Аннотация. В статье раскрываются содержательные аспекты приемов обучения, направленных на актуализацию усвоенных знаний у детей младшего школьного возраста. Особенности применения приемов обучения в начальной школе раскрываются автором через примеры организации типа урока открытия нового знания, отражающего методологические основы системно-деятельностного подхода, являющегося концептуальным основанием образовательного стандарта.

Ключевые слова: приемы обучения, актуализация знаний, открытие нового знания, практика, будущий учитель.

Вектор изменений в системе начального общего образования приводит к переоценке общеучебных ценностей и необходимости выделять цель в деятельности учителя начальных классов-создание условий для развития личности младшего школьника. Требования обновленного образовательного стандарта начального общего образования содержательно меняют подход учителей начальных классов к организации обучения младших школьников с учетом системно-деятельностного подхода [1, с. 31]. В современной начальной школе одним из распространенных типов уроков является урок открытия нового знания (далее – ОНЗ), в ходе которого учитель создает условия для активизации учебной деятельности младшего школьника, где одним из значимых для следующего «открытия знаний», является этап актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности. Этап урока «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности» является частью современного урока в рамках обновленной версии образовательного стандарта [1].

Значение данного этапа в структуре урока велико, так как важно отобрать такие приемы организации деятельности учащихся, которые бы позволили не только сформировать мотивационный интерес к уроку, осознать смысл предстоящей деятельности, понять, как достичь поставленную цель, но и создать опору для формирования учебных действий на последующих этапах урока.

Задача учителя начальных классов с первых минут урока организовать эмоционально привлекательное, проблемно-деловое начало урока, создать условия для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся за счет включения в ход урока заданий, предполагающий рассуждения, выбор ответа, исправления ошибок. Важно помнить, что на этапе актуализации знаний за относительно короткий промежуток времени (5-7 мин) должна быть обеспечена полнота способов действий учащихся, необходимых для построения нового знания.

Существует множество видов методов и приёмов обучения, а также возможности их применения на различных уроках, где ученик оказывается в новой позиции, перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса [2, с. 7].

Для реализации системно-деятельностного подхода на данном этапе предлагается рассмотреть несколько практических приемов для успешного проектирования данного этапа, представленного в таблице 1.

Таблица 1. Приемы актуализации знаний младших школьников

Название приема

Содержание

Прием «Лови ошибку»

В начале урока учитель предлагает учащимся информацию, содержащую определенное количество ошибок.
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который представляет результаты обсуждения.

«Согласен-не согласен»

Ученикам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений, отметив знаком «+» – согласен, не согласен – «–» и разъяснить, почем они так думают

Прием «Корзина идей»

Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которую ученики «относят» все понятия по теме.

Для эффективной организации этапа актуализации знаний, соответствующему современным требованиям, необходимо следовать поставленной цели, организовать рабочее пространство и качественно подбирать методы активизации деятельности учащихся, что содействует формированию у учащихся активной позиции в открытии знаний на уроках различных предметных областей.

Особое место в организации образовательного процесса на уровне начального общего образования занимает аспект проектирования и реализации активных приемов развития критического мышления детей младшего школьного возраста на уроках в начальных классах.

Обновление содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [4] подчеркивает необходимость реализации в ходе проектирования урока системно-деятельностного подхода, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня их самореализации, что возможно в ходе применения технологии развития критического мышления [3, с. 25].

На современном этапе развития системы начального общего образования, главная задача учителя – создать условия для развития личности учащегося младшего школьного возраста, тогда как сам учитель в данном процессе – это только организатор активной познавательной деятельности учащихся младших школьников, использующий различные педагогические технологии. Одним из примеров такой технологии является технология развития критического мышления [5, с. 9].

Технология развития критического мышления – технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить – обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Она может рассматриваться как разновидность проблемного обучения. Данная технология разработана Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом. Популярность данной технологии во-многом объясняется ее направленностью на развитие способности младшего школьника формулировать вопросы, вырабатывать собственное мнение, подкрепленное рядом аргументов, принимать осознанные продуманные решения.

