Аннотация: В работе на основе анализа отечественных и зарубежных исследований освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники  при обучении устной иноязычной речи. В статье с учетом требований ФГОС к коммуникативным навыкам учащихся младших классов, изучающим иностранный язык, предлагается решение, которое поможет преодолеть эти коммуникативные затруднения. Представлен междисциплинарный модуль «Чтение_Письмо_Социокультурный диалог» в ходе освоения которого осуществляется развитие диалогической речи учащихся младших классов на иностранном языке. Данный модуль планируется реализовать в общеобразовательной школе МОУ СОШ №11 г. Орехово-Зуево Московской области в процессе неформального образования в рамках сотрудничества учебного заведения  и авторского языкового клуба «Метод Ульяновой».

Ключевые слова: младшие школьники, формальное образование, неформальное образование, английский язык.

Согласно Федеральному государственному стандарты начального общего образования (далее – ФГОС НОО), развитие у школьников диалогической речи на начальной ступени обучения предусматривает овладение ими умениями вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог этикетного характера, диалог – побуждение к действию, диалог – расспрос). Это направление отражено в Требованиях к результатам освоения Программы начального общего образования в п. 43.3 [13], утвержденных в Приказе Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 05.07.2021 [10]. Однако, учащиеся младших классов в процессе формального образования не овладевают в полной мере необходимыми диалогическими навыками, которые отражены в Требованиях в п. 43.3: вести диалог «с соблюдением правил речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование) объемом 4 – 5 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами в рамках тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного текста; представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления» [13, с. 4]. Эта проблема существует несмотря на то, что создано и предложено множество методик коммуникативной направленности. Как отмечают многие педагоги, у обучающихся теряется интерес к языку при столкновении с трудностями иноязычной коммуникации. Это значит, что поиск новых подходов и методик, посвященных развитию диалогической речи на иностранном языке у младших школьников и повышения их мотивации к его изучению, является актуальным.

Дети начинают изучать иностранный язык со второго класса, согласно ФГОС НОО. Именно в этом возрасте активно формируются когнитивные процессы, включая логическую память, что способствует лучшему усвоению учебного материала, развитию родной речи и освоению нового языка. Этому возрасту также присуща врожденная речевая функция, которая способствует развитию устной речи [4, с. 45]. Активная фаза развития когнитивных способностей приходит на возраст 6-10 лет, иногда 11 и длится до начала полового созревания [14, с. 3]. Однако, учащиеся младших классов, не смотря на этот благоприятный возрастной период и большое желание изучить новый для них язык, испытывают трудности в области освоения иноязычной диалогической речи [1].

Как показал наш анализ, тенденция в области коммуникации на иностранных языках младших школьников носит глобальный, общемировой характер. В современных исследованиях отечественных и зарубежных авторов выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся младших классов при обучении устной иноязычной речи в формальном образовании. Наивысшую ступень трудности для учащихся этого возраста представляет самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка. Это непосредственно связано с умениями выражать их сначала на родном языке. Недостаток социальных навыков в диалоге на родном языке, является распространенной проблемой, требующей от учителя иностранного языка формирования этих навыков практически без опоры на аналогичные навыки в родном языке. Согласно исследованиям, сложности в развитии устной речи у младших школьников также обусловлены недостаточно сформированными мыслительными процессами и преобладанием наглядно-образного мышления в данном возрасте [12].

Кроме того, одной из важнейших причин коммуникативных затруднений при изучении иностранному языку у младших школьников является отсутствие регулярной коммуникативной практики и, соответственно, получаемая ими информация быстро забывается, согласно кривой забывания Эббингауза [5]. Отсутствие регулярной коммуникативной практики на ИЯ провоцирует снижение мотивации учащихся к его изучению. А мотивация является движущей силой в изучении нового языка [3, с. 1]. Данную проблему (отсутствие практики и низкая мотивация) также отмечают исследователи из Китая, Индии, Сингапура и др., где английский язык изучается в начальной школе как иностранный [14], [15], [16].

