Аннотация. Государство стремится повышать уровень финансовой грамотности населения, особое внимание уделяя обучению школьников, вводя элементы финансовой грамотности в такие предметы, как математика, география, обществознание и пр. В успешном освоении финансовых компетенций учащимися важную роль играет мотивация, поэтому в процессе преподавания важно использовать интерактивные методы. В исследовании представлен прототип игры, разработанной авторами для ознакомления школьников с финансовой грамотностью. Данная игра как интерактивный инструментарий способствует приобретению умений и знаний у школьников в финансовой сфере, а также позволяет обезопасить детей от нерационального использования бюджета.

Ключевые слова: финансовая грамотность, игра, учащиеся, команда, развитие.

Общество – динамичная структура, именно поэтому предмет «Обществознание» являет собой многогранную область знания об обществе, в котором постоянно идут различные процессы. В связи с этим данный предмет очень часто представляет собой сложность для учащихся – многие из них не понимают сути предмета, другие теряются в экономических вопросах, хотя повышению финансовой грамотности населения уделяется много внимания со стороны государства [2], [4], [5]. Хотя обществознание является важным для изучения предметом для гражданина страны, так как приоткрывает завесу тайн таких сфер, как политика и экономика, дает понимание процессов в обществе с помощью социологии, защищает интересы человека с помощью права, для многих молодых людей большое количество тем обществоведческого курса является либо далеким будущим, либо пока неактуальным знанием, отчего появляется чувство ненужности предмета. Но нам кажется важным формирование у учащихся таких понятий как инфляция, государство, фирма, общество и т.д. При этом их формирование у школьников являет собой достаточно серьёзную проблему, ведь все эти определения являются как важными, так и объёмными по количеству информации для понимания. В таком случае более эффективным будет обучение через работу в команде, либо через игровые методы. В нашей работе мы прибегнем ко второму способу – методу игры.

Современным подросткам тяжело усваивать информацию, которая дается в одном и том же формате, а учителям – все сложнее привлекать внимание учащихся при освоении усложнившихся предметов. Поэтому в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в качестве основного был предложен системно-деятельностный подход для организации процесса обучения. Игра в таком контексте имеет очень много преимуществ – это работа в команде/группе, что соответствует психологическим запросам подростков, постоянная смена деятельности благодаря игровым элементам/артефактам (карточкам, фишкам, монеткам), знаниевый компонент, вложенный в игру, может  усваиваться с помощью игровой механики, игра повышает и мотивацию обучающихся [1], [3]. Педагогу в данном случае не стоит «открывать Америку» или изобретать велосипед, он может взять любую знакомую ему игру и переделать ее под свои нужды. Здесь есть преимущества и для учителя, так как он усиливает качество знаний по той или иной теме, а также проявляет креатив и творчество, хоть и тратит на это драгоценное время.

Мы хотим представить игру, созданную по способу выше, по теме «Инфляция». В нее можно играть на уроках по обществознанию и/или экономики при изучении блока Экономика, тем «Инфляция», «Мировое хозяйство», «Роль государства в экономике». Цель игры – познакомить учащихся с понятием «инфляция» и разобраться в ее аспектах.

Задачи предложенной игры, следующие:

  • сформировать понимание причин инфляции;
  • сформулировать понятие антиинфляционных мер и их характеристики;
  • определить виды инфляции и их различия.

Целевая аудитория – дети от 12 лет, жанр игры – карточная. Для игры класс делится на команды по 5 человек максимум. Само содержание игры определяет учитель – он может выбрать из двух вариантов. Первый вариант игры содержит положительный мотив – каждый играющий представляет себя в роли лидера, которому предстоит бороться с заговорщиками, желающими испортить экономическое положение в стране, соответственно, его цель – восстановление экономики страны. Второй вариант игры включает в себя отрицательный мотив – играющие стремятся в команде разрушить экономику страны, и каждый из них хочет стать самым опасным – поспособствовать тому, чтобы инфляция стала огромной.

Для игры должны быть подготовлены специальные карты. Первый блок карточек – это карточки, включающие антиинфляционные меры (12 штук), из которых:

  • 4 карточки содержат снижение ключевой ставки ЦБ (каждая дает 5 очков);
  • 4 карточки включают повышение ключевой ставки Банка России (каждая оценивается в 10 очков);
  • 4 карточки представляют меры бюджетно-налогового регулирования (одна из которых «стоит» 20 очков, остальные – по 15 очков каждая).

