Аннотация. Вузы сегодня активно разрабатывают и предпринимают попытки реализации различных образовательных и научных проектов. Однако редко применяют инструменты анализа финансовых рисков на этапе планирования образовательных и научных проектов, что часто приводит к невозможности реализовать эти планы в жизнь. В статье на примере проекта научного журнала Вуза (Театрального института имени Бориса Щукина) рассматриваются индикаторы и процедура финансового анализа плана проекта научного журнала «Театральное образование» как условие его практической реализации.

Ключевые слова: финансовый анализ, финансовые риски, бюджетирование, некоммерческий проект, планирование проекта, анализ финансового состояния учреждения, прогнозирование денежных потоков.

Одним из условий успешной реализации образовательного и научного некоммерческого проекта является своевременный анализ рисков, в том числе и финансовых. Однако на этапе планирования проекта проектные менеджеры редко анализируют финансовые риски, не проводят финансовый анализ процесса исполнения проекта, что может привести в дальнейшем к невозможности его реализации на практике.

Отметим, что в большинстве случаев методики инструменты финансового анализа проекта в различных источниках сводятся к анализу прибыльности инвестиций [1], [4], [5]. Однако поскольку образовательные и научные проекты носят некоммерческий характер, анализ прибыльности инвестиций рассматривать в качестве цели финансового анализа и анализа финансовых рисков проекта не представляется целесообразным.

В ходе работы над исследованием в рамках магистерской диссертации «Финансовый анализ/риски проекта научного журнала» Е.И. Данякиной в магистратуре «Бизнес-педагогика» МГПУ был проведен анализ и оценка финансовых рисков некоммерческого проекта Вуза на примере плана проекта научного журнала «Театральное образование» (Театрального института имени Бориса Щукина). Полученные результаты проведенного исследования представлены в этой статье.

Необходимо подчеркнуть, что любой проект в ходе реализации сталкивается с различными рисками. Анализ рисков и поиск вариантов их нейтрализации – один из элементов анализа процесса планирования проекта. Риск определяется как вероятность наступления события, которое окажет неблагоприятное воздействие на достижение целей [7].

Риски делятся на следующие типы:

  1. Неконтролируемые риски – те, на которые хозяйствующий субъект повлиять не может: стихийные бедствия, изменения экономической и политической обстановки в стране и пр. Такие риски практически невозможно оценить и каким-то образом повлиять на них.
  2. Контролируемые риски – те, которые поддаются анализу, измерению, возможности снизить их влияние на деятельность субъекта.

Финансовые риски относятся к наиболее значимым с точки зрения реализации проекта. Основными областями рассмотрения возможных финансовых рисков проекта являются: финансирование, бухгалтерский учет, бюджетирование, денежные потоки. Основой для анализа рисков проекта является финансовый анализ проекта. Финансовый анализ проекта – это расчет основных показателей реализации проекта: потребность в финансировании; срок окупаемости; ожидаемый доход от проекта.

Правовые основы проведения финансового анализа проекта содержатся в нормативных документах, регулирующих создание и функционирование организации, реализующей проект. Так, например, в проекте научного журнала, издаваемого образовательным учреждением, финансовый анализ будет осуществляться на базе Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», инструкций и методических рекомендаций Министерства финансов РФ и органов исполнительной власти по бухгалтерскому учету и отчетности бюджетных учреждений, иных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений [2], [8].

Существуют различные подходы к процедуре финансового анализа проекта. В своей работе мы опирались на два основных компонента финансового анализа некоммерческого проекта [4]:

  1. Анализ финансового состояния организации в течение предыдущих лет работы на основе отчетной документации.
  2. Прогноз денежных потоков в процессе реализации видов работ проекта.

