Аннотация. В современном мире изучение иностранных языков является одним из самых популярных видов деятельности людей. Многие учат их только в учебных заведениях, а многие предпочитают также дополнительные занятия. Однако аудиторной работы недостаточно, человек должен также уметь самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В данной работе представлены способы развития учебной автономии при обучении чтению, которые могут стать прекрасным дополнением учебной программы.

Аннотация. В современном мире изучение иностранных языков является одним из самых популярных видов деятельности людей. Многие учат их только в учебных заведениях, а многие предпочитают также дополнительные занятия. Однако аудиторной работы недостаточно, человек должен также уметь самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В данной работе представлены способы развития учебной автономии при обучении чтению, которые могут стать прекрасным дополнением учебной программы.

Ключевые слова: учебная автономия, чтение, иностранные языки, обучение.

В наши дни для полноценного изучения иностранного языка аудиторной работы становится недостаточно, поэтому развитие учебной автономии играет важную роль в современном обучении. Обратимся к отечественной методике, а именно к определению учебной автономии, предложенному Н.Ф. Коряковцевой. По мнению Наталии Федоровны, это «умение субъекта осуществлять учебную деятельность самостоятельно, сознательно организовывать и контролировать её, проводить рефлексию и коррекцию учебной деятельности, и, набираясь опыта, принимать необходимые решения касательно обучения в разнообразных учебных контекстах при определённой независимости от преподавателя, взяв на себя часть его функций» [2, с. 12]. Из определения понятно, что автономия – вид самостоятельного обучения, однако, не стоит путать самостоятельную работу с автономией. По мнению И.Э. Унт, «Самостоятельная работа – учебная деятельность, в рамках которой обучающиеся с некоторой долей самостоятельности, более того, в случае надобности, под присмотром преподавателя делают разнообразные задания» [6, с. 112]. Сравнив определения, мы приходим к следующему выводу: самостоятельная работа происходит под руководством педагога, но без его вмешательства, в то время как автономия – полностью независимая деятельность учащегося, при которой только он несет ответственность за свои результаты. Е.А. Насонова в работе «Анализ интерпретаций учебной автономии», сравнивая самостоятельную работу и учебную автономию, выявляет ещё одно существенное различие между ними: «самостоятельная работа – это часть учебной программы, выполняемая студентом (например, выполнение домашней работы). Учебная автономия – осуществление учебной деятельности в собственных целях, при решении собственных задач в дополнение к учебному плану (деятельность студента вне учебного плана)» [3]. Соответственно, мы понимаем, что учебная автономия может быть реализована в рамках аудиторной работы. Кроме того, она способствует взаимодействию аудиторной и самостоятельной работ, так как вторая является прямым применением учебной автономии.

Поэтому изучение иностранных языков не может ограничиваться лишь аудиторной работой, так как это многогранный и комплексный процесс, включающий в себя усвоение всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, устной речи, лексики и грамматики. В рамках занятий с преподавателем, учащиеся не смогут полноценно развить все эти навыки, поэтому следует приложить некие усилия и больше вникнуть в языковую среду. В этом случае реализация учебной автономии является идеальным решением, но, к сожалению, не все виды речевой деятельности могут быть освоены самостоятельно. Например, навык устной речи можно развить исключительно при участии в процессе обучения педагога, так как только он сможет поставить фонетически правильное произношение, выявить и помочь исправить ученику ошибки. То же самое происходит с аудированием и письмом, в то время как, при обучении чтению, лексике и грамматике навык учебной автономии будет уместен.

В данной статье мы подробнее остановимся на способах развития учебной автономии при обучении чтению. Оно является основополагающим при изучении любого иностранного языка. Чтение помогает развить устную речь и восприятие иностранного языка на слух, научиться писать, а также способствует усвоению грамматики и лексики, так как письменный текст лучше отражает суть грамматических правил, а также все задания для отработки разных языковых навыков представлены в письменном варианте. Во время чтения, учащиеся знакомятся с новой лексикой, которую в дальнейшем запоминают и активно используют в речи. Для развития учебной автономии при обучении чтению учащийся должен уметь автоматически переключать внимание на содержательно-смысловую сторону чтения, а в рамках обучения в школьных условиях, этим умением обладают учащиеся средней школы, следовательно, ученики младшей школы не смогут автономно обучаться чтению.

