Аннотация. В статье рассматриваются особенности и преимущества визуальной наглядности в процессе обучения творческому письму. В рамках исследования предлагаются упражнения с использованием визуальной наглядности для развития умений творческого письма у учащихся, планирующих обучение или обучающихся в предпрофессиональных медиаклассах.
Ключевые слова: принцип наглядности, средства наглядности, визуальная наглядность, творческое письмо, скетчноутинг.
В настоящее время существует большое количество образовательных технологий, используемых на занятиях по иностранному языку. Одной из таких технологий является применение средств наглядности. Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности учащегося: с помощью органов зрения информация запоминается легче и остается в памяти надолго. Средства наглядности помогают учащимся в процессе творческого иноязычного письма. Используя средства визуальной наглядности, учащиеся могут найти идеи для создания текста, задействуя знания и воображение, а также опираясь на предложенные вспомогательные материалы. Актуальность данного исследования заключается в том, что использование визуальной наглядности на занятиях по английскому языку способствует развитию когнитивных процессов (памяти, воображения, мышления, внимания и речи), мотивации к изучению английского языка и к написанию творческого текста на изучаемом иностранном языке. Развитие умений творческого письма видится необходимым на этапе «профессионального самоопределения» [7, с. 92] подростков, не только изучающих иностранный язык в школе, но и вне «институциональных условий» [10, с. 8].
Цель исследования – изучение особенностей визуальной наглядности в процессе обучения творческому письму. Для достижения данной цели были проанализированы и сформулированы особенности визуальной наглядности в процессе креативного письма. На основании установленных особенностей предложены образцы упражнений для развития умений творческого письма с использованием средств визуальной наглядности.
Преподаватели иностранных языков на занятиях часто используют средства наглядности, так как они помогают в изучении иностранного (английского) языка. Согласно Новому словарю методических терминов и понятий под редакцией Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, наглядные методы обучения – это «общедидактические методы обучения, предусматривающие широкий показ на занятиях предметов и явлений окружающего мира или наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования содержания наглядных пособий на практических занятиях» [1, с. 153]. Принцип наглядности в методике обучения иностранному языку создает условия для чувственного восприятия [3]. Средства наглядности – это наглядные материалы, которые входят в состав аудиовизуальных средств обучения и опираются на органы восприятия (зрение, слух). Наглядные средства обучения делают процесс освоения нового более эффективным и увлекательным [5], увеличивают эффективность обучения, помогают учащимся усваивать иностранный язык более осмысленно, мобилизуют психическую активность учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка, расширяют объем усвояемого материала, снижают утомление и стресс, развивают творческие способности и облегчают процесс обучения [3].
В процессе обучения иностранному (английскому) языку используются различные виды наглядности. Важное место в процессе обучения занимает визуальная (изобразительная) наглядность. Цель визуальной наглядности – отображение окружающего мира [3]. Визуальная наглядность включает в себя фотографии, картины, мемы, фильмы, диафильмы, презентации. Стоит отметить, что на фотографиях/картинках могут располагаться цитаты/надписи на иностранном языке. Таким образом, визуальную наглядность можно отнести и к языковой, и к неязыковой наглядности.
Е.Ю. Балыкова отмечает, что визуальная наглядность используется на всех этапах обучения. На занятиях преподаватели применяют визуальную наглядность для представления новой темы, в качестве опоры в процессе аудирования, говорения и письма. Для применения наглядных материалов в качестве иллюстративной опоры преподаватели иностранных языков активно используют печатные материалы, цифровые инструменты и интерактивные доски [3].
Визуальная наглядность широко используется в процессе творческого письма. Рассмотрим, как различные ученые определяют сущность творческого (креативного) письма.
Творческое письмо – это такой вид письма, который предполагает опору на собственные знания, воспоминания и воображение (мечты и образы). Посредством креативного письма человек переносит свои чувства и мысли на бумагу [13].
Т.М. Татарина считает, что креативное письмо является «способом развития письменной речи и личностных качеств учеников, в особенности их креативности» [11, с. 3]. Автор обращает внимание, что в основе термина «творческое письмо» заложено понятие креативности.
А.А. Игнатьева определяет творческое письмо как процесс написания текста, целью которого является создание эстетичного образа. Креативное письмо – метод, с помощью которого развиваются когнитивные функции головного мозга [6].
А. Дурдас рассматривает творческое письмо как метод развития письменных умений, лексических и грамматических навыков, а также воображения учащихся [12].
