации цвета // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. Т. 4. №4(64). С. 10-13.
  2. Белов А.И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингвистики Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. С. 49-58.
  3. Норманская Ю.В. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках. М.: 2005. 379 с.
  4. Прохоров В.Д. Индивидуально-психологическое восприятие человеком цвета // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ», 2019.Т. 3. №6(15). С. 299-304.
  5. Токарева Т.С. Символика цвета в произведениях русских писателей. (дата обращения: 01.04.2025).
  6. Чехов А.П. // Интернет-библиотека Алексея Комарова (сайт). (дата обращения: 01.04.2025).

Classification of color meanings in Chekhov's texts

Shadrina A.А.,
student of 3 course of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Zvegintsova Natalia Valentinovna,
Teacher of the Department of Pedagogy and Methods of Primary general Education of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University

Abstract. The article considers color as a key cultural category that attracts the attention of experts from various fields of knowledge. Various approaches to the study of color meanings are analyzed, including the importance of the ethnocultural context and the psychological perception of color. Special attention is paid to the classification of colors and their shades, as well as the influence of color perception on the psycho-emotional state of a person and the formation of a worldview in different cultures. The article emphasizes the importance of a comprehensive study of color, taking into account both linguistic, cultural and psychological aspects.
Keywords: сolor, color designation, A.P. Chekhov, symbolism, linguistics, style.

References:

  1. Aitmagambetova M.B. Cultural and national peculiarities of color conceptualization, Bulletin of Kemerovo State University 2015 Vol. 4. №4(64).: 10-13.
  2. Belov A.I. Color ethnoidemes as an object of ethnopsycholinguistics. Moscow: Nauka, 1988.: 49-58.
  3. Normanskaya Yu.V. The genesis and development of color designation systems in ancient Indo-European languages, Moscow: 2005, 379 p.
  4. Prokhorov V.D. Individual psychological perception of color by a person, International Scientific Journal BULLETIN of SCIENCE, 2019. Vol. 3. №6(15).: 299-304.
  5. Tokareva T.S. Symbolism of color in the works of Russian writers. (date of the address: 01.04.2025).
  6. Chekhov A.P. // Alexey Komarov Internet Library (website). (date of the address: 01.04.2025).