Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые основные определения, данные исследователями понятию «творческая активность». Автор приводит полярные точки зрения, комментируя их и выявляя определенные сходства между ними. Утверждается, что творческая активность, как качество личности необходимо в самых разных сферах деятельности. Важность развития этого качества личности не может быть переоценена и на положительных результатах успешного развития творческой активности учащегося автор делает акцент. Занятия изобразительным искусством, как наиболее доступной формой творчества в младшей и средней школе, как нельзя лучше влияют на раскрытие творческого потенциала учащегося, повышение его мотивации к работе и активизацию творческой активности, что необходимо для успешного и менее эмоционально- и энергозатратного освоения других школьных дисциплин.

Ключевые слова: творческая активность, педагогические технологии, творческая саморелаизация, изобразительное искусство, художественно-творческая деятельность, профессиональные компетенции, живопись.

В работе художника-педагога существует множество задач, требующих высокого уровня профессионализма, такта, находчивости. Безусловно среди них есть такие основные, как формирование и развитие изобразительных навыков, повышение уровня художественной грамотности, развитие глазомера, оценка творческих работ, но одной из наиболее труднорешаемых задач, требующих определенного педагогического таланта и опыта является активизация творческой активности на уроках изобразительного искусства. Задача эта сложна не только по причине того, что требует значимой доли педагогической изобретательности, но и потому что само понятие «творческая активность» имеет множественные трактовки и определения, часто друг другу противоречащие. Этим вопросам занимались такие ученые, как В.С. Безрукова, В.Г. Иванова, Л.Н. Шульпина, А.И. Карманчиков, Ш.А. Амонашвили и другие. Многие исследователи представляют феномен творческой активности, как высший уровень деятельностной активности. Для развития этого качества предлагается использование множества педагогических технологий, направленных на реализацию творческого потенциала личности, подразумевающих включение учащихся в поисковую деятельность, погружение их в рефлексию и совместную проектную деятельность с педагогами и одногруппниками.

Чем больше нестандартных методов работы применяется учителем во время уроков изобразительного искусства в школе, тем более это будет способствовать активизации, а в последствии и развитию творческой активности его учеников. Разнообразие художественных техник, смена темпа урока, применение принципа контрастных творческих задач, новизна преподаваемого теоретического материала – все это необходимые компоненты для повышения личностной мотивации учащегося, его включенности в работу и, как следствие, развития творческой активности, как качества личности необходимого в самых разных сферах человеческой жизни.

Как уже было сказано, сам термин «творческая активность» имеет множество определений и толкований. Например, одно из наиболее широких определений дает нам книга «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», составленная доктором педагогических наук, профессором С.В. Безруковой. В этом словаре понятие «творческой активности» толкуется как «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности» [3]. Таким образом, мы делаем вывод о том, что творчески активная личность может проявлять себя в совершенно разных областях, не всегда непосредственно связанных с искусством или ремеслом. Человек любой профессии может подходить к решению поставленных перед ним рабочих задач креативно и нестандартно, анализируя информацию из разных источников, синтезируя типичные приемы или методы для получения каких-либо новых техник и создавая новые пути решения, задействуя метапредметные навыки и компенсаторные компетенции. С другой стороны, человек проявляющий творческую активность имеет способность самостоятельно задавать себе вектор развития, анализировать определенный феномен с целью комплексного понимания его устройства. Такой человек имеет способность к самообразованию, что является наиболее ценной компетенцией в современных условиях. Перенося это на пример, актуальный для художественной деятельности, можно сказать, что творчески активный студент или учащийся, получив задание скопировать картинку, не будет бездумно ее срисовывать, а пойдет путем правильной организации всей композиции и конструктивного построения отдельных объектов, применяя аналитический подход. Кроме того, верно было отмечено в определении из словаря Безруковой – творческая активность крайне важна в учебной и познавательной деятельности. Учащиеся, способные неформально подходить к выполнению задания по любому предмету, стремящейся к пониманию сути феномена, а не поверхностному следованию правилу, достигают заметно более значимых успехов, чем те, кто заучив пример, бездумно выполняют по нему однотипные задания. Исследователи соглашаются в том, что для активизации творческой активности важным фактором является создание в образовательном учреждении познавательной среды, сформированной погружением учащихся в проектную работу и практическое применение теоретических знаний, получаемых на уроках или из других источников. Индивидуальный или групповой проект независимо от темы стимулирует учащихся к творческому поиску и обеспечивает творческую самореализацию, повышая мотивацию и степень увлеченности образовательным процессом [6, с. 141].