Проанализировав точки зрения исследователей на сущность творческого (креативного) письма, можно дать следующее определение данному понятию. Творческое (креативное) письмо – такой вид письма, который предполагает опору на собственную фантазию, посредством которого развивается креативность, письменные умения, совершенствуются грамматические и лексические навыки.
В отличие от большинства видов письменной речи, которые находят отражение в УМК по английскому языку (личное и официальное письмо, имейл, эссе и т.д.), творческое письмо:
- снимает стресс и делает атмосферу для обучения благоприятной;
- дает возможность максимально использовать собственную фантазию;
- сочетает в себе когнитивный и эмоциональный способы мышления;
- предполагает активное взаимодействие с языком в форме игры;
- способствует совершенствованию лексико-грамматических навыков;
- формирует мотивацию к изучению иностранного языка [12].
А. Тен Пезе выделяет следующие жанры творческой письменной речи:
- Экспрессивный (выразительный текст): при создании экспрессивного текста учащиеся могут опираться на личный опыт (воспоминания и чувства).
- Вымышленный: при создании вымышленного текста учащиеся могут опираться на собственную фантазию, воображение [15].
Г.Н. Кукарская утверждает, что визуальная наглядность является наиболее эффективным способом в процессе обучения письму, так как на материале одного изображения можно разработать несколько письменных заданий для учащихся. Изобразительные средства наглядности способствуют более детальному изучению лексики, грамматических и синтаксических структур, а также развитию образного и творческого мышления. В визуальных опорах учащиеся могут найти вдохновение для создания собственной истории, в которой будет уникальный сюжет и герои. С помощью визуальных источников информации в классе можно организовать совместную работу обучающихся друг с другом и с преподавателем [8].
Выделяются следующие преимущества использования наглядных дидактических материалов в процессе обучения письменной речи. Визуальные материалы:
- являются наглядным способом подачи материала;
- оказывают помощь в усвоении нового материала;
- представляют собой многообразие видов;
- служат источником вдохновения для создания письменного текста;
- оказывают положительное влияние на учащихся;
- повышают мотивацию к изучению иностранного языка;
- делают обучение увлекательным [14].
Таким образом, используя визуальную наглядность, учащиеся могут проявить свои творческие способности и показать свое «Я» в процессе творческого письма.
В рамках данного исследования разрабатывается комплекс упражнений, направленных на развитие умений творческого письма, с использованием визуальной наглядности (далее – ВН). Упражнения состоят из подготовительного этапа и, непосредственно, создания иноязычного связного текста творческого характера. Подобные задания могут применяться как в предпрофессиональных классах (например, медиаклассах), так и на индивидуальных и групповых занятиях в условиях дополнительного образования. Представляется, что возможности института дополнительного образования позволяют достичь раскрытия «личностного потенциала обучающегося в ходе индивидуально спроектированной стратегии его подготовки» [9, с. 274], в том числе в направлениях, реализуемых в рамках проектов предпрофессиональной подготовки в московских школах, к которым не имеют возможности присоединиться обучающиеся из других регионов. В связи с этим мы рассматриваем развитие творческого иноязычного письма как один из возможных этапов обучения «письменному (телекоммуникационному) иноязычному взаимодействию» [7, с. 92], без которого невозможно представить современные каналы получения и распространения информации, в том числе блогосферу.
Приведем примеры форм работы с ВН, направленных на развитие умений иноязычного творческого письма. Учащимся предлагается написать пост в социальных сетях на тему «Healthy food boosts happiness». Сначала, учащиеся выполняют подготовительные упражнения (pre-writing tasks), формулировки которых могут звучать следующим образом:
- Match the definition with the word. (Лексика: energy, diet, sweet, salty, vitamins, calories).
- Match the word with the picture. (Лексика: dairy products, junk food, whole grains, snacks, sugar, fruit, vegetables).
- Make a mind map on the topic «Healthy food».
Выполняя подготовительные упражнения, учащиеся вспоминают лексику на заданную тематику, планируют то, как и в каком контексте будут ее использовать при написании текста.
После выполнения подготовительных упражнений учащиеся приступают к созданию творческого текста на заданную тему для социальных сетей. На данном этапе учитель может вывести на доску или экран серию фотографий или изображений как с текстом (например, с цитатами), так и без. Визуальная информация должна быть подобрана таким образом, чтобы стимулировать мотивацию к творческому самовыражению. Формулировка задания может звучать следующим образом: «Look at the pictures. Create your own personal account on the topic «Healthy food boots happiness». Use the quotes from the photos and your ideas. Write 150-200 words». Опираясь на визуальные и словесные опоры, учащиеся могут найти идеи для создания творческого иноязычного текста. Ниже на Рисунке 1. представлены фотографии, которые можно использовать в качестве наглядного материала в процессе творческого письма. Представленные изображения были созданы с использованием СГИИ (системы генеративного искусственного интеллекта – Chatbot GPT «Kandinsky»). Помимо собственно визуальной составляющей на картинках присутствуют и вербальные опоры в форме цитат. Данные высказывания связаны с темой здорового питания и призваны, в случае необходимости, помочь определиться с содержанием будущего текста.
