Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимоотношений США и СССР в наиболее сложный и дискуссионный период, 1939-1941 гг. Автору удалось проследить, каким образом СССР и США перешли от идеологической вражды к плодотворному сотрудничеству в годы Второй мировой войны. В 1939-1940 гг. в связи с началом Второй мировой и советско-финляндской войны наступил кризис в советско-американских отношениях. Однако, с началом Великой Отечественной войны американское общество, как и истеблишмент, выступили в поддержку СССР. В 1941 г. СССР и США официально вступили в Антигитлеровскую коалицию. В начале ноября СССР был включен в программу ленд-лиза как жизненно важная страна для обороны США. Советский Союз и США стали оплотом борьбы с режимами Оси.

Ключевые слова: международные отношения, Вторая мировая война; советско-финляндская война; моральное эмбарго; ленд-лиз; Антигитлеровская коалиция.

Советско-американским отношениям в период Второй мировой войны посвящен широкий круг работ отечественных историков, однако в основном они касаются только периода начала Великой Отечественной войны. Большое количество работ посвящены поставкам по ленд-лизу, среди них исследования: Н.В. Бутениной [4], В.Н. и И.В. Красновых [13], Н.И. Рыжкова [18] и И.В. Быстровой [5], М.Н. Супруна [21], [22]. Периоду 1939-1940 гг. посвящена работа А.С. Степанова [20], где автор рассмотрел кризис советско-американских отношений, начавшийся в период Зимней войны: он приводит данные о крахе экономических отношений СССР и США, и доказывает, что падение американского импорта принудило СССР к укреплению экономических отношений с Германией. Из зарубежной историографии интересна работа С. Кейси [8] рассматривающего взаимодействие общественного мнения и курса правительства. Исследование Р. Розенбаума дает оценку отношениям американского народа и истеблишмента к нацистской Германии накануне войны [9], данная работа представляет интерес, так как именно борьба с нацизмом стала основным фактором сближающим США и СССР.

Дипломатические отношения Советского Союза и США были установлены в первый год президентства Франклина Рузвельта, период крупнейшего экономического кризиса, Великой депрессии. В этот и последующие периоды истории отношение американцев к СССР было неоднозначным, в особенности в период 1939-1941 гг. Негативную реакцию вызвал поход РККА в Западную Беларусь и Украину в сентябре 1939 г. (в особенности в среде этнических поляков), а советско-финляндская война 1939-1940 гг. привела к заморозке советских активов в США и наложению «морального эмбарго» на поставки в СССР топлива. Тогда, в 1939 г. американскому истеблишменту было неясно, какую позицию займет СССР в начавшейся мировой войне. Американский посол США во Франции Буллит, ссылаясь на МИД Французской Республики, сообщал, что прибытие советской военной миссии в Берлин 2 сентября 1939 г. может привести к подписанию советско-германского военного союза [52]. Отношение коммунистического руководства наглядно иллюстрирует проект директивы Коминтерна от 8 сентября 1939 г., где было заявлено, что в связи с провалом московских переговоров СССР с Францией и Великобританией в августе 1939 г., и начавшейся войной, коммунисты стали считать деление государств на демократические и фашистские потерявшим смысл. Тактикой компартий, по мнению Москвы, должна была стать критика всех воюющих стран империалистической войны, а также разоблачение правительств, поддерживающих войну в других странах в целях собственной наживы (в качестве примера в директиве приводились именно США). Кроме того, Коминтерн призывал компартии Англии, США, Бельгии, Франции выступить с данной программой против своих правительств [17].

Позиция США по отношению к начавшемуся походу РККА в Западную Белоруссию и Украину была выжидательной, госсекретарь Хэлл не считал возможным высказывать позицию США по данному вопросу, в особенности пока это не сделают заинтересованные страны [39].

Переломным в советско-американских отношениях стало начало советско-финляндской войны. 30 ноября 1939 г. президент Рузвельт через госсекретаря направил послание советскому и финскому правительству, в котором призвал соблюдать гуманитарное право и избегать бомбардировки гражданских объектов [61]. 1 декабря, выступая на пресс-конференции, президент осудил бомбардировки Финляндии, а также выразил поддержку финскому народу. Политика насилия, по его мнению, «ставит под угрозу права человечества на самоопределение» [57]. Согласно общественным опросам, проводившимся с 14 декабря по 19 декабря 1939 г. Институтом Гэллопа, 88% американцев поддерживали Финляндию и лишь 1% был на стороне СССР [54, с. 197].

2 декабря Администрация наложила «моральное эмбарго» на поставки авиационного оборудования и материалов. Эмбарго, однако, носило рекомендательный характер [58]. 20 декабря правительство ввело запрет на передачу планов, заводов, прав на производство или техническую информацию, необходимую для производства высококачественного авиационного бензина странам-агрессорам, заинтересованные компании были проинформированы, что речь идет о Японии и СССР [59]. Опасения советской стороны о том, что американские кадры начнут покидать Советский Союз, вызвали затруднения с посещением американских граждан своего посольства. Так советские власти отказали сотрудникам компании «Max B. Miller and Co», находящимся в Грозном в посещении американского представительства в Москве [60]. Спустя несколько недель американским гражданам удалось связаться с посольством и получить выездные визы.