Индикаторами анализа финансового состояния организации в течение предыдущих лет работы на основе отчетной финансовой документации стали: зависимость от бюджета, возможность вести внебюджетную деятельность, контроль Федерального казначейства за поступлением и расходованием средств, само расходование средств (бюджетных и внебюджетных) в рамках бюджетной классификации, что отрицательно сказывается на гибкости экономического управления. Проведенный анализ финансового состояния Театрального института имени Бориса Щукина на основе отчетной документации показал следующие тенденции:

  1. Зависимость от бюджета. Сокращение поступлений в бюджет может привести к уменьшению объемов финансирования образовательного учреждения, что является финансовым риском.
  2. Бюджетное учреждение может вести деятельность коммерческого характера, т.е. получать внебюджетные средства, финансовые риски в этом случае будут касаться возможного неравномерного поступления указанных средств, а также рисков направления их использования в качестве дополнительных источников финансирования своей основной деятельности.
  3. Финансовые расходы Театрального института имени Бориса Щукина постоянно контролируются органами финансово-бюджетного надзора на предмет соблюдения целевого характера расходов. Учреждение не имеет возможности распоряжаться полученными бюджетными средствами, более того, расход средств от коммерческой деятельности также под контролем. Учреждение не имеет расчетного счета в банке, есть только лицевой счет в Федеральном казначействе РФ с осуществлением процедур санкционирования расходов. Учреждение не имеет права взять в банке кредит – все это ограничивает финансовую деятельность учреждения, мобильность в принятии финансовых решений и может быть отнесено к финансовым рискам.
  4. Главным распорядителем средств выступает Федеральное казначейство РФ, именно с его лицевого счета в банке и осуществляется финансирование бюджетных учреждений.
  5. Все средства учреждения (как полученные из бюджета, так и заработанные) расходуются строго в рамках бюджетной классификации, что в целом отрицательно сказывается на гибкости экономического управления и может быть рассмотрено как финансовые риски несмотря на то, что при наличии утвержденных расходных статей проекта в смете, учреждение имеет право увеличивать или уменьшать объем затрат в рамках установленного на проект бюджета.

Таким образом, анализ показал, что сами финансовые условия реализации деятельности Театрального Института в целом, и проекта научного журнала (в качестве его подразделения) в частности, сопряжены со значительными временными ограничениями, вызванными многоступенчатыми процедурами финансирования бюджетного учреждения, требующими различных согласований финансовых вопросов внутри организации и за ее пределами, можно рассматривать как финансовые риски несвоевременного поступления платежей, отказа в платежах партнерам и контрагентам, что поставило под угрозу  реализацию проекта на практике.

Например, уже в процессе реализации проекта возникла ситуация с оплатой регистрации пошлины в Роскомнадзоре (1600 руб.), поскольку этот вид расходов не был включен в смету/бюджет проекта, что привело к риску невозможности регистрации создаваемого научного журнала в качестве средства массовой информации.

Прогноз денежных потоков в процессе реализации видов работ проекта базировался на предположении о пятилетнем финансировании «Приоритет 2030» [6].

Учитывая, что проект научного журнала «Театральное образование» является подразделением образовательного учреждения и основой его существования планируется целевое бюджетное финансирование (средства гранта «Приоритет 2030»), основные финансовые риски связаны с расходованием бюджетных денежных средств: с одной стороны – конкретизация расходов, расходование денежных средств в строгом соответствии со сметой, с другой стороны – определение возможностей внебюджетного финансирования дополнительно к гранту «Приоритет 2030» и в условиях отсутствия продолжения финансирования.

Поскольку первоначально в программе гранта «Приоритет 2030» не было предусмотрено конкретных расходов для реализации проекта научного журнала как инструмента развития научной инфраструктуры Вуза, в процессе планирования и реализации потребовалось внесение изменений в сметные значения в троекратном размере и перераспределение доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации. Причем, внесение изменений в сметные значения потребовало несколько месяцев на согласования, что приостановило планирование проекта на полгода, а сам запуск проекта в 2022 г. был приостановлен на неопределенный срок.

В свою очередь, возможности внебюджетного финансирования проекта в качестве дополнительного к гранту «Приоритет 2030» (в течение пяти лет) или в качестве основного по окончании финансирования гранта «Приоритет 2030» рассматривались разработчиками проекта по двум сценариям.

Первый предполагал включение расходов на финансирование проекта научного журнала «Театральное образование» в задачи учредителя Театрального института имени Бориса Щукина, Министерства Культуры РФ. Этот сценарий выглядел вполне реалистично, но требовал значительных временных затрат на согласование дополнительного государственного финансирования для функционирования научного журнала, а также рисков возникновения внебюджетных расходов на обеспечение проекта.

