Аннотация. В данной статье анализируется роль искусственного интеллекта в обучении китайскому языку. Представлены различные подходы к внедрению ИИ в образовательный процесс. В статье также описаны основные преимущества и вызовы, связанные с интеграцией ИИ в преподавание китайского языка. Полученные выводы могут послужить основой для дальнейших исследований в области применения искусственного интеллекта в обучении китайскому языку.

Ключевые слова: нейросети, искусственный интеллект, китайский язык, познавательная деятельность.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности обучающегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Формирование познавательной деятельности – важнейший фактор познавательных универсальных учебных действий (УУД). Проблема формирования познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность.

Далее рассмотрим понятие познавательной деятельности с целью более глубокого понимания данного феномена.

Согласно А.В. Астапову, формирование познавательной деятельности учащихся предполагает их участие, под руководством педагога, в решении новых познавательных и практических задач в строго определённой системе. Данный процесс основывается на деятельностном подходе, который является основополагающим в организации учебно-воспитательной работы [1, с. 18].

Схожее мнение у Б.П. Есипова, который рассматривает познавательную деятельность как осознанную и целенаправленную интеллектуальную или физическую активность учащихся, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Этот подход подчёркивает значимость целеустремлённости и осмысленности в образовательной деятельности [3, с. 224].

Г.М. Лебедев определяет познавательную деятельность как активное, инициативное отношение учащихся к процессу усвоения знаний. Он отмечает, что важным аспектом является проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий, что усиливает продуктивность учебного процесса и способствует формированию личности учащегося [1, с. 19].

В своей работе за основу возьмём определение Д.Н. Богоявленского и Н.М. Менчинской, которые утверждали, что ключевым условием развития познавательной деятельности является создание проблемной ситуации. Без появления проблемы учащийся не сможет активизировать своё мышление, а новая образовательная задача не вызовет познавательного отклика. Таким образом, «проблемная ситуация» становится основным инструментом как для стимулирования познавательной активности, так и для управления процессом формирования и усвоения новых знаний [1, с. 21].

На основе исследований Т.И. Шимова, познавательная деятельность характеризуется как комплекс внутренних взаимосвязанных действий, связанных логической последовательностью, которая определяет структуру познавательной активности учащихся и её успешность в образовательной деятельности [1, с. 23].

В данной работе мы будем опираться на точку зрения Б.П. Есипова. Проанализировав мнение разных ученых по данному вопросу, мы понимаем под познавательной деятельностью осознанную и целенаправленную интеллектуальную или физическую активность учащихся, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Этот подход подчёркивает значимость целеустремлённости и осмысленности в образовательной деятельности [3, с. 229].

Учитывая важность этих аспектов, как утверждает профессор Е.Г. Тарева, современные образовательные технологии в век цифровых трансформаций стремительно развиваются [8, с. 85], искусственный интеллект (далее – ИИ) занимает одно из центральных мест в этом процессе и восполняет пробелы, связанные с нехваткой качественных учебников по китайскому языку. Обучение иностранным языкам, включая китайский, становится все более востребованным в условиях глобализации. Внедрение ИИ в преподавание китайского языка открывает новые горизонты для активизации познавательной деятельности обучающихся и расширяет жизненное пространство человека [9, с. 8]. Цель данной статьи — исследовать, как ИИ может быть использован для повышения эффективности обучения китайскому языку и активизации интереса студентов, а также рассмотреть конкретные примеры успешных сервисов, таких как Character.io и SuperChinese.

Рассмотрим понятие искусственного интеллекта с целью более глубокого понимания его возможностей и применения в различных сферах человеческой деятельности. Искусственный интеллект – это теория и разработка компьютерных систем, способных выполнять задачи, которые требуют человеческого интеллекта, такие, как визуальное восприятие, распознавание речи, принятие решений и перевод между языками. В контексте образования ИИ может быть использован для адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям обучающихся, улучшения качества обучения и повышения его эффективности.

Существует несколько типов нейросетей, которые могут быть применены в образовательных технологиях:

  1. Экспертные системы: экспертные системы используют знания и опыт экспертов в конкретных областях для решения задач. Они основаны на представлении знаний в виде правил и логических выводов, что позволяет им принимать решения и давать рекомендации, аналогичные человеческим экспертам.
  2. Нейронные сети: нейронные сети моделируют работу человеческого мозга и используются для распознавания образов, анализа данных и обучения. Они состоят из нейронов, соединенных между собой, и передают информацию по связям. Нейронные сети способны учиться на основе опыта и адаптироваться к новым ситуациям.
  3. Генетические алгоритмы: генетические алгоритмы применяют принципы эволюции и генетики для решения задач оптимизации. Они имитируют естественный отбор и мутации, чтобы находить наилучшие решения в сложных пространствах параметров.
  4. Распознавание образов: системы распознавания образов применяются для анализа и классификации визуальной информации. Они могут распознавать лица, объекты, образцы и другие элементы на основе изображений или видео [11].