Представители левого движения американского общества критиковали выдачу кредитов Финляндии, считая советско-финляндскую войну империалистической. В ответ на это в своем выступлении перед американской молодежью 10 февраля 1940 г. президент Ф. Рузвельт неоднозначно отозвался о политике коммунистов в России. Президент находил прогрессивной деятельность большевиков в образовательной сфере и здравоохранении, однако он критиковал ограничения в политической сфере, лишение избирательных прав части граждан, социальную дискриминацию и репрессии. В связи с началом Зимней войны, по мнению президента, надежда на то, что Россия станет народным миролюбивым соседом, отпала: «Сегодня эта надежда либо разбита, либо отложена до лучшего дня» – заявил Рузвельт. Советский Союз он считал диктатурой, находящейся в союзе с другим диктаторским режимом (прим. М.С.: Германией). Начало Зимней войны, по мнению главы Американской администрации, – следствие беспричинной агрессии СССР по отношению к либеральной демократической стране, а выдачу кредитов Соединенными Штатами обосновывал желанием помочь «защитить суверенитет Финляндии от агрессивной политики соседа» [41]. 10 апреля президент Рузвельт издал прокламацию №2394 о зоне боевых действий, в списке стран значился Советский Союз: американским судам, согласно закону «О нейтралитете», запрещалось находиться в его территориальных водах [62].

Особый интерес вызывает отношение советской стороны к отмене эмбарго для сражающейся Франции и Великобритании. 4 ноября 1939 г. был принят новый закон «О нейтралитете», разрешающий поставки воюющим странам по принципу Cach and Carry («Плати и вези»). По мнению советника посольства СССР в США А.А. Громыко, пересмотр данного закона способствовал продолжению войны в Европе. «В таких условиях, как бы Рузвельт и его правительство ни пытались выдавать себя за миролюбцев, в действительности они являются пособниками войны» [14].

Развитие отношений Германии и СССР в глазах американского истеблишмента виделось неоднозначно. Так бывший посол в СССР сотрудник госдепартамента Джозеф Эдвард Дэвис считал, что сближение Рейха и Советского Союза произошло по вине Франции, а СССР действовал в интересах своей безопасности. «С немцами у вас брак по расчету, душой вы с нами, с демократиями, с жертвами агрессии» – заявил Дэвис советскому послу Константину Уманскому [8]. 12 июня 1940 г. состоялась встреча советского посла в США К.А. Уманского с главой Госдепартамента Корделлом Хэллом. Хэлл был обеспокоен отношениями СССР с Германией. Это, по его мнению, приводило к нападкам со стороны общественного мнения на советско-американские отношения. Советский посол напомнил о причастности западных держав к срыву коллективной безопасности в Европе, а также заявил о дискриминирующих реквизиционных мерах по отношению к СССР в области машиностроения и станкостроения. Советские заказы реквизировались в пользу воюющих Великобритании и Франции. Хэлл намекал на необходимость переориентации советской внешней политики в сторону союзников, что, по его словам, могло значительно улучшить и обезопасить советско-американские отношения [27].

3 июля состоялась встреча К.А. Уманского с министром внутренних дел США Гарольдом Икесом. Его отношение к политике СССР было схоже с мнением Дэвиса. Фашизация Европы грозила безопасности США, поставки Великобритании были необходимы, так как британский флот служил линией обороны США в Атлантике. Икес сомневался в жизнеспособности отношений СССР с фашизированной Европой. По мнению советского посла, Икес действовал с санкции президента Рузвельта, прозондировав возможность американо-советских переговоров, «…с тем, чтобы выяснить, нет ли, несмотря на нынешние расхождения между обеими странами, точек соприкосновения в их внешней политике и исторических интересах в ближайшем будущем» [28].

27 июля заместитель госсекретаря Самнера Уоллес обратился к советскому послу со схожим предложением о контактах и устранении противоречий между странами. Уоллес предложил приступить к попыткам преодоления взаимных претензий в самое ближайшее время, а именно – со следующей недели [9]. 1 августа состоялась вторая встреча Уманского с Уоллесом. Заместитель госсекретаря, возможно с санкции президента, вел переговоры уступчиво и неожиданно дружелюбно по отношению к СССР [29]. Прекращение советско-финляндской войны, падение Франции, тяжелое положение Великобритании, – все это способствовало сближению США с Советским Союзом. Намеки на улучшение отношений с СССР представители американского правительства делали как минимум, с мая (встреча Уманского с Девисом). В сентябре 1940 г. американский посол заявил о переходе американского общества и правительства «от беспечности к реализму»: посол заявил об обстоятельствах, требующих улучшения советско-американских отношений [26].

Во второй половине 1940 г. наступает планомерное улучшение советско-американских отношений. Так, советское правительство заявило о принципиальной готовности дать разрешение на открытие американского консульства во Владивостоке с 15 ноября [30]. Советские и американские внешнеполитические курсы сходились на Дальнем Востоке: СССР и США оказывали помощь Китаю в борьбе с милитаристской Японией. Поддержка Китая вызвала одобрение заместителя госсекретаря Уоллеса [44]. В начале 1941 г. американское посольство в СССР сформировало экономический обзор ситуации в Советском Союзе. Посол Л. Штейнгардт предполагал, что Советский Союз продолжит экономическое сотрудничество с Германией. При этом, в его представлении СССР стремился избежать участия в войне, однако стремился нарастить оборонительную мощь в кратчайшие сроки, с чем было связано ужесточение советского трудового законодательства в 1940 г. Американское посольство считало международную напряженность и необходимость наращивания обороны главными факторами, влияющими на решения советских лидеров [53].

