Аннотация. Данная статья посвящена анализу увеличения размера стандартных налоговых вычетов на детей по налогу на доходы физических лиц и оценке последствий данного изменения для бюджета семьи. На основе проведенных расчетов доказано, что реализуемые изменения в Налоговом кодексе приведут к снижению размера налога, который будет уплачиваться гражданами с детьми, не только из-за увеличения самого размера вычета, но и за счет повышения предельного для предоставления вычета дохода работника.

Ключевые слова: налогообложение, налог на доходы физических лиц, доход, налоговый вычет, семья, дети.

В условиях современной экономики знания по оптимизации своих финансов являются одними из ключевых и необходимых для граждан. Повышение финансовой грамотности населения в вопросах налогообложения – одна из самых важных задач, находящихся на повестке дня в нашей стране [8]. Следует отметить, что финансово грамотное население повышает эффективность проводимой страной финансовой политики благодаря использованию различных финансовых инструментов, вводимых государством для развития экономики.

Одним из таких направлений является предоставление льгот в налоговой сфере, одна из разновидностей – налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – уменьшение налогооблагаемого дохода при исчислении налога, что приводит к снижению самой суммы налога. В настоящее время многие граждане не осведомлены о своих возможностях в сфере финансов, а также о своих правах в сфере налогообложения, это вызывает большое количество проблем при оформлении документов, например, на получение данных вычетов. Вместе с тем государство активно использует налоговые механизмы, в том числе и в сфере налогообложения физических лиц, для реализации своей экономической политики. Цель статьи – проанализировать, как изменение размера и порядка применения стандартных налоговых вычетов по НДФЛ может оказывать влияние на семейный бюджет.

В Российской Федерации применяются различные виды вычетов по НДФЛ: социальные, инвестиционные, профессиональные, а также стандартные, включающие в себя вычеты для льготных категорий граждан и на детей [5]. Вычеты, предоставляемые на детей, играют важнейшую роль в поддержке семей с детьми, особенно в современном мире, где расходы на воспитание детей достаточно велики. Данные вычеты – это дополнительная финансовая поддержка для семьи, которая идет на нужды ребенка и может быть использована для обеспечения ему комфортной жизни.

Каждый резидент России имеет право получать налоговые вычеты, рассматриваемые в данной статье. Одним из популярных среди граждан, является налоговый вычет на ребенка. Он является особенно важным для тех семей, чьи дети (подопечные) являются инвалидами или недееспособными. Как было отмечено раннее, данные вычеты являются социальной помощью от государства при рождении и воспитании подрастающего поколения, исследователи отмечают социальную направленность данных вычетов [2], [3], [4].

Одним из главных условий, на основании которого предоставляется налоговый вычет на ребенка, является то, родители (попечители), или супруг (супруга) должны получать облагаемый НДФЛ доход. Данное условие закреплено в НК РФ первым пунктом в ст. 218. К данному требованию добавляется следующее условие к налогоплательщику – если уровень дохода сотрудника в совокупности с начала года превысил сумму 350.000 рублей, вычет с такого месяца уже не применяется. Следует особенно выделить факт, что размер данного показателя с 2025 года будет увеличен. Несмотря на приведенное условие, налоговые вычеты на детей помогают семьям с различным доходом. Все зависит от уровня дохода: если он выше среднестатистического, то вычет можно будет вернуть за меньшее количество месяцев.

Данный вычет на общих основаниях предоставляется тем законным представителям, чей ребенок не достиг возраста 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Если же, судом ребенок был признан недееспособным, то налоговый вычет будет применяться на каждого ребенка или подопечного. По законодательству на 2024 год суммы вычетов изменяются в зависимости от количества детей и их групп здоровья, а также от того, кто является их законным представителем.

Рассмотрим основания, исходя из которых рассчитывается сумма налоговых вычетов:

  • Зависимость от количества детей. На первого ребенка и второго ребенка сумма вычета составляет 1.400 рублей, на третьего и каждого последующего сумма увеличивается до 3.000 рублей.

Размер налогового вычета за каждый месяц налогового периода, который распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок в зависимости от количества детей, остается таким же, как на родителя и усыновителя-1400 руб. и 3000 руб. соответственно.

  • Зависимость от показателя здоровья ребенка. Семьям, чей ребенок (дети) по медицинским показаниям находится в трудной ситуации, полагается сумма вычета выше стандартной. Рассмотрим размер вычета, который распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок. Если несовершеннолетний ребенок является ребенком-инвалидом с детства, инвалидом I или II группы, или учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом в возрасте до 24 лет, сумма налогового вычета будет составлять 12.000 рублей. Иной размер вычетов полагается опекунам, попечителям, приемному родителю, супруге (супругу) приемного родителя. В тех же случаях, упомянутых раннее, данные лица будут получать налоговый вычет в размере 6.000 рублей. [1], [5], [7].