Важным компонентом, способствующим развитию учебной автономии, является мотивация. Т.Ю. Терновых утверждает, что мотивация обучающегося и осознание им прямого влияния собственных усилий на результат, способствует развитию навыков и умений учебной автономии. Также она подчеркивает, что нельзя недооценивать участие в этом процессе преподавателя. Его основной задачей является обеспечение условий для активного процесса обучения [5]. К сожалению, не все обучающиеся имеют интерес к самостоятельному обучению. Преподаватель может выявить причины отсутствия мотивации, и посодействовать развитию навыков автономии в индивидуальном или групповом порядке.

Таким образом, учитывая возрастную категорию учащихся, педагог должен посодействовать появлению мотивации к учебной автономии у учеников, для этого сначала ему необходимо научить их использовать учебные стратегии. Ключевым является то, что успех обучающегося будет зависеть не от безупречного исполнения поставленных ему задач, а от способности самостоятельно организовать своё обучение. Фактически, преподаватель передает ученику часть своих полномочий и ответственность за результаты и переходит в роль наставника, а также способствует выбору обучающихся индивидуальных стратегий обучения. На сегодняшний день существует большое количество учебных стратегий, однако, для развития учебной автономии самыми эффективными будут метакогнитивные. Среди них можно выделить:

  • планирование своих действий при выполнении учебного задания;
  • постановку промежуточных целей;
  • рефлексию, позволяющую ученику адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;
  • самооценку;
  • гибкость, позволяющую выбрать нужную стратегию обучения [1].

Рассмотрим конкретные примеры реализации каждой из перечисленных выше метакогнитивных учебных стратегий при обучении чтению. Возрастная категория – учащиеся 10 класса общеобразовательной школы.

Преподаватель может предложить обучающимся список иноязычной литературы, состоящий из 12 произведений. Учащиеся 10 класса являются подростками в возрасте 15-16 лет, которым будет интересна литература, непосредственно связанная с ними и их проблемами. Ввиду чего учитель может подобрать произведения про подростков, в которых будут освещаться актуальные вопросы этого возрастного периода: поиск себя и своего предназначения, любовные отношения и т.д. Для реализации этапа планирования действий ученикам можно предложить вести читательский дневник, в котором они будут прописывать точные даты прочтения книг из списка, это поможет распределить нагрузку и время на освоение всего материала. В нём же необходимо ставить промежуточные цели, допустим, отдельно взятый учащийся знает, что за месяц он сможет прочесть лишь одну книгу, соответственно, он может разбить её на главы и распланировать чтение на месяц. Каждый учащийся самостоятельно организовывает свои действия, основываясь на личностные предпочтения, в этом реализуется метакогнитивная стратегия гибкости. В качестве рефлексии в читательском дневнике можно оформлять краткие выводы о прочитанном или писать главные мысли автора на изучаемом языке, а также выписывать лексику, которую учащийся считает интересной и нужной для себя. Самооценивание – важная составляющая самостоятельной работы, обучающийся может взять за основу определенный период времени, например, 1 месяц, и подводить итоги проделанной работы – считать количество прочитанных глав или книг, а также число изученных слов. Если ученик не удовлетворен своими результатами, он всегда может изменить подход, подобрать другие методы работы со списком литературы или попросить совета у учителя, в этом также прослеживается реализация метакогнитивной стратегии гибкости. Главным условием является контроль со стороны преподавателя, так как сами ученики не смогут мотивировать себя на чтение и ведение отчетности. Для поддержания их активности учитель может каждый месяц просматривать результаты деятельности учеников и просить рассказать немного прочитанной информации, используя выписанную лексику. Не лишним будет поощрить это дополнительной оценкой по школьному предмету. Так учащиеся будут понимать, что к концу каждого месяца они должны представить отчет о проделанной работе, а также смогут получить дополнительные баллы по предмету в школе.

Также эффективным способом реализации метакогнитивных стратегий является ведение портфолио. Принцип работы схож с ведением читательского дневника, однако, все перечисленные выше действия должны подкрепляться тренировочными упражнениями, которые учащимся предоставляет учитель. Обучающиеся также оформляют результаты своей деятельности в единый отчет и предоставляют его учителю для оценки.

