Аннотация. В данной статье представлен конспект интегрированного урока (география и английский язык) по теме «Australia». Авторы статьи сделали акцент на схожесть учебной программы и тем уроков, которые присутствуют в курсе 7 класса в курсе географии и английского языка. Также делается акцент на применение в интегрированном уроке технологии CLIL.

Ключевые слова: английский язык, география, интегрированный урок, технология CLIL.

Обучение английскому языку сложный и трудоёмкий процесс, связанный с познанием других культур, их особенностей, обычаев и традиций. Одной из задач российского образования является развитие умений учиться, добывать знания, которые необходимы для дальнейшего общекультурного развития и саморазвития человека. Иноязычное образования ставит своей целью развитие коммуникативной компетенции у учащихся. В настоящие время обучение иностранному языку начинается с раннего детства по желанию родителей, которые дают такой запрос в центры детского развития и школы, где благодаря дополнительному образованию, которое следует проводить в игровой форме, и внеурочной деятельности маленькие ученики расширяют свои представления об окружающем мире в целом [3], [4].

Интегрированные уроки в общеобразовательных школах Российской Федерации всё чаще проводятся в курсе большинства предметов. Важно внедрять в школьную программу гибридные уроки в особенности по географии и английскому языку, т.к. как в курсе географии, так и в курсе английского языка встречаются схожие темы, а также оба предмета имеют общие цели уроков. Данный формат уроков и применение технологии CLIL больше мотивирует учащихся и делает школьную программу интересной, понятной, актуальной. CLIL – новое направление в методике преподавания, включающая в себя интеграцию различных школьных предметов в обучение учащихся. Урок с применением технологии CLIL включает в себя такие компоненты как содержание, общение, познание, культуру. В курсе английского языка в общеобразовательных школах Российской Федерации обучающиеся проходят базовый курс. Но если включать в уроки английского языка уроки с применением технологии CLIL, то знания учащихся расширяться [5]. В 7 классе в курсе географии ученики знакомятся с материками и океанами, тем самым им даётся целостная картина мира [2]. В курсе английского языка в 7 классе делается упор на расширение кругозора при помощи изучения окружающего мира, стран, своей страны, их культур, достопримечательностей и обычаев [2].

Двуязычные программы типа AICLE (Интегрированное изучение содержания и языков), в которых предметы содержания преподаются на иностранном языке, приобретают все большую популярность в Европе и за ее пределами. В Испании более четверти учащихся обучаются в школе по двуязычным программам. Одна из наиболее важных задач, стоящих перед преподавательским составом в рамках этих программ, заключается в том, что учащиеся должны прилагать двойные когнитивные усилия для усвоения новых знаний с помощью языка, который также является для них новым.

Двуязычная методология AICLE заключается в комплексном изучении предметов и второго языка, который является носителем их знаний. Эти учения имеют двойную направленность, поскольку они ориентированы как на усвоение предмета, так и на изучение иностранного языка, и оба элемента имеют одинаковое значение [7, с. 197].

В данной статье представлен урок по английскому языку по теме «Australia» в 7 классе (на основе УМК Spotlight 7) для обучающихся в возрасте 13-14 лет.

Целю урока является изучение географического положения, животного мира, достопримечательностей Австралии, правил чтения числительных, Conditional 0 и 1.

Можно выделить следующие задачи урока:

  • Образовательная задача: расширение представлений о целостной картине мира, о странах и их животном многообразии и достопримечательностях на примере изучения Австралии.
  • Воспитательная задача: воспитывать интерес к изучению других стран и континентов, их культуры.
  • Развивающая задача: развитие внимания, памяти, мышления обучающихся, развитие умения работать в парах, сопоставлять, анализировать.
  • Практическая задача: совершенствование навыков детального чтения и понимания текста, речевых умений: умений строить устное высказывание в грамматической форме Conditional 0 и 1, активизация умения правильного чтения числительных.

Конспект представлен в виде таблиц (см. таблицы 1-3), отражающих организационную, основную и заключительную части урока и последующую рефлексию. В каждой из частей предложены задания и упражнения, прописаны действия учителя, время проведения заданий и упражнений, а также формы работы на уроке (индивидуальная, парная и групповая).

Таблица №1. Конспект организационной части урока по английскому языку по теме «Australia»

Этап проведения

Время, мин

Действия учителя

Организационный этап

2

Учитель настраивает обучающихся на урок, проверяет готовность к уроку.
- Good afternoon, dear children! I am glad to see you today.
- Sit down, please.
- How are you today? What did you do on your weekends?
- Well, let’s start our lesson!

