Второе место конкурса «КОД науки» в номинации
«Наука для мегаполиса» (2024 г.)
Аннотация. В статье рассматривается термин «граффити» в контексте современного городского пространства, а также некоторые классификации граффити-картин в соответствии с различными критериями. Целью работы является анализ лингвистических и экстралингвистических элементов текстов и изображений, при помощи которых автор выстраивает коммуникацию, вызывает определенную эмоциональную реакцию у адресата. В результате проведенного исследования были выявлены языковые средства как на лексическом, так и на синтаксическом уровне, а также некоторые неязыковые средства, помогающие достичь вышеупомянутой цели.
Ключевые слова: граффити, городское пространство, экстралингвистические средства, языковые средства.
На сегодняшний день граффити, наряду с другими элементами, являются неотъемлемой частью пространства любого современного города. Москва, крупный мегаполис, в данном случае, также не является исключением, подобные картины здесь могут быть найдены как в районах, удаленных от центра города, так и в самом центре. Тематика граффити и причины их создания варьируются, однако, одна из основных – возможность выстраивать коммуникацию посредствам текстовых или графических элементов, доносить до массового адресата послание, которое ему предстоит осмыслить. В процессе воздействие на сознание аудитории участвуют как текстовые элементы картины, так и некоторые экстралингвистические средства. Цель исследования заключается в выявлении и описании данных средств применительно к сфере граффити.
Термин «граффити» носит полисемантический характер. В первую очередь, большинство словарей подчеркивают древность происхождения данного явления, например, Л.П. Крысин пишет, что граффити – это «древние надписи, главным образом бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, стенках сосудов и т.п.» [4, с. 209]. Далее, зачастую, следует определение граффити как современной тенденции в культуре и искусстве; так, граффити представляют собой «направление в авангардизме последней четверти XX в., ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные при помощи распылителей в манере красочной псиxоделики» [6, с. 227]. В данном исследовании мы рассматриваем граффити в контексте современности и считаем, что это текстовое или графического изображение, нанесенное на различные поверхности, такие, как стены зданий, асфальт, заборы, остановки общественного транспорта, в пределах города. Граффити являются некой, зачастую провокационной, формой самовыражения, заявления миру о себе, ведь с их помощью художник может высказаться на любую, волнующую его, тему, обозначить свою позицию относительно политики, общественной жизни и т.д., выразить протест.
Отношение к граффити в современном обществе неоднозначно: одни считают нанесение изображений на здания порчей их внешнего вида, в то время как по мнению других граффити – отличный способ сделать пространство города более ярким, живым и менее скучным.
Однако, согласно части 1 статьи 214 УК РФ, подобная деятельность всё же является противозаконной и влечет за собой соответствующие последствия [3]. Впрочем, сейчас довольно популярным становятся коммерческие граффити, они являются абсолютно легальными и выполняются на заказ в специально отведенных местах, таких, как, например, фасады торговых центров и т.д.
Помимо коммерческой составляющей, возможно выделить еще некоторые разновидности подобной деятельности, однако, вопрос единой классификации граффити в исследованиях остается открытым до сих пор.
Согласно Е. Гуто, одним из критериев для классификации может являться потенциальный автор надписи или изображения, таким образом, «различают детские, школьные, студенческие граффити, граффити молодёжных субкультур» и т.д. Кроме того, граффити могут подразделяться на мужские и женские. По тематическому критерию, выделяют «политические, экологические, пацифистские, социальные, религиозные, эротические, музыкальные, наркотические, метатекстуальные (граффити о месте надписей, о граффити, их авторах), граффити-нонсенс, символические» [1, с. 32].
Стоит также отметить, что граффити возможно классифицировать по типу адресата. Так, Р. Блюм предлагает различать картины, адресованные конкретному человеку, надписи для любого потенциального прохожего, для определенной социальной группы, а также для самого автора [1, с. 33].
Кроме того, в работе Е. Гуто упоминается классификация, автором которой является В.А. Кох. Согласно ей, граффити могут быть разделены по жанровому признаку: «слоганы, загадки, афоризмы, лимерики, диалоги, поправки и дописки к рекламе, деталям интерьера и предшествующим граффити» [1, с. 34].
Наконец, некоммерческие граффити возможно разделить по функциям, которые они выполняют, основные из них: коммуникативная и функция самоутверждения, однако, выделяют также манифестационную и компенсаторную функции [1, с. 36-40]. Главная функция коммерческих граффити – эстетическая.
