Аннотация. Статья посвящена исследованию семантических составляющих фитонима «роза» в различных культурных системах. Автор акцентирует внимание на многоплановости трактовок, но отмечает превалирование семантики красоты и божественности. Отмечается соотнесенность пушкинских концептов в поэтической системе образа розы с коннотациями русских розенкрейцеров.
Ключевые слова: роза, семантика, мифопоэтика, фитоним.
Рассматривая символику образа розы, следует отметить многоплановость его значений в культурных системах различных народов. Роза – собирательное название видов и сортов представителей рода «шиповник» (лат. Rósa) – не закрепила за собой какого-либо однозначного синкретического значения. Сохранились легенды и мифы, притчи и различные литературные заметки, позволяющие выводить умозаключения о тонких сокрытых подробностях, сообщаемых с помощью названия растения. Эти подробности можно трактовать, зная лишь истории, связанные с зарождением символики розы. Исследователи отмечают, что «многоплановость символических составляющих образа розы, очевидно, восходит к синкретическому сознанию, наделяющему розу значениями небесного совершенства и земной страсти, быстротечности времени и бесконечности вечности, жизни и смерти, мистического прозрения и рационального познания одновременно» [2, с. 93].
Мифопоэтика играет важную роль в исследовании художественных произведений, поскольку семантическая составляющая большинства концептуальных образов так или иначе соотносится с системой мифосинкретических значений. Например, Э.Ф. Шафранская концептуализирует мифопоэтический ракурс как один из историко-литературных способов анализа современного литературного процесса [14].
Согласно фактам, полученным в ходе исследования ряда ученых, прекрасное растение появилось порядком 35 миллионов лет назад на нашей планете [10]. Под руководством человека эта колючая, но культурная красавица выращивается более пяти тысяч лет. Розу воспевали и чтили со времен Адама, то есть с давних пор. Археологи представляли на всеобщее обозрение факты, свидетельствующие о существовании розы еще до нашей эры. К этим фактам относятся фрески на полуострове Крит с изображением колючего растения [10], обнаруженные цветочные венки, в частности из роз, в гробницах Египта, где также сохранились до момента раскопок серебряные монеты, чеканка которых относится к V веку до н.э. Следовательно, создание венков датируется примерно теми же веками.
Первым упоминанием розы в письменных памятниках культуры считают легенду о подношении Аллаха. Согласно одной персидской сказке («Подарок Аллаха») [11], у прекрасной дочери обедневшего купца, по милости Аллаха, к которому с просьбами о помощи взывал мужчина со своей женой, во время смеха падали распустившиеся розы. На основе этой и подобной ей легендам из века в век переходила вера в то, что родиной цветов шиповника все-таки является Персия, хотя, по мнению других источников, первенство в обладании розой отстаивают китайцы.
Но для каждой стороны Старого света есть, конечно же, своя версия появления розы и распространения ее популярности. Так, самыми старинными сведениями о розе в неких источниках информации предлагается считать древнеиндийские сказания о том, что цветок выращивался несколькими тысячелетиями ранее на землях Востока.
В Древней Греции роза была неотъемлемым атрибутом вступающей в брак девушки, поэтому невесту украшали цветком. Путь домой победителей в военных сражениях был устлан розами. Эти растения символизировали преклонение народа перед богами, поэтому высаживались целыми садами вокруг храмов. Помимо этого, в Греции при раскопках были обнаружены монеты с изображением роз.
Греческие письменные памятники культуры хранят легенду о создании Хлорис, богиней цветов в Древней Греции, колючей красавицы [13]. Как это происходило: однажды Хлорис обнаружила нимфу без чувств. Решив помочь ей прийти в себя, богиня обратилась к Афродите за привлекательностью, к грациям – за насыщенными и жизнерадостными цветами и оттенками, а к Дионису – за нектаром с дурманящим ароматом и создала несравненную царицу всех цветов – розу. Но помочь нимфе ей так и не удалось. Хотя есть отличные от этих сведения о появлении розы, якобы это гордое, но пленительное растение белого цвета восстало из брызг воды в момент рождения Афродиты [9]. Так, в греческой мифологии закрепилось ассоциативное значение розы с любовью, страстью, желанием и стало эмблемой самой богини. Позднее, в эпоху Ренессанса, роза стала напоминать о римской богине Венере благодаря ее красоте и аромату цветка, колючие отростки на стебле – раны, которые наносятся любовью.
Мифологическая культура Древнего Рим, казалось бы, не так сильно отличается от греческой, но роза использовалась по другому назначению. Такое украшение дома было доступно лишь богачам. Во время пиров обеспеченные люди могли позволить себе осыпать гостей дома розовыми лепестками, а головы посетителей облекали венками, сплетенными из этих прекрасных растений. Обеспеченные римляне принимали ванну с розовыми водами. Роза была сырьем для производства винных изделий, служила добавкой в кушанья, стала особым ингредиентом восточных сладостей. В дальнейшем розы начали выращивать и на других землях.
