Аннотация. В статье определены три основных аспекта функциональной грамотности письменной речи на уроках английского языка. Цель статьи – выявить аспекты функциональной грамотности письменной речи учащихся, раскрыть социокультурный аспект. Для достижения этой цели используются такие методы, как анализ и обобщение научной литературы. В статье рассматриваются три основных аспекта функциональной грамотности в письменной речи на английском языке. В результате представлены особенности социокультурного аспекта функциональной грамотности письменной речи учащихся.
Ключевые слова: Функциональная грамотность иноязычной письменной речи, социокультурный аспект функциональной грамотности.
В современном образовательном контексте понятие «грамотность» рассматривается как показатель возможностей и потенциала учащихся в выполнении учебных задач. Для определения возможностей обучающихся во внеучебных заданиях существует понятие «функциональная грамотность», которое служит показателем способности учащихся применять знания, умения и навыки в задачах, отличных от учебных. «Для того, чтобы быть «грамотным» в современном мире, недостаточно уметь писать, считать и читать, а необходимо ориентироваться в огромном информационном потоке» [1, с. 103]. Функциональная грамотность в контексте иноязычного образования представляет собой способность использовать язык как инструмент для решения коммуникативных задач в различных социокультурных ситуациях.
В современных условиях образовательного процесса особую актуальность приобретает формирование у обучающихся компетенций по практическому применению приобретенных знаний в процессе решения жизненных задач. Это предполагает развитие у студентов навыков эффективного планирования деятельности, критического анализа собственных действий, а также способности к систематическому поиску, обработке и последующей интерпретации релевантной информации.
Концепция функциональной грамотности в настоящее время нова в педагогической сфере. Термин возник в завершающей трети XX века вследствие глобальных современных вызовов, связанных с переходом общества от промышленной эпохи к эпохе информации, в противовес прежнему понятию «грамотности» в учебной практике. В российской педагогической науке определено четыре этапа становления определения «функциональная грамотность», каждый из которых «характеризируется определенным этапом развития общества и его потребностям» [3].
В 1978 году произошли первые изменения в определении грамотности и «грамотного человека» [4, с. 23]. Ученые опубликовали результаты исследований, в которых указано, что формально образованный человек не всегда способен применить свои навыки в реальных ситуациях. Из чего следует, индивид, обладающий функциональной грамотностью, представляет собой субъекта, компетентного в осуществлении разнообразных видов деятельности, где требуется базовый уровень образованности для обеспечения результативного социального взаимодействия. Данный субъект характеризуется систематическим применением базовых когнитивных навыков, включающих чтение, письменную коммуникацию и математические операции, что способствует его непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения (ФГОС ООО, 2021) устанавливает под функциональной грамотностью: «формирование у обучающихся способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» [8, с. 29].
Выполненный анализ научный литературы и определений функциональной грамотности привёл к использованию в нашем исследовании термина: «функциональная грамотность письменной речи отражает степень владения учениками 8-9 классов письменной речью изучаемого языка, реализуемого посредством трёх аспектов: нормативного, коммуникативного и социокультурного. В результате проведенного анализа ключевых компонентов функциональной грамотности в области письменной коммуникации учащихся среднего звена была выявлена триада основополагающих компонентов, детерминирующих её формирование в процессе преподавания английского языка» (см. рисунок 1).
Рис. 1. Аспекты функциональной грамотности письменной речи обучающихся
Если под нормативным аспектом понимаются специальные нормы письменной речи, например орфографии и пунктуации, под коммуникативным аспектом развитие механизмов порождения текстов (отбор слов, требуемых для создания текста конкретной тематической направленности, организация связи между предложениями), то социокультурная компетентность представляет собой интегративную способность индивида к осуществлению многоаспектного критического анализа глобальных вызовов современности и феноменов межкультурного взаимодействия с позиций различных методологических парадигм.
Социокультурный аспект в обучении иностранному языку подразумевает «изучение и понимание культурных особенностей, традиций, ценностей и норм поведения носителей изучаемого языка» [5, c. 8]. Говоря о развитии функциональной грамотности письменной речи на уроках английского языка, считаем важным подчеркнуть социокультурный аспект как средство, благодаря которому происходит усиление понимания не только системы языка, но и культурных ценностей индивида на основе сравнительного изучения культур. Вышеуказанное понимание социокультурного аспекта сложилось благодаря работам В.В. Сафоновой и Г.В. Елизаровой.
Интересно мнение доктора педагогических наук, профессора Г.В. Елизаровой, утверждающей, что социокультурный аспект является основой «лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической и социальной компетенций» [2, c. 51].
Внимание к этому аспекту отражено в работах профессора Е.Г. Таревой, подчёркивающей, что социокультурный компонент обучения иностранному языку позволяет учащимся не только овладеть языком, но и понять особенности менталитета представителей другой культуры, «что способствует формированию положительного отношения к ним и развитию межкультурного диалога» [7, c. 14].
