Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые аспекты регулирования финансовой несостоятельности (банкротства) физических и юридических лиц и их макроэкономические последствия. В условиях экономической нестабильности банкротство становится важным инструментом, влияющим на устойчивость как отдельных предприятий, так и всей экономики в целом. В статье приводится анализ существующих законодательных норм, регулирующих процедуры банкротства, и их эффективность в защите интересов кредиторов и должников. Особое внимание уделяется влиянию правовой среды на финансовую устойчивость организаций, а также на инвестиционный климат в стране. Автор отмечает необходимость комплексного подхода к правовому регулированию банкротства, который учитывает как экономические, так и социальные аспекты. Исследуются макроэкономические последствия банкротства, включая влияние на уровень безработицы, инвестиционные потоки и социальную стабильность.
Ключевые слова: финансовая несостоятельность, банкротство, долговая нагрузка, правовое регулирование, экономическая стабильность, реструктуризация долгов, судебные процедуры.
Несостоятельность (банкротство) представляет собой состояние, при котором должник, будь то физическое или юридическое лицо, не может выполнить свои обязательства перед кредиторами. По определению, данный процесс происходит в результате признания арбитражным судом или в ходе внесудебного банкротства, когда должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также обязательствам, связанным с выплатой выходных пособий и оплатой труда сотрудников [2]. Основное законодательство, регулирующее вопросы несостоятельности в России, изложено в Федеральном законе от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который определяет основные процедуры, включая наблюдение, санацию и конкурсное производство, направленные на разрешение финансовых трудностей должника [1].
Ключевым аспектом несостоятельности является ее легальная природа, требующая формирования четкой правовой базы. Неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов достигает юридического статуса при признании судом его несостоятельности. Такой подход позволяет защитить права как кредиторов, так и самих должников, обеспечивая структуру для разрешения финансовых затруднений и минимизации потерь для всех участников экономических отношений.
Существуют определенные основания для обращения в суд по делам о банкротстве. Это может быть либо инцидент, при котором сумма долгов превышает активы должника, что очевидно указывает на его финансовое положение, либо систематическая невозможность выполнения долговых обязательств, когда должник не производит предусмотренные платежи на протяжении установленного срока [1], [4]. Отметим, что самого факта наличия задолженности недостаточно. Финансовые трудности должны быть подтверждены документацией, что также влечет за собой обязательность ведения соответствующей бухгалтерии и отчетности [5].
Одним из основных признаков несостоятельности является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в течение трех месяцев с момента их наступления. Это правило предоставляет четкие критерии, по которым суд может признать юридическое лицо банкротом. При этом сумма долгов должна превышать 300 000 рублей, а задолженность на момент обращения в арбитражный суд – не менее 100 000 рублей [7].
К обязательствам, которые учитываются при определении банкротства, не относятся компенсации за вред здоровью, возмещения, вознаграждения авторам и ряд других обязательств, что дополнительно усложняет задачу оценки несостоятельности должника [3]. Также стоит отметить, что для физических лиц в российском законодательстве отсутствуют объективные критерии признания банкротом, что создаёт дополнительные сложности в правовой оценке таких дел.
Порядок и условия для признания должника банкротом регулируются несколькими этапами, включающими предупреждение о задолженности и согласование действий среди кредиторов. Это подчеркивает важность активного участия в процессе как должника, так и кредиторов, которые должны действовать в рамках закона с целью достижения оптимального решения для всех сторон, вовлеченных в сложившуюся ситуацию [4].
Характерными признаками банкротства можно считать не только финансовую несостоятельность, но и наличие ряда обязательств, которые не были исполнены в установленный срок. Например, если организация не выплатила заработную плату своим работникам или не произвела расчетов по обязательным платежам на протяжении трех месяцев, это может служить основанием для подачи иска о банкротстве [6].
Кроме того, на практике имеет место необходимость учитывать репутацию должника. Если финансовые трудности органа управления компании становятся известными, это может привести к падению доверия со стороны кредиторов и, как следствие, к ослаблению положения организации на рынке. Защита прав кредиторов становится особенно актуальной, когда существует история уклонения от обязательств. В этом случае кредиторы могут заблаговременно действовать для уменьшения своих убытков или затянуть процедуру банкротства, что в свою очередь требует дополнительных доказательств со стороны должника [6].
Основные виды несостоятельности включают преднамеренное, реальное и техническое (условное) банкротство, каждое из которых имеет свои характерные черты, а также правовые последствия [3].
- Преднамеренное банкротство заключается в умышленном создании должником видимости своей финансовой несостоятельности с целью избежать обязательств перед кредиторами. Это наиболее опасный вид несостоятельности, так как он включает в себя криминальные схемы, такие как вывод активов на счета третьих лиц и фиктивные финансовые сделки. Подобные действия не только нарушают закон, но и подрывают доверие к финансовым институтам и рынку в целом.