Из этого можно сделать вывод, что родители и усыновители находятся в более выигрышной ситуации и получают на детей-инвалидов в два раза больше. Можно предположить, что данный факт связан с тем, что у родителей и усыновителей больший круг обязанностей в отношении детей, на них возложена ответственность, отличающаяся от возложенной на попечителей и опекунов. К примеру, как и родители, усыновители, принимают на себя все обязательства по воспитанию, развитию, содержанию усыновляемого ребенка, усыновляемый ребенок чувствует себя полноправным членом семьи. Вместе с тем это разделение может усугублять ситуацию определенного неравенства, что было исправлено в связи с изменениями, которые начнут действовать с 1 января 2025 года.

С данной даты размер налоговых вычетов увеличится по сравнению с 2024 годом, что несомненно, является положительным фактом. В России активно развивается национальный проект «Демография», а также во внутренней политике страны акцент делается на демографическую направленность. При этом для повышения уровня рождаемости требуется финансовая поддержка, и повышение размера вычетов является одной из таких форм.

С нововведениями вычет на одного ребенка не изменится и также будет составлять 1.400 рублей, а на 2-го, 3-го и последующих детей увеличится в 2 раза. На второго ребенка с 2025 года он составит 2.800 рублей, на третьего и последующих детей - по 6.000 рублей на каждого. В ситуации, касающейся опекунов и попечителей, налоговый вычет  увеличится с 6.000 рублей до 12.000 рублей на ребенка, если тому не исполнилось 18 лет, и он является инвалидом. То же самое правило применяется и в отношении студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II групп [5], [6].

Как уже было упомянуто, будет увеличен предельный размер облагаемого с начала года дохода, превышение которого приводит к остановке предоставления вычетов. В 2024 году данный лимит 350.000 рублей, а с 2025 года будет повышен почти на 30% - до 450.000 рублей. Данное изменение является не менее важным, ведь налогоплательщики смогут возвращать большую сумму налоговых вычетов и направить данные средства на оплату обучения ребенка (детей) или включить данные средства на покупку продуктовой корзины. Нововведение также позволит увеличить экономическую активность населения, а также поддержать семьи с низким или средним уровнем заработной платы.

Несомненно, данные изменения являются положительным аспектом в структуре доходов бюджета семьи, а для данного подтверждения проанализируем на конкретном примере, как изменения налоговых вычетов в 2025 г., в сравнении с 2024 г., повлияют на статью доходов среднестатистической семьи.

Пример 1. Расчет по налоговым правилам 2024 года

Учитель истории Смирнов В.А. женат, имеет трех детей: 2, 5 и 7 лет. Налоговые вычеты на детей составляют: по 1.400 на первых двух детей и 3.000 – на третьего ребенка. Оклад Смирнова В.А. составляет 70.800 рублей.
Вычеты сотруднику будут предоставлены с января 2024 года по апрель 2024 года, так как в мае совокупный доход Смирнова уже составит 354.000 рублей.
Решение:

  1. НДФЛ с января по апрель 2024 г. ежемесячно составит: 70.800*13%=9.204 руб.
  2. С января по апрель 2024 г., ежемесячно НДФЛ с учетом налоговых вычетов составит: (70.800-1.400-1.400-3.000)*13%=8.450 руб.
  3. Следовательно, в месяц Смирнов будет экономить: 9.204-8.540=754 руб.
  4. Смирнов сэкономит на НДФЛ с января по апрель 2024 г. с учетом выплат: 754*4=3.016 руб.

Пример 2. Расчет по налоговым правилам 2025 года

Учитель Смирнов В.А. женат, имеет трех детей: 2, 5 и 7 лет. Налоговые вычеты на детей составляют: 1.400, 2.800 и 6.000 рублей соответственно. Оклад Смирнова В.А. составляет 70.800 рублей.
Вычеты сотруднику будут предоставляться с января 2025 г. по июнь 2025 г., так как в июле совокупный объем дохода составит уже 495.600 рублей, что превышает показатель 450.000 рублей с начала года.
Решение:

  1. НДФЛ с января по апрель 2024 г. ежемесячно составит: 70.800*13%=9.204 руб.
  2. С января по июнь 2025 г., ежемесячно НДФЛ с учетом налоговых вычетов составит: (70.800-1.400-2.800-6.000)*13%=7.878 руб.
  3. Следовательно, в месяц Смирнов будет экономить: 9.204-7.878=1.326 руб.
  4. Смирнов сэкономит с января по июнь 2025 г. с учетом выплат: 1.326*6=7.956 руб.