Речевая разминка

2

- Look at the pictures. Do you know these animals? Where do these animals live? On which continent?
- Do you like travelling? Which continents have you visited? What do we know about Australia? (учитель спрашивает 3-4 обучающихся). 

Таблица №2. Конспект основной части урока по английскому языку по теме «Australia»

Этап проведения

Время, мин

Действия учителя

Основной этап

Дотекстовый этап (снятие трудностей до чтения текста)

5

And now let's read these interesting words that we will meet in our text. Let's learn unknown words.
Canberra [ˈkænbərə] Канберра
Queensland [ˈkwiːnzlənd] Квинсленд
Melbourne [ˈmelbən] Мельбурн
Percentage [pəˈsen.tɪdʒ] процент
Mammal [ˈmæm.əl] млекопитающее
Amphibian [æmˈfɪb.i.ən] амфибия
Marsupial [mɑːˈsuː.pi.əl] сумчатый
Wallaby [ˈwɒl.ə.bi] Валлаби
Kangaroo [ˌkæŋ.ɡərˈuː] кенгуру
Koala [kəʊˈɑː.lə] коала
Pouch [paʊtʃ] мешок
Platypus [ˈplæt.ɪ.pəs] утконос
Echidna [ɪˈkɪd.nə] ехидна
Egg-laying mammal [eg-ˈleɪɪŋ ˈmæm.əl] яйцекладущие млекопитающие
Monotreme [‘monotreme] Монотрема
Numerous [ˈnjuː.mə.rəs] многочисленные
Venomous [ˈven.ə.məs] ядовитый
Mollusk [ˈmɒləsk] моллюск
Bottlenose [ˈbɒtlnəʊz] афалина
Dingo [ˈdɪŋ.ɡəʊ] динго
Emu [ˈiː.mjuː] эму
Karak [ˈkærək] Карак
Burrow [ˈbʌr.əʊ] нора
Endangered [ɪnˈdeɪn.dʒəd] находящийся под угрозой
Timber [ˈtɪm.bər] древесина

Этап чтения

Чтение

17

Read the text aloud then answer the TRUE/FALSE questions. (Ученики читают текст вслух по цепочке и переводят, затем индивидуально отвечают на вопросы после текста, сравнивают свои ответы в парах, сверяют и обсуждают их с ответами на доске)
Geographical position
Australia is the smallest continent between the Indian and Pacific oceans. Australia’s capital is Canberra. Its largest city is Sydney, closely followed in population by Melbourne. There are five continental states in the nation (Queensland, New South Wales, Victoria, South Australia and Western Australia). The population of Australia is about 15 million people. There are only 40 000 aborigines. The first Europians settled in 1788. There are more about 200 nationalities in Australia.
Wild animals
There are many different species of wildlife in Australia. A high percentage of mammals, reptiles, fish, insects and amphibians that live on the continent are endemic to Australia, or in other words common to this country. This fact can be explained by the continent’s long geographic isolation and tectonic stability.
The marsupials are the most popular group of mammals in Australia. It includes kangaroos, wallabies, koalas, Tasmanian wolves, Tasmanian devils, wombats and lots of others.
These animals raise their young in a pouch. The platypus and the echidna are egg-laying mammals. Australia is also home to two of the five known species of monotremes and has numerous venomous species including spiders, scorpions, octopus, jellyfish, mollusks and some others. It should be mentioned that there are more venomous than non-venomous species of snakes in Australia [6].
Among some other interesting animals of Australia, we can mention bottlenose dolphins, dingos, which are wild dogs, emus, fairy penguins, that come out of the sea at dusk and go marching home to their burrows on Phillip Island and karaks, the endangered red-tailed black cockatoo of southeastern Australia.
Sydney
Sydney is Australia’s largest city, chief port and main cultural and industrial center. Its main exports are wool, wheat, flour, sheepskins and meat, the chief imports are petroleum, coal, timber and sugar. The city was founded in 1788 as the first penal settlement of Australia. Its name was taken from a cave named for Captain Cook’s patron Viscount Sydney. Among its museums are the National Gallery of Art and the Australian Museum (natural history). The dramatic, modernistic Sydney Opera House complex was largely designed by Joem Wizen [7].

Послетекстовый этап

Выполнение послетекстового задания

3

What have you learnt from the text?
(учитель выслушивает ответы 2-3 учеников)
- Are these statements true or false?
1. Australia’s capital is Sydney. (Answer: False).
2. A high percentage of mammals, reptiles, fish, insects and amphibians live in Australia. (Answer: True).
3. Sydney is Australia’s smallest city. (Answer: False).
4. Sydney was founded in 1891. (Answer: False).
5. The population of Australia is about 15 million people. (Answer: True).