- Реальное банкротство проявляется, когда у должника отсутствуют финансовые ресурсы для погашения долгов. В этом случае речь идет о безнадежной ситуации, когда деловая структура не имеет средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Важно отметить, что при реальном банкротстве возникает необходимость обращения в суд для признания несостоятельности, что позволяет должнику получить защиту от кредиторов и начать процесс реструктуризации долгов или ликвидации активов.
- Техническое (условное) банкротство характеризуется временной неспособностью должника выполнять свои обязательства, хотя его активы и доходы в большинстве случаев превышают размеры долгов. Фактически, это означает краткосрочные финансовые трудности, которые могут быть преодолены через определенные меры, такие как получение дополнительных финансирований или реструктуризация долгов [5]. Такой вид банкротства также требует внимательного подхода со стороны судов и кредиторов, поскольку предусмотренные меры поддерживают возможность восстановления платежеспособности.
Законодательство о банкротстве в России, в частности Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирует эти виды несостоятельности с 2002 года. Принятые поправки в 2015 году расширили этот закон на физических лиц, что дало им возможность защищать свои интересы при возникновении долговых проблем [1]. В 2020 году были внесены новые изменения, касающиеся банкротства малообеспеченных граждан, что также служит признаком эволюции правового поля в этой сфере [2].
Виды несостоятельности значительно влияют на процедуры, которыми регулируется процесс банкротства. Каждая категория несостоятельности требует специфических шагов со стороны должника и суда. Например, при реальном банкротстве суд проводит более тщательную проверку платежеспособности, анализа финансовых потоков и активов должника. В случае технического банкротства часто необходимо провести дополнительные временные оговорки, чтобы дать должнику возможность восстановить свою финансовую устойчивость.
Выбор между этими видами банкротства во многом определяется финансовым состоянием должника, его намерениями и действиями по преодолению долговых обязательств. Лучше всего подготовленные и осуществленные шаги способны значительно уменьшить негативные последствия. Применение различных стратегий, таких как реструктуризация долгов или переговоры с кредиторами, может стать ключом к разрешению финансовых затруднений [4].
Правовые средства, позволяющие предупредить банкротство, включают в себя различные инструменты, среди которых реструктуризация долга и соглашения о благоустроении финансовых обязанностей. Одним из важных аспектов является возможность предварительного обращения в суд для получения мер, способствующих сохранению бизнеса [7]. Лица, участвующие в процессе банкротства, включают как самих должников, так и кредиторов, а также арбитражного управляющего, который назначается для ведения дела о банкротстве и осуществления контроля над активами должника.
Статус и понимание несостоятельности основываются на конкретных признаках: наличие неплатежеспособности, то есть неспособности исполнить свои обязательства в срок, и возможность формирования долговых обязательств, которые превышают активы должника. Подобная оценка финансового положения является ключевым аспектом регулирования, так как именно на её основании инициируется процесс банкротства. При этом важно учитывать и права всех сторон, участвующих в процессе [6].
Существуют различные процедуры несостоятельности, каждая из которых имеет свои цели и этапы. Наблюдение заключается в первоначальном этапе, когда уже установлены финансовые трудности, и предлагается оценить возможность восстановления платежеспособности должника. В случае неэффективности дальнейшие процедуры могут включать конкурсное производство, что направлено на ликвидацию активов должника и удовлетворение требований кредиторов [11].
Сложной темой является и трансграничное банкротство, рассматривающее случаи, когда должники имеют активы или обязательства в нескольких юрисдикциях. Для эффективности данного процесса необходимо установить механизм признания иностранных процедур банкротства в России, что требует дополнительных правовых норм и обеспечения прав сторон, в первую очередь, кредиторов [5].
Процедура обращения в суд по делам о банкротстве начинается с подачи заявления о банкротстве в арбитражный суд. Заявление может быть подготовлено как самим должником, так и кредиторами, налоговыми органами или владельцами облигаций. Заявление следует подавать в арбитражный суд по месту жительства должника, а если речь идет о юридическом лице, то по его местонахождению. Важно указать в заявлении данные всех кредиторов, включая их юридические адреса и идентификационные номера [7].
Основным условием для начала процедуры является наличие долга, сумма которого превышает 500 000 рублей. Если сумма долгов составляет до 1 000 000 рублей, существует возможность подачи заявления о несостоятельности через многофункциональные центры (МФЦ) без необходимости обращения в суд и без уплаты государственной пошлины [4]. Однако, в отличие от стандартной процедуры банкротства, внепроцессуальное банкротство требует соблюдения определенных требований для признания финансовой несостоятельности должника.
