Аннотация. В данной статье рассматриваются онлайн тренажеры как дополнительный инструмент формирования грамматических навыков на занятиях по РКИ. Кроме того, рассматриваются подходы к разработке и внедрению собственных упражнений для онлайн тренажеров с целью успешного освоения грамматического материала студентами. Также в статье предлагается алгоритм формирования грамматических навыков с помощью онлайн тренажеров на занятиях по РКИ.

Ключевые слова: Методика обучения РКИ, русский язык как иностранный, грамматика, онлайн тренажер, LearningApps, WordWall, Flippity.

В современном образовании онлайн тренажеры имеют большой потенциал, так как они способствуют успешному развитию языковой личности в контексте культуры и делают процесс погружения в языковое пространство максимально эффективным, учитывающим необходимость обеспечения «межкультурного подхода к обучению иностранным языкам сквозь призму позиций диалога культур и цивилизаций» [4, с. 5]. Преподавателю русского языка как иностранного следует учитывать культурную принадлежность партнера по межкультурному диалогу с точки зрения его национальной идентичности, так как это является составляющей межкультурной сферы коммуникативной деятельности преподавателя [4, с. 16-17].

Возможность использования мультимедийных материалов позволяет представить большой объем информации в виде схем и таблиц, что способствует успешному освоению этого материала студентами. Онлайн тренажеры помогают создать из упражнения пример конкретной наглядной речевой ситуации с помощью фотографии, рисунка, видеозаписи. Интерактивный формат заданий мотивирует студентов на изучение наиболее трудных тем грамматики русского языка. Вместе с тем наличие постоянного контроля со стороны преподавателя позволяет определять этапы усвоения материала и, как следствие, увеличивает результативность.

Согласимся с утверждением С.А. Герасимовой, что «в процессе коммуникации, где присутствует различие речевых кодов коммуникантов, можно и нужно находить понимание в результате множественного пересечения данных кодов всех участников акта общения» [5, с. 98]. Таким образом, онлайн тренажеры стали эффективным дополнительным средством при обучении иностранных студентов русскому языку и при организации взаимодействия с преподавателем.

Формирования грамматических навыков является важнейшим аспектом изучения языка и требует большого объема работы как в классе с преподавателем, так и при самостоятельной тренировочной работе [8, с. 85-86]. Для того чтобы разнообразить учебный процесс и отслеживать процесс усвоение грамматического материала студентами, все больше преподавателей используют в своей практике информационные технологии, в частности онлайн тренажеры. Однако преподавателю важно правильно определить и реализовать потенциал данных интернет-сервисов.

Прежде всего стоит отметить, что грамматический навык – это «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [1, с. 53]. При использовании онлайн тренажеров в процесс обучения важно учитывать основные характеристики грамматического навыка – автоматизированность, прочность, устойчивость, подвижность и гибкость. Следовательно, преподавателю необходимо отобрать такие упражнения для онлайн тренажеров, которые направлены на формирование конкретного качества навыка.

Так, при формировании автоматизированности грамматических навыков предпочтительно использовать языковые онлайн тренажеры, где за счет многократно повторяющихся действий происходит формирование устойчивых динамических стереотипов и связей̆ [7, с. 2404]. При этом преподаватель может контролировать усвоение материала студентами, добавляя более сложные задания по мере усвоения материала или устанавливая ограничения по времени в процессе освоения грамматического материала студентами.

При работе над гибкостью грамматического навыка важно сформировать у студентов способность переключаться с одной грамматической модели на другую в зависимости от условий. Поэтому для формирования данного качества грамматического навыка целесообразно использовать упражнения, побуждающие к продуцированию высказываний в меняющихся обстоятельствах какой-либо ситуации [8, с. 2404].

Также для формирования устойчивых грамматических навыков при помощи онлайн тренажеров должны быть предусмотрены упражнения трех типов: 1) языковые, 2) речевые, 3) коммуникативные [10, с. 34].

Языковые упражнения направлены на развитие способности у иностранных студентов узнавать конкретную грамматическую форму, группировать слова по грамматическим признакам. Для данного типа упражнений подходят задания на соотнесение, трансформацию, подстановку, трансформацию и комбинирование. Использование онлайн тренажеров позволяет разнообразить учебный процесс и придать упражнениям динамизм. Онлайн тренажеры могут быть созданы с помощью сервисов LearningApps, WordWall, Flippity.

Речевые упражнения подразумевают создание условной речевой ситуации. Упражнения данного типа позволяют студентам соотнести конкретный речевой образец с определенной речевой ситуацией, что способствует успешному закреплению грамматического материала. Онлайн тренажеры способствуют созданию такой ситуации, позволяя визуально представлять героев и перемещать их во времени и пространстве. С помощью онлайн тренажеров также можно контролировать усвояемость материала, вводя дополнительный языковой материал и развивая сюжет истории. Для создания речевых упражнений можно использовать сервисы Storyboardthat.com, LearningApps, WordWall.