Данная технология может применяться на различных типах уроков на современном этапе развития начального общего образования, где важным представляется рассмотрение приемов развития критического мышления на этапах урока открытия нового знания [8].

1 и 2 этапы – мотивация к учебной деятельности, актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии. Приемы, применимые на данном этапе:

«Тема-вопрос»
В начале урока тема урока звучит в виде вопроса, ответ на который ученику следует найти, выработав план действий. Организуется обсуждение, где ученики предлагают варианты. Чем больше выдвинуто предложений, тем активнее ученики включаются в обсуждение предполагаемой темы урока. Учитель выслушивает предложения учеников.

«Ситуация яркого пятна»
Предлагается изображение, на котором представлено изображение слов, цифр, фигур, где одно из них выделяется цветом или размером, связанных с темой урока. В ходе обсуждения определяется причина и выдвигаются предположения о теме и цели урока.

3 и 4 этапы – выявление места и причин затруднения, построение проекта выхода из затруднения. Приём, применимый на данном этапе:

«Удивляй!»
Приём, заключающийся в создании условий для активной познавательной деятельности и активизации познавательного интереса к теме урока, в ходе которого учитель выделяет противоречие в известных фактах, что активизирует познавательную активность учащихся.

5 этап – реализация построенного проекта. Приём, применимый на данном этапе:

«Хорошо-плохо»
Содержание приёма заключается в развитии умения выделять положительные и отрицательные стороны в явлении, объекте, ситуации; оценивать явления с различных сторон, выделяя положительные и отрицательные аспекты.
Примером реализации приема является игровое моделирование, например ситуация «продавцы-покупатели». Ученики, выбравшие роль «продавца», определяют положительные моменты, а ученики в роли покупателя-отрицательные.

6 этап – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Приемы, применимые на данном этапе:

«Да-нетка»
Учитель про себя загадывает понятие, связанное с темой урока. Ученики задают учителю вопрос, на который можно отвечать только используя слова: «да», «нет», «и да, и нет». В ходе применения приема происходит развитие командного взаимодействия, сотрудничества, умения в разрозненных фактах видеть единство.

«Работа по дидактическим карточкам»
Когнитивно-деятельностный компонент субъектной профессиональной позиции будущих учителей проявляется в процессе организации практики, где выполнение заданий студентом связано в том числе с таким видом деятельности, как преподавание по программам начального общего образования [7, с. 57].
В зависимости от темы урока при использовании вышеуказанного приема ученикам раздаются карточки с заданиями разного уровня сложности. Ученики самостоятельно выбирают карточку, опираясь на свои возможности.
Задания на карточках располагаются в порядке усложнения. Ученики выбирают не только содержание, но и степень сложности.

7 этап – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Приём, применимый на данном этапе:

«Вопросительные слова»
Содержание приема направлено на формирование умения учащихся задавать вопросы по ключевым понятиям темы урока (как? зачем?, где?, почему?, какой? и т.п.) Ученикам необходимо составить как можно больше вопросов по теме.

8 этап – включение в систему знаний и повторение. Приёмы, применимые на данном этапе:

«Дерево предсказаний»
Графический прием, где тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений – ствол дерева, ветви – предположения, которые начинаются со слов «Возможно…» и «Вероятно…» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (см. рисунок 1).

Рис. 1. Прием «Дерево предсказаний»

«Кластер»
Кластер (гроздь) – графический прием структурирования информации по теме урока с указанием связей между ними. Пример представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Прием «Кластер»

9 этап – рефлексия учебной деятельности. Приём, применимый на данном этапе:

«Табличка»
В заключение изучения темы ученик заполняет следующую таблицу (см. таблицу 2), где фиксирует в соответствующей колонке ключевые понятия темы.

Таблица 2. Прием заполнения таблицы рефлексивного анализа

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

1.