Также, одна из причин в возникновении сложностей в изучении иностранного языка заключатся в том, что учащиеся младших классов не понимают необходимости в его изучении. Всю информацию о необходимости изучения иностранного языка дети получают в основном от родителей или учителей, которые убеждают их, что знание иностранного языка пригодится им в будущем. Однако, детское отношение к своему будущему, как утверждают специалисты, обусловлено нечетким пониманием времени, поскольку дети воспринимают время как что-то абстрактное, не касающееся их непосредственно [15, с. 4], поэтому они, доверяя/не доверяя мнению взрослых, все же не понимают, зачем им сейчас изучать иностранный язык, где они могут использовать полученные знания сейчас и как он им пригодится. А отсутствие этого понимания также отражается на спаде интереса и мотивации к его изучению.

Нужно отметить, что все УМК, используемые в общеобразовательной школе содержат коммуникативную направленность. Однако на практике, во многих школах больший акцент делается на обучение грамматике, в ущерб коммуникативным упражнениям. Недостаток упражнений, ориентированных на развитие коммуникативных навыков также значительно влияет на скорость и качество усвоения иностранного языка.

Немаловажной мы также считаем причину коммуникативных затруднений в области диалогической речи на ИЯ у учащихся начальной школы, связанную с феноменом функциональной неграмотности, которая многими исследователями рассматривается в контексте утраты образовательной культурой традиционной социальной значимости чтения и письменной речи [9 с. 90-93]. Действительно, статистика показывает, что среди досуговых предпочтений детей чтение стоит на последнем месте (3%) после провождения времени в интернете (69%), занятий спортом (46%), занятия домашними делами (44%), прогулок по улице (32%), просмотра телевизора ( 25%) [7].

Таки образом, проблемы формального образования требуют тщательного переосмысления и решения. Это касается корректировки методов обучения иностранному языку с учетом естественных условий и индивидуальных потребностей учащихся младшего школьного возраста, разработки инновационных методических подходов, совершенствования уже имеющихся практик и их адаптации к современным условиям.

В рамках сотрудничества нашего авторского языкового клуба «Метод Ульяновой» с МОУ СОШ № 11 г. Орехово-Зуево Московской области в контексте нормативных документов, методических рекомендаций и положений Министерства просвещения Российской Федерации, которые указывают на то, что в школе «может предусматриваться использование возможностей других организаций (в том числе в сетевой форме), обладающих необходимыми ресурсами» [11], мы планируем выступить инициатором по разработке и реализации междисциплинарного модуля «Чтение_Письмо_Социокультурный диалог» в процессе совместной деятельности с учителями начальных классов школы-партнера. Проект этого модуля представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Междисциплинарный модуль

Данный модуль будет основан на интеграции учебных предметов Русский язык, Литературное чтение, Английский язык с целью развития устной речи на иностранном языке, повышения функциональной грамотности и развития общей культуры учащихся.  Наш проект мы планируем реализовать средствами авторской онлайн-платформы и игры-симулятора, разрабатываемой на современном игровом движке Unity. Это решение обусловлено повышенным интересом учащихся младших классов к компьютерным играм, а также преобладанием наглядно-образного мышления в этом возрасте, а также учитывая, что игровая деятельность является ведущей в данном возрасте, согласно учению Л.С. Выготсткого [6]. Мы считаем, что такой подход сможет активно задействовать свойственные данному возрасту психологические функции учащихся для привлечения их интереса и поднятия мотивации к изучению иностранного языка. Кроме того, данная инновационная методика дает возможность практиковать свои знания в большем объеме и в условиях приближенных к реальности.