При выполнении коммуникативных упражнений происходит реализация возможного коммуникативного намерения иностранного студента. Традиционные упражнения можно разнообразить с помощью онлайн тренажеров, используя аудио- и видеофрагменты, что подготовит студентов к погружению в языковую среду изучаемого языка. Здесь важно, чтобы все аудио- и видеоматериалы сопровождались субтитрами, так как текст помогает максимально полно понять предлагаемую информацию [3]. Упражнения данного типа можно создать при помощи сервисов LearningApps, WordWall, Flippity.

Все шаблоны для создания упражнений для онлайн тренажеров, представленные на вышеупомянутых платформах, можно разделить на несколько категорий:

  1. Категория «Выбор» подходит для создания языковых упражнений, так как все задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов.
  2. Категория «Распределение» подходит для создания языковых упражнений. В данной категории представлены задания закрытого типа на установление соответствия между членами множеств.
  3. Категория «Последовательность» подходит для создания языковых и речевых упражнений. Здесь представлены задания на определение правильного расположения компонентов.
  4. Категория «Заполнение» подходит для создания языковых и речевых упражнений. В данной категории представлены задания открытого типа, требующие краткого ответа.
  5. Категория «Онлайн-игры» подходит для создания языковых, речевых и коммуникативных упражнений. В данной категории представлены задания соревновательного характера, где студенты соревнуются либо с компьютером, либо с другими обучающимися.

Наконец, создание комплекса упражнений для формирования грамматических навыков должно быть соотнесено с концепцией стадий формирования навыков, включающей несколько обязательных стадий: 1) ознакомительно-подготовительную, 2) стандартизирующую, 3) варьирующую [10, с. 37].

На ознакомительно-подготовительном уровне преподавателем отбираются сервисы, позволяющие создать онлайн тренажеры, с помощью которых будет происходить знакомство с определенным грамматическим материалом. На данном этапе онлайн тренажеры позволяют представить новый грамматический материал в виде таблиц, схем, презентаций или медиатекста, что позволит значительно облегчить усвоение темы.

Стандартизирующий уровень направлен на формирование автоматизированности и прочности грамматического навыка. На данном этапе преподавателю целесообразно использовать дрилловые онлайн тренажеры, позволяющие отработать ранее изученный грамматический материал. Здесь важно использовать языковые упражнения: выбор правильной формы слова, распределение слов по группам в зависимости от заданного грамматического значения, ввод пропущенных окончаний, слов и т.д.

На варьирующем уровне происходит процесс формирования гибкости, подвижности и динамичности грамматического навыка, студенты учатся применять свои навыки для решения ситуативно-коммуникативных задач. На данном этапе используются диалоги, задания с открытыми вопросами и т.п. Если на предыдущих этапах можно воспользоваться автоматической проверкой выполнения заданий, то здесь преподавателю необходимо самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений.

Так, на основе изложенного выше, можно предложить следующий алгоритм формирования грамматических навыков с помощью онлайн тренажеров на занятиях по РКИ:

  1. Знакомство с грамматическим явлением. Новый грамматический материал представляется студентом в виде таблиц и схем, которые можно создать на платформах LearningApps, WordWall. Целесообразно использовать тренажеры, направленные на самостоятельную работу студентов, что позволит им запомнить новые грамматические формы [7, с. 120]. С целью их дальнейшего запоминания преподавателю следует использовать онлайн тренажеры в формате флешкарт, создать которые можно на платформе Flippity. Цель этапа – знакомство с грамматическим материалом, практическое освоение материала в речевых ситуациях.
  2. Закрепление материала. Для отработки использования данных грамматических форм целесообразно использовать мультимодальный потенциал онлайн-сервисов. Применение аудио- и видеоматериалов способствует успешному освоению грамматических тем, а также экономит учебное время и мотивирует студентов на дальнейшее изучение языка [9, с. 85]. Наиболее эффективными являются тренажеры с подстановочными упражнениями, которые можно создать на сайтах LearningApps и WordWall. Цель этапа – работа с новым грамматическим явлением, доведение грамматического навыка до автоматизма.
  3. Развитие речевых умений на основе использования онлайн тренажеров коммуникативной направленности. На данном этапе используются игры по конструированию фраз, которые могут быть созданы на базе генератора случайных событий «Flippity Randomizer». Так, задача студентов – с помощью случайно выпавших слов составить грамматически верную фразу. Цель этапа – формирование грамматических навыков речевого уровня.
  4. Закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, применение знаний в сходной ситуации. Для создания таких упражнений целесообразно использовать шаблон «Угадай-ка!» на платформе LearningApps, «Откройте поле» на платформе WordWall. Студентам предлагается составить высказывание или диалог на основе выпавшей им речевой ситуации. Данные задания следует выполнять в мини-группах или парах. Цель этапа – совершенствование грамматического навыка в разных речевых ситуациях, усвоение понимания употребления грамматических форм в речи, развитие ассоциативного мышления.
  5. Повторение изученного грамматического материала. Для создания таких тренажеров используются шаблоны «Викторина» и «Quiz» на платформах LearningApps, WordWall, Flippity. Цель этапа – закрепление полученных грамматических навыков с целью их дальнейшей автоматизации, формирование языковой компетенции.