Восточная мифология тоже имеет в своем арсенале предания, связанные с розами. Так, индийская богиня процветания, изобилия, благополучия, а ко всему прочему, и олицетворение грации, очарования и неотразимости, по имени Лакшми, появилась на свет из распустившегося бутона розы [8], хотя, если смотреть на изображения матери Вселенной, то можно увидеть не розу, а лотос. Вероятнее всего, оригинальная легенда выросла именно вокруг такого растения как лотос, а замена его в неких источниках на розу объясняется тем, что лотос нередко именуется как водяная роза, но это не значит, что роза и лотос – синонимы.
По мнению индусов, спор о том, из какого цветка родилась самая красивая женщина, пока окончен быть не может, поскольку бытует одна легенда – ее мораль такова: однажды божества совершили спор, предметом которого был вопрос: какой же цветок лучше – роза или лотос? Победительницей была выявлена представительница рода Шиповника, а лотос отодвинут на периферию, поэтому в неких историях о рождении Лакшми лотос замещен розой, которая стала считаться символом божественной мистерии, закрытой под охраной острых шипов.
Нельзя с точностью утверждать, что какая-либо из этих двух гипотетических истин ведущая. Поэтому лучше не акцентировать внимание на «индийской» розе как элементе в общей картине мирового образа розы.
В библейской истории тоже есть фрагменты, отмечающие существование значимости розы в христианской религии. Так, есть легенда, утверждающая, что Ева, прогуливающаяся в Эдемском саду, одарила розу лаской своих губ, после чего цветок обагрился от удовольствия [6]. Роза, сама по себе, стала особо чтимым цветком в христианстве, приняв даже название «цветок Богородицы». Статуи и образа Божьей Матери увенчаны «розовыми» венками, причем все они, в зависимости от события, имели свой цвет. Так, желтым венком покрывали ей голову, желая передать величие чтимой религиозной фигуры, венком из белых роз украшали голову Богородицы для сообщения ее ликования, красным венком – чтобы изобразить переживаемые ею страдания. По поверьям, красная моховая красавица появилась после того, как кусты шиповника, вдоль которых Христос проходил с крестом на Голгофу, оросились кровью Божьего Сына. С тех пор ярко-красный, алый цвет розы служит напоминаем о пролитой Спасителем крови во имя искупления человеческих грехов.
У мусульман есть своя версия происхождения цветовых вариаций роз: белая роза – результат потоотделения Магомета во время его ночных шествий на небо, красная роза – следы пота спутника Магомета – архангела Гавриила, желтая роза – капли пота шедшего близ Магомета животного.
Кроме того, розой в виде гравировки отличалась эмблема на рыцарском щите. Дело в том, что когда-то благородные заступники за женщин, то есть рыцари, ставили розу и женщину, даму своего сердца, в один ряд по признаку великолепия и неприступности.
Позднее, в эпоху Ренессанса образ розы приобрел еще одно значение. Писатели эпохи Возрождения обращают внимание на колючие отростки на стебле и трактуют их как раны, которые наносятся любовью. Доказательством этому служит история о войне красной и белой роз [5].
О жизни розы в России стало известно лишь в XVII веке. Особо почитаемой постоялицей царского сада роза стала при Екатерине II. В подтверждение этому есть история о том, как императрица повелела охранять место посадки цветка в этом самом саду. Возможно, все эти легенды петербургских авторов и бытописателей, но есть подтверждение любви Екатерины II к розам: в Екатерининской арке в Царском Селе луг под названием Розовое поле, что еще при ее правлении, был засажен розовыми кустами [7].
Любовь Екатерины II перешла в духовную сферу. На окраине Павловска на берегу речки Тызьвы по ее велению был разбит парк Александровой дачи, сердцевиной которого был садовый павильон под названием «Храм Розы без Шипов» [1].
Образ розы – один из доминирующих цветочных образов в культуре. Так, Е.А. Круглова в работе «Символика розы в русской и немецкой поэзии конца XVIII – начала XX в.» акцентирует внимание на принадлежности розы к числу древнейших поэтических образов. История этого образа восходит к религии, античности, древности [4].
В русском поэтическом искусстве достаточно примеров использования образа розы. Существенное место образ розы занимает в творчестве А.С. Пушкина [3]. Аналитики обнаруживают, что «роза как символ смерти или забвения (жизни, чувств, страстей) часто используется Пушкиным в системе авторской мифосферы» [2, с. 98]. И кроме того, отмечают, что «знаковым представляется образ соотнесения креста и розы в стихотворениях Пушкина, который в начале ХХ века становится смыслообразующим в философии розенкрейцеров, для которых роза – это божественный свет мира, а крест – преходящий мир страдания и жертвы [2, с. 98].