Полагаем, что использование современных технологий поможет учащимся легче представлять аутентичные ситуации во время развития диалогической речи, а также повысит мотивацию к изучению, благодаря интересному контенту и возможности общаться в аутентичных ситуациях, которые сложно создать на обычном уроке иностранного языка [14]. При этом мы реально осознаем и принимаем во внимание мнение ученых, что применение программ VR должно быть осторожным, может дополнять традиционное обучение и постепенно расширять его возможности, а не заменять его полностью [2].

Использование межпредметных связей на уроках русского языка, литературного чтения и английского языка будет способствовать развитию практических коммуникативных навыков младших школьников, поэтому наш междисциплинарный модуль основан на основных видах речевой деятельности – чтении, письме и говорении. Интегрированные уроки помогают учащимся находить причинно-следственные связи, строить аргументированные рассуждения и развивать навыки работы с текстами, составлять диалоги, развивать устную и письменную речь на иностранном языке [8] .

В заключении отметим, что сотрудничество формального и неформального образовательных учреждений в области обучения ИЯ младших школьников, реализация интегрированного межпредметного модуля и предложенные технологии являются для школ Подмосковья инновационным опытом. Рассматриваемый в данной работе подход, основанный на интеграции важных для младших школьников учебных предметов, способствует не только формированию навыков диалогической речи на ИЯ в реальных жизненных ситуациях, но может положительно повлиять на овладение коммуникативными умениями и навыками в обучении родному языку, значительно улучшить качество обучения и подготовку учащихся к успешной коммуникации в межкультурной среде. Таким образом, данная концепция обладает потенциалом для эффективного применения в образовательной практике и может способствовать повышению уровня формального образования.

Список литературы:

  1. Бим И.Л. Обучение устной речи младших дошкольников (на материале первого года обучения в школе с преподаванием ряда предметов на немецком языке) // Иностранные языки в школе, 2011. №8. С. 56-63.
  2. Березина Т.Н., Литвинова А.В., Кошелева С.Н. Психолого-педагогическая безопасность виртуальных игр, рекомендуемых для младших школьников// ПНиО, 2022. №3(57). (дата обращения: 07.03.2024).
  3. Белова Е.Е., Косарева А.Е. Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством топонимических фразеологизмов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. (дата обращения: 10.06.2024).
  4. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. (дата обращения: 04.06.2024).
  5. Буймов А.Г. Закономерности поведения кривых забывания // Доклады ТУСУР. 2017. №4. (дата обращения: 10.06.2024).
  6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, 2004. 512 с.
  7. Захаренкова В.А Результаты исследования досуговых предпочтений в молодежной среде/ В.А Захаренкова, И.В. Иванова // Журнал Социологических исследований Том 7. 2022. №2. (дата обращения: 10.06.2024).
  8. Орехова Е.Я., Ульянова А.В. Обучение младших школьников иноязычной коммуникации в Клубе английского языка: от неформального образования к внеурочной деятельности // Научное мнение. 2023. №4. С. 123-130.
  9. Орехова Е.Я. Потенциал модуля «Живопись» в процессе развития иноязычной устной речи // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. №1(41). С. 89-95.
  10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №64100).
  11. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год от Министерства просвещения РФ в рамках обновлённых новых ФГОС 3 поколения. (дата обращения: 05.06.2024).
  12. Сорокоумова Е.А., Саморукова Л.А. Развитие наглядно - образного мышления младших школьников // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №2(17). (дата обращения: 04.06.2024).
  13. Требованиях к результатам освоения программы начального общего образования. (дата обращения: 10.06.2024).
  14. Rahayu, Dwi Ide. The Acquisition and Learning of EFL in A Non-formal English Education in Indonesia // Journal of English Education. №5(2).: 86-94. (дата обращения: 11.06.2024).
  15. Sukarno Megan Jinabe. (March 2024). The Needs of English for Elementary School Students: From Family to School. (дата обращения: 11.06.2024).
  16. Yang-Heim G. Y. (Annie) (2018). Teaching Young Children English as a Foreign Language in China. (дата обращения: 11.06.2024).