Рис. 1. Визуальные опоры для создания письменного творческого текста «пост для социальных сетей» на тему здорового питания
Еще одна новая и популярная форма работы на занятиях по английскому языку – скетчноутинг (от англ. sketch – рисунок, note – записывать, примечать). Это «визуальный способ фиксирования информации с минимальным количеством текста» [2, с. 98]. Скетчноутинг задействует для обработки информации сразу два канала – вербальный и визуальный. Такую форму работы просто осуществить на занятии: достаточно иметь бумагу и ручки и/или цветные карандаши.
Скетчноутинг можно использовать на занятиях по английскому языку в процессе творческого письма. Например, учащимся предлагается нарисовать несколько иллюстраций на тему «Ancient mystery». Учитель диктует лексику по заданной теме, учащиеся рисуют на бумаге ассоциации с данными словами. Например, учащимся предлагается нарисовать иллюстрации к следующим словам: necklace, sculpture, traveler. Серия созданных изображений в дальнейшем поможет учащимся создать историю с сюжетом и персонажами. В тексте учащиеся смогут задействовать лексику на заданную тему, а также пройденную грамматику (например, прошедшее время неправильных глаголов в английском языке). Следующее задание для учащихся звучит как: «Look at your pictures and create your own story. Write 200-250 words». Визуализация лексических единиц поможет учащимся в создании креативного текста на английском языке. Имея перед собой изображения, у учащихся появятся идеи к написанию творческой истории, созданию сюжета и собственных персонажей. Исходя из приведенного примера, можно заключить, что визуальные опоры могут создаваться непосредственно обучающимися перед выполнением письменного задания, что может стимулировать работу воображения, образного мышления.
Таким образом, визуальная наглядность, может стать одним из эффективных способов решения проблемы «что сказать» при создании письменного иноязычного текста творческого характера, а с помощью визуальных образов в сочетании с вербальными опорами (списками слов и словосочетаний, цитатами, речевыми образцами и т.д.) может быть отчасти снята и вторая сложность, возникающая при работе с письменной речью на иностранном языке – «как сказать». Яркие визуальные образы, информационно насыщенные или наоборот абстрактные изображения, серии фотографий или картинок на определенную тему, а также зарисовки, которые могут создавать сами обучающиеся на подготовительном этапе перед написанием текста, безусловно, могут стать вспомогательным инструментом не только для мотивации и вдохновения к творческому самовыражению в письменной форме, но одним из способов нетривиального повторения и обобщения пройденной лексики и грамматики на уроке английского языка.
Список литературы:
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Арбузова Е.А., Яскина О.А. Приемы визуализации учебного материала как средство формирования информационной культуры студентов вузов // Современная наука: проблемы и перспективы развития. III Междунар. науч.-практ. конф. Омск : ОмГА, 2019. С. 42-48.
- Балыкова Е.Ю. Наглядность как средство обучения на уроках английского языка // Системные технологии. 2015. №4. С. 21-23.
- Белова С.З. Визуальная наглядность в формировании реалистического мышления учащегося. автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Белова Зоя Степановна. Чебоксары: 1997. 21 с.
- Захарова Л.Б., Захарова Е.В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т.6, №2. С. 198-203.
- Игнатьева А.А. Креативное письмо на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: 2018. С. 268-271.
- Колесников А.А. Анализ актуальных ориентиров в обучении иностранным языкам // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. №2(38). С. 89-100.
- Кукарская Г.Н. Использование наглядных источников для развития письменной иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Г.Н. Кукарская, В.М. Пахомова, И.С. Трифонова // Высшее образование сегодня. 2020. №6. С. 37-43.
- Тарева Е.Г. Полиподходность и междисциплинарность – perpetum mobile развития лингводидактики / Е.Г. Тарева, Б.В. Тарев, Е.А. Савкина // Язык и культура. 2022. №57. С. 274-291.
- Тарева Е.Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. 2022. №10. С. 5-10.
- Татарина Т.М., Насонова Е.В. Креативное письмо как инструмент повышения учебной мотивации школьников к изучению второго иностранного языка (на материале французского языка) // Непрерывное образование: XXI век. 2023. №6. С. 31-43.
