Аннотация. В статье рассматриваются экономические реформы СССР и КНР 1970-1980-х гг., анализируются их общие черты и различия, особенности конкретных мероприятий, проведенных в СССР и Китае, делается вывод о результатах этих реформ.
Ключевые слова: реформы, Перестройка, СССР, Дэн Сяопин, Китай.
Период 1970-1980-х гг. был ознаменован коренными экономическими реформами как в КНР, так и в СССР. В Китае были запущены реформы с целью построить социализм с «китайской спецификой», уникальным экономическим и политическим устройством государства при сочетании директивных методов управления экономикой, сохранением партии, которая контролирует политическую жизнь, при введении рыночных элементов в экономику. В СССР происходила Перестройка, которая охватила все стороны жизни Советского Союза. Она была запущена М.С. Горбачевым и затронула как экономическую, так и политическую сторону жизни общества. Стоит упомянуть о том, что реформы проходили в разные исторические рамки. Хотя это и была 4-я четверть XX века, реформы в Китае начались в 1978 г, а реформы в СССР в 1985 г. Автором были поставлены следующие задачи:
- Найти общее в путях экономических реформ в КНР и СССР;
- Продемонстрировать разницу в начальном положении стран на момент начала реформ;
- Рассмотреть взаимосвязь политической поддержки реформ и их успеха;
- Сделать вывод о том, что было различным в реформах.
На вершине реформаторского движения в Китае стоял Дэн Сяопин, опытный революционер старшего поколения, обладавший большим авторитетом и способный принимать решительные меры. В СССР молодые партийные работники взяли на себя ответственность за проведение реформ, хотя с самого начала они были ограничены традиционными нормами и влиянием старых кадров. В результате, если реформаторские действия Дэн Сяопина были глубокими и заложили основу для будущих реформ, Горбачев был вынужден маневрировать, принимая лишь ограниченные и часто бессмысленные или даже вредные меры.
Основное различие между стратегиями Дэн Сяопина и Михаила Горбачева, которое объясняет разные результаты их реформ, заключается в том, что Дэн Сяопин сосредоточился на экономических реформах и ограниченных политических изменениях, в то время как Горбачев проводил реформы как экономические, так и политические одновременно.
Дэн Сяопин считал, что Китаю необходимо сосредоточить внимание общества на будущем, а не на прошлом, и избегать дискуссий о Мао и маоизме. Он избегал экспериментов, которые могли бы угрожать политической монополии Коммунистической партии Китая, и укреплял партийное руководство гораздо успешнее, чем Горбачев в КПСС.
К январю 1987 года Горбачев пришел к выводу, что партийная бюрократия не допустит осуществления экономических преобразований без существенных политических перемен. Поэтому он решил одновременно проводить экономические и политические реформы, которые стали серьезным испытанием для социалистической системы СССР.
После Культурной революции в Китае общество захотело перемен и было готово к реформам, поскольку экономические и социальные потрясения вызвали неприятие со стороны элит. Воспользовавшись этими настроениями, Дэн Сяопин успешно объединил политическую коалицию и стал преемником Мао, после чего начал проводить экономические реформы, которые укрепили его как лидера-реформатора.
После прихода к власти в 1985 году Михаил Горбачев столкнулся с партийной и правительственной номенклатурой, в которой доминировали чиновники, назначенные десятилетиями ранее. Это серьезно затрудняло проведение реформ и создавало препятствия для укрепления его политического авторитета, поскольку он был неизвестен в кремлевской политике. В отличие от Дэн Сяопина, Горбачев не смог так быстро и энергично привлечь на свою сторону партийные элиты, которые поддерживали реформы в том же Китае.
В двух странах существовали различия в статусе партийных организаций. В Китае Культурная революция серьезно подорвала власть, влияние и единство партии, что затруднило проведение реформ. В СССР, напротив, партийный аппарат прочно удерживал на своих местах правительство страны, был объединен общими целями и представлял собой подразделение, которое сопротивлялось попыткам нарушить его власть и установленный порядок.
Две страны - Китай и Советский Союз - отличаются друг от друга с точки зрения отправной точки и условий проведения реформ. Эти различия можно в общих чертах резюмировать по следующим пунктам:
- На начальном этапе реформ, инициированных Китаем и Советским Союзом, отправная точка экономического и социального развития была совершенно иной. Советский Союз в период правления Горбачева был страной, завершившей индустриализацию и урбанизацию, и его всеобъемлющая национальная мощь уступала только Соединенным Штатам. А Китай, который начал проводить реформы в конце 1970-х годов, был относительно закрытой развивающейся страной, в которой сельское хозяйство по-прежнему являлось основной сферой деятельности. В некотором смысле реформы в Китае – это второй этап социальных и институциональных преобразований. Эти два явления были интегрированы и происходили одновременно; главной задачей советской реформы явились только институциональные реформы.
- До реформы историческое, социальное и культурное наследие, унаследованное двумя странами, было разным. Реформы в Китае были первыми после основания Китайской Народной Республики. Реформы Горбачева в советской истории – это уже третья волна в последовательности советских реформ; самая недавняя реформа в СССР, которая, кстати, в чем-то была похожа на политику «Реформ и открытости», – это реформа Косыгина. В Китае же только что закончились потрясения после Культурной революции.
- Внедрение иностранного капитала и передовых технологий занимало важное место в реформировании Китая. Что касается Китая, то это не только важное средство накопления капитала для содействия модернизации, но и для продвижения старых и новых систем современных методов управления перемещением. Однако у СССР не было доступа к иностранному капиталу в 1980-х гг. из-за изоляции советской экономики и ее закрытости.
