Аннотация. В статье предлагается анализ работ корейского дизайнера одежды Минджу Ким на предмет наличия элементов традиционного ханбока. В начале статьи предлагается краткая информация о самом дизайнере и её взгляде на сравнение её одежды с традиционным ханбоком. Далее, в ходе анализа рассмотрены основные и некоторые дополнительные элементы традиционного женского ханбока, которые сопоставляются с элементами работ Ким Минджу. Помимо этого, статья раскрывает важность изучения ханбока в контексте лингвокультурологического подхода в обучении языку. В ходе анализа было установлено, что хоть сама дизайнер и не ставит перед собой цели создания модернизированного ханбока, элементы традиционного корейского костюма присутствуют в её творчестве.

Ключевые слова: ханбок, корейская национальная одежда, корейская культура, лингвокультурологический подход, Минджу Ким, корейский дизайнер

Введение

Одним из символом корейской культуры несомненно является национальный костюм ханбок (한복). До сих пор ханбок является частью жизни корейцев – они надевают традиционную одежду на важные праздники и церемонии. Соответственно, сейчас важно изучать ханбок в контексте лингвокультурологического подхода в изучении корейского языка, а также как самостоятельное культурное явление. Изучая ханбок, можно глубже понять менталитет, традиции и культурные особенности корейского народа. Через языковые средства прослеживаются фоновые знания о сознании и быте народа, что очень важно для изучающих корейский язык. Важно понимать, что из себя представляет то или иное явление культуры другого народа, чтобы осознавать связи языкового явления с другими элементами культуры и языка [4, с. 307].

Одним из самых популярных корейских современных дизайнеров одежды класса люкс является Ким Минджу (см. рисунок 1). Она входит в топ-лист самых популярных дизайнеров по версиям модных журналов [7], [19], является победителем 1-го сезона модного реалити-шоу от Netflix «Next in fashion» (2020), а также удостоена ряда других премий и наград. Она выступала стилистом для таких корейских звёзд, как BTS и Red Velvet. Ким Минджу родилась в Кванджу в 1986 году, училась в Новой Зеландии, затем в Королевской академии изящных искусств в Антверпене (Бельгия), желая получить профессию мультипликатора. Затем она обучалась в Институте искусства и дизайна Самсунг (Samsung Samsung Art & Design Institute).

Рис. 1 Ким Минджу, дизайнер

В элементах дизайна одежды Ким Минджу, по мнению людей, наблюдающих за её творчеством, присутствуют элементы ханбока (한복). Так, например, в интервью для Youtube-канала «VISITKOREA» Минджу напрямую спрашивают её мнение о том, что люди видят связь её одежды с ханбоком [23]. Дизайнер отвечает, что часто слышит такое мнение, но это не было сделано специально. В своих интервью Ким Минджу замечает, что добавление или интерпретация элементов ханбока в работы не является её целью. Она не создаёт модернизированный ханбок, она не ставит перед собой цель продвигать корейскую национальную одежду, однако покупатели и просто поклонники её творчества замечают явное сходство её одежды с ханбоком. На основе материалов интервью дизайнера, а также данных о её биографии, было выявлено, что в своих работах она соединяет корейский менталитет и корейскую действительность, в которой она живёт, и элементы мировой массовой и элитарной культур (кино, живопись и биографии художников, японская манга и т.д.).

Сравнение силуэтов и компонентов ханбока и моделей Ким Минджу

Обратимся к элементам традиционного ханбока. Традиционно в Корее считалось, что женщина должна быть не только красива от природы, но и быть ухожена и хорошо одета. Об этом свидетельствует, например, выражение: «Для женщины, прежде всего – густые волосы, затем – косметика, и только затем – одежда» (여자는 첫째가 머리요 둘째가 화장이요 셋째가 옷이다) [3]. Ханбок играл в общем образе женщины важную роль, демонстрируя её изящность, женственность, лёгкость и, соответственно, молодость и красоту. Общий силуэт женского ханбока – узкй, плотно прилегающая к телу чогори и широкая чхима, то есть А-образный силуэт. Во многих работах Ким чётко прослеживается А-образный силуэт с узким верхом и широким низом. Это, с одной стороны, сразу же отсылает нас к силуэту ханбока, а с другой – соответствует современным мировым тенденциям моды (так, с 2022 года в моду вернулись брюки-клёш) [22], [14]. Особенно часто этот силуэт Ким использует при создании образов с платьями и юбками (см. рисунок 2).