При подаче заявления о банкротстве суд должен оценить, имеются ли основания для признания должника банкротом. Рассмотрение может включать несколько этапов: предварительное заседание, основное заседание и принятие решения. На предварительном заседании суд устанавливает наличие необходимых оснований для ведения дела. Если оснований достаточно, начинается рассмотрение основных вопросов: дальнейшая судьба долгов, конкурсное производство, порядок реализации имущества [7].
Право банка или другого кредитора на обращение в суд о банкротстве возникает в том числе в случае, если долг не погашен в установленный срок. Если кредитор намерен инициировать процесс, его заявление должно быть обосновано, а также документально подтверждено наличие долга, и его неоплаченности [3]. Судебная практика показывает, что кредиторы активно используют возможность защиты своих интересов, что иногда приводит к споровым ситуациям между должниками и кредиторами о размере долгов и возможности их погашения.
После возбуждения дела о банкротстве суд принимает решение о назначении временного управляющего, который будет осуществлять контроль за имуществом должника и представляющим его интересы в процессе. Временный управляющий обязан составить описание имущества, оценить его стоимость, а также обеспечить сохранность активов до того момента, когда будет принято окончательное решение о дальнейшей судьбе этой недвижимости и обязательств [5].
Основной задачей юридического процесса является выявление и установление полного перечня обязательств и должников, а также проведение инвентаризации имущественных прав. Являясь важным этапом, процесс оценки имущества и его дальнейшая реализация позволяют кредиторам получить возмещение своих убытков, а должнику – освободиться от финансовых обязательств, которые он не может исполнить. Важно учитывать, что не все виды долгов возможно ликвидировать в процессе банкротства – задолженности по алиментам и возмещению вреда не подлежат списанию [1], [2].
Если суд принимает решение о признании банкротом, должнику даются определенные ограничения: он теряет право на управление своим имуществом, и его активами начинает управлять конкурсный управляющий. В этом статусе должник будет обязан соблюдать условия, установленные судом, и выполнять предписания управляющего, что может включать регулярную отчетность о доходах и расходах.
Кроме того, результатами проведения процедуры могут стать не только списание долгов, но и восстановление финансового положения должника, позволяющее ему вернуться к нормальному экономическому состоянию [4].
Несостоятельность (банкротство) юридических лиц является мощным фактором, оказывающим влияние на социально-экономическое развитие страны. В условиях экономических кризисов процессы банкротства становятся более выраженными, что в свою очередь вызывает серьезные макроэкономические и социальные последствия. Одним из основных негативных эффектов банкротства является экономический ущерб, который оценивается в потерях производственных мощностей и сокращении налоговых поступлений, а, как следствие, и сужению возможностей государства по развитию экономики [8]. Эти последствия напрямую связаны с ликвидацией предприятий, что снижает общие возможности экономики, приводит к исчезновению рабочих мест и увеличению уровня безработицы [6].
Увеличение безработицы создает значительное бремя на социальные структуры. Увольнение сотрудников не только усугубляет индивидуальные финансовые трудности, но и вносит дестабилизацию в общество. Социальные последствия несостоятельности также выражаются в намечающемся ухудшении жизненных условий для многих семей, что может привести к росту числа разводов, увеличению социального недовольства и снижению уровня доверия к рынку [5]. Крупные волны банкротств могут создавать атмосферу неопределенности, отпугивая потенциальных инвесторов и создавая негативный имидж для бизнес-среды страны.
Наиболее уязвимые слои населения чаще всего становятся жертвами последствий широкомасштабных банкротств. В большинстве случаев многие из них остаются без постоянного источника дохода, что приводит к ухудшению их жизненного уровня и возможным социальным конфликтам. Увеличение числа людей, лишившихся работы, создает дополнительные проблемы, которые требуют немедленного внимания как со стороны государства, так и со стороны общества [3]. Это также приводит к росту правовых споров и исков, которые становятся следствием неисполнения обязательств и гражданских долгов.
В условиях, когда множество предприятий испытывает финансовые трудности, значительная зависимость от кредитных организаций становится очевидной. Рассматривая роль государства в этом процессе, следует отметить, что эффективные антикризисные меры могут значительно смягчить последствия банкротств для экономических субъектов. Основной задачей государственных институтов в данном случае является создание условий для более гибкого и эффективного управления процессами несостоятельности, чтобы избежать резкого увеличения общего социального негодования и протестных настроений [6].
