Аннотация: Статья посвящения рассмотрению и изучению компетенций будущего педагога-музыканта в условиях обучения по программам педагогического образования в высших учебных заведениях. Рассматриваются исполнительские компетенции, которые являются частью профессиональных компетенций педагога-музыканта. На основе этого в исполнительских компетенциях выделяются техническое мастерство и художественно-выразительное мастерство, а также выделяется артистизм будущего педагога и исполнителя.

Ключевые слова: исполнительские компетенции, компетентность, артистизм, музыкальное образование, исполнительство, исполнительская деятельность, педагогическая деятельность, педагог-музыкант, публичные выступления.

В современном мире образование в области музыкального искусства подчинено современным стандартам, которые диктуют мобильность будущего музыканта к различным изменениям, его творческую ориентацию и эффективного решения профессиональных задач. Аспекты деятельности педагога-музыканта включают в себя в первую очередь педагогическую и исполнительскую деятельность, а также организационные функции. В соответствии с современными тенденциями образование направленно на компетентностный подход, что определяет характер подготовки обучающихся. Музыкальное образование связанно с художественно-творческим процессом профессиональной подготовки, которая определяет развитие художественно-образного мышления и творческого потенциала. Как в педагогической, так и в исполнительской деятельности музыканту необходимо постоянно развивать и улучшать все профессионально значимые качества и умения.

Постоянное развитие качеств и умений будущего педагога-музыканта является одним из главных условий формирования компетентности музыканта как исполнителя, так и педагога. Применение компетентностного подхода позволяет подготовить не только профессионала и специалиста, но и личность в целом. Данный подход позволяет расширить кругозор и уделить внимание не только выбранной отрасли, но и междисциплинарным особенностям подготовки. Компетенция – это совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения по направлениям, а также способность к выполнению на основе приобретенных знаний, навыков, умений какой-либо деятельности. Также существует такое понятие как компетентность, которое в отличие от компетенции означает свойства, качества личности, которые определяют способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Компетентность можно трактовать как профессионала своего дела, который является виртуозом в профессиональной деятельности.

При рассмотрении компетенций высшего образования универсальными компетенциями, установленные для программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) являются следующими:

  1. Системное и критическое мышление;
  2. Разработка и реализация проектов;
  3. Командная работа и лидерство;
  4. Коммуникация;
  5. Межкультурное взаимодействие;
  6. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);
  7. Безопасность жизнедеятельности [7].

Данные компетенции являются общими для всех областей программ, которые обязаны реализовать в процессе подготовки студентов бакалавриата.

Для реализации в области педагогического образования ФГОС диктует следующие компетенции:

  1. Правовые и этические основы профессиональной деятельности;
  2. Разработка основных и дополнительных образовательных программ;
  3. Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся;
  4. Построение воспитывающей образовательной среды;
  5. Контроль и оценка формирования результатов образования;
  6. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности;
  7. Взаимодействие с участниками образовательных отношений;
  8. Научные основы педагогической деятельности [7].

Однако у студента-музыканта педагогического направления должны формироваться не только универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые установлены ФГОС, но и также необходимость в формировании исполнительских и профессионально-педагогических компетенций, которые составляют основу музыкальной деятельности педагога. Это позволяет расширить рамки обучения студентов-музыкантов, которые будут уделять свое внимание не только на музыкальные и педагогические составляющие компетенции, но и на организаторские, психологические, аналитические и коммуникационные компетенции. Они позволяют сформировать сильную и волевую личность готовую к деятельности в своем направлении, также позволяют шире взглянуть на свою профессию и подойти к ней с другой стороны.

Под исполнительскими компетенциями по определению Ю.В. Диденко можно понимать следующее: «комплекс необходимых исполнительских, психологических и личностных качеств музыканта, позволяющих создавать высокохудожественные интерпретации музыкальных произведений на основе осознанного и более глубоко к исполнительскому процессу» [4]. Исполнительскую деятельность можно рассматривать как фундамент, которая является частью профессионально-педагогической компетентности. Это проявляется следующим образом: живое исполнение, взаимодействие с обучающимися, а также собственные возможности будущего педагога. В данном случае исполнительскую компетентность определяют следующие параметры:

  1. Нотная грамотность;
  2. Особенности интерпретации;
  3. Знание технических принципов и приемов;
  4. Принципы самостоятельной работы;
  5. Музыкально-теоретические знания.

Теоретические знания, которыми должен обладать педагог-музыкант, в целом состоят из знаний по теории, истории и эстетики музыкального искусства, а также знаниями профессионально-педагогическими. Рассматривая профессиональные знания педагога-музыканта с практической стороны – это умение исполнять произведения различных стилей и формы, раскрывать их точный художественный замысел, владение навыками самостоятельной работы и чтения с листа. Также отдельно можно выделить знание различного репертуара, который будет составлять базу, как и для самого педагога для исполнения и музицирования, так и для будущих его учеников. Важной деталью в процессе формирования компетентности педагогов-музыкантов выступает постоянное, непрерывное и систематизированное развитие и улучшение профессиональных способностей.