 

 

 

Рис. 2. Демонстрация использования А-образного силуэта на примере моделей из коллекций MINJUKIM «20SS / La Casa Azul»

В некоторых образах мы можем видеть большое количество складок и воланов, которые по своему силуэту напоминают пышные церемониальные наряды корейских королев (см. рисунок 3).

 

 

Рис.3. Сравнение общего силуэта на примере модели MINJUKIM «SS19» (слева) и одного из вариантов ханбока корейских королев (справа)

В целом, одежда Ким Минджу очень свободная, лёгкая и нежная, но со своими яркими акцентами в виде смелых цветов и фасонов. Подчёркивается изящество женской фигуры, и, как и ханбок, одежда Ким Минджу может подойти женщинам разного роста и комплекции.

Далее обратим внимание на чхима (치마) – длинную пышную юбку, и паджи (바지) – свободные штаны. Чхима – основной элемент женского ханбока. Длина чхима варьировалась в зависимости от образа жизни, который вела женщина. Богатые кореянки носили более длинные юбки, а бедные – более короткие, что обусловлено необходимостью вторых выполнять бытовую работу. Паджи кореянки могли носить без верхней юбки уже в конце XIX в. [1, с. 153]. Подобные штаны были очень широкими, иногда завязывались внизу тесёмками, а также имели завязки на поясе, благодаря чему, создавались складки. То есть такие штаны всё ещё смотрелись объёмно и имели свободный силуэт, были удобными и женственными. Для чхима и паджи использовался приём завышения талии, что визуально делало фигуру женщины выше. Ким Минджу в своих работах часто использует те же элементы. Стоит отметить частое использование складок на обоих предметах одежды. Часто можно увидеть наслоение оборок друг на друга, благодаря чему создаётся дополнительная пышность и интересный неровный край юбки или платья. Кроме того, в одежде Минджу Ким активно используется завышенная талия, либо отсутствие подчёркнутой линии талии вообще. Опять же, с одной стороны, это отсылает к завышенной линии талии в ханбоке, где расширение юбки могло начаться уже от груди, а с другой стороны – к современному тренду на завышенную талию штанов и юбок, который стал базой современного гардероба (см. рисунок 4).

     

Рис. 4. (слева – направо) 1) 속속곳  (соксогот) – штаны, которые кореянки надевали под чхима или самостоятельно; 2) Брюки MINJUKIM из коллекции «20SS / La Casa Azul»; 3) Платье MINJUKIM из коллекции «SS22/BARI»

Длина юбок в работах дизайнера тоже варьируется от длины в пол, до длины по щиколотку, как в ханбоке, и длины мини. Мы также можем увидеть совсем короткие платья А-образного силуэта, похожие на колокольчик, с формой которого также сравнивают один из видов чхима в ханбоке (см. рисунок 5).

 

Рис. 5. (слева) 1) Ханбок (справа); 2) Платье MINJUKIM из коллекции «20SS/ La Casa Azul»

Кроме того, стоит отметить такой вид чхима как оккэчхима (어깨치마) – это широкая пышная юбка на широких лямках. Ким достаточно часто использует похожий элемент в своих работах (см. рисунок 6). 

 

 

 Рис.6. 1) 어깨치마 (оккэчхима); 2) Платье MINJUKIM из коллекции «SS22/BARI»

Перейдём к анализу элементов чогори (저고리) в дизайнах Ким Минджу. Чогори (см. рисунок 7) – жакет, который надевали поверх чхима или паджи. Его шили так, чтобы он плотно облегал верх фигуры и на фоне широкой юбки подчёркивал изящность женских плеч. Вообще форма рукавов и все линии чогори плавные, нижняя линяя рукавов тоже округлая. Ещё одна деталь чогори, позволяющая сделать шею женщины более длинной и изящной – кит (깃), белый воротник. Наблюдается, что левая пола чогори запахивала правую. Важная часть – откорым (옷고름) – тесёмки или ленты, которые завязывались на чогори, и по которым оценивалось качество чогори в целом. Откорым завязывали в виде плоского бантика или элегантного узла [1, с.151-152].

Рис.7. Чогори: кит (깃), белый воротник, откорым (옷고름) – тесёмки или ленты

На одной из моделей Ким Минджу можно увидеть жакет необычного кроя (см. рисунок 8), который содержит в себе сразу несколько элементов ханбока и трендовых элементов моды.