Исходя из данных расчетов, можем сделать вывод, что увеличение налоговых вычетов на детей, а также увеличение лимита совокупной суммы дохода с начала года до 450.000 рублей позволило семье Смирнова сэкономить в 2025 году: 7.956 руб. Если рассчитывать разницу между 2024 г. и 2025 г., то в бюджет семьи Смирнова в 2025 г. поступило на 4.940 рублей больше, по сравнению с 2024 г.

Вероятно, что многим данная сумма покажется крайне небольшой, вместе с тем, это только один из шагов государства по предоставлению семьям с детьми налоговых льгот, что находится в русле демографической политики страны.

Список литературы:

  1. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. Москва: Дашков и К, 2017. 300 с.
  2. Зыбин А.Я. Налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент социальной политики государства // Человек труда и наука: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новочеркасск, 17-20 октября 2022 года / Отв. редактор Е.А. Лазарева. Том Часть 2. Новочеркасск: Научно-производственное предприятие «НОК», 2022. С. 123-127.
  3. Калимуллина Л.Р. НДФЛ как механизм реализации социальной политики государства: историческое и теоретическое обоснование. Власть Закона. 2024. №1(57). С. 238-247.
  4. Левшукова О.А. Налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент решения социальных проблем государства / О.А. Левшукова, С.В. Кичкарь, Е.В. Литвиненко, Ф.А. Тутукова // Вестник Академии знаний, 2022. №51(4). С. 396-402.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. (дата обращения: 17.10.2024).
  6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Федеральный закон от 12.07.2024 №176-ФЗ. (дата обращения: 17.10.2024).
  7. Починок Н.Б., Шинкарева О.В. Отдельные аспекты предоставления стандартного налогового вычета на детей при исчислении налога на доходы физических лиц. Бухучет в здравоохранении. 2019. №3. С. 44-50.
  8. Проекты повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования: опыт России и зарубежных стран / Н.Г. Иванова, А.М. Алексеева, А.И. Балабанов [и др.]. СПб.г: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. 163 с.

Сonsequences of the increase in the size of standard tax deductions for children when calculating personal income tax for the family budget

Selezneva A.S.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Kuzmina A.V.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Abstract. This article is devoted to the analysis of the increase in the size of standard tax deductions for children for personal income tax and the assessment of the consequences of this change for the family budget. Based on the calculations carried out, it was proved that the implemented changes in the Tax Code will lead to a decrease in the amount of tax that will be paid by citizens with children, not only due to an increase in the deduction itself, but also due to an increase in the maximum for the provision of deduction of employee income.
Keywords: taxation, personal income tax, income, tax deduction, family, children.

References:

  1. Alekseicheva E.Yu., Kulomzina E.Yu., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Undergraduate textbook. Moscow: Dashkov and K, 2017. 300 p.
  2. Zybin A.Ya. Tax deductions for personal income tax as an instrument of state social policy // Man of Labor and Science: Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Novocherkassk, October 17-20, 2022 / Editor E.A. Lazareva. Vol. Part 2. Novocherkassk: Research and Production Enterprise «NOK», 2022.: 123-127.
  3. Kalimullina L.R. NDFL as a mechanism for implementing the social policy of the state: historical and theoretical justification. Rule of Law, 2024; №1(57): 238-247.
  4. Levshukova O.A. Tax deductions for personal income tax as a tool for solving social problems of the state / O.A. Levshukova, S.V. Kichkar, E.V. Litvinenko, F.A. Tutukova // Bulletin of the Academy of Knowledge, 2022. №51(4).: 396-402.
  5. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 №117-FL. (date of the address: 17.10.2024).
  6. On amending parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation, certain legislative acts of the Russian Federation and invalidating certain provisions of legislative acts of the Russian Federation. Federal Law of 12.07.2024 №176-FL. (date of the address: 17.10.2024).
  7. Pochinok N.B., Shinkareva O.V. Certain aspects of providing a standard tax deduction for children when calculating personal income tax. Accounting in healthcare. 2019. №3.: 44-50.
  8. Projects to improve financial literacy and develop initiative budgeting: the experience of Russia and foreign countries / N.G. Ivanova, A.M. Alekseeva, A.I. Balabanov [and others]. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics, 2019. 163 p.