Дж. Купер заметил, что роза – непростой символ из-за своей амбивалентности, поскольку заключает в себе ряд значений, трактуемых в зависимости от цвета бутона, места его роста и состояния. Современные исследователи отмечают, что фитоним «роза» может сочетать в себе такие символы: время и вечность, жизнь и смерть, совершенство небес и земную любовь, непорочность, девственность и плодородие [12].
Таким образом, несмотря на разность символических составляющих образа розы в различных культурах, самыми яркими и популярными становятся значения красоты и божественности.
Литература:
- Александрова дача. Храм Розы без шипов // Архитектурный сайт Санкт-Петербурга (дата обращения: 11.05.2023).
- Гарипова Г.Т., Шафранская Э.Ф. Сравнительное литературоведение. Современные тенденции русской литературной компаративистики. Владимир: Изд-во ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2022. 125 с.
- Егорова Е.Н. Флористическая символика в поэзии Пушкина // «Приют задумчивых дриад». Пушкинские усадьбы и парки. М.: Московская областная организация Союза писателей России: ДМУП «Информационный центр», 2006. 232 с.
- Круглова Е.А. Символика розы в русской и немецкой поэзии конца XVIII – начала XX в.: автореф. дис. … канд. филол. наук: 01.01. М.: 2003. 16 с.
- Николаев Н. История войны Алой и Белой розы // Дилетант (дата обращения: 11.05.2022).
- Петрова А. В Эдемском саду ЯС // Стихи.ру (дата обращения: 08.04.2022).
- Поздняков А. Часовой у розы // Санкт-Петербургские ведомости: 2014–2022. СПБ.: Издательский дом «С.-Петербургские ведомости» (дата обращения: 29.04.2022).
- Роза в Древней Греции // Мифы и легенды о цветах (дата обращения: 13.05.2022).
- Роза в мифологии // Ярмарка мастеров (дата обращения: 09.04.2022).
- Роза: история цветка // Vetkino.ru (дата обращения: 11.04.2022).
- Персидские сказки. Подарок Аллаха. М.: Седьмая книга, 2014. 380 c.
- Сергань Д.О. Особенности использования флористического образа в литературе // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 6. №1. С. 168-172.
- Цветущий Херсонес. Легенда о розе // Херсонес Таврический. Государственный историко-археологический музей-заповедник (дата обращения: 11.04.2022).
- Шафранская Э.Ф. Современная русская проза: Мифопоэтический ракурс. М.: Ленанд, 2015. 216 с.
The image of the rose in the cultures of different peoples
Zavyalova E.Y.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Garipova Gulchira Talgatovna,
Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Аnnotation. The article is devoted to the study of various semantic components of the phytonym «rose» in various cultural systems. The author focuses on the diversity of interpretations, but notes the prevalence of the semantics of beauty and divinity. The correlation of Pushkin's concepts in the poetic system of the image of a rose with the connotations of Russian Rosicrucians is noted.
Keywords: rose, semantics, versatility, mythopoetics, phytonym
Literature:
- Alexandrov Village House. Temple of the Rose without Thorns // Architectural site of St. Petersburg (date of the address: 05.11.2023).
- Garipova G.T., Shafranskaya E.F. Comparative literature. Modern trends in Russian literary comparative studies. Vladimir: Publishing House of the VlGU named after A.G. and N.G. Stoletov, 2022. 125 pages.
- Egorova E.N. Floral symbolism in Pushkin's poetry // «Shelter of thoughtful dryads». Pushkin estates and parks. Moscow: Moscow regional organization of the Union of Writers of Russia: DMUP «Information Center», 2006. 232 pages.
- Kruglova E.A. Rose Symbolism in Russian and German Poetry of the Late 18th – Early 20th Centuries: Abstract of the thesis. dis. … cand. philol. sciences: 10.01.01. Moscow, 16 pages.
- Nikolaev N. History of the War of the Scarlet and White Roses // Amateur (date of the address: 05.11.2022).
- Petrova A. In the Garden of Eden YAS // Poems.ru (date of the address: 04.08.2022).
- Pozdnyakov A. Sentinel at the Rose // St. Petersburg Vedomosti: 2014–2022. St. Petersburg: JSC Publishing House «S.-Petersburg Vedomosti» (date of the address: 04.29.2022).
- Rose in Ancient Greece // Myths and legends about flowers (date of access: 13.05.2022).
- Rose in mythology // Fair of Masters (date of the address: 04.09.2022).
- Rose flower history // Vetkino.ru (date of the address: 04.11.2022).
- Persian tales. Gift of Allah. Moscow: Seventh book, 2014. 380 pages.
- Sergan D.O. Peculiarities of using the floristic image in literature // International Journal of Social and Humanitarian Sciences. 2016. V. 6. №1. Page: 168-172.
- Blooming Chersonese. The legend of the rose // Tauric Chersonese. State Historical and Archaeological Museum-Reserve (date of the address: 04.11.2022).
- Shafranskaya E.F. Contemporary Russian Prose: A Mythopoetic Perspective. Moscow: Lenand, 2015. 216 pages.