8 января 1941 г. состоялась тринадцатая встреча советского посла Уманского с заместителем госсекретаря Уоллесом. Советский посол считал необходимым снятие эмбарго, так как само это ограничение не являлось директивой правительства, а было открытым заявлением. СССР в глазах американской общественности находился под «моральным эмбарго», что было очень важным для советской стороны [45]. 21 января, спустя почти год после окончания советско-финляндской войны США сняли «моральное эмбарго» с СССР [63].

15 апреля американский посол передал заместителю народного комиссара НКИД С.А. Лозовскому «достоверные сведения» американского посольства в Берлине о подготовке Германии к войне с СССР в мае 1941 г. «Штейнгардт сказал, что он считал своим долгом информировать меня и просил довести это до сведения В.Я. Молотова. Остерегайтесь Германии, – сказал Штейнгардт, – это больше, чем простые слухи, этот шаг немцев будет безумием, но они могут это сделать» – из беседы Лозовского с американским послом [1]. 24 мая в беседе с первым заместителем наркома НКИД А.Я. Вышинским он поднял вопрос о необходимости союза США и СССР против экспансионистской политики. «Было бы очень хорошо, если бы против Германии стояли с одной стороны – США, с другой – СССР» – заявил американский посол [1].

За 17 дней до начала Великой Отечественной войны советскому правительству удалось урегулировать имущественные вопросы с Германией и Швецией в прибалтийских республиках, но прийти к соглашению с Соединенными Штатами о прибалтийских счетах в США и национализированному имуществу американских граждан в данных республиках так и не удалось. Ограничения на поставки станков из США встречали ответную меру со стороны СССР в виде отказа поставок сырья. Ограничение на передвижение дипломатов в СССР, по словам посла, вскоре должны были привести к таким же ограничениям по отношению к советским дипломатам в США. Посол заявил о негативном восприятии СССР: в последние полгода общественное мнение в США изменилось от относительно положительного восприятия Советского Союза до отрицательного [1]. 14 июня 1941 г. наряду с оккупированными и союзными Оси странами были заморожены активы СССР в США [56].

Переломным моментом в советско-американских отношениях стало начало Великой Отечественной войны. Согласно опросам Института Гэллопа, проводимым с 26 июня по 1 июля 1941 г., 72% американцев выступили в поддержку СССР [54, с. 288]. 22 июня советский посол Уманский сообщил, что абсолютное большинство представителей американского общества было на стороне СССР и лишь оппозиционное Администрации меньшинство (группа республиканцев и незначительная часть демократов) было настроено антисоветски [10]. 23 июня исполняющий обязанности госсекретаря Уоллес (Хэлл находился на лечении), выступая на пресс-конференции, заявил, что принципы диктатуры коммунистического режима неприемлемы для народа Соединенных Штатов так же, как и нацизм, но нацизм представлял угрозу безопасности США и всему Западному миру [48]. 26 июня заместитель госсекретаря Уоллес выразил официальное отношение США к вторжению Германии в СССР: «Американское правительство считает СССР жертвой неспровоцированной, ничем не оправданной агрессии. Американское правительство далее считает, что тот отпор этой агрессии, который дается сейчас народом и армией СССР, не только продиктован, выражаясь словами г-на Молотова, борьбой за честь и свободу СССР, но и соответствует историческим интересам Соединенных Штатов Америки» [11].

Существенные изменения во внешней политике США нашли отражение в двух актах: разморозке советских счетов в США [46] и отмене ограничений, связанных с законом «О нейтралитете», в отношении СССР. Кроме того, Уоллес заявил о готовности американского правительства оказать посильную помощь в координации с англо-американской программой. 30 июня Уоллесом был одобрен меморандум Ч.П. Кертиса-младшего об организации и политике экспорта и производства товаров в Россию [42].

10 июля состоялась встреча Уманского с президентом Рузвельтом [31]. Президент заявил, что для победы СССР необходимо выстоять на протяжении 2-3 месяцев, так как Германская промышленность не сможет восстановить потери. Президент издал приказ о передаче всех ранее заказанных СССР станков, а также, по возможности, передаче материалов по аннулированным заказам. Рузвельт предложил создать комитет трех держав (США, СССР, Великобритания) для координации действий союзников.

13 июля К.А. Уманский встретился с личным помощником президента Г. Гопкинсом, «главным уполномоченным Рузвельта по вопросам снабжения Англии». Гопкинс заверил посла, что поставками в СССР будет заведовать секретный аппарат по снабжению антигитлеровской коалиции под руководством генерала Бернса, в то время как Гопкинс постарается вывести серьезные компетенции из рук созданного госдепартаментом комитета Кертиса (создан без санкции президента). Поставки в СССР должны были быть налажены напрямую через людей президента. О переломном моменте в отношениях двух великих стран свидетельствует окончание телеграммы Уманского: «Разговор с Гопкинсом подтвердил то, что до нас доходило в течение ряда лет о дружественном к нам отношении этого замкнутого, тяжелобольного, редко покидающего Белый дом человека, придерживающегося своих, хотя и путаных, но субъективно честных, реформистских, буржуазно-либеральных убеждений, безусловно, честного антифашиста. Очень хорошо, что дела о наших заказах будут в его руках и что он поможет преодолевать саботаж, скрытый и явный, которого будет немало» – завершил свое послание в Москву советский посол [12].

12 июля по поручению Рузвельта с К.А. Уманским встретился министр торговли США Джесси Джонс. Согласно сообщению Уманского в разговоре ни разу не было упомянуто слово «кредит». Джонс заявил о возможности пятилетнего займа на сумму около 800 млн. долларов под 3-4 %. В качестве гаранта должна была выступить государственная реконструктивная корпорация (под руководством того же Джесси Джонса). Кроме того, министр запросил принципиального согласия советской стороны о поставках из СССР марганца, хромовой руды, льна и других стратегических ресурсов по рыночным ценам [32].