В свою очередь, феномен творческой активности в понимании А.И. Карманчикова является «оригинальным и концентрированно реализуемым потенциалом инициативной эффективной деятельности личности, обеспечивающим результативное взаимодействие внутренних и внешних факторов в процессе создания нового знания» [7, c. 47]. Это более узкое определение, казалось бы, имеет заметные расхождение с тем, что было рассмотрено выше, но тем не менее основные признаки творчески активной личности остаются теми же. Среди них инициативность, направленность на решение конкретной задачи или получение нового знания, поиск неординарных способов ее решения. В определении А.И. Карманчикова творческая активность является предпосылкой именно к эффективной деятельности личности, то есть, в результате этой активности обязательно должен быть получен прикладной результат. Такое видение обусловлено личным трудовым опытом исследователя. С точки зрения изобразительного искусства, это может быть эскиз композиции, быстрый набросок или готовая работа. Но, как нам кажется, творческая активность не всегда обязана быть результативна. Сам процесс размышления, поиска, компиляции и синтеза может быть полезен, так как рождает новые идеи, концепции или помогает посмотреть на привычное с иной точки зрения. И даже при условии, что эти высокие цели не будут достигнуты, разовьется кругозор и «насмотренность». То есть получение вещественного результата, по нашему мнению, не единственная цель, которую преследует творческая активность. Кроме того, А.И. Карманчиков утверждает, что творческая активность влечет за собой создание или приобретение нового знания – применительно к изобразительной деятельности это означает, что ее результатами могут быть творческие работы, объемно-пространственные композиции или концепции новых проектов, а не только теоретическое знание. То же применимо и к развитию или формированию изобразительных навыков. 

В то же время, со своей точки зрения рассматривает феномен творческой активности Н.Н. Нефедьева. В своих работах она определяет его как «способ собственного самовыражения, форму познания окружающего мира, когда личность изучает творческий опыт, становящийся впоследствии основой саморазвития» [9, c. 401]. Это определение, пожалуй, наиболее точно описывает то, как проявления творческой активности влияют на становление именно юного художника и творца. Познавая окружающий мир через изучение своего и мирового творческого опыта и разные виды художественно-творческой деятельности, учащийся приходит к разработке своих идей и, как следствие, к самовыражению, насыщая даже ученическую работу образностью и эмоциональностью. Это станет отправной точкой для его самостоятельного пути в искусстве и саморазвития.

Существует еще множество определений, данных творческой активности. Проанализировав наиболее популярные и общепринятые из них, мы приходим к выводу о том, что в рядах исследователей и педагогов нет единого подхода в ее определении. Но все же, основные аспекты, упомянутые нами выше, являются общими практически для каждого определения рассматриваемого феномена. Более того, все исследователи, занимавшиеся этим вопросом, сходятся на том, что творческая активность учащегося – это то качество личности, которое необходимо развивать на всех уровнях обучения.