При формировании исполнительских компетенций идет выражение не только высокого уровня способностей, но и личное отношение студента, который способен к эмоционально-ценностному восприятию, интерпретации художественных музыкальных произведений. В своей статье Д.В. Царев отмечает, что: «Если исполнительские компетенции приобретают для студента-музыканта личностный смысл, то они, как правило, проявляются в творческой активности самого студента, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов исполнительской деятельности, когда студент с удовольствием работает над музыкальными сочинениями разных стилей и жанров, активно приобретает дополнительные сведения за пределами необходимого учебного материала» [8, С. 179]. При формировании исполнительских компетенций требуется, чтобы сам студент понимал важность исполнительской деятельности, мог выразить свои ценности и идеалы через призму собственных убеждений и полученных знаний.

Можно сформировать следующие критерии, которые позволяют в полной мере понять исполнительские компетенции: уровень музыкальных знаний, технические способности, психологическая подготовка.

Уровень музыкальных знаний показывает на сколько будущий педагог-музыкант разбирается в стилях, жанрах и особенностях произведений, определяется способность к анализу музыкального произведения. Также определяется умение применять исполнительские навыки при изучении произведения, сохраняя достоверную интерпретацию в историческом и стилистическом плане. Здесь проявляются знания истории, искусства и теоретические музыкальные знания, которыми являются сольфеджио, гармония, музыкальная литература. Также это могут быть специфические музыкальные знания в зависимости от направления подготовки музыканта. Например, дирижерско-хоровое обучение предполагает знания по хороведению, чтению хоровых партитур и дирижерский жест, а также базовые знания по анатомии, которые связанны со структурой голоса и дыхания человека.

Сформированность технических способностей определяется такими показателями как уровень владения мелкой и крупной техникой для передачи образа произведения. Также уровень владения динамическими, ритмическими, штриховыми нюансами произведения, способность точно, понятно и эргономично передать замысел произведения.

Психологическая подготовка будущего педагога-музыканта выявляется посредством выхода на сцену. Студенту следует адаптироваться в исполнительской деятельности психологически. Это умение держать себя в руках, контролировать свои игровые действия, корректировать свое исполнение в процессе. Также контролировать своё психоэмоциональное состояние во время исполнения, готовность к саморефлексии до и после выступления. В первую очередь будет выступать контроль собственных эмоций и состояния. Для музыкального исполнения – это слуховой контроль, где нужно ощущать время и протяжность звучания, силу звучания и акустику, отражаемость помещения. Со стороны педагогической направленности – это правильно подготовить выступающего. Требуется заранее подготовить программу, а также дать правильную установку выступающему, так как исполнение имеет многозадачность и выносливость.

Основная суть исполнительских компетенций сводится к умению донести до слушателей интерпретацию произведения, вызвать определенные эмоции. Исполнительство можно поделить на две составляющие: техническое мастерство и художественно-творческое мастерство. Если в техническую составляющую можно отнести теоретические и практические знания, то в художественно-творческую – свобода исполнительства, артистичность, креативность, воображение и фантазия. Данные параметры являются уже внутренним составляющим исполнителя, которые формируются в процессе обучения и выступлений. Умение музыканта погружаться в музыку, полностью её осознавать и понимать является неотъемлемой частью артистизма. Именно в исполнительской деятельности в первую очередь нужно уметь ярко и выразительно исполнять, воздействуя на слушателя с помощью артистизма. Для достижения своих целей будущий педагог-музыкант должен овладеть артистизмом, который проявляется не только в исполнительстве, но также и в педагогической деятельности.

В процессе обучения студенту-музыканту очень важно выходить на сцену как можно чаще, накапливая опыт исполнительства, который в дальнейшем формирует ценностные, волевые и духовные качества самой личности студента-музыканта. В результате освоения артистизма позволяет легче проходить путь изучения произведений от слухового образа, через осмысление и до технической составляющей. Э.Ш. Абдувелиева и Э.Н. Сеит-Абдулов в своей статье артистизм определяют, как: «художественно-творческой составляющей исполнительской культуры музыканта и подразумевает не только технически совершенное, но и эмоционально наполненное, убедительное, яркое исполнительское воплощение музыкального произведения» [2, с. 30]. Стоит отметить, что публичные выступления и работа с другими людьми требует особой эмоциональной подготовки, уверенности и опыта.