Следовательно, иноязычный текст содержит культурный код, работа с текстом при развитии функциональной грамотности англоязычной письменной речи обучающихся требует от субъектов «понимания и взаимодействия с носителями языка», а значит социокультурный аспект, являясь неотъемлемой частью процесса обучения, важно учитывать при развитии функциональной грамотности англоязычной письменной речи обучающихся [6, с. 51].
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной рабочей программы основного общего образования по английскому языку, позволяет определить компоненты социокультурного аспекта, выраженные в способности обучающихся:
- Проявлять сформированные навыки и развитые умения, необходимые для корректной интерпретации в реальных условиях и в контексте аутентичной среды, в соответствии с нормами иноязычной культуры, в контексте речевого общения.
- Воспринимать факты, выраженные в тексте, с положительными эмоциями, при этом осознавая собственное этноцентрическое восприятие родной и иноязычной культур.
- Осуществлять продуктивный межкультурный диалог, характеризующийся открытостью к культурному обмену, основанной на взаимном признании ценности человеческой личности и следовании этическим принципам коммуникации.
В рамках современной методики преподавания иностранных языков особое значение приобретает интеграция социокультурного компонента в процесс формирования письменной коммуникативной компетенции обучающихся. Данный аспект выступает не просто как вспомогательный элемент развития функциональной грамотности, но и как основополагающая цель языкового образования, направленная на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. При этом текстовой материал, используемый в процессе обучения английскому языку, выполняет двойственную функцию: с одной стороны, он способствует развитию практических навыков письменной речи, с другой – обеспечивает когнитивный фундамент для освоения культурологических особенностей лингвокультурной среды изучаемого языка. Другими словами, это способ узнать о ценностных ориентациях представителей другой культуры, развитие эмпатии учащихся к представителям разных этносов в межкультурном общении, выраженное в англоязычной письменной речи при выполнении учебных и внеучебных заданий.
Таким образом, развитие функциональной грамотности иноязычной письменной речи в контексте социокультурного подхода представляет собой комплексный процесс, требующий интеграции языкового и культурного компонентов обучения. Успешная реализация данного подхода обеспечивает формирование у обучающихся необходимых компетенций для эффективной межкультурной коммуникации в современном поликультурном пространстве.
Список литературы:
- Безукладников К.Э., Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура, 2023. №61. С. 103-126.
- Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам: учеб. пособие для студентов вузов. СПб.: КАРО, 2010. 350 с.
- Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, 2015 Т. 8. Вып. 1. (дата обращения: 12.02.2024).
- Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы, 2017. №5. С. 20-31.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе, 2014. №11. С. 2-13.
- Сороковых Г.В. Современные средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и практика / Г.В. Сороковых, Т.И. Жаркова, А.М. Герасимова [и др.]. М.: УЦ «Перспектива», 2019. 280 с.
- Тарева Е.Г. Обучение межкультурному диалогу как инструмент «мягкой силы» // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник, 2016. №5(19-2). С. 13-19.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ред. от 31.05. 2021): официальный сайт, 2023. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 03.02.2023).
Socio-cultural aspect of the development of functional literacy of foreign language written speech of primary school students
Lysyak D.D.,
postgraduate student of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Abstract. The paper identifies three main aspects of functional literacy in writing in English lessons. The purpose is to identify aspects of functional literacy of students' written speech, to reveal the socio-cultural aspect. To achieve this goal, methods such as analysis and synthesis of scientific literature are used. The paper examines three main aspects of functional literacy in writing in English. As a result, the features of the socio-cultural aspect of the functional literacy of students' written speech are presented.
Keywords: Functional literacy of English written speech, socio-cultural aspect of functional literacy.
References:
- Bezukladnikov K.E., Melekhina E.S. The formation of functional literacy in English lessons in the framework of educational and research activities // Language and Culture, 2023. №61.: 103-126.
- Elizarova G.V. Culture and foreign language teaching: textbook. handbook for university students. St. Petersburg: KARO Publ., 2010. 350 p.
- Ermolenko V.A. The development of functional literacy of the student: a theoretical aspect // Electronic scientific publication Almanac Space and Time, 2015 Vol. 8. Issue 1. (date of the address: 12.02.2024).
- Korotkina I.B. Academic literacy and the assessment system in the paradigm of education // Values and Meanings, 2017. №5.: 20-31.
- Safonova V.V. Sociocultural approach: basic socio-pedagogical and methodological provisions // Foreign Languages at School, 2014. №11.: 2-13.
- Sorokov G.V. Modern means of assessing the quality of foreign language competence: theory and practice / G.V. Sorokov, T.I. Zharkova, A.M. Gerasimova [et al.]. Moscow: Perspektiva University, 2019. 280 p.
- Tareva E.G. Teaching intercultural dialogue as a a tool of «soft power» // Questions of teaching methods at the university: an annual collection, 2016. №5(19-2).: 13-19.
- Federal State Educational Standard of Basic General Education (as amended on 31.05.2021): official website, 2023. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (date of the address: 03.02.2023).