Вне зависимости от выбранного способа контроля деятельности учащихся, педагогу необходимо постоянно интересоваться их успехами и результатами, «напоминать» об этой работе. Также учитель должен порекомендовать не только произведения, но и дополнительные тексты или ресурсы, работа с которыми приведет к высоким результатам в знании иностранного языка. Например, педагог может ознакомить учащихся с ресурсами интернета (посоветовать сайты, на которых собраны тексты, распределенные по уровням языка и тематикам, сайты известных иностранных изданий, где можно прочесть новости или статьи на изучаемом языке). Интересным способом может стать внедрение мобильных приложений (электронных библиотек с произведениями на языке оригинала, сборников иноязычной литературы и т.д.).

А.Н. Яковлева и С.А. Дмитриева утверждают, что «для самостоятельного чтения или прослушивания учащимся лучше рекомендовать относительно короткие тексты, на содержании которых они могут концентрировать свое внимание, например сообщение, часть рассказа, и др.» [7]. Преподаватель должен подсказать учащимся, что при работе с текстом непонимание каждого слова является нормой, также не стоит переводить все незнакомые слова, нужно учиться самостоятельно догадываться, какой перевод имеет слово, исходя из контекста. Стоит отметить, что чтение вслух является не только тренировкой навыка чтения, но и отличной практикой произношения, поэтому ученики могут использовать этот метод при автономном обучении.

Развитие учебной автономии – длительный процесс, успешное внедрение которого в образовательный процесс учащихся в большинстве случаев зависит от находчивости и упорства преподавателя. Учебная автономия при обучении чтению является целесообразным дополнением учебной программы, способствует повышению уровня языка и всестороннему развитию учащихся, а также приобщает их к культурам стран изучаемого языка.

Литература:

  1. Григорьева Е.Я., Малеева Е.А. Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам. // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2 (дата обращения: 15.11.2022).
  2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей: учеб. Пособие. Москва: АРКТИ, 2002. 176 с.
  3. Насонова Е.А. Анализ интерпретаций понятия «Учебная автономия». // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» 2010/ №1(2) С.: 145-149.
  4. Основы методики обучения иностранным языкам. / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: Кнорус, 2017 С.: 82, 158.
  5. Терновых Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокуреников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык): Дис., … канд, пед. наук: 13.00.02. / Терновых Тамара Юрьевна. М.: 2007. 281 с.
  6. Унт И.Э. Индивидуализация учебных заданий и еѐ эффективность: на материалах 5-8-х классов : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. / Унт Инга Эриховна; ВГУ имени Капсукаса. Вильнюс, 1975. 393 с.
  7. Яковлева А.Н., Дмитриева С.А. Развитие учебной автономии учащихся в процессе обучения иностранному языку. // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №4 (дата обращения: 11.11.2022).

Ways to develop educational autonomy in teaching to read in a foreign language

Trofimenko E.S.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolesnikov Andrey Aleksandrovich,
Professor, Department of Germanic Studies and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. In the modern world, learning foreign languages is one of the most popular activities of people. Many people study them only in educational institutions, and many also prefer extra classes. However, classroom work is not enough; a person must also be able to independent educational activities. This article presents ways to develop educational autonomy in teaching to read, which can be an excellent addition to the curriculum.
Keywords: educational autonomy, reading, foreign languages, teaching.

Literature:

  1. Grigorieva E.Ya., Maleeva E.A. Autonomy of students as a principle of the organization of teaching foreign languages 2014. / Modern Problems of Science and Education. №2 (date of the address: 15.11.2022).
  2. Koryakovtseva N.F. Modern methods of organizing independent work of foreign language learners: a manual for teachers. Moscow: ARKTI, 2002. 176
  3. Nasonova E.A. Analysis of interpretations of the concept of «Educational autonomy». News of universities. Humanities Series 2010. №1(2). Page: 145-149.
  4. Galskova N.D. Fundamentals of methods of teaching foreign languages. / A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: Knorus. 2017. 158 pages.
  5. Ternovykh Yu. Methodology of formation of strategies of autonomous educational activity among first-year students in working with a foreign language text (language faculty, German): Dissertation: … cand, ped. Sciences: 13.00.02. / Ternov Tamara Yurievna. Moscow: 2007. 281 pages.
  6. Unt I.E. Individualization of educational tasks and its effectiveness: based on the materials of grades 5-8. VSU named after Kapsukas. Vilnius, 1975. 393 pages.
  7. Yakovleva A.N, Dmitryeva S.A. Development of educational autonomy of students in the process of foreign language learning. 2017. №4 (date of the address: 11.11.2022).