Так, по мнению психолога и педагога Ш.А. Амонашвили для развития творческой личности требуется «соответствующая воспитательная и обучающая атмосфера, способная осуществлять комплексное воздействие на личность и максимально использовать потенциальные возможности развития творческой активности» [1, c. 36-41]. Таким образом, соглашаясь с идеями, высказанными Шалвой Александровичем, мы можем сделать вывод о том, что художественная деятельность наравне с внеурочной проектной деятельностью является одним из основных инструментов развития творческой активности. Смена вида деятельности относительно остальных предметов школьной программы, создание ситуации успеха на занятии, обилие и разнообразие новой теоретической информации и возможность применения новых знаний на практике – все это компоненты, формирующие как среду для овладения азами художественной грамоты, так и развития творческой активности и побуждения учащегося к собственным поискам и наработкам. По словам Л.С. Выготского «восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство» [4], то есть проявить творческую активность мышления. Кроме того, наличие осязаемого продукта творческой деятельности школьника, при создании которого были осуществлены синтез знаний, активация уже имеющихся умений и навыков, является той формой творчества, на которую способны учащиеся до 10-11 лет. Позже они будут возвращаться к своему же изобразительному опыту прошлых лет, накапливая приемы и делая их более разнообразными. Нашу точку зрения подтверждает высказывание Л.Б. Ермолаевой-Томиной о том, что «происхождение творческой активности связано с привлечением детей и подростков к доступным для них организационным и иным видам творческой деятельности» [5, c. 66-76].

Таким образом, в нашем понимании творческая активность школьников в условиях обучения изобразительному искусству может быть определена как устойчивое интегративное качество личности, проявляющееся в целенаправленной и мотивированной деятельности при единении потребностей, интересов и действий, направленных на созидание. Это именно то качество личности, которое во многом определяет успех индивидуума в обществе и труде.

Активизация творческой деятельности требует от учителя умелого методического руководства процессом, понимания педагогической̆ целесообразности применяемых методов, форм, приемов и средств обучения. Для развития творческой активности первостепенно важно создание определенных благоприятных педагогических условий. Это включает в себя множество факторов от доброжелательной атмосферы на уроке до применения разнообразных методов и средств обучения. Уроки должны разниться по темпу и приемам, направленным на мотивацию к познавательной и творческой деятельности. Здесь важна самостоятельность учащегося, степень его личной включенности в процесс. При отсутствии ее невозможно добиться устойчивого развития навыков. Еще Л.Н. Толстой указывал, что «в каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить, в каком бы то ни было преподавании, и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов» [10, c. 118]. То есть, необходимо упрочить в учащемся веру в собственную способность к созиданию и побуждать его к самостоятельному труду.

Кроме этого, основополагающего принципа, существует достаточно большое количество методов, более точечно направленных на активизацию и развитие творческой активности. Так, например одним из наиболее действенных для формирования навыков творческой̆ деятельности является доказавший свою эффективность метод «проектного обучения» (Р. Больц, Р. Дин и др.). Метод широко применяется в общеобразовательных и специализированных школах. В рамках этого метода группа учащихся должна самостоятельно выполнить какой-либо проект, обладающий новизной и требующий определенной доли изобретательности от участников проектной группы (в нашем случае это может быть серия иллюстраций к литературному произведению, графический роман, серия плакатов и т.д.) Они должны сами разработать тему, спланировать свою работу, организовать ее и выполнить сам проект. Голос учителя при этом носит консультативный характер. Очевидно, что успех такого рода работы зависит во многом от отношений учащихся внутри группы. Это является дополнительной сложностью, которая спровоцирует участников проекта мыслить творчески, за рамками предложенного.

Среди прочих существуют также методы мозгового штурма, карты ассоциаций, составления ментальных карт, метод литерализации и другие. Но наиболее эффективным в силу своего комплексного воздействия и легкости организации является описанный метод проектного обучения, который может включать в себя многие другие на разных этапах развития проекта. Таким образом, каждый учитель, желающий активизировать и развить в своих учениках качества творческой активности может применять многие методы в зависимости от личных взглядов и личностных особенностей группы. Но какие бы методы ни применялись, все они окажут благотворное влияние на формирования личностных качеств ученика в кратко- или долгосрочной перспективе.