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют экспертные системы и нейронные сети, так как они обладают потенциалом для анализа больших объемов данных, адаптации учебных материалов и создания интерактивных заданий, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении китайского языка.

В аспекте изучения китайского языка искусственный интеллект играет особо важную роль, так как представляет собой множество возможностей для улучшения образовательного процесса. Одним из основных преимуществ ИИ является возможность персонализации обучения. Системы на основе ИИ могут адаптироваться к индивидуальным потребностям и уровню знаний обучающихся.

При выборе нейросетей для использования в образовательных технологиях важно учитывать несколько ключевых критериев, которые помогут обеспечить их эффективность и соответствие потребностям обучающихся. Отбор нейросетей для нашего исследования осуществлялся с опорой на следующие принципы [2]:

  • Принцип соответствия уровню владения языком – языковой материал должен соответствовать уровню языковой подготовки учащихся.
  • Принцип коммуникативности – отобранный материал должен обеспечивать целенаправленную передачу информации в естественных ситуациях для того, чтобы способствовать речевым поступкам учащихся в общении с представителями культуры страны изучаемого языка.
  • Принцип стилистической дифференциации – отбор ресурсов с учетом языковых особенностей, свойственных разным стилям речи и разным сферам общения.
  • Принцип доминирующей роли упражнения – упражнения, направленные на развитие различных видов речевой деятельности, могут быть разработаны на основе выбранных языковых материалов.

Далее рассмотрим применение ИИ в аспекте обучения китайскому языку и развития познавательной компетенции обучающихся. Одним из ярких примеров использования ИИ в обучении китайскому языку является сервис Character.ai. Это интернет-приложение с функциями чат-бота, основанное на нейронной языковой модели, которое позволяет пользователям создавать уникальных персонажей с определенными «личностями». С помощью Character.ai (https://character.ai/) пользователи могут настраивать персонажей, устанавливая различные параметры и черты, что позволяет создавать как оригинальных персонажей, так и базироваться на вымышленных или реальных людях. Это создает уникальную возможность для изучающих китайский язык: студенты могут общаться с персонажами, которые могут быть настроены для помощи в изучении языка, например, путем моделирования разговоров на китайском. Персонажи могут быть созданы с определенными целями, такими как помощь в творчестве или ведение текстовой ролевой игры, что делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным.

Кроме того, пользователи могут не только общаться с одним персонажем, но и организовывать групповые чаты, в которых несколько персонажей могут взаимодействовать друг с другом и с пользователем. Это создает условия для практики языка в контексте, что способствует более глубокому усвоению материала. Такой подход не только помогает студентам запомнить иероглифы и грамматические конструкции, но и развивает их навыки общения, что является важным аспектом изучения любого иностранного языка.

Интерактивные обучающие приложения, использующие технологии ИИ, также могут значительно повысить уровень вовлеченности студентов. Чат-боты и виртуальные ассистенты, способные вести диалог на китайском языке, предоставляют возможность практиковать разговорные навыки в любое время и в любом месте. Эти приложения создают условия для активной познавательной деятельности, позволяя обучающимся взаимодействовать с языком в реальном времени. Например, сервис SuperChinese (https://www.superchinese.com/) предлагает пользователям уникальный подход к изучению китайского языка, комбинируя элементы игры и обучения. Платформа использует ИИ для создания индивидуальных учебных планов и предлагает интерактивные задания, которые помогают студентам развивать навыки слушания, чтения и говорения. SuperChinese также включает в себя функцию распознавания речи, что позволяет пользователям получать мгновенную обратную связь по произношению и грамматике. Сервис SuperChinese давно зарекомендовало себя как эффективное приложение для обучения китайскому языку, предлагая функции как для бесплатных, так и для премиум-пользователей. Последнее обновление приложения, получившее название Chao, представило функцию чата с искусственным интеллектом, которая обеспечивает высокоструктурированное взаимодействие и предоставляет пользователям широкие возможности для отработки ключевых фраз перед началом разговора с ИИ.