В качестве второго варианта рассматривались поиск и привлечение спонсоров, а также доходы от платных публикаций для авторов. Однако, сравнительный анализ предполагаемых расходов и доходов от внебюджетной деятельности показал, что возможное соотношений планируемых доходов и ожидаемых расходов 1:3, что не может обеспечить реализацию проекта в пятилетней перспективе.

Таким образом, проведенный финансовый анализ проекта научного журнала «Театральное образование» в качестве структурного подразделения Театрального института имени Бориса Щукина выявил существенные финансовые риски, как в области финансового состояния самой организации в течение предыдущих лет работы, так и в области прогнозирования вероятных денежных потоков в процессе запуска и реализации проекта. Более того, как показала практика, именно финансирование и финансовая неграмотность организаторов проекта во многом послужили основным тормозом в его реализации.

Повышение финансовой грамотности разработчиков и менеджеров инфраструктурных проектов Вузов, а также проведение финансового анализа и экспертизы возможностей реализации некоммерческого проекта на стадии его планирования могло бы внести свой вклад в решение этой проблемы.

Литература:

  1. Букин Л.Л. Функциональная составляющая управления проектным инвестированием в системе высшей школы // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2009. №107. (дата обращения: 28.10.2023).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054721 (дата обращения: 28.10.2023).
  3. Весманов С.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Проектное управление в сфере образования // UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2018. С. 137-155.
  4. Весманов С.В. Управление проектами в сфере образования: учебник / С.В. Весманов, Д.С. Весманов. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. 204 с.
  5. Ломакина О.В. Управление рисками при реализации образовательного проекта // Высшее образование сегодня. 2018. №10. (дата обращения: 28.10.2023).
  6. Программа ФГБОУ «Театральный институт имени Бориса Щукина», заявка на участие в отборе образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». (дата обращения: 28.10.2023).
  7. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK). Шестое издание // Project Management Institute, Inc. 2017. 726 с.
  8. Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». (дата обращения: 28.10.2023).

Financial risks and financial analysis of a non-profit project plan (using the example of a university scientific journal project)

Danyakina E.I.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Jadko N.V.,
Professor, Department of Economics and Management, Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Аnnotation. Today, universities are actively developing and attempting to implement various educational and scientific projects. However, financial risk analysis tools are rarely used at the stage of planning educational and scientific projects, which often leads to the impossibility of implementing these plans. In the article, using the example of the project of the scientific journal of the University (Boris Shchukin Theater Institute), indicators and the procedure for financial analysis of the project plan of the scientific journal «Theatre Education» are considered as a condition for its practical implementation.
Keywords: financial analysis, financial risks, budgeting, non-commercial project, project planning, analysis of the financial condition of an institution, cash flow forecasting.

Literature:

  1. Bukin L.L. Functional component of project investment management in the higher school system // Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen. 2009. №107. (date of the address: 28.10.2023).
  2. Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 №145-FZ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054721 (date of the address: 28.10.2023).
  3. Vesmanov S.V., Vesmanov D.S., Akopyan G.A. Project management in the field of education // UniverCity: Cities and Universities. Moscow: 2018. Page: 137-155.
  4. Vesmanov S.V. Project management in the field of education: textbook / S.V. Vesmanov, D.S. Vesmanov. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2022. 204 pages.
  5. Lomakina O.V. Risk management during the implementation of an educational project // Higher education today. 2018. №10. (date of the address: 28.10.2023).
  6. Program of the Federal State Budgetary Educational Institution «Boris Shchukin Theater Institute», application for participation in the selection of educational organizations of higher education to provide support for development programs of educational organizations of higher education as part of the implementation of the strategic academic leadership program «Priority-2030». (date of the address: 28.10.2023).
  7. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide). Sixth Edition // Project Management Institute, Inc. 2017. 726 с.
  8. Federal Law of January 12, 1996 №7-FZ «On Non-Profit Organizations». (date of the address: 28.10.2023).