Некоммерческие граффити в основном анонимны. Несмотря на то, что, нанося графическое изображение или текст на поверхность здания каждый автор преследует свои цели и зачастую остается неизвестным, наибольший интерес для него представляют привлечение внимания и донесение определенного посыла; так, граффити, как уже упоминалось, являются довольно эффективным способом коммуникации. Л.А. Ласица пишет, что обмену информацией с использованием граффити присущ определенный временной разрыв, в течение которого сообщение, созданное автором, доходит до реципиента [5, с. 95]. Таким образом, прежде чем массовый адресат увидит изображение или текст, оставленный художником, проходит некоторый промежуток времени. Факт получения «сообщения» также усложняется тем, что несмотря на возрастающую популярность, граффити всё еще уничтожаются коммунальными службами. Кроме того, в случае если посыл граффити привязан к определенному общественному или политическому событию, его актуальность для адресата с течением времени может быть утеряна.
Существует несколько основных разновидностей граффити: рисунчатые, то есть содержащие только изображения без какой-либо текстовой составляющей, подобные работы довольно часто выполняются на заказ, а также выставляются в качестве экспонатов, например, выставка «Найти Бэнкси» на ВДНХ в Москве – один из таких случаев; другой вид граффити – языковые (текстовые), они, как правило, содержат в себе определенное более четкое послание, которое адресату предстоит увидеть и осмыслить. Однако, встречаются также и креолизованные тексты, представляющие собой комбинацию текстовых и изобразительных элементов внутри одной граффити-картины. Таким образом, применительно к граффити, представляется возможным анализ как текстовых, так и экстралингвистических элементов, использованных автором.
Касательно языковых средств, использованных в граффити-картинах, следует отметить некоторые особенности на лексическом и синтаксическом уровнях. Все рассмотренные в данном исследовании примеры являются реально существующими на улицах Москвы граффити; кроме того, также были проанализированы некоторые надписи и иллюстрации, на сегодняшний день уничтоженные коммунальными службами; их изображения были найдены в социальных сетях.
Тщательный выбор слов – важная часть любого вида деятельности, так или иначе связанного с написанием чего-либо, ведь именно правильно подобранные слова способны усилить потенциальное воздействие на аудиторию. Граффити – довольно краткий и лаконичный стиль, и граффити-художники вынуждены использовать небольшое количество слов и прочих элементов, но делать это таким образом, что содержание картины сможет донести определенное послание до адресата. Согласно одному из исследований, в языковых граффити преобладают слова следующих частей речи: существительное, прилагательное, глагол. Так, в зависимости от того, на что пал выбор автора, им может быть достигнут тот или иной эффект [8, с. 67-69].
Например, напротив одного из домов на Новослободской улице расположена трансформаторная будка. На ней изображен почтальон, из рук которого выпадают советские газеты, в самом центре граффити-картины заглавными буквами написано: «ПРАВДА», а немного ниже подпись – «здесь больше не живет». Очевидно, что акцент в приведенном примере сделан на существительное: «правда», это первое, что замечает проходящий мимо человек. Существительные в граффити используются с целью соотношения с какими-либо предметами, явлениями, людьми, государствами [8, с. 67]. Так и в данном примере «правда», отсылает нас к знаменитой советской и российской газете (об этом также свидетельствует задний план картины), однако, предметом для рассуждения здесь является не сам выпуск, а то фундаментальное понятие, схожее по смыслу со словом «истина»; в мысли именно о ней погружается адресат. Подпись «здесь больше не живет» скрывает в себе отношение автора граффити-картины к предмету его рассуждений; он, очевидно, считает, что понятие «правда» больше не несет в себе тот смысл, им все чаще пренебрегают, об этом также может свидетельствовать тот факт, что газеты «Правда» не находятся ровной стопкой в руках у почтальона, а разлетаются в разные стороны.
Прилагательные в граффити зачастую используются с целью описания какой-либо волнующей автора проблемы, привлечения к ней внимания, ведь слова данной части речи способны увеличивать степень эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию, тем самым создавая более убедительное сообщение. К примеру, в 2020 году на стене Музея Москвы появилась граффити-картина «Глухонемой», где герой с яростью на лице зачеркивает слоги «немо». Данное изображение было создано с целью привлечения внимания к проблеме слабослышащих людей. Путем перечеркивания слогов «немо», авторы хотят донести до аудитории, что глухие люди не немы, у них есть голос, они могут говорить при помощи языка жестов. Так, используя всего лишь одно прилагательное и взаимодействуя с ним, адресанты смогли осветить волнующую их тему, четко донести свой посыл, а также передать отношение к проблеме, посредствам изображения негативных эмоций на лице героя картины.