Благодаря приятному голосу ИИ, отличному распознаванию речи и функции исправления ошибок в реальном времени, которые доступны в версии Chao, SuperChinese выделяется среди ряда аналогичных приложений для изучения языка своей продуманностью и эффективностью. Это приложение предлагает пользователям уникальную возможность практиковать разговорные навыки, получая мгновенную обратную связь по произношению и грамматике.

Кроме того, SuperChinese предоставляет бесплатный чат в режиме реального времени, где учащиеся со всего мира могут общаться на разговорном китайском. Это создает условия для практики языка в живом общении, что значительно способствует развитию навыков общения. SuperChinese представляет собой комплексный инструмент обучения, который подходит как для начинающих, так и для более опытных изучающих китайский язык, обеспечивая увлекательный и интерактивный процесс обучения. Мгновенная обратная связь помогает студентам лучше понимать свои слабые стороны и работать над ними, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала.

Интеграция ИИ в преподавание китайского языка имеет и ряд других преимуществ. Во-первых, ИИ предоставляет доступ к множеству обучающих материалов, что делает обучение более гибким и доступным для студентов с различными уровнями подготовки. Это особенно важно в условиях, когда студенты могут иметь разные цели и мотивацию к обучению. Во-вторых, интерактивные элементы и игровые механики, основанные на ИИ, могут повысить мотивацию студентов к изучению языка. Закрепляя новый материал в формате интерактивных заданий, студенты не только учатся, но и получают удовольствие от процесса, а поддержание интереса к изучению языка также является немаловажным аспектом.

Итак, в итоговом списке представим преимущества использования ИИ:

  1. Повышение уровня вовлеченности: интерактивные обучающие приложения, такие как SuperChinese, создают условия для активного участия студентов в процессе обучения.
  2. Практика разговорных навыков: чат-боты и виртуальные ассистенты позволяют обучающимся практиковать разговорный китайский язык в любое время и в любом месте.
  3. Индивидуализированный подход: ИИ помогает создавать персонализированные учебные планы и задания, адаптированные под нужды каждого ученика.
  4. Мгновенная обратная связь: функции распознавания речи и исправления ошибок в реальном времени помогают учащимся улучшать произношение и грамматику.
  5. Доступ к множеству обучающих материалов: ИИ предоставляет разнообразные ресурсы, делая обучение более гибким и доступным для разных уровней подготовки.
  6. Игровые механики: Интерактивные элементы и элементы геймификации повышают мотивацию учащихся и делают обучение более увлекательным.
  7. Поддержка разнообразия целей и мотивации: ИИ-решения могут адаптироваться к разным целям обучения, учитывая потребности каждого студента.

Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества, внедрение ИИ в обучение китайскому языку также сталкивается с рядом вызовов. Одним из основных является техническое ограничение. Не все учебные заведения имеют доступ к современным технологиям и программному обеспечению, необходимым для внедрения ИИ. Это может создать неравные условия для студентов, что негативно скажется на качестве обучения. Кроме того, необходимо обеспечить высокое качество контента и алгоритмов, чтобы гарантировать эффективность обучения. Низкое качество материалов может привести к неправильному усвоению языка и снижению интереса студентов.

Еще одним важным аспектом являются этические вопросы, связанные с использованием ИИ в образовательном процессе. Вопросы конфиденциальности данных и защиты личной информации студентов становятся особенно актуальными в условиях, когда ИИ собирает и анализирует большие объемы данных. Образовательные учреждения должны разработать четкие правила и рекомендации по использованию ИИ, чтобы гарантировать безопасность и защиту данных обучающихся.

Итак, в итоговом списке представим недостатки использования ИИ:

  1. Ограниченный доступ к технологиям: не все учебные заведения имеют необходимое оборудование и программное обеспечение для внедрения ИИ, что приводит к неравенству среди студентов.
  2. Проблемы с качеством обучающих материалов: Низкое качество контента и алгоритмов может привести к неправильному усвоению языка и, как следствие, к потере интереса студентов.
  3. Этические проблемы: Внедрение ИИ поднимает вопросы конфиденциальности данных и защиты личной информации учащихся, что требует особого внимания.
  4. Риски утечки информации: Сбор и анализ значительных объемов личных данных могут привести к утечкам и нарушению безопасности.
  5. Необходимость в новых правилах: образовательные учреждения должны разработать строгие правила и рекомендации по использованию ИИ, чтобы обеспечить защиту данных студентов.
  6. Сокращение живого взаимодействия: внедрение ИИ может снизить количество личного общения между преподавателями и учащимися, что важно для эффективного образовательного процесса.