Рис. 8. Образ из коллекции MINJUKIM для «H&M Design Award 2013»

Во-первых, сам фасон жакета сильно похож на ещё один элемент ханбока – турумаги 두루마기 (см. рисунок 9). Свободный крой, благодаря которому турумаги иногда называют халатом; развивающиеся полы жакета, которые напоминают струящийся шёлк, использовавшийся в одежде янбан (양반 – дворянство) – всё это напоминает турумаги [1, с.150]. Декоративный элемент на груди похож на тесёмку-застёжку, использовавшуюся на ханбоках. Во-вторых, верхняя часть жакета сшита из тканей нескольких цветов – это сильно напоминает виды чогори, сшитые с использование 2 или более разных тканей: 반회장 저고리 (панхвичжан чогори – с 2 вставками из ткани другого цвета, см. рисунок 10), 삼회장 저고리 (самхвичжан чогори – с 3 вставками из тканей другого цвета), 색동 저고리 (сэктон чогори – разноцветное) [1, с. 152].

И в-третьих, здесь присутствует преувеличенная линия плеч – тренд из 90-х годов XX века, когда была мода на пиджаки с подплечниками [22]. Кроме этого, сами рукава жакета можно рассматривать также с двух позиций: с одной стороны, линии рукавов округлые, как и предполагает крой чогори в ханбоке, но с другой стороны, это похоже на дутые рукава спортивных курток, которые активно используют современные западные дизайнеры.

Рис. 9. 두루마기 (турумаги) длинная накидка или халат

Рис. 10. 반회장 저고리 (панхвичжан чогори)

Помимо основных частей ханбока, кореянки носили различные аксессуары и дополнительные элементы одежды, которые также активно используют дизайнеры современных ханбоков, так как они стали частью корейского национального костюма. Например, кореянки активно носили красивейшие шпильки для волос пинё (비녀) различных форм, кольца, серьги, талисманы нориге (노리개), которые даже сейчас приковывают к себе взгляды своей изящностью. Стоит заметить, что Ким Минджу хоть и добавляет в образы своих моделей аксессуары, но основное внимание уделяется одежде.

Кроме того, корейские женщины во время домашней работы надевали передники – хэджучхима (행주치마) и апчхима (앞치마). Также, в холодное время года носили тынгори (등거리) – безрукавку [1, с. 154]. У Ким Минджу можно заметить схожие с передниками платья и юбки (см. рисунок 11).

   

Рис. 11. (слева-направо) 1) 앞치마 (апчхима); 2) Платье MINJUKIM из коллекции  «19FW/ Let the right one in»; 3) Платье MINJUKIM из коллекции  «17FW / Black Illusion»

Цвет, орнаменты и материалы одежды

Обратим внимание на цвета, орнаменты и материалы, которые также помогают выстраивать прямую ассоциацию одежды Ким Минджу с ханбоком. Как и во многих других культурах, в Корее цвет играл большую роль, и каждый цвет до сих пор несёт в себе особый смысл и имеет свой символизм [5, с.1 87].

Основные цвета тканей, которые использовались для чхима – это белый, чёрный. Для молодых женщин и девочек – розовый, синий, голубой, салатовый, фиолетовый [1, с. 153-154]. Например, чхима красного цвета надевали на свадьбу. Цветовая палитра Кореи также символически связана с природой и гармонией, а также со сторонами света. У каждого цвета было своё значение: красный символизировал почтение, синий – благосклонность, а чёрный – мудрость [5, с. 188]. Ким Минджу тоже активно использует такие цвета как светло-розовый, салатовый, насыщенный зелёный, тёмно-синий, небесно-голубой и другие. Ким добавляет яркие и интересные узоры, которые она рисует и раскрашивает сама (см. рисунок 12). В её работах можно наблюдать узоры, разработанные лично дизайнером [24]. Например, один узор вдохновлён фильмом «Эдвард Руки-ножницы» (реж. Тим Бёртон, 1990 г.). Другие вдохновлены природой, цветами, абстракциями или геометрическими узорами. Можно заметить также некоторые совпадающие с ханбоком сочетания цветов: салатового и светло-розового, тёмно-зелёного и тёмно-синего, нефритового зелёного и бледно-розового. 

     

Рис. 12. Принты MINJUKIM из коллекций «18SS / Feral Princess», «16SS/ Moon Garden» и «SS22/BARI»

Что касается тканей, раньше в зависимости от статуса женщины, качество используемой в ханбоке ткани различалось, но основными материалами были холст, хлопчатобумажные ткани, корейский шёлк (견직물) и моси (모시 – ткань из китайской крапивы). Женщины из сословия янбан носили ханбоки из корейского или привезённого китайского шёлка и моси [1, с. 150]. Ким Минджу в своей одежде использует много тюля, шифона, органзы и других лёгких полупрозрачных тканей для создания объёма и эффекта «наслоения». Кроме того, Ким использует хлопок, который отвечает её философии «комфорта» и шёлк, который придаёт блеск и снова отсылает к ханбоку (см. рисунок 13).