Слова следующей части речи, занимающие центральное положение в граффити – глаголы. Отличным примером в данном случае является картина «Всё обойдётся», изображенная на тоннеле неподалеку от станции метро Курская. Глагол так или иначе обозначает действие, событие, состояние, в какой-либо момент, в связи с этим, важным фактором при анализе роли глаголов мы считаем время, в котором употреблены слова данной части речи. Глагол «обойдётся» в приведенном примере, употреблен в форме будущего времени, таким образом, автор граффити-картины, ставит своей целью убедить потенциальную аудиторию в том, что в будущем все обязательно наладится, кроме того, этому также способствует яркая цветовая гамма граффити, подобный набор цветов зачастую вызывает у людей положительные ассоциации, ведь невозможно говорить о светлом будущем, используя при этом мрачные цвета; так, прочитав данную надпись, случайный прохожий может провести параллель с собственной жизнью, обрести веру в завтрашний день, воспринять увиденное как знак.
Лексическим средством выразительности, используемым граффити-художниками довольно часто, является метафора, ее можно проследить в следующих примерах: «депрессия распространяется воздушно-капельным», «мои зрачки шире твоих возможностей», «ты то, что в груди слева» и т.д. Используя метафору, то есть не называя предмет сравнения прямо, автор заставляет адресата задуматься о смысле написанного, то есть, пусть и ненадолго, удерживает его внимание. Кроме того, художники нередко прибегают к оксюморону, сочетая резко контрастирующие признаки внутри одного текстового элемента: «Саша, я так тебя люблю, не приезжай больше», «Я люблю макароны и Ксюшу», «Режьте тортики, а не вены» и т.д. Используя данный троп, адресант актуализирует внимание аудитории, заставляет задаться вопросом о том, почему данные предметы или явления употреблены в рамках одного предложения. Возможно также применение прочих средств выразительности, например, сатирических приемов («не обижай курящих им и так жить меньше...!») однако, их использование ситуативно и зависит от цели, которую преследует автор. Также стоит отметить, что текстовые граффити, схожие с рассмотренными ранее, зачастую написаны простым, незамысловатым шрифтом, композиция не перегружена дополнительными изображениями; так, автор фокусирует внимание на смысле высказывания, а не на художественных элементах.
Что же касается синтаксиса, согласно одному из исследований, построение предложений также является способом передачи сообщения и актуализации внимания [8, с. 71]. К примеру, очень часто художники используют побудительные предложения: «живи так, чтобы счастье не помещалось в пакете…», «не верь всему, что думаешь», «не ждите чуда, чудите сами» и т.д. Повелительное наклонение используется, чтобы призвать прочитавшего к какому-либо действию, заставить задуматься. Кроме того, стоит отметить, что в большинстве случаев при подобном призыве, подразумевается использование местоимения 2 лица, единственного числа (реже множественного); такое обращение создает иллюзию доверия, отсутствия дистанции – все это также заставляет адресата поверить в написанное, воспринять как дружеский совет.
Следующим по популярности типом предложений, который выбирают граффити-художники, является вопросительное предложение, а в частности риторический вопрос. По мнению Е.В. Семеновой, риторический вопрос используется, чтобы привлечь внимание адресата и вызвать у него определенную эмоцию. Поскольку он подразумевает ответ, который уже скрыт в самом вопросе, данное средство заставляет задуматься и погрузиться в рассуждения о предмете речи [7, с. 62]: «где твоя улыбка?»; «как найти родственную душу, если у большинства нет души?»; «что стало с твоей мечтой?» и т.д. На большинство подобных вопросов потенциальный адресат ответит во внутреннем диалоге с самим собой, однако, катализатором этого диалога, несомненно, выступает автор граффити-картины. Кроме того, художники могут прибегать к восклицательным предложениям, но происходит это значительно реже. В целом, люди, занимающиеся граффити, зачастую пренебрегают использованием каких-либо пунктуационных знаков, а значит если автор посчитал необходимым сделать предложение восклицательным – он намерен подчеркнуть эмоциональность и силу сказанного: «никогда не поздно сделать пере-лом в лучшую сторону!» Применительно к данной граффити-картине, стоит также отметить, что слово «пере-лом» написано на углу здания, то есть в этом месте в предложении буквально происходит «перелом». Кроме того, часть стены, на которой изображены слова «в лучшую сторону», забрызгана разноцветной краской, в то время как часть стены, содержащая первую половину фразы – серая. Всё это является экстралингвистическими приёмами, помогающими автору усилить смысл сказанного, эмоционально воздействовать на адресата, привлечь внимание к своей работе, заставить с ней взаимодействовать.