Важно отметить, что внедрение ИИ в обучение китайскому языку требует подготовки преподавателей. Учителя должны быть готовы использовать новые технологии и интегрировать их в свои уроки. Это может потребовать дополнительного обучения и повышения квалификации, что также является вызовом для образовательных учреждений. Однако, если эти трудности будут преодолены, ИИ может стать мощным инструментом, способствующим улучшению качества образования.

Искусственный интеллект имеет потенциал значительно изменить подход к обучению китайскому языку, активизируя познавательную деятельность обучающихся. Персонализация, интерактивные приложения и автоматизированная обратная связь являются ключевыми аспектами, которые могут повысить эффективность обучения. Сервисы, такие как Character.io и SuperChinese, демонстрируют, как ИИ может быть использован для создания увлекательного и эффективного образовательного процесса.

Тем не менее, для успешной интеграции ИИ в процесс обучения китайскому языку необходимо преодолеть ряд вызовов, связанных с техническими ограничениями, качеством контента и этическими аспектами. Полученные выводы могут послужить основой для дальнейших исследований в области применения искусственного интеллекта в обучении китайскому языку, что позволит разработать более эффективные методы и подходы к обучению, способствующие развитию языковых навыков и интереса студентов к изучению китайского языка.

Список литературы:

  1. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2013. 357 с.
  2. Гуань Бо. Критерии отбора электронных образовательных ресурсов в обучении РКИ // МНКО. 2022. №3(94). С. 28-30. (дата обращения: 14.01.2025).
  3. Жукова Т.В. Познавательный интерес как способ проектирования инновационной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №15. С. 224-229.
  4. Звоненко А.Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №2. С. 162-167. (дата обращения: 04.12.2024).
  5. Методика обучения китайскому языку и переводу в полипарадигмальной интерпретации современных педагогических исследований: коллективная монография / В.В. Алексеева, О.Л. Анисова, В.Ю. Вашкявичус [и др.]. М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН», 2021. 240 с.
  6. Морхат П.М. К вопросу об определении понятия искусственного интеллекта // Право и государство: теория и практика. 2017. №12(156). С. 25-32. (дата обращения: 14.01.2025).
  7. Рослякова С.В. О сущности и структуре познавательной компетентности // Вестник ГУУ, 2012. №10-1. С. 300-305. (дата обращения: 14.01.2025).
  8. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки, 2018. №3(27). С. 85-90.
  9. Тарева Е.Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. 2022. №10. С. 5-10.
  10. Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №3(8). С. 114-120. (дата обращения: 04.12.2024).
  11. Черемисин Д.Г., Мкртчян В.Р. Понятие систем искусственного интеллекта и их классификация // Символ науки. 2023. №6-2. С. 29-30. (дата обращения: 14.01.2025).
  12. Fryer L.K., Nakao K., Thompson A. Chatbot learning partners: Connecting learning experiences, interest and competence. Computers in Human Behavior, 2019. №93.: 279-289. (дата обращения: 14.01.2025).
  13. Gao P., Sun H. Expressive Chinese: Culture and Communication in a Changing China, 2nd edition. Cheng & Tsui Company. 2021. (дата обращения: 14.01.2025).
  14. Huang W., Hew K.F., Fryer L.K. Chatbots for language learning – fAre they really useful? A systematic review of chatbot-supported language learning. Journal of Computer Assisted Learning, 2022. №38(1).: 237–257. (дата обращения: 14.01.2025).
  15. Hubbard P. Bridging the gap between theory and practice: Technology and teacher education. The Routledge handbook of second language acquisition and technology. 2022.: 21-35. Routledge. (дата обращения: 14.01.2025).
  16. Kuhail M.A., Alturki N., Alramlawi S., Alhejori K. (2023). Interacting with educational chatbots: A systematic review. Education and Information Technologies. 2023. №28(1).: 973-1018. (дата обращения: 14.01.2025).
  17. Problems of the Chinese language textbook content in teaching future teachers of Chinese / A.A. Kazantseva, Yu.B. Dyundik, E.Yu. Sizykh, A.A. Kazantseva // SHS Web of Conferences: 14th Session of Euro-Asian Law Congress «The value of law» 2021, Ekaterinburg, 03-04 июня 2021 года. Vol. 134. Ekaterinburg: EDP Sciences, 2022. (дата обращения: 14.01.2025).
  18. 蔡薇. ChatGPT 环境下的汉语学习与教学. 语言教学与研究, 2024. №222(04).:13-23. (дата обращения: 14.01.2025).