Литература:

  1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения яз.) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Икар, 2009. 447 с.
  2. Бердичевский А.Л. Профессиограмма современного учителя иностранного языка / А.Л. Бердичевский, Е.Г. Тарева, Н.В. Языкова. М.: ООО «Флинта», 2021. 48 с.
  3. Борисова Е.Г. Лингвистические основы РКИ. Педагогическая грамматика русского языка: учебное пособие / Е.Г. Борисова, А.Н. Латышева. М.: ООО «Флинта», 2003. 209 с.
  4. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу / О.В. Афанасьева, К.М. Баранова, Н.В. Барышников [и др.]. М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН», 2021. 328 с.
  5. Гейхман Л.К. Культура самостоятельной работы студентов при создании учебного пользовательского словаря / Л.К. Гейхман, И.В. Ставцева // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2014. №202. С. 85-89.
  6. Герасимова С.А. Антропоцентрический подход к языку // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. №2(8). С. 96-100.
  7. Евсюкова Н.О. Обучение иностранных учащихся падежной системе русского языка на этапе предвузовской подготовки // Новые горизонты русистики. 2022. №17. С. 118-125.
  8. Скобёлкина Н.М. Включение интернет-сервисов в систему обучения иностранных студентов грамматике русского языка / Н.М. Скобёлкина, Е.В. Захарова, А.М. Пуляевская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. №7. С. 2403-2408.
  9. Холодкова М.В. Реализация игровых технологий при дистанционном обучении русскому языку как иностранному / М.В. Холодкова, Ж.И. Жеребцова, Т.А. Дьякова // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2021. №26. С. 79-89.
  10. Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: учеб. пособие. Ленинград: ЛГУ, 1985. 56 с.
  11. Flippity (сайт) (дата обращения: 15.04.2023).
  12. LearningApps (сайт) (дата обращения: 04.2023).
  13. WordWall (сайт) (дата обращения: 04.2023).

An algorithm of grammatical skill formation based on online simulators on Russian as a foreign language

Zatsepina A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Aleksandrovna,
Associate Professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate in Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article discusses online simulators as an additional tool for the formation of grammatical skills in Russian as a foreign language classes. In addition, approaches to the development and implementation of their own exercises for online simulators are considered in order to successfully master the grammatical material by students. The article also proposes an algorithm for the formation of grammatical skills using online simulators in Russian as a foreign language classes.
Keywords: Methods of teaching Russian as a foreign language, methodology, grammar, online simulator, LearningApps, WordWall, Flippity

Literature:

  1. Azimov E.G. Modern dictionary of methodical terms and definitions (theory and practice of language teaching) / E.G. Azimov, A.N. Schukin. Moscow: Ikar, 2009. 447 pages.
  2. Berdichevsky A.L. Professionogram of a modern foreign language teacher / A.L. Berdichevsky, E.G. Tareva, N.V. Yazykova. Moscow: Flinta, 2021. 48 pages.
  3. Borisova E.G. Linguistic foundations of RCT. Pedagogical grammar of the Russian language: a textbook / E.G. Borisova, A.N. Latysheva. Moscow: Flinta, 2003. 209 pages.
  4. Interaction of languages and cultures: from dialogue to a polylogue / O.V. Afanasyeva, K.M. Baranova, N.V. Baryshnikov. Moscow: Publishing House VKN, 2021. 328 pages.
  5. Geykhman L.K. Unsupervised students’ work culture in making customized learners’ dictionary / L.K. Geykhman, I.V. Stavtseva // Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2014. №202. Page: 85-89.
  6. Gerasimova S.A. An anthropocentric approach to language // Bulletin of the MCU. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2011. №2(8). Page: 96-100.
  7. Evsyukova N.O. Teaching the case system of Russian language to foreign students at the stage of pre-university training // New horizons of Russian studies. 2022. №17. Page: 118-125.
  8. Skobelkina N.M. Inclusion of internet services in the system of teaching the Russian language grammar to foreign students / N.M. Skobelkina, Y.V. Zakharova, A.M. Pulyaevskaya // Philology. Theory & Practice. 2022. №7. Page: 2403-2408.
  9. Kholodkova M.V. Implementation of game technologies in distance learning of Russian as a foreign language / M.V. Kholodkova, Z.I. Zherebtsova, T.A. Dyakova // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2021. №26. Page: 79-89.
  10. Shatilov S.F. Actual problems of the methodology of teaching Russian to foreign students. Leningrad: LGU, 1985. 56 pages.
  11. Flippity (website) (date of the address: 15.04.2023).
  12. LearningApps (website) (date of the address: 15.04.2023).
  13. WordWall (website) (date of the address: 15.04.2023).