Второй блок карточек связан с инфляцией и включает 8 позиций – по одной карточке на каждый вид инфляции:

  • нормальной,
  • умеренной (ползучей),
  • галопирующей,
  • гиперинфляции,
  • открытой,
  • закрытой,
  • инфляции спроса,
  • инфляции предложения.

Третий блок, так называемые «Межгосударственные пакости», содержит 4 карточки, из которых:

  • две посвящены вызову природных катастроф,
  • две – выпуску вируса на территорию страны.

Дополнительно для игры требуются еще пять блоков карточек:

  • «Эффективная внешняя политика» - 3 штуки,
  • «Санкционные меры» - 4 карточки,
  • «Эффективная внутренняя политика» - 3 единицы,
  • «Вызов» - 5 штук,
  • карты с цифрами от 1 до 10 (каждой по 4 штуки, итого – 40 штук).

Педагог перед игрой делит карты на 2 колоды: карточки с антиинфляционными мерами – это первая колода, все остальные– вторая. Карточки с антиинфляционными мерами кладутся рубашкой вверх на столе: они пока не нужны, ведь в стране, согласно игре, пока нет инфляции. Чтобы взять любую карточку из данной колоды нужно сначала получить карточку с каким-либо видом инфляции – только инфляция может вызвать антиинфляционную меру.

Победителем в игре признается тот, кто:
а) Собрал 4 антиинфляционные меры.
б) Набрал 40 очков, которые есть на картах антиинфляционных мер.

В ходе игры каждому игроку из второй колоды выдается по 5 карточек. В зависимости от типа выпавшей карточки игрок может совершать следующие действия:

  • с помощью карточек «Межгосударственные пакости» можно отнять антиинфляционную меру у соперника, при этом карточка «Эффективная внешняя политика» способна заблокировать «Межгосударственные пакости»;
  • карточка «Санкционные меры» способна нейтрализовать антиинфляционные меры; при этом, если у игрока нет на руках карты «Эффективная внутренняя политика», способной отбить санкции, то карта антиинфляционных мер возвращается обратно на середину стола рубашкой вверх;
  • карточка «Вызов» представляет собой какое-либо экономическое явление, которое может вызвать инфляцию, а игроку как главе страны нужно будет предпринять меры. Особенности данной карточки: если она кладется в сброс, то игрок должен взять первую карту из колоды, не зная ее тип. Если попалась карта с номером, то игрок показывает ее всем остальным, далее он считает игроков, начиная с себя, и тот, на ком остановилась цифра с карты, тот и получает карту антиинфляционной меры (любую); если же играющему попалась карта-действие, то он просто забирает ее себе;
  • карточки от 1 до 10 – это обычные карточки, от которых можно избавиться либо сбросом одной карточки, либо ее сбросом и сбросом карточки, сумма которых равняется числу на первой карточке (например, 10 = 8+2), либо одинаковыми по цифре карточками (8 и 8).

После получения на руки первых пяти карточек игроки начинают игру следующим образом:

  • если у них на руках окажется карточка из блока «Инфляция», то он ее сбрасывает и взамен получает карточку с антиинфляционной мерой, на которой написаны очки, если попадается две карточки с инфляцией, то их можно заменить на 2 антиинфляционные меры и т.п.;
  • если у игроков есть карточки с цифрами, то они могут их сбросить по вышеприведенным правилам.

Цель каждого игрока – получить либо 4 карточки с антиинфляционными мерами или получить 40 очков (посчитать очки можно сложив цифры на картах антиинфляционных мер).

Но у антиинфляционных мер есть некоторые условия: инфляцию предложения не может нейтрализовать мера бюджетно-налогового регулирования (если такое произошло, то игрок просто кладет антиинфляционную меру обратно, инфляцию отправляете в сброс, игра продолжается).

Так можно обозначить правила игры. Важно отметить, что формат игры тоже определяется учителем самостоятельно: можно разделить класс на команды по 5 человек и в каждой команде они будут играть друг с другом (колода рассчитана максимум на 5 игроков) или можно разделить класс на 5 команд, играть по командам, принимая 1 команду за одного игрока. Этим можно добиться коллективного принятий решений, объяснения материала тем учащимся, кто не понял смысл хода, учащимися, которые более подкованы в теме.

Данная игра может стать хорошим инструментом для запоминания различных классификаций по теме Инфляция. Стоит еще раз упомянуть, что механика игры является универсальной. Это означает, что ее можно применять для изучения различных тем, таких как: «познание», «искусство», «налоги и налоговая политика государства», «спрос и предложение».