В середине июля поставки в СССР были в основном выведены из компетенции Госдепартамента. Слова Гарри Гопкинса подтвердились: вопросы советских поставок были переданы в ведение подчиненного Рузвельту и Гопкинсу генералу Бернсу. Это было наиболее важно, так как представителями Госдепартамента ставилось под сомнение содержание советской заявки. Отношения советских представителей с Бернсом были совсем иные. Однако на совещании с английской закупочной комиссией, состоявшейся 15 июля, произошли некоторые трудности. Так, англичане отказались уступить заказанные самолеты и станки в США (за исключением французских станков) [33].

27 июля Рузвельт поручил своему личному помощнику Гарри Гопкинсу встретиться с представителями Советского правительства. 28 июля Гопкинс отправился в Москву через Архангельск [49]. 30 июля состоялась встреча помощника президента с И.В. Сталиным. Гарри Гопкинс был уполномочен президентом регулировать и решать все вопросы, связанные со сдачей Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения [6]. Гопкинс запросил срочные и длительные требования СССР от США. Глава Советского Союза запросил по первой категории: 20 000 зенитных орудий, крупнокалиберные пулеметы, более миллиона винтовок. По второй категории Сталин запросил следующие материалы: высокооктановый авиационный бензин, алюминий для постройки самолетов. «Дайте нам зенитные орудия и алюминий, и мы сможем воевать 3-4 года» – отметил И. Сталин. Председатель ГКО также подтвердил, что в СССР уже поставлено 200 истребителей P-40 (140 из Англии и 60 из США). Гопкинс выразил И.В. Сталину признательность народа Соединенных Штатов за великолепное сопротивление Красной Армии и решимость президента сделать все, чтобы помочь Советскому Союзу в его доблестной борьбе против немецкого захватчика [43]. Гарри Гопкинс сообщил, что суда союзников конвоируются американским флотом до Исландии, но заявил о возможности американского конвоирования судов вплоть до Архангельска [6]. Так встреча личного помощника президента и главы советского государства положила начало плодотворному сотрудничеству.

1 августа 1941 г. Гарри Гопкинс через американского посла Лоуренса Штейнгардта передал чрезвычайно важное сообщение президенту. Он сообщил о надежности советского фронта; высоком моральном духе советских граждан, безграничной решимости победить [51]. Данное сообщение стало решающим в вопросе обеспечения поставок в СССР, так как союзники (в особенности Великобритания) опасались краха советского фронта и сомневались в рациональности поддержки Советского Союза. 2 августа Уоллес заявил советскому послу о выдаче лицензий СССР: «В целях содействия расширению экономической помощи Советскому Союзу Государственный департамент выдает также неограниченные лицензии, разрешающие экспорт в Советский Союз самых разнообразных изделий и материалов, необходимых для укрепления обороны этой страны, в соответствии с принципами, применимыми к поставке таких предметов и материалов, которые необходимы для той же цели другим странам, сопротивляющимся агрессии» [50]. В то же время советские представители в США сталкивались с затягиванием поставок со стороны военного министерства под руководством антисоветски настроенного министра Стимсона. Так, например, утвержденная американским управлением промышленного производства советская заявка на латунь для снарядов была отклонена военным министром. Военное министерство наравне с Госдепартаментом было неоднозначно настроено к СССР, и только Администрация Рузвельта могла сдвинуть дело о поставках с мертвой точки [35]. По словам министра финансов Моргентау, 1 августа на заседании правительства Рузвельт резко раскритиковал Уоллеса и Стимсона за затягивание поставок в СССР, потребовав докладывать ежедневно о продвижении советских заявок. Советский посол подтвердил слова министра из другого источника [34].

В ходе Атлантической конференции (9-15 августа 1941 г.) У. Черчилль и Рузвельт направили совместное послание Сталину с предложением о конференции трех держав. Союзниками была одобрена будущая Московская конференция [7]. В начале сентября было принято неофициальное решение о включении СССР в программу заем-аренды (письмо Черчилля Сталину 6 сентября): «В первом абзаце Вашего послания Вы употребили слово «продать». Мы не смотрим на дело с этой точки зрения и никогда не думали об уплате. Было бы лучше, если бы всякая помощь, оказанная Вам нами, покоилась на той же самой базе товарищества, на какой построен американский закон о займе и аренде, то есть без формальных денежных расчетов» [38].

Союзническая конференция Великобритании (лорд Бивербрук), США (Гарриман, отвечавший за ленд-лиз в Англию) и СССР (нарком НКИД Молотов) проходила с 29 сентября по 1 октября. 1 октября был подписан секретный протокол о поставках: были полностью удовлетворены советские заявки по авиационной технике и комплектующим, молибдену (США), по остальным категориям либо частично, либо решение было отложено [19].

10 октября в палате представителей провалилась поправка изоляционистского меньшинства о невключении СССР в программу ленд-лиза (162 против 21). Аргументация республиканцев к запрету религии в СССР не имела эффекта. Однако, возымела эффект речь заместителя наркома НКИД Лозовского [23]. 27 октября в Нью-Йорке состоялся 25 000 митинг в поддержку Красной армии, также в поддержку Советского народа выступил бывший американский посол в СССР, Дэвис [24].