Development of English dialogue speech in primary school students: cooperation of formal and non-formal education

Ulyanova A.V.,
postgraduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Orekhova Elena Yakovlevna,
Professor of the Department of Romance Languages and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. Based on the analysis of domestic and foreign researches, the paper highlights the main problems that junior schoolchildren face when learning oral foreign language speech. Taking into account the requirements of FSES to communicative skills of junior school students learning a foreign language, the article proposes a solution that will help to overcome these communicative difficulties. The interdisciplinary module ‘Reading/Writing/Sociocultural Dialogue’ is presented in the course of mastering which the development of dialogic speech of junior school students in a foreign language is carried out. This module is planned to be implemented in the general education school MOU SOSH №11 of Orekhovo-Zuyevo, Moscow. Orekhovo-Zuyevo, Moscow region in the process of non-formal education in the framework of cooperation between the educational institution and the author's language club ‘Ulyanova Method’.
Keywords: junior schoolchildren, formal education, non-formal education, English language.

References:

  1. Bim I.L. Teaching oral speech to younger preschoolers (on the material of the first year of study in a school teaching a number of subjects in German) // Foreign Languages at School, 2011. №8.: 56-63.
  2. Berezina T.N., Litvinova A.V., Kosheleva S.V., Kosheleva S.N. Psychological and pedagogical safety of virtual games recommended for younger schoolchildren// PNiO, 2022. №3(57). (date of the address: 07.03.2024).
  3. Belova E.E., Kosareva A.E. Increasing motivation to learn a foreign language through toponymic phraseological phrases // Problems of modern pedagogical education. 2018. №61-4. (date of the address: 10.06.2024).
  4. Braudo T.E., Bobylova M.Y., Kazakova M.V. Ontogenesis of speech development // Russian journal of paediatric neurology. 2017. №1. (date of the address: 04.06.2024).
  5. Buimov A.G. Regularities of the behaviour of forgetting curves // TUSUR Reports. 2017. №4. (date of the address: 10.06.2024).
  6. Vygotsky L.S. Psychology of Child Development. Moscow: Smysl Publishers, 2004. 512 р.
  7. Zakharenkova V.A., Ivanova I.V. Results of the study of leisure preferences in the youth environment // Journal of Sociological Research Vol. 7. 2022. №2. (date of the address: 10.06.2024).
  8. Orekhova E.Ya., Ulyanova A.V. Teaching junior schoolchildren foreign-language communication in the English Language Club: from informal education to extracurricular activities // Scientific Opinion. 2023. №4.: 123-130.
  9. Orekhova E.Y. Potential of the module ‘Painting’ in the process of development of foreign-language oral speech // Vestnik MGPU. Series: Philology. Language theory. Language education. 2021. №1(41).: 89-95.
  10. Order of the Ministry of Education of Russia from 31.05.2021 №286 (ed. from 08.11.2022) «On approval of the federal state educational standard of primary general education» (Registered in the Ministry of Justice of Russia 05.07.2021 №64100).
  11. Recommendations on the implementation of extracurricular activities for the 2022-2023 academic year from the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the updated new FSES 3rd generation. (date of the address: 05.06.2024).
  12. Sorokoumova E.A., Samorukova L.A. Development of visual and figurative thinking of younger schoolchildren // Collection of humanitarian research. 2019. №2 (17). (date of the address: 04.06.2024).
  13. Requirements for the results of mastering the programme of primary general education. (date of the address: 10.06.2024).
  14. Rahayu, Dwi Ide. The Acquisition and Learning of EFL in A Non-formal English Education in Indonesia // Journal of English Education. 2020. №5(2).: 86-94. (date of the address: 11.06.2024).
  15. Sukarno Megan Jinabe. (March 2024). The Needs of English for Elementary School Students: From Family to School. (date of the address: 11.06.2024).
  16. Yang-Heim G.Y. (Annie) (2018). Teaching Young Children English as a Foreign Language in China. (date of the address: 11.06.2024).