- Существуют различия в основах межэтнических отношений. Хотя и Китай, и Советский Союз – многонациональные страны. Однако народность Хань, как основная национальность, имеет абсолютное преимущество среди различных этнических групп Китая. СССР был государством другого типа – межнациональные конфликты были заморожены на время существования сильной власти в Москве. Как только начались политические реформы Перестройки, как только роль центра ослабла, национальный вопрос стал появляться на повестке дня с новой силой. Окончательным провалом советской реформы стало развитие национального сепаратизма, ознаменовавшееся распадом страны. Острота и сложность этнических проблем в ходе реформирования Советского Союза проявлялись во всех социалистических странах блока ОВД.
Дэн Сяопин разрабатывал реформы, начиная с сельскохозяйственного сектора и заканчивая смежными отраслями и особыми экономическими зонами, и проводил постепенные реформы, основанные на экономических успехах, которые он использовал в качестве политических ресурсов. Постепенно реформы охватывали все большие территории и секторы экономики. В своих реформах он признавал необходимость модернизации страны, но не придерживался заранее установленных идеологических принципов, стремясь к практическим и долгосрочным переменам.
У Горбачева были другие приоритеты: военно-промышленный комплекс был основой советской экономики. Для восстановления народного хозяйства необходимо было значительно сократить военное производство и коренным образом перестроить экономику. Однако партийный аппарат, связанный с военно-промышленным комплексом, не хотел подвергаться такому удару по своим финансовым и властным позициям. Они также верили, что Советский Союз был окружен врагами, которые могли воспользоваться «спокойствием и беспечностью» Москвы. Что касается сельского хозяйства, то инициативы Горбачева были реализованы очень ограниченно из-за многолетних традиций колхозов и совхозов, глубокой ненависти сельских и городских властей к переменам и отсутствия готовности индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственной деятельности.
Советский Союз и Китайская Народная Республика проводили свои реформы в различных внешнеполитических условиях. К концу 70–х годов Китай смог установить тесные военные и политические связи с Западом (благодаря противодействию Москвы «экспансионизму»), что означало, что Соединенные Штаты и их союзники позволили Китаю активно участвовать в экономических реформах – в Китай шли товары, кредиты, инвестиции и техническая помощь. Огромные экономические ресурсы зарубежных китайцев стали использоваться особенно активно.
Таким образом, реформы в Китае и СССР кардинально отличались. Отличными были стартовые условия, специфика внутригосударственного устройства КНР и СССР, а также внешнеполитические условия, влияющие на успешность проведения реформ. Разными оказались и результаты, к которым привели реформы – если Китай сумел изменить свою систему в лучшую сторону, обеспечив быстрые темпы экономического роста, то СССР не пережил как единое государство Перестройку и завершил свое существование в 1991 году.
Список литературы:
- Абрамова Ю.А., Дмитриев А.Е. Экономические преобразования периода перестройки: 1985-1991 гг // Известия МГТУ. 2013. №1(15). (дата обращения: 01.04.2024).
- Бажанов Е.П. Мог ли Горбачев пойти дорогой Дэн Сяопина? (дата обращения: 01.04.2024).
- Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. 656 с.
- История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. IX : Реформы и модернизация (1976-2009) / отв. ред. А.В. Виноградов. М.: Наука. 2016. 840 с.
- Колодко Г.В. Экономика и политика больших перемен: Михаил Горбачев или Дэн Сяопин. №1. С 5-19. (дата обращения: 01.04.2024).
- Панцов А.В. Дэн Сяопин. М.: Молодая гвардия, 2013. 558 с.
- Регзенова Д.Б-О. Основные принципы и сущность реформ Дэн Сяопина // Вестник БГУ. 2010. №6. (дата обращения: 01.04.2024).
Comparative analysis of the restructuring of the USSR and Deng Xiaoping's reforms in China
Kuznetsov A.S.,
bachelor of 3 course of the Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO University), Moscow
Research supervisor:
Dmitriev Sergey Viktorovich,
Senior Researcher at the China Department of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Historical Sciences
Abstract. Тhe article examines the economic reforms of the USSR and the People's Republic of China in the 1970s and 1980s, analyzes their common features and differences, the specifics of specific measures carried out in the USSR and China, and concludes about the results of these reforms.
Keywords: reforms, Perestroika, USSR, Deng Xiaoping, China.
References:
- Abramova Yu.A., Dmitriev A.E. Economic transformations of the period of perestroika: 1985-1991 // Izvestiya MSTU. 2013. №1(15). (date of the address: 01.04.2024).
- Bazhanov Е.Р. Could Gorbachev have gone the way of Deng Xiaoping? (date of the address: 01.04.2024).
- Gaidar E.T. For a long time. Russia in the world: essays on economic history. Moscow: Delo, 2005. 656 р.
- The history of China from ancient times to the beginning of the XXI century. Vol. IX : Reforms and modernization (1976-2009) / ed. A.V. Vinogradov. Moscow: Nauka. 2016. 840 р.
- Kolodko G.V. Economics and politics of big changes: Mikhail Gorbachev or Deng Xiaoping. 2021, №1.: 5-19. (date of the address: 01.04.2024).
- Pantsov A.V. Deng Xiaoping. Moscow: Young Guard, 2013. 558 p.
- Regzenova D.B-О. The basic principles and essence of Deng Xiaoping's reforms // Bulletin of BSU. 2010. №6. (date of the address: 01.04.2024).