   

Рис. 13. (слева-направо) 1) Пример использования шёлковой ткани и блестящей вышивки на чогори; 2) Платье MINJUKIM из коллекции «18FW/ Pluto 999»

Выводы

Ким говорит, что она сама черпает вдохновение из вещей, которые видит каждый день, которые ей нравятся, и она хотела бы донести до людей идею наслаждения жизнью и позитивом через свою одежду. Для Ким Минджу, по её собственному выражению, «главным героем» является она сама. Она говорит, что через свою одежду хочет донести до людей мысль о любви к себе, смелости в достижении целей и работе, то есть о самосовершенствовании. Кроме того, в работах Ким Минджу женщина представлена очень изящной, женственной, но в то же время яркой и смелой, что выражается в цветах и узорах.

Ким Минджу знакома как с корейскими реалиями, так и с культурой других стран. Таким образом, в работах Ким Минджу сочетаются черты корейского и западного, этим её работы привекают внимание зрителей и критиков. В одежде Ким Минджу корейцы находят знакомые им элементы их национальной одежды, но в новой интерпретации с добавлением современных элементов западной и японской культуры, что выглядит для них интересно. В это же время для представителей западной культуры необычным является именно влияние ханбока на работы Ким, элегантность, женственность и «свежесть» национального корейского костюма. Каждый, кто видит или носит её одежду, находит и что-то, что будет для него родным и понятным, и что-то новое, и интересное.

О причинах отрицания Ким Минджу связи её работ с ханбоком можно только догадываться, однако можно предположить, что дизайнер, согласно своей философии комфорта и свободы, оставляет пространство для интерпретации её одежды поклонниками. Кроме того, далеко не во всех её работах наблюдается влияние ханбока или интерпретация его элементов.

Список литературы:

  1. Джарылгасинова Р.Ш. Корейская национальная одежда в коллекциях МАЭ // Культура народов зарубежной Азии и Океании: сб. науч. ст. сотрудников МАЭ т.25 / редкол.: Л.П. Потапов, С.В. Иванов, Н.А. Кисляков, Д.А. Ольдерогге; отв. ред. выпуска Р.Ф. Итс. Ленинград: Наука, 1969. С. 146-157.
  2. Ли Я.В. Ханбок – как феномен корейской культуры // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. №3. Т-3. С. 33-35.
  3. Стручкова М.Р. Характеристика внешнего образа женщины в корейской культуре // Современный дискурс-анализ. 2018. №4(21). С. 73-76.
  4. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура: науч. журн. на тему: Языкознание и литературоведение. Томск: ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2017. С. 302-320.
  5. Тегай М.В. Семантика цвета и числа в традиционной культуре корейцев // // Корееведение Казахстана. 2018. №7. С. 189-192.
  6. Цой Е.В. Традиционный корейский костюм XIX-XX вв. // Россия и АТР. 2001. №4. С. 55-60.
  7. De Klerk A. Minju Kim's collaboration with & Other Stories is finally here. (дата обращения: 14.03.2023).
  8. Friedman V. How wide can you go? (дата обращения: 15.03.2023).
  9. Holzman S. The 6 Must-Have Denim Trends of 2022. (дата обращения: 29.03.2023).
  10. Hur N. The Quiet Power of Minju Kim. (дата обращения: 13.02.2023).
  11. H&M Design Award 2013: Winner Minju Kim. (дата обращения: 08.11.2022).
  12. Meet Min-ju Kim, winner of Netflix's «Next in Fashion» & designer of BTS' world tour outfits. (дата обращения: 10.03.2023).
  13. Minju Kim: winner of ‘Next in Fashion’ wows fashion world. (дата обращения: 10.03.2023).
  14. Lai R. South Korean Designer Minju Kim Gets Candid About Her Firs. (дата обращения: 18.03.2023).
  15. Lentz Ch. Stylists reveal 7 pant trends that are in and 6 that are out this year. (дата обращения: 29.03.2023).
  16. MINJUKIM: официальный сайт. 2023. (дата обращения: 02.10.2022).
  17. Next In Fashion. EPISODE ONE. Exclusive Cut. (дата обращения: 17.03.2023).
  18. Oprah daily. (дата общения: 10.11.2022).
  19. PRESTIGE. (дата обращения: 10.11.2022).
  20. The Top Korean Fashion Brands you need to know this Year. (дата обращения: 17.03.2023).
  21. Shin M. Minju Kim unabashedly continues to turn heads. (дата обращения: 11.03.2023).
  22. Still watching Netflix (канал) Next In Fashion: Every Winning Look. (дата обращения: 17.03.2023).
  23. «Next in Fashion» the story of winner Minju Kim. (дата обращения: 17.03.2023)
  24. 넷플릭스 패션 서바이벌 1등 민주킴 천원짜리 색종이로 옷을 만든다고?《티파니와 아침을》 EP.3 by 모비딕. (дата обращения: 10.03.2023). 