Стоит отметить, что банкротство не всегда ведет только к негативным последствиям. В некоторых случаях это может стать возможностью для реорганизации бизнеса и обретения нового стратегического направления. Применение законодательства, направленного на защиту интересов как должников, так и кредиторов, может сыграть решающую роль в успешных процессах восстановления платежеспособности и оптимизации управления долгами. Однако данный процесс требует времени и сложных операций по анализу текущих будущих возможностей и ресурсов, что не всегда возможно в условиях сильного экономического давления или кризисов.
Следовательно, последствия несостоятельности имеют сложный и многогранный характер. Их анализ позволяет лучше понять, как комплексные экономические и социальные факторы взаимосвязаны, и как важно учитывать их в процессе правового регулирования банкротства. Поскольку механизмы банкротства продолжают развиваться, рассмотрение влияния этих процессов на общество и экономику должно стать приоритетом для будущих исследований и практических решений [3].
Таким образом, несостоятельность (банкротство) является важным институтом, который требует комплексного подхода к его изучению и правовому регулированию. Эффективное правовое регулирование банкротства должно учитывать интересы всех участников процесса, а также социальные и экономические последствия, которые могут возникнуть в результате признания должника банкротом. Важно продолжать работу над совершенствованием законодательства в этой области, чтобы обеспечить более эффективное и справедливое разрешение вопросов, связанных с несостоятельностью, и создать условия для устойчивого развития экономики в целом.
Список литературы:
- О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ. (дата обращения: 15.12.2024).
- О процедуре банкротства граждан. Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 09.2022 г. №ОГ-Д20-10234. (дата обращения: 14.12.2024).
- Банкротство и финансовое оздоровление субъектов экономики. Монография / под ред. А.Н. Ряховской. М.: Юрайт, 2023. 154 с.
- Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография / П.Р. Абдуллаева, Н.В. Бандурина, Ю.М. Воронина и др.; отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов. М.: Юстицинформ, 2023. 348 с.
- Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография / А.З. Бобылева, Д.Е. Горев, Ю.А. Зайцева и др.; отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов. М.: Юстицинформ, 2022. 312 с.
- Правовое регулирование банкротства / отвественный редактор Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2021. 721 с.
- Хасаншина Ф.Г., Гимазова Э.Н., Хасаншин Р.И. Судебное рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). М.: Проспект, 2021. 192 с.
- Шинкарева О.В. Динамичность структуры налоговых доходов консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов России // Аудит и финансовый анализ. 2016. №6. С. 44-47.
Legal regulation and macroeconomic consequences of financial insolvency (bankruptcy)
Vishnevskii V.А.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor
Abstract. The article considers the legal aspects of regulation of financial insolvency (bankruptcy) of individuals and legal entities and their macroeconomic consequences. In the conditions of economic instability bankruptcy becomes an important tool affecting the stability of both individual enterprises and the whole economy. The article analyses the existing legislative norms regulating bankruptcy procedures and their effectiveness in protecting the interests of creditors and debtors. Special attention is paid to the impact of the legal environment on the financial stability of organizations, as well as on the investment climate in the country. The authors note the need for a comprehensive approach to the legal regulation of bankruptcy, which considers both economic and social aspects. The macroeconomic consequences of bankruptcy, including the impact on unemployment, investment flows and social stability are studied.
Keywords: financial insolvency, bankruptcy, debt load, legal regulation, economic stability, debt restructuring, court procedures.
References:
- On Insolvency (bankruptcy). Federal Law of 26.10.2002 №127-FL. (date of the address: 15.12.2024).
- On the procedure of bankruptcy of citizens. Letter of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation from 27 09.2022 №OG-D20-10234. (date of the address: 14.12.2024).
- Bankruptcy and financial rehabilitation of economic entities. Monograph / ed. by A.N. Ryakhovskaya. Moscow: Yurait, 2023. 154 p.
- Legislation on bankruptcy: continuity and innovations: a monograph / P.R. Abdullaeva, N.V. Bandurina, Y.M. Voronina and others; ed. by S.A. Karelina, I.V. Frolov. Moscow: Justitsinform, 2023. 348 p.
- Bankruptcy Mechanisms and Their Role in Ensuring Human Welfare: Monograph / A.Z. Bobyleva, D.E. Gorev, Y.A. Zaitseva et al; ed. by S.A. Karelina, I.V. Frolov. Moscow: Justitsinform, 2022. 312 p.
- Legal regulation of bankruptcy / editor-in-chief E.E. Enkova. - Moscow: Prospect, 2021. 721 p.
- Khasanshina F.G., Himazova E.N., Khasanshin R.I. Judicial consideration of cases on insolvency (bankruptcy). Moscow: Prospect, 2021. 192 p.
- Shinkareva O.V. Dynamic structure of tax revenues of the consolidated budget and state extra-budgetary funds of Russia // Audit and financial analysis. 2016. №6.: 44-47.