Лексика

5

Now let’s play. Match the continent with its description.

https://learningapps.org/watch?v=p1t1rfamk22

Грамматика

3

Let's imagine that we are travelers, and if we found ourselves in different countries, that we could see a lot of interesting things. To express our thoughts correctly, we need to use conditional sentences 0 and 1. Look at the diagram.
(учитель объясняет правило и приводит примеры).

Таблица №3. Конспект заключительного этапа урока по английскому языку по теме «Australia».

Этап проведения

Время, мин

Действия учителя

Заключительный этап урока.

Проверка полученных знаний

5

Ex. 1. Define the type of Conditional (0 or 1).
1. If kangaroos live only in Australia, they are endemic animals of Australia.
2. If you go to Australia, you will see aborigines.
3. If he goes to Canberra, he will see emus.
4. If she goes to the Zoo in Australia, she sees a high percentage of mammals, reptiles, fish, insects and amphibians.
5. If Europeans come to Australia, they are not native population of Australia.
Ex. 2. Make up a story in pairs about Australia orally using Conditional 0 and 1. You can see examples of Conditional 0 and 1 sentence in previous exercise.

Подведение итогов урока, рефлексия

3

What did you learn from our lesson? What new information have you learned about Australia?

Объяснение домашнего задания, выставление оценок

2

Homework: make a little article about your favorite continent including Australia. In this article you should make sentences about its geographic position, animals, famous tourist places and big or most important city of this continent. You can use as an example the text that you read in the lesson.

Литература:

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 7 класс. М.: Просвещение, 2015. 256 с.
  2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 7. М.: Просвещение, 2020. 152 с.
  3. Маякова Е.В. Игровое обучение дошкольников на дополнительных занятиях по английскому языку (на примере речевых игр и обучающих диалогов). Игровая культура современного детства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. М.: НАИР, 2017. Т. 1. С. 172-180.
  4. Маякова Е.В., Павлова А.С. Организация внеурочной деятельности: результаты исследования среди студентов и педагогов. // Мир образования – образование в мире. 2021. № 3. С. 121-131.
  5. Проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся c учетом воспитательного аспекта обучения. // Pandia (дата обращения: 10.12.2022).
  6. Формирование навыков чтения у школьников средствами технологии CLIL на уроках английского языка. // Электронная библиотека ТЮМГУ. (дата обращения: 10.12.2022).
  7. Pedro V. Salido López, María Rosario Irisarri Juste Reflexiones multidisciplinares para el tratamiento de la competencia artística y la formación cultural. Cuenca: Ediciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2021. 359 pages.

English lesson on the topic «Australia» in grade 7 (based on UMK Spotlight 7)

Kirillova V.Y.,
bachelor of 5 course of The Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Venevtseva N.P.,
bachelor of 5 course of The Moscow City University, Moscow

Shultseva A.A.,
bachelor of 5 course of The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Аnnotation. This article presents a summary of an integrated lesson (geography and English) on the topic «Australia». The authors of the article focused on the similarity of the curriculum and the lessons that are present in the course of the 7th grade in the course of geography and English. There is also an emphasis on the use of CLIL technology in the integrated lesson.
Keywords: English, geography, integrated lesson, CLIL technology

Literature:

  1. Alekseev A.I., Nikolina V.V., Lipkina E.K. Geography 7th grade. Moscow: Enlightenment, 2015. 256 pages.
  2. Vaulina Yu.E., Dooley D., Podolyako O.E., Evans V. Spotlight 7. Moscow: Enlightenment, 2020. 152 pages.
  3. Mayakova E.V. Game training of preschoolers in additional English classes (on the example of speech games and educational dialogues). The game culture of modern childhood: materials of the I International Scientific and Practical Conference Moscow: NAIR, 2017. Vol. 1. Page: 172-180.
  4. Mayakova E.V., Pavlova A.S. Organization of extracurricular activities: research results among students and teachers. // Mir obrazovaniya – obrazovanie v mir. 2021. № Page: 121-131.
  5. Formation of reading skills among schoolchildren by means of CLIL technology in English lessons. // TSU Electronic Library. (date of the address: 10.12.2022).
  6. Designing educational and cognitive activity of students taking into account the educational aspect of learning. // Pandia. (date of the address: 10.12.2022).
  7. Pedro V. Salido López, María Rosario Irisarri Juste Reflexiones multidisciplinares para el tratamiento de la competencia artística y la formación cultural. Cuenca: Ediciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2021. 359 pages.