Также стоит отметить, что наиболее часто текстами граффити служат цитаты. Они, как правило, сопровождаются изображением автора высказывания и нередко выполняются художниками на заказ. Работы с подобным содержанием можно увидеть на торговом центре «Атриум» (м. Курская) или, например, на фасаде главного корпуса Московского городского педагогического университета, где изображены портреты педагогов и писателей, а также их знаменитые высказывания. Подобный формат коммерческих граффити-картин выполняет скорее эстетическую функцию, нежели коммуникативную.
Помимо всего вышесказанного, граффити, несомненно, присуща языковая игра, то есть использование определенных средств и приемов, способных усилить эмоциональное воздействие на адресата, привлечь его внимание, заставить задуматься или каким-либо образом взаимодействовать с картиной, например, сделать фотографию. В.В. Дубичинский отмечает, что «универсальность человеческого языка подтверждает, что игра может осуществляться на различных языковых уровнях: фонетическом, графическом, лексико-семантическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом и даже на уровне прагматики, стилистики и т.п.» [2, с. 210]. Рассмотрим некоторые примеры языковой игры в граффити, встречающиеся в пространстве города.
В первую очередь, к данной категории относится взаимодействие граффити-художников с устойчивыми выражениями. Например, «у вас стена серая» (исходный каноничный вариант фразы: «у вас спина белая»); «человеку нужен чебурек» (устойчивый вариант: «человеку нужен человек») и т.д. На основании приведенных примеров можно заметить, что при такой разновидности языковой игры, авторы используют слова, созвучные с оригинальными, но не схожие с ними по значению. Кроме того, в граффити нередко возможно встретить примеры фонетической языковой игры: «смысл смылся», с ее помощью художники создают короткие, броские и лаконичные высказывания. «Давай не будем, но если будем, то давай» – пример синтаксической языковой игры, в данном случае, повторение одинакового набора слов с изменением их порядка. Кроме того, во всех частях приведенного предложения отсутствует сказуемое, что придает высказыванию незавершенность. Закончить его – задача, которую адресату необходимо выполнить во внутреннем диалоге. Графическая языковая игра, такая, как, например, чередование букв, также способна с легкостью обратить на себя внимание прохожих, например, «все рав/зные», так, увидев данную надпись, каждый адресат, исходя из собственных соображений наверняка заполнит пропуск разной буквой, однако, такой необычный формат, с большой вероятностью привлечет его внимание.
Говоря о языке граффити и средствах, при помощи которых достигается эффект эмоционального воздействия на потенциального адресата, стоит упомянуть возможность анализа экстралингвистических элементов в граффити-картинах. Безусловно, самым ярким случаем использования подобных средств является взаимодействие изображения с окружающей средой. К примеру, на двери одного из зданий на Павловской улице был изображен Ипполит, герой кинофильма «Ирония судьбы», стоящий в ванне. Интересно, что душ художник «сделал» из висевшей над дверью уличной камеры, лаконично вписав ее в композицию. Данный прием, в силу своей необычности, несомненно, является одним из лучших средств привлечения внимания к картине, ведь подобное незамедлительно вызывает у адресата желание рассмотреть граффити, сделать фотографию. Еще одним примером взаимодействия с окружающей средой является надпись, изображенная под окном на стене дома и содержащая всего одно существительное: «утюг», а также стрелку, указывающую вверх. Дело в том, что на подоконнике за этой самой оконной рамой находится утюг. Сложно утверждать, что с содержательной точки зрения хотел сказать автор, очевидно, подобная констатация факта показалась ему остроумной, однако, учитывая, что неизвестный прохожий поделился фотографией данного граффити в социальных сетях, цель адресанта, привлечь внимание, была достигнута.