В начале ноября Советскому Союзу был одобрен беспроцентный американский заем на 1 млрд. долларов (начало платежей через 5 лет после окончания войны, выплаты в течение 10 лет) [15]. «Мы это сделали потому, что помощь Советскому Союзу считаем своей важнейшей задачей» – произнес Рузвельт эти слова с заметным, я бы сказал, волнением. Я лично с Рузвельтом встречался первый раз. Впечатление, которое эта беседа произвела на меня: не оставляет сомнения, что он ненавидит немцев и твердо, по крайней мере в данное время, занял линию на оказание нам помощи» – отметил в своей телеграмме в народный комиссариат иностранных дел СССР временно поверенный в делах СССР А.А. Громыко [25].

7 ноября в день Октябрьской революции программа ленд-лиза (беспроцентной заем-аренды) была официально распространена на Советский Союз. А.А. Громыко обозначил опубликованное Белым домом письмо Рузвельта своему помощнику Стеттиниусу, в котором СССР обозначался «жизненно важной страной для обороны США», исторически важным документом, новой вехой советско-американских отношений, с чем сложно не согласиться. Ленд-лиз сыграл важную роль в снабжении РККА, около 80% радиоаппаратуры РККА 1944-1945 годах было поставлено по ленд-лизу, также как каждый десятый танк поступивший в войска в конце войны. Особенную роль играло промышленное оборудование и сырье [7. с. 47].

8 декабря новый советский посол М.М. Литвинов встретился с президентом Ф.Д. Рузвельтом. Президент заверил, что помощь Советскому Союзу будет продолжаться, несмотря на нападение Японии на Перл-Харбор, однако он был не столь уверен в области поставок самолетов. Президент зондировал возможность использовать Владивосток для снаряжения американских бомбардировщиков [36]. Прием советского дипломата через день после начала войны с Японией свидетельствует о значимости СССР в глазах американского президента. 11 декабря 1941 г. Италия и Германия официально объявили войну США. С этого момента США официально вошли в состав Антигитлеровской коалиции [55].

Конец 1941 г. стал значимым в советско-американских отношениях. Героизм Советского народа вызвал симпатию в американском обществе, о чем свидетельствует провал поправки о невключении СССР в программу ленд-лиза осенью 1941 г. Московский протокол, включение Советского Союза в программу «Содействия обороне США» в ноябре свидетельствуют о том, что СССР доказал свою жизнеспособность, наряду с Великобританией. Стойкость РККА под Москвой вызвала поддержку американского общества. Так, документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» получил премию «Оскар».

Однако, отношения союзников после официального вступления США во Вторую мировую войну не были безоблачными, о чем свидетельствует ряд неоднозначных событий в судьбе Антигитлеровской коалиции, как, например, несостоявшаяся встреча союзников в Чунчине [16] и задержка поставок по ленд-лизу [37], что вызвало охлаждение советско-американских отношений. Однако к концу 1941 г. Антигитлеровская коалиция сложилась, обрела военную (СССР) и экономическую мощь (США), что в дальнейшем привело к закономерной победе союзников над нацистским блоком Оси.

Список литературы:

  1. Беседа заместителя народного комиссара иностранных дел СССР С.А. Лозовского с послом США в СССР Л.А. Штейнгардтом. 15 апреля 1941 г. (дата обращения: 01.07.2024).
  2. Беседа первого заместителя народного комиссара иностранных дел СССР А.Я. Вышинского с послом США в СССР Л.А. Штейнгардтом. 24 мая 1941 г. (дата обращения: 02.07.2024).
  3. Беседа заместителя народного комиссара иностранных дел СССР С.А. Лозовского с послом США в СССР Л.А. Штейнгардтом. 5 июня 1941 г. (дата обращения: 02.07.2024).
  4. Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 314 c.
  5. Быстрова И.В. Ленд-лиз для СССР: экономика, техника, люди. 1941-1945. М.: 2019. 480 с.
  6. Запись беседы Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталина с личным представителем президента США Г. Гопкинсом. 30 июля 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  7. Запись беседы Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталина с послом США в СССР Л. Штейнгардтом и послом Великобритании в СССР С. Криппсом. 15 августа 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  8. Из дневника полномочного представителя СССР в США К.А. Уманского. 10 мая 1940 г. (дата обращения: 30.06.2024).
  9. Из телеграммы полномочного представителя СССР в США К.А. Уманского в НКИД СССР. 27 июля 1940 г. (дата обращения: 01.07.2024).
  10. Из телеграммы посла СССР в США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел. 22 июня 1941 г. (дата обращения: 02.07.2024).
  11. Из телеграммы посла СССР в США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 26 июня 1941 г. (дата обращения: 02.07.2024).
  12. Из телеграммы посла СССР в США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 13 июля 1941 г. (дата обращения: 04.07.2024).
  13. Краснов В.Н., Краснов И.В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. М.: 2008. 246 с.
  14. Письмо советника полномочного представительства СССР в США А.А. Громыко народному комиссару иностранных дел СССР В.М. Молотову. 13 декабря 1939 г. (дата обращения: 30.06.2024).
  15. Послание Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталина президенту США Ф. Рузвельту. 4 ноября 1941 г. (дата обращения: 10.07.2024).
  16. Послание Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталина президенту США Ф. Рузвельту. 17 декабря 1941 г. (дата обращения: 10.07.2024).
  17. Проект директивы Секретариата Исполкома Коминтерна об отношении к начавшейся мировой войне, 8 сентября 1939 г. (дата обращения: 13.06.2024).
  18. Рыжков Н.И. Великая Отечественная: ленд-лиз. М.: 2012. 439 с.
  19. Секретный протокол Московской конференции представителей СССР, США и Великобритании. 1 октября 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  20. Степанов А.С. Моральное эмбарго 1939 г.: нарушенное сотрудничество СССР и США в области авиастроения // Вестник СПбГУ. 2004. Сер. 2. История. Вып. 1-2. С. 26-39.
  21. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.: 1997. 364 с.
  22. Супрун М.Н. Стратегии Антигитлеровской коалиции и ленд-лиз // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки, 2010. С. 42-52.
  23. Телеграмма временного поверенного в делах СССР в США А.А. Громыко в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 10 октября 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  24. Телеграмма временного поверенного в делах СССР в США А.А. Громыко в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 28 октября 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  25. Телеграмма временного поверенного в делах СССР в США А.А. Громыко в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 8 ноября 1941 г. (дата обращения: 10.07.2024).
  26. Телеграмма наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова полномочному представителю СССР в США К.А. Уманскому. 27 сентября 1940 г. (дата обращения: 01.07.2024).
  27. Телеграмма полномочного представителя СССР в США К.А. Уманского в НКИД СССР. 14 июня 1940 г. (дата обращения: 30.06.2024).
  28. Телеграмма полномочного представителя СССР в США К.А. Уманского в НКИД СССР. 4 июля 1940 г. (дата обращения: 30.06.2024).
  29. Телеграмма полномочного представителя СССР в США К.А. Уманского в НКИД СССР. 1 августа 1940 г. // URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/292331-telegramma-polnomochnogo-predstavitelya-sssr-v-ssha-k-a-umanskogo-v-nkid-sssr-1-avgusta-1940-g#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 01.07.2024).
  30. Телеграмма полномочного представителя СССР в США К.А. Уманского народному комиссару иностранных дел СССР В.М. Молотову. 1 ноября 1940 г. (дата обращения: 01.07.2024).
  31. Телеграмма посла СССР в США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 10 июля 1941 г. (дата обращения: 04.07.2024).
  32. Телеграмма посла СССР в США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 14 июля 1941 г. (дата обращения: 04.07.2024).
  33. Телеграмма посла СССР США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 17 июля 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  34. Телеграмма посла СССР в США К.А. Уманского в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 5 августа 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  35. Телеграмма посла СССР в США К.А. Уманского и главы советской военной миссии в США Ф.И. Голикова Председателю Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталину. 31 июля 1941 г. (дата обращения: 09.07.2024).
  36. Телеграмма посла СССР в США М.М. Литвинова в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 8 декабря 1941 г. (дата обращения: 10.07.2024).
  37. Телеграмма посла СССР в США М.М. Литвинова в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 27 декабря 1941 г. (дата обращения: 10.07.2024).
  38. У. Черчилль – И.В. Сталину. Получено 6 сентября 1941 года. (дата обращения: 10.07.2024).
  39. Шифротелеграмма временного поверенного в делах СССР в США Д.С. Чувахина в НКИД СССР о позиции правительства США и представителей эмигрантских общин в связи с вступлением войск РККА в Западную Белоруссию и Западную Украину, 23 сентября 1939 г. (дата обращения 13.06.2024).
  40. Casey S. Cautious Crusade: Franklin D. Roosevelt, American Public Opinion and the War against Nazi Germany. N.Y.: 302 p.
  41. «Do Not Seek or Expect Utopia Overnight. Do Not Seek or Expect a Panacea...» Address to the Delegates of the American Youth Congress. Washington, D.C. February 10, 1940 // PPA 1940.: 85-94.
  42. Memorandum by Mr. Charles P. Curtis, Jr., Special Assistant to the Under Secretary of State (Welles), [Washington,] June 30, 1941. (дата обращения: 02.07.2024).
  43. Memorandum by Mr. Harry L. Hopkins, Personal Representative of President Roosevelt, September 5, 1941 // FRUS 1941, Volume I.: 1545-1551.
  44. Memorandum of Conversation, by the Assistant Chief of the Division of European Affairs (Henderson) Washington. December 17. 1940 // FRUS, 1940, Volume III.: 486-488.
  45. Memorandum of Conversation, by the Assistant Chief of the Division of European Affairs (Henderson), Washington, January 8, 1941. (дата обращения: 25.06.2024).
  46. Press Release Issued by the Department of State on June 24, 1941. (дата обращения: 02.07.2024).
  47. Rosenbaum R. Waking to Danger. Americans and Nazi Germany, 1933-1941. Santa Barbara, 2010. 223 p.
  48. The Acting Secretary of State to The Ambassador in The Soviet Union (Steinhardt), Washington, June 23, 1941. (дата обращения: 03.07.2024).
  49. The Acting Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt) Washington, July 27, 1941 // FRUS 1941. Volume I.:
  50. The Acting Secretary of State to the Ambassador of the Soviet Union (Umansky), Washington, August 2, 1941 // FRUS 1941, Volume I.: 1563-1564.
  51. The Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt) to the Secretary of State, Moscow, August 1, 1941 // FRUS 1941, Volume I.: 1562.
  52. The Ambassador in France (Bullitt) to the Secretary of State, Paris, September 2, 1939. (дата обращения: 11.06.2024).
  53. The Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt) to the Secretary of State [Extracts], Moscow, February 1, 1941 // FRUS. 1940. Volume III.: 489-
  54. The Gallup Poll Public Opinion 1935-1971. 1972. Vol. I.: 1935-1948.
  55. The German Minister for Foreign Affairs (Ribbentrop) to the American Chargé in Germany (Morris), December 11, 1941. (дата обращения: 20.05.2024).
  56. The President Freezes the Assets of Certain European Countries. Executive Order No. 8785. June 14, 1941 // PPA 1941.:217-225.
  57. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 1, 1939. (дата обращения: 13.06.2024).
  58. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 4, 1939. (дата обращения: 13.06.2024).
  59. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 24, 1939. (дата обращения: 13.06.2024).
  60. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 28, 1939. (дата обращения: 13.06.2024).
  61. The Secretary of State to the Chargé in the Soviet Union (Thurston), Washington, November 30. (дата обращения: 13.06.2024).
  62. The War Spreads; and the Definition of the Combat Area Is Extended. Proclamation № 2394. April 10, 1940 // PPA: 127-129.
  63. The Under Secretary of State (Welles) to the Ambassador of The Soviet Union (Umansky), Washington, January 21, 1941. (дата обращения: 14.06.2024).