Artificial Intelligence in Chinese language lessons as a tool for activation of students' cognitive activity

Basova E.S.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kazantseva Anastasia Alexandrovna,
Senior lecturer of the Department of  Chinese Language Institute of Foreign Languages Moscow City University

Abstract. This article analyses the role of artificial intelligence in Chinese language teaching. Different approaches to the implementation of AI in the educational process are presented. The article also describes the main advantages and challenges of integrating AI into Chinese language teaching. The findings can serve as a basis for further research on the application of artificial intelligence in Chinese language teaching.
Keywords: neural networks, artificial intelligence, Chinese language, cognitive activity.

References:

  1. Belikov V.A. Philosophy of personality education: Activity aspect: monograph. Moscow: Vlados, 2013. 357 p.
  2. Guan Bo. Criteria for the selection of electronic educational resources in teaching RFL // MNKO. 2022. №3(94).: 28-30. (date of the address: 14.01.2025).
  3. Zhukova T.V. Cognitive interest as a way of designing innovative activities // Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2010. №15.: 224-229.
  4. Zvonenko A.B. Genesis of the concept of «educational and cognitive activity» // Pedagogy. Theory and Practice Issues. 2021. №2.: 162-167. (date of the address: 04.12.2024).
  5. Methods of Teaching the Chinese Language and Translation in the Polyparadigmatic Interpretation of Modern Pedagogical Research: a collective monograph / V.V. Alekseeva, O.L. Anisimova, V. Yu.Vashkyavichus [et al.]. Moscow: LLC «VKN PUBLISHING HOUSE», 240 p.
  6. Morhat P.M. On the issue of defining the concept of artificial intelligence // Law and state: theory and practice. 2017. №12(156).: 25-32. (date of the address: 14.01.2025).
  7. Roslyakova S.V. On the essence and structure of cognitive competence // Bulletin of the State University of Management. 2012. №10-1.: 300-305. (date of the address: 14.01.2025).
  8. Tareva E.G. Digital era and pedagogical professions // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2018. №3(27).: 85-90.
  9. Tareva E.G. Language education: transformation vectors // Foreign languages at school. 2022. №10.: 5-10.
  10. Khadzhiev S.M. Cognitive activity and the specifics of its implementation by senior school students // Scientific support for the system of advanced training of personnel. 2011. №3(8).: 114-120. (date of the address: 14.01.2025).
  11. Cheremisin D.G., Mkrtchyan V.R. The concept of artificial intelligence systems and their classification // Symbol of Science. 2023. №6-2.: 29-30. (date of the address: 14.01.2025).
  12. Fryer L.K., Nakao K., Thompson A. Chatbot learning partners: Connecting learning experiences, interest and competence. Computers in Human Behavior, 2019. №93.: 279-289. (date of the address: 14.01.2025).
  13. Gao P., Sun H. Expressive Chinese: Culture and Communication in a Changing China, 2nd edition. Cheng & Tsui Company. 2021. (date of the address: 14.01.2025).
  14. Huang W., Hew K.F., Fryer L.K. Chatbots for language learning – Are they really useful? A systematic review of chatbot-supported language learning. Journal of Computer Assisted Learning, 2022. №38(1).: 237-257. (date of the address: 14.01.2025).
  15. Hubbard P. Bridging the gap between theory and practice: Technology and teacher education. The Routledge handbook of second language acquisition and technology. 2022.: 21-35. Routledge.(date of the address: 14.01.2025).
  16. Kuhail M.A., Alturki N., Alramlawi S., Alhejori K. Interacting with educational chatbots: A systematic review. Education and Information Technologies. 2023. №28(1).: 973-1018. (date of the address: 14.01.2025).
  17. Problems of the Chinese language textbook content in teaching future teachers of Chinese / A.A. Kazantseva, Yu.B. Dyundik, E.Yu. Sizykh, A.A. Kazantseva // SHS Web of Conferences: 14th Session of Euro-Asian Law Congress «The value of law» 2021, Ekaterinburg, 03-04 June 2021. Vol. 134. Ekaterinburg: EDP Sciences, 2022. (date of the address: 14.01.2025).
  18. Cai W. ChatGPT Chinese learning and teaching in the ChatGPT environment. Language Teaching and Research. 2024. №222(04).:13-23. (date of the address: 14.01.2025).