The use of elements of traditional Korean culture and hanbok in modern fashion on the example of the works of designer Kim Minju («MINJUKIM» brand)

Vishnyakova S.I.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research Supervisor:
Efimova Anna Ivanovna,
Associate Professor of the Department of Chinese Languages of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, PhD

Abstract. The article offers an analysis of the works of Korean clothing designer Minju Kim for elements of traditional hanbok. At the beginning of the article, the article offers a brief information about the designer herself and her view on comparing her clothes with the traditional hanbok. Next, the analysis considers the basic and some additional elements of the traditional women's hanbok compared with elements of Minju Kim's work. In addition, the article reveals the importance of studying hanbok in the context of linguacultural approach in language teaching. The analysis reveals that although the designer herself does not aim to create a modernized hanbok, such elements are present in her work.
Keywords: hanbok, Korean national dress, Korean culture, linguocultural approach, Minju Kim, Korean designer.

References:

  1. Dzharylgasinova R.Sh. Korean national clothing in the collections of MAE // Culture of the peoples of foreign Asia and Oceania: collection. Scientific Art. MAE staff vol. 25 / editorial board: L.P. Potapov, S.V. Ivanovna. Kislyakov, D.A. Olderogge; resp. ed. release of R.F. Its. Leningrad: Science, 1969.: 146-157.
  2. Lee Y.V. Hanbok - as a phenomenon of Korean culture // Korean studies in Russia: direction and development. 2022. №3.: 33-35.
  3. Struchkova M.R. Characteristics of the external image of a woman in Korean culture // Modern discourse analysis. 2018. №4(21).: 73-76.
  4. Tareva E.G. The system of culturally appropriate approaches to teaching a foreign language // Language and Culture: scientific journal on the theme: Linguistics and Literature Studies. Tomsk: Federal state budgetary educational institution of higher professional education «National Research Tomsk State University», 2017.: 302-320.
  5. Tegai M.V. Semantics of color and number in traditional Korean culture // Korean Studies of Kazakhstan. 2018. №7.: 189-192.
  6. Tsoi E.V. Traditional Korean costume of the 19th – 20th centuries // Russia and the Asia-Pacific region. 2001. №4.: 55-60.
  7. De Klerk A. Minju Kim's collaboration with & Other Stories is finally here. (date of the address: 14.03.2023).
  8. Friedman V. How wide can you go? (date of the address: 15.03.2023).
  9. Holzman S. The 6 Must-Have Denim Trends of 2022. (date of the address: 29.03.2023).
  10. Hur N. The Quiet Power of Minju Kim. (date of the address: 13.02.2023).
  11. H&M Design Award 2013: Winner Minju Kim. (date of the address: 08.11.2022).
  12. Meet Min-ju Kim, winner of Netflix's «Next in Fashion» & designer of BTS' world tour outfits. (date of the address: 10.03.2023).
  13. Minju Kim: winner of ‘Next in Fashion’ wows fashion world. (date of the address: 10.03.2023).
  14. Lai R. South Korean Designer Minju Kim Gets Candid About Her Firs. (date of the address: 18.03.2023).
  15. Lentz Ch. Stylists reveal 7 pant trends that are in and 6 that are out this year. (date of the address: 29.03.2023).
  16. MINJUKIM: Official Website. 2023. (date of the address: 02.10.2022).
  17. Next In Fashion. EPISODE ONE. Exclusive Cut. (date of the address: 17.03.2023).
  18. Oprah daily. (date of the address: 10.11.2022).
  19. PRESTIGE. (date of the address: 10.11.2022).
  20. The Top Korean Fashion Brands you need to know this Year. (date of the address: 17.03.2023).
  21. Shin M. Minju Kim unabashedly continues to turn heads. (date of the address: 11.03.2023).
  22. Still watching Netflix (канал) Next In Fashion: Every Winning Look. (date of the address: 17.03.2023).
  23. «Next in Fashion» the story of winner Minju Kim. (date of the address: 17.03.2023)
  24. I don't know. 'EP.3 by Moby Dick for Tiffany and Breakfast. (date of the address: 10.03.2023).