- Durdas A. Teaching foreign languages efficiently: the role of creative writing / A. Durdas, T. Harbuza, Y. Radchenko, H. Starosta // Continuing professional education: theory and practice. 2022. Vol.3, №72. С. 33-38.
- Göçen G. Using technology to support creative writing: how it affects teacher’s digital writing skills and their gains from digital technology / G. Göçen, T. Demirtas-Tolaman, N.I. Azizglu // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2023. Vol.10, №2.: 422-440.
- Kusuma R.P. The use of visual aids as multimodal teaching media to enhance students’ skill of writing / R.P. Kusuma, J. Nurkamto, Ngadiso // International Journal of Linguistics, Literature and Translation. 2021. Vol.4. №5. С. 263-269.
- Ten Peze, A. Writing creative and argumentative texts: What's the difference? Exploring how task type affects students' writing behavior and performance / A. Ten Peze, T. Janssen, G. Rijlaarsdam, D. Van Weijen // L1-Educational Studies in Language and Literature. 2021. №21.: 1-38.
The use of visual aids in the process of creative writing in a foreign language
Golovkina A.S.,
undergraduate of 2 course of Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Zoidze Ella Amiranovna,
Associate Professor of English Studies and Intercultural Communication, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Abstract. The paper considers the features and advantages of using visual aids in the process of creative writing in a foreign language. Assignments which imply using visual aids are suggested in this research in order to develop creative writing skills of students who are planning to study or are studying in pre-professional media classes.
Keywords: visualization principle, visual aids, creative writing, sketch noting.
References:
- Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice teaching languages). Moscow: IKAR, 2009. 448 p.
- Arbuzova E.A., Yaskina O.A. Methods of visualization of educational material as a means of forming the student’s information culture //Modern science: problems and development prospects. III International Scientific and Practical Conference Omsk: OmHA, 2019.: 42-48.
- Balykova E.Yu. Visualization as a means of teaching foreign language // System technologies. 2015. №4.: 21-23.
- Belova S.Z. Visual visibility in shaping the learner's realistic thinking. autoref. dis.... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Belova Zoya Stepanovna. Cheboksary: 1997. 21 p.
- Zakharova L.B., Zakharova E.V. The principle of clarity in teaching vocabulary in English lessons at school//Pedagogy. Questions of theory and practice. 2021. Vol. 6, №2.: 198-203.
- Ignatieva A.A. Creative writing in foreign language lessons // Current issues of linguodidactics and methods of teaching foreign languages: collection of scientific papers of XV International Scientific and Practical Conference. Cheboksary: 2018.: 268-271.
- Kolesnikov A.A. Linguodidactic Analysis of Current Methodological Trends in Foreign Language Teaching // MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic education. 2020. №2(38).: 89-100.
- Kukarskaya G.N. Use of illustrative materials to develop students’ written foreign language communication competence/ G.N.Kukarskaya, V.M. Pakhomova, I.S. Trifonova // Higher education today. 2020. №6.: 37-43.
- Tareva E.G. Multi-fit and interdisciplinarity – perpetum mobile development of linguodidactics / E.G. Tareva, B.V. Tarev, E.A. Savkina // Language and culture. 2022. №57.: 274-291.
- Tareva E.G. Language education: vectors of transformation // Foreign languages at school. 2022. №10.: 5-10.
- Tatarina T.M., Nasonova E.V. Creative writing as a tool to increase the educational motivation of schoolchildren to learn a second foreign language (in French) // Continuing education: XXI century. 2023. №6.: 31-43.
- Durdas A. Teaching foreign languages efficiently: the role of creative writing / A. Durdas, T. Harbuza, Y. Radchenko, H. Starosta // Continuing professional education: theory and practice. 2022. Vol.3, №72.: 33-38.
- Göçen G. Using technology to support creative writing: how it affects teacher’s digital writing skills and their gains from digital technology / G. Göçen, T. Demirtas-Tolaman, N.I. Azizglu // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2023. Vol. 10, №2.: 422-440.
- Kusuma R.P. The use of visual aids as multimodal teaching media to enhance students’ skill of writing / R.P. Kusuma, J. Nurkamto, Ngadiso // International Journal of Linguistics, Literature and Translation. 2021. Vol. 4. №5.: 263-269.
- Ten Peze, A. Writing creative and argumentative texts: What's the difference? Exploring how task type affects students' writing behavior and performance / A. Ten Peze, T. Janssen, G. Rijlaarsdam, D. Van Weijen // L1-Educational Studies in Language and Literature. 2021. №21.: 1-38.