Soviet-American relations in 1939-1941: from ideological enmity to economic cooperation

Simonov М.А.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract: The article is devoted to the problem of relations between the USA and the USSR in the most difficult and controversial period, 1939-1941. The author was able to trace how the USSR and the USA moved from ideological hostility to fruitful cooperation during the Second World War. In 1939-1940 with the outbreak of World War II and the Soviet-Finnish War, Soviet-American relations were in crisis. However, with the beginning of the Great Patriotic War, American society, as well as the establishment, came out in support of the USSR. In 1941, the USSR and the USA officially joined the Anti-Hitler coalition. In early November, the USSR was included in the Lend-Lease program as a vital country for the defense of the United States. The Soviet Union and the United States became a stronghold in the fight against the Axis regimes.
Keywords: the international relations, the Second World War; Soviet-Finnish war; moral embargo; Lend-Lease; Anti-Hitler coalition.

References:

  1. Conversation of the Deputy People's Commissar of Foreign Affairs of the USSR S.A. Lozovsky with the US Ambassador to the USSR L.A. Steingardt. April 15, 1941. (date of the address: 01.07.2024).
  2. Conversation of the First Deputy People's Commissar of Foreign Affairs of the USSR A.Ya. Vyshinsky with the US Ambassador to the USSR L.A. Steingardt. May 24, 1941. (date of the address: 02.07.2024).
  3. Conversation of the Deputy People's Commissar of Foreign Affairs of the USSR S.A. Lozovsky with the US Ambassador to the USSR L.A. Steingardt. June 5, 1941. (date of the address: 02.07.2024).
  4. Butenina N.V. Land-liz: deal of the century. Moscow: Publishing House of the State University Higher School of Economics, 2004. 314 p.
  5. Bystrova I.V. Lend-lease for the USSR: economy, technology, people. 1941-1945. Moscow: 2019. 480 p.
  6. Recording of the conversation of the Chairman of the Council of People's Commissars of the USSR I.V. Stalin with the personal representative of the President of the United States G. Hopkins. July 30, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  7. Recording of the conversation of the Chairman of the Council of People's Commissars of the USSR I.V. Stalin with the US Ambassador to the USSR L. Steingardt and the British Ambassador to the USSR S. Cripps. August 15, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  8. From the diary of the plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky. May 10, 1940. (date of the address: 30.06.2024).
  9. From the telegram of the plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky in the NKID of the USSR. July 27, 1940. (date of the address: 01.07.2024).
  10. From the telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs. June 22, 1941. (date of the address: 02.07.2024).
  11. From the telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. June 26, 1941. (date of the address: 02.07.2024).
  12. From the telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. July 13, 1941. (date of the address: 04.07.2024).
  13. Krasnov V.N., Krasnov I.V. Land-liz for the USSR, 1941-1945. Moscow: 2008. 246 p.
  14. Letter from A.A. Gromyko to the People's Commissar of Foreign Affairs of the USSR V.M. Molotov. December 13, 1939. (date of the address: 30.06.2024).
  15. Message from the Chairman of the Council of People's Commissars of the USSR I.V. Stalin to US President F. Roosevelt. November 4, 1941. (date of the address: 10.07.2024).
  16. Message from the Chairman of the Council of People's Commissars of the USSR I.V. Stalin to US President F. Roosevelt. December 17, 1941. (date of the address: 10.07.2024).
  17. Draft directive of the Secretariat of the Executive Committee of the Comintern on the attitude to the outbreak of world war, September 8, 1939. (date of the address: 13.06.2024).
  18. Ryzhkov N.I. The Great Patriotic War: Lend-Lease. Moscow: 2012. 439 p.
  19. Secret protocol of the Moscow conference of representatives of the USSR, USA and Great Britain. October 1, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  20. Stepanov A.S. Moral Embargo 1939: violated cooperation between the USSR and the USA in the field of aircraft construction // Bulletin of St. Petersburg State University. 2004. Ser. 2. History. Issue 1-2.: 26-39.
  21. Suprun M.N. Land-lise and northern convoys, 1941-1945 Moscow: 1997. 364 p.
  22. Suprun M.N. Strategies of the Anti-Hitler Coalition and Lend-Lease // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Historical Sciences, 2010.: 42-52.
  23. Telegram of the Charge d'Affaires of the USSR in the USA A.A. Gromyko to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. October 10, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  24. Telegram of the Charge d'Affaires of the USSR in the USA A.A. Gromyko to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. October 28, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  25. Telegram of the Charge d'Affaires of the USSR in the USA A.A. Gromyko to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. November 8, 1941. (date of the address: 10.07.2024).
  26. Telegram of the People's Commissar of Foreign Affairs of the USSR V.M. Molotov plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky. September 27, 1940. (date of the address: 01.07.2024).
  27. Telegram of the plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky in the NKID of the USSR. June 14, 1940. (date of the address: 30.06.2024).