В ситуации урока изобразительного искусства в школе учащиеся имеют возможность развивать свои творческие способности, делать шаги по пути самореализации и самовыражения. Но не всегда эти высокие цели могут быть достигнуты. Первостепенной задачей учителя является развить в своих подопечных способность к самостоятельной вдумчивой работе, концентрации на предмете и цели деятельности, умение обращаться к различным источникам при поиске идей или вдохновения, работать в слаженной команде, иметь ориентир на созидание. Все это может быть выражено более короткой фразой: главная задача учителя на уроках изобразительного искусства – активизировать и развивать творческую активность учащихся.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии, 1984. №5. С.36-41
  2. Буровкина Л.А., Орлова Д.С. Методические особенности обучения живописи подростков как средство формирования творческого потенциала личности // Современный ученый, 2021. №3. С. 73-78.
  3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: 2000. 340 с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 380 с.
  5. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема Развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии, 1975, №5. С. 66-76
  6. Исаев И.Ф., Алиева О.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся на этапе предпрофильной подготовки в образовательной организации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №24(221). Выпуск 28. 200 с.
  7. Карманчиков А.И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / Карманчиков Александр Иванович. М.: 2005. 175 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ» ; Ростов на Дону: Издат. центра «МарТ», 2005. 448 с.
  9. Нефедьева Н.В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена. 2008. №54. С. 399-419.
  10. Романова Т.В. Принципы толстовской педагогики в преддверии нового века // Русская словесность. 1995. №1. С. 87-93.
  11. Рощин С.П., Жильцова А.В. Изобразительная деятельность в парадигме развития творческих способностей // Искусство и образование, 2021. № 1(129). С. 77-82.
  12. Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / Шульпина Любовь Николаевна. М.: 2003. 142 с.

Aspects of the concept of creative activity in the art lessons of primary and secondary school students

Averyanov V.S.,
postgraduate student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Roshchin Sergey Pavlovich,
Professor of the Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. This article discusses some of the main definitions given by researchers to the concept of «creative activity». The author gives polar points of view, commenting on them and identifying certain similarities between them. It is agreed that creative activity as a quality of personality is necessary in a variety of fields of activity. The importance of the development of this personal quality cannot be overestimated and the author focuses on the positive results of the successful development of the students’ creative activity. Fine arts classes, as the most accessible form of creativity in junior and secondary schools, have the best effect on the disclosure of the creative potential of the students, increasing their motivation to work and the activation of creative activity, which is necessary for successful and less emotionally and energy-consuming comprehension of other school disciplines.
Keywords: Creative activity, pedagogical technologies, creative self-realization, fine art, artistic and creative activity, professional competencies, painting.

Literature:

  1. Amonashvili Sh.A. Development of cognitive activity of students in primary school // Questions of psychology, 1984. №5. Page: 36-41.
  2. Burovkina L.A., Orlova D.S. Methodological features of teaching painting to teenagers as a means of forming the creative potential of the individual // A modern scientist. №3. Page: 73-78.
  3. Bezrukova V.S. Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher). Yekaterinburg: 2000. 340 pages.
  4. Vygotsky L.S. Psychology of Art. Moscow: Iskusstvo, 1965, 380 pages.
  5. Ermolaeva-Tomina L.B. The problem of the development of creative abilities of children (based on the materials of foreign studies) // Questions of psychology, 1975. №5. Page: 66-76.
  6. Isaev I.F., Alieva O.V. Formation of educational and research culture of students at the stage of pre-professional training in an educational organization // Scientific Bulletin of BelSU. Humanities series, 2015. №24(221). Issue 28. 200 pages.
  7. Karmanchikov A.I. Pedagogical conditions for the development of creative activity of students in the system of additional education: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Sciences: 13.00.01. / Karmanchikov Alexander Ivanovich. Moscow: 2005. 175 pages.
  8. Kojaspirova G.M., Kojaspirov A.Yu. Dictionary of Pedagogy. Moscow: ICC «March»; Rostov on Don: Izdat. center «March», 2005. 448 pages.
  9. Nefedieva N.V. Philosophical and psychological-pedagogical foundations of the development of creative activity of a student's personality // Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. №54. Page: 399-419.
  10. Romanova T.V. Principles of Tolstoy pedagogy on the eve of the new century // Russian Literature. №1. Page: 87-93.
  11. Roshchin S.P., Zhiltsova A.V. Visual activity in the paradigm of the development of creative abilities // Art and education. №1(129). Page: 77-82.
  12. Shulpina L.N. Development of creative activity of children in the process of additional education: dis.... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. / Shulpina Lyubov Nikolaevna. 142 pages.