       

«Незаконченная фраза»
Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, выражающие отношение к содержанию урока: 

  • Мне было интересно…;
  • Мы сегодня разобрались…;
  • Я сегодня понял, что…;
  • Мне было трудно…;
  • Завтра я хочу на уроке…

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что использование приемов развития критического мышления младших школьников на различных этапах урока содействует развитию познавательной активности учащихся. При систематическом включении таких приемов в структуру урока позволяет учащемуся овладеть субъектной позицией.

Литература:

  1. Баранов А.Ю., Малкова Т.В. Критическое мышление как способ обращения с информацией // Вопросы педагогики. М.: 2020. №3-2. C. 20-23.
  2. Сергеева Б.В., Оганесян В.А. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки.-2017.-№2. С. 97-106
  3. Скамницкая Г.П., Чозгиян О.П. Мониторинг и оценка формирования субъектной профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2014. №2. С. 24-29.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (дата обращения: 01.05.2023).
  5. Чозгиян О.П., Еремеева Л.И. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования субъектной профессиональной позиции у специалистов педагогического профиля // Среднее профессиональное образование. 2019. №11. С. 6-11.
  6. Чозгиян О.П. Современные тенденции профессиональной практической подготовки учителей // К.Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: сборник статей участников XXVI Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, Москва, 30 марта 2022 года // Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского. М.: МГПУ, 2022. С. 41-45.
  7. Чозгиян О.П. Формирование когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции будущих учителей // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. №1(1). С. 51-69.
  8. Шутова Галина. Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Как провести урок открытия нового знания? Советы учителя // Psu. Сообщество педагогов, 2016 (дата обращения: 01.05.2023).

Modern methods of updating knowledge in the structure of the lesson of discovery new knowledge

Kuzmina P.Yu.,
student of 3 course Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Prochuk U.Yu.,
student of 3 course Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Popova Ksenia Igorevna,
teacher of Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Annotation. The article reveals the content aspects of teaching methods aimed at updating the acquired knowledge in children of primary school age. The features of the application of teaching methods at primary school are revealed by the author through examples of the organization of the type of lesson of the discovery of new knowledge, reflecting the methodological foundations of the system-activity approach, which is the conceptual basis of the educational standard.
Keywords: teaching methods, updating knowledge, discovery of new knowledge, practice, future teacher.

Literature:

  1. Baranov A.Yu., Malkova T.V. Critical thinking as a way of dealing with information//Issues of pedagogy. Moscow: 2020. №3-2. Page: 20-23.
  2. Sergeeva B.V., Hovhannisyan V.A. Theoretical foundations for the development of critical thinking of younger schoolchildren//Scientific review. Pedagogical Sciences/ 2017. № Page: 97-106
  3. Skamnitskaya G.P., Chozgiyan H.P. Monitoring and assessment of the formation of a subject professional position among students of a pedagogical college // Secondary vocational education. 2014. №2. Page: 24-29.
  4. Federal State Educational Standard for Primary General Education (date of the address: 05.2023).
  5. Chozgiyan H.P., Eremeeva L.I. Practical-oriented educational environment as a factor in the formation of a subject professional position among pedagogical specialists // Secondary vocational education. 2019. №11. Page: 6-11.
  6. Chozgiyan O.P. Modern trends of professional practical training of teachers//K.D. Ushinsky and national education: historical lessons, ideas and modernity: a collection of articles by participants of the XXVI Interregional Pedagogical Readings dedicated to the great Russian teacher K.D. Ushinsky, Moscow, March 30, 2022 // Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky. Moscow: Moscow City University, 2022. Page: 41-45.
  7. Chozgiyan O.P. Formation of the cognitive-activity component of the subject professional position of future teachers // Bulletin of Moscow City University. Series: Modern College. 2022. №1(1). Page: 51-69.
  8. Shutova Galina. The lesson of discovering new knowledge: lesson structure, stages, design algorithm. How to teach a lesson in discovering new knowledge? Teacher's Tips// Pedsovet.su. Community of Educators, 2016 (date of the address: 01.05.2023).