Приведем ниже примеры использования данной механики в комбинации с разными темами.

Тема «Спрос и предложение»

В данном случае перевернутыми карточками (теми, которые надо открыть) будет являться спрос, спрос открывается с помощью карточек факторов спроса.

Карточки факторов предложения будут карточками пакостями, а карточками, которые их отбивают, будут являться, например, карточки государственного регулирования.

Тема «Государственный бюджет»

Здесь мы можем пойти двумя путями: карточкой-вызовом будет дефицит бюджета, а регулировать мы его будем с помощью закрытых карточек «Источники покрытия бюджетного дефицита»; или карточкой вызовом будет карточка «Причины возникновения внутреннего государственного долга», а закрытыми будут карточки с классификацией государственного долга. Мы можем на государственный долг влиять с помощью меры по управлению государственным долгом.

Мы можем придумывать разные комбинации. Всё зависит от знаний учителя, обучающихся, но «костяк» данной игры можно использовать по своему усмотрению.

Таким образом, данная игра является не только хорошим источником экономических знаний, но и формирует понимание учащимися экономических процессов в стране и мире, а также понимание бюджетной и налоговой политики государства. Она учит понимать и обосновывать процессы, происходящие в стране, делать выводы.

Литература:

  1. Держай Г.Ю., Пазенко Е.А. Деловая игра как метод активного обучения на уроках обществознания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. С. 75-78.
  2. Формирование новых компетенций для общественного сектора цифровой экономики: монография / В.В. Строев, М.Л. Левицкий, О.А. Ломовцева [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2021. 180 с.
  3. Миронова К.Г., Орлова А.О., Шинкарёва О.В. Сочетание онлайн-технологий и геймификации при обучении школьников финансовой грамотности // Экономическое развитие России: точка баланса в мировой экосистеме и инфраструктура будущего: материалы Международной научно-практической конференции / под редакцией профессора И.В. Шевченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кубанский государственный университет. Краснодар: 2022. С. 217-222.
  4. Рутковская Е.Л., Половникова А.В. О работе педагогов с материалами Банка заданий по финансовой грамотности: анализ опыта использования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, №S1(90). С. 146-168.
  5. Шинкарева О.В., Куломзина Е.Ю. Развитие налоговой грамотности у студентов на основе их привлечения к научно-исследовательской работе // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Москва, 18-19 июня 2020 года / Составитель Н.И. Шевченко. ООО «А-Приор», 2020. С. 324-328.

The game as a tool for involving students in the process of teaching financial literacy

Smolyanova V.S.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Аnnotation. The state strives to increase the level of financial literacy of the population, paying special attention to the education of schoolchildren, introducing elements of financial literacy in subjects such as mathematics, geography, social studies, etc. Motivation plays an important role in the successful development of financial competencies by students, so it is important to use interactive methods in the teaching process. The study presents a prototype of a game developed by the authors to familiarize schoolchildren with financial literacy. This game, as an interactive tool, contributes to the acquisition of skills and knowledge from schoolchildren in the financial sphere, and also allows them to protect children from irrational use of the budget.
Keywords: financial literacy, game, students, team, development.

Literature:

  1. Derzhay G.Yu., Pazenko E.A. Business game as a method of active learning in social studies lessons // Problems of modern pedagogical education. 2020. №69-4. Page: 75-78.
  2. Formation of new competencies for the public sector of the digital economy: monograph / V.V. Stroev, M.L. Levitsky, O.A. Lomovtseva [et al.]. Moscow: Moscow City University, 2021. 180 pages.
  3. Mironova K.G., Orlova A.O., Shinkareva O.V. Combination of online technologies and gamification in teaching financial literacy to schoolchildren // Economic development of Russia: the point of balance in the global ecosystem and the infrastructure of the future: materials of the International Scientific and Practical Conference / edited by Professor I.V. Shevchenko; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Kuban State University. Krasnodar: 2022. Page: 217-222.
  4. Rutkovskaya E.L., Polovnikova A.V. About the work of teachers with the materials of the Bank of tasks on financial literacy: analysis of the experience of using // Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, №S1(90). Page: 146-168.
  5. Shinkareva O.V., Kulomzina E.Yu. Development of tax literacy among students on the basis of their involvement in research work // Continuing education in the context of the idea of the Future: new literacy: A collection of scientific articles based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow, June 18-19, 2020 / Compiled by N.I. Shevchenko. Moscow: A-Prior Limited Liability Company, 2020. Page: 324-328.