Кроме того, эффективным экстралингвистическим средством воздействия на адресата является игра с цветом, стилем и форматом написания текста. Например, «неНУ!жность». Буквы в данной граффити-картине расположены относительно друг друга ровно, все они белого цвета с красной каймой, однако, слог «ну» – разноцветный и слегка наклонен вправо, кроме того, за ним следует восклицательный знак. Так, получается, что, если исключить его из исходного слова, «ненужность» превратится в «нежность». Подобный приём, несомненно, способен привлечь внимание прохожих, заставить их остановиться и рассмотреть изображение. Кроме того, как уже упоминалось ранее, существительные в граффити призваны отсылать адресата к какому-либо предмету, событию, явлению, заставлять задуматься о его смысле. Например, в данном случае, автор, вероятно, хотел акцентировать внимание на взаимосвязи понятий «ненужность» и «нежность». Они, безусловно, контрастны. Есть ли между ними нечто общее? Может ли одно вытекать из другого? Или читать данный текст следует так: «НУ!нежность»? На эти вопросы прохожему, увидевшему граффити-картину, предстоит ответить самостоятельно, ведь ответы разных людей могут отличаться, однако, единым в этом случае является субъект, побудивших их рассуждать – граффити-художник.
Таким образом, как коммерческие, так и некоммерческие граффити – важная часть пространства современного мегаполиса, а также некий способ осуществлять коммуникацию. Основной целью создания граффити-картин является желание художников привлечь внимание к себе или какой-либо волнующей их проблеме, достичь этого им удается при помощи лексических и синтаксических средств, например, используя определенные тропы, такие, как метафора или оксюморон, и выбирая конкретные типы предложений, а также посредствам различных вариаций языковой игры. Помимо этого, произвести впечатление на адресата и вызвать у него эмоциональную реакцию авторам удается при помощи экстралингвистических средств, таких, как, к примеру, взаимодействие изображения с окружающей средой или изменение цвета, формы и стиля некоторых текстовых элементов.
Список литературы:
- Гуто Е. Язык и графика студенческих граффити: специальность 10.02.00 «Языкознание»: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Гуто Евгения. Задар, 2014. 222 с.
- Дубичинский В.В. Лексические аспекты языковой игры в русском языке. // Studia Rossica Posnaniensia. 2019. №2. С. 209-220.
- Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. (дата обращение 04.04.2024).
- Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. Наиболее употребительные иностранные слова, вошедшие в русский язык в XVIII-XX и начале XXI века. Москва: Эксмо, 2008. 864 с.
- Ласица Л.А., Стренева Н.В. Лексико-грамматические модели времени в текстах-граффити // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №11. С. 95-100.
- НСИС. Новый словарь иностранных слов. Ред. В.В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2008. 1088 с.
- Семенова Е.В. Немчинова Н.В. Стилистика английского языка : учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. 104 с.
- Paudel J., Neupane P. Contents and the language used in graffiti: A case of Kathmandu Valley // Journal of NELTA, v. 24, №1-2, 2019.: 52-76.
Graffiti in urban space: linguistic features
Gaptar O.V.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Busygina Maryana Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of English and Linguodidactics of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences
Abstract. The article reveals the essence of the term «graffiti» in the modern urban space, and examines some classifications of graffiti according to various criteria. The purpose of the article is to analyse linguistic and extralinguistic elements of graffiti texts and images which the author uses in order to build communication and evoke a certain emotional reaction from the recipient. The conducted research shows through which means of expressiveness, at both the lexical and syntactic levels, and non-linguistic means the above-mentioned goals are achieved.
Keywords: graffiti, urban space, extralinguistic means, linguistic means.
References:
- Guto E. The language and graphics of student graffiti: dis. of PhD in Linguistics: 02.00: Guto Evgenija: Zadar, 2014. 222 p.
- Dubichinskij V.V. Lexical aspects of the language game in the Russian. // Studia Rossica Posnaniensia. 2019. №2.: 209-220.
- Laws, codes and regulatory legal acts of the Russian Federation. (date of the address: 04.04.2024).
- Krysin L.P. An explanatory dictionary of foreign words. The most commonly used foreign words that entered the Russian language in the XVIII-XX and early XXI centuries. Moscow: Jeksmo. 2008. 864 р.
- Lasica L.A., Streneva N.V. Lexical and grammatical models in graffiti texts // Vestnik of Orenburg State University. 2013. №11.: 95-100.
- A new dictionary of foreign words. Ed. by V.V. Adamchik. Minsk: A modern writer, 2008. 1088 р.
- Semenova E.V., Nemchinova N.V. The stylistics of the English language : ucheb. posobie. Krasnojarsk: Siberian Federal University, 2017. 104 p.
- Paudel J., Neupane P. Contents and the language used in graffiti: A case of Kathmandu Valley // Journal of NELTA, Vol. 24, №1-2, 2019.: 52-76.