При работе над артистизмом должны сформироваться свободная игра, внимательность и концентрация. Для достижения вдохновения и комфорта следует добиваться не только психологической свободы, но и технической и духовной свободы. Это влияет на исполнительские качества учащегося в процессе публичных выступлений, так как в момент игры студент должен сохранять ощущение удобства движений, отсутствие неинтересных мест, отсутствие напряжения во время игры, проводить слуховой анализ во время исполнения, саморефлексировать. При хорошо сформированных исполнительских компетенциях студент-музыкант может потерять часть данных компетенций, так как волнение зажимает физиологический аппарат и эмоциональное состояние. В педагогической сфере при проведении занятий будущий педагог-музыкант также должен владеть педагогическим артистизмом, что позволяет снизить волнение и убрать физические и психологические зажимы. Вследствие овладения артистизмом улучшается возможность применения исполнительских компетенций в процессе выступления и проведения уроков.

Формирование исполнительских компетенций является неотъемлемой частью будущего педагога-музыканта, который в последствии должен не только выходить на сцену, но и коммуницировать со своими учениками. В процессе обучения студента должны формироваться не только практические и теоретические особенности исполнительства, но и творческие и личностные качества будущего педагога-студента, которые подкреплены устойчивой мотивацией. Исполнительская компетентность выражается в психологической, теоретической и практической готовности к успешной исполнительской деятельности и должны находиться в единстве.

Литература:

  1. Абдувелиева Э.Ш., Сеит-Абдулов Э.Н. Артистизм как составляющая исполнительской культуры музыканта // Культурная жизнь Юга России. 2020. №1(76). С. 28-32.
  2. Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе // История и педагогика естествознания. 2019. №3. С. 14-17.
  3. Афанасьев В.В. Развитие творческого потенциала будущего педагога-музыканта в социокультурной среде вуза / В.В. Афанасьев, О.В. Грибкова, И.В. Кудринская, И.Д. Левина, С.М. Низамутдинова, Д.А. Потапов, Л.И. Уколова. М.: ИП Потапов Дмитрий Александрович, 2022. 196 с.
  4. Диденко Ю.В. Организация процесса формирования исполнительских компетенций у студентов-пианистов вуза // Антропологическая дидактика и воспитание. 2023. Т. 6, №5. С. 150-160.
  5. Лашкул М.А. Исполнительская компетентность педагога-музыканта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №10. С. 243-249.
  6. Непрелюк Л.Б. Психологические аспекты подготовки музыканта к публичному выступлению // Наука, образование и культура. 2018. №6(30) С. 42-47.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 №121 (ред. От 08.02.2021). (дата обращения 01.11.2023)
  8. Царев Д.В. Исполнительская компетентность в процессе системного развития индивидуально-творческих способностей современного музыканта // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №15. С. 176-180.

Artistry of a teacher-musician as part of performing competencies

Besedina O.P.,
postgraduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Afanasyev Vladimir Vasilievich,
Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article is devoted to the consideration and study of the competencies of a future teacher-musician in the conditions of teaching under the programs of pedagogical education in higher educational institutions. Performing competencies are considered, which are part of the professional competencies of a teacher-musician. Based on this, technical skills and artistic and expressive skills are distinguished in performing competencies and the artistry of the future teacher and performer is highlighted.
Keywords: performing competencies, competence, artistry, musical education, performance, performing activities, teaching activities, teacher-musician, public performances.

Literature:

  1. Abduvelieva E.Sh., Seit-Abdulov E.N. Artistry as a component of the musician's performing culture // Cultural life of the South of Russia. 2020. №1(76). Page: 28-32.
  2. Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G., Dvoinina G.B. Formation of musical and performing competence of future music teachers at the university // History and pedagogy of natural sciences. 2019. №3. Page: 14-17.
  3. Afanasyev V.V. Development of the creative potential of the future teacher-musician in the socio-cultural environment of the university / V.V. Afanasyev, O.V. Gribkova, I.V. Kudrinskaya, I.D. Levina, S.M. Nizamutdinova, D.A. Potapov, L.I. Ukolova. Moscow: IP Potapov Dmitry Alexandrovich, 2022. 196 pages.
  4. Didenko Yu.V. Organization of the process of formation of performing competencies among piano students of the university // Anthropological didactics and education. 2023. Vol. 6, №5. Page: 150-160.
  5. Lashkul M.A. Performing competence of a teacher-musician // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2008. №10. Page: 243-249.
  6. Neplyuk L.B. Psychological aspects of preparing a musician for public performance // Science, education and culture. 2018. №6(30). Page: 42-47.
  7. Federal State Educational Standard 44.03.01 Pedagogical education. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 22.02.2018, №121 (ed. Dated 08.02.2021). (date of the address: 01.11.2023)
  8. Tsarev D.V. Performing competence in the process of systemic development of individual creative abilities of a modern musician // Problems and prospects of education development in Russia. 2012. №15. Page: 176-180.