  28. Telegram of the plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky in the NKID of the USSR. July 4, 1940. // URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/292283-telegramma-polnomochnogo-predstavitelya-sssr-v-ssha-k-a-umanskogo-v-nkid-sssr-4-iyulya-1940-g#mode/inspect/page/2/zoom/4 (date of the address: 30.06.2024).
  29. Telegram of the plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky in the NKID of the USSR. August 1, 1940. (date of the address: 01.07.2024).
  30. Telegram of the plenipotentiary representative of the USSR in the USA K.A. Umansky People's Commissar for Foreign Affairs of the USSR V.M. Molotov. November 1, 1940. (date of the address: 01.07.2024).
  31. Telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. July 10, 1941. (date of the address: 04.07.2024).
  32. Telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. July 14, 1941. (date of the address: 04.07.2024).
  33. Telegram of the Ambassador of the USSR USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. July 17, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  34. Telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. August 5, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  35. Telegram of the USSR Ambassador to the USA K.A. Umansky and the head of the Soviet military mission in the USA F.I. Golikov to the Chairman of the Council of People's Commissars of the USSR I.V. Stalin. July 31, 1941. (date of the address: 09.07.2024).
  36. Telegram of the USSR Ambassador to the USA M.M. Litvinov to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. December 8, 1941. (date of the address: 10.07.2024).
  37. Telegram of the USSR Ambassador to the USA M.M. Litvinov to the People's Commissariat of Foreign Affairs of the USSR. December 27, 1941. (date of the address: 10.07.2024).
  38. Churchill – I.V. Stalin. Received September 6, 1941. (date of the address: 10.07.2024).
  39. Cipher telegram of the charge d'affaires of the USSR in the USA D.S. Chuvakhin in the NKID of the USSR on the position of the US government and representatives of emigrant communities in connection with the entry of the Red Army troops into Western Belarus and Western Ukraine, September 23, 1939. (date of the address: 13.06.2024).
  40. Casey S. Cautious Crusade: Franklin D. Roosevelt, American Public Opinion and the War against Nazi Germany. N.Y.: 302 p.
  41. «Do Not Seek or Expect Utopia Overnight. Do Not Seek or Expect a Panacea...» Address to the Delegates of the American Youth Congress. Washington, D.C. February 10, 1940 // PPA 1940.: 85-94.
  42. Memorandum by Mr. Charles P. Curtis, Jr., Special Assistant to the Under Secretary of State (Welles), [Washington,] June 30, 1941. (date of the address: 02.07.2024).
  43. Memorandum by Mr. Harry L. Hopkins, Personal Representative of President Roosevelt, September 5, 1941 // FRUS 1941, Volume I.: 1545-1551.
  44. Memorandum of Conversation, by the Assistant Chief of the Division of European Affairs (Henderson) Washington. December 17. 1940 // FRUS, 1940, Volume III.: 486-488
  45. Memorandum of Conversation, by the Assistant Chief of the Division of European Affairs (Henderson), Washington, January 8, 1941. (date of the address: 25.06.2024).
  46. Press Release Issued by the Department of State on June 24, 1941. (date of the address: 02.07.2024).
  47. Rosenbaum R. Waking to Danger. Americans and Nazi Germany, 1933-1941. Santa Barbara, 2010. 223 p.
  48. The Acting Secretary of State to The Ambassador in The Soviet Union (Steinhardt), Washington, June 23, 1941. (date of the address: 03.07.2024).
  49. The Acting Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt) Washington, July 27, 1941 // FRUS 1941. Volume I.:
  50. The Acting Secretary of State to the Ambassador of the Soviet Union (Umansky), Washington, August 2, 1941 // FRUS 1941, Volume I.: 1563-1564.
  51. The Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt) to the Secretary of State, Moscow, August 1, 1941 // FRUS 1941, Volume I.: 1562.
  52. The Ambassador in France (Bullitt) to the Secretary of State, Paris, September 2, 1939. (date of the address: 11.06.2024).
  53. The Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt) to the Secretary of State [Extracts], Moscow, February 1, 1941 // FRUS. 1940. Volume III.: 489-
  54. The Gallup Poll Public Opinion 1935-1971. 1972. Vol. I.: 1935-1948.
  55. The German Minister for Foreign Affairs (Ribbentrop) to the American Chargé in Germany (Morris), December 11, 1941. (date of the address: 20.05.2024).
  56. The President Freezes the Assets of Certain European Countries. Executive Order No. 8785. June 14, 1941 // PPA 1941.:217-225.
  57. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 1, 1939. (date of the address: 13.06.2024).
  58. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 4, 1939. (date of the address: 13.06.2024).
  59. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 24, 1939. (date of the address: 13.06.2024).
  60. The Secretary of State to the Ambassador in the Soviet Union (Steinhardt), Washington, December 28, 1939. (date of the address: 13.06.2024).
  61. The Secretary of State to the Chargé in the Soviet Union (Thurston), Washington, November 30. (date of the address: 13.06.2024).
  62. The War Spreads; and the Definition of the Combat Area Is Extended. Proclamation № 2394. April 10, 1940 // PPA: 127-129.
  63. The Under Secretary of State (Welles) to the Ambassador of The Soviet Union (Umansky), Washington, January 21, 1941. (date of the address: 14.06.2024).