Аннотация. В статье рассмотрены групповые методы обучения, направленные на построение обучающимися диалогических высказываний, раскрыты понятия и значения четырех компетенций в области овладения обучающимися диалогической стороной речи, а также проанализирован УМК Starlight 6 с позиции представленности групповых методов обучения диалогу.

Ключевые слова: диалогическая речь, критическое мышление, кооперация, креативность, коммуникация, групповая работа, парная работа.

Сейчас происходит переход человечества к технологической, информационной эпохе, появление новых информационно-коммуникативных технологий, а также образование как институт становится главным источником общественного прогресса [8].

Каждое развитие элемента общества осуществляется за счет совместной деятельности людей. Следовательно, с развитием сфер деятельности возрастает роль социального взаимодействия, что предполагает установление контактов, связей, обмен мнениями и идеями. Диалог как форма устного высказывания обладает огромной значимостью в современной мире, от чего и обучение диалогу необходимо грамотно реализовывать с раннего возраста.

Для достижения умения социального взаимодействия необходимо с раннего детства уделять исключительное внимание развитию навыков и умений диалогической речи. Осуществлять данную деятельность учитель может за счет применения различных групповых методов обучения на уроке. Групповой метод обучения решает три основные задачи: конкретно-познавательную, коммуникативно-ориентационную и социально-ориентационную, которая воспитывает гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе. Большое значение для построения диалогических высказываний имеет то, какой набор лексических единиц и структур заложен в сознании обучающихся.

При помощи метода наблюдения было выявлено, что в ГБОУ №285 им. В.А. Молодцова на уроках зачастую не использовались групповые методы обучения для овладения обучающимися диалогической стороной речи. Предпочтение отдавалось парной работе для развития навыков и умений диалогической речи.

Обращаясь к федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287, можно обнаружить особые требования к формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся в рамках овладения ими универсальными учебными коммуникативными действиями. Обучающиеся должны овладеть умением воспринимать и формулировать суждения, выражать собственные эмоции в зависимости от цели коммуникативной ситуации; распознавать невербальные инструменты общения и т.д.; в процессе диалога владеть умением задавать вопросы, касающиеся обсуждаемой темы, высказывать идеи для последующего решения коммуникативной задачи; владеть умением сопоставлять свои суждения с чужими, отыскивать различия и сходства, а также владеть умением публичного представления результатов исследования (ФГОС 43.2) [11].

Примерная основная образовательная программа основного общего образования также отводит большую роль совместной деятельности в учебном процессе и включает овладение обучающимися умением составлять план организации коллективной работы, определять свои функции, расставлять задачи между участниками команды, принимать участие в коллективной деятельности и др. [9].

Во ФГОС ООО также большое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта. Диалог как форма взаимодействия людей предполагает учет эмоций собеседника, понимание мотивации и намерения участников коммуникативной ситуации, способность управлять как своими, так и эмоциями других людей для решения поставленной практической задачи (ФГОС 43.3) [11].

В рамках концепции «Обучение в 21 веке» образовательное пространство конструируется с учетом современных умений и навыков для создания условий развития четырех компетенций, в которые входят критическое мышления, кооперация, креативность, коммуникация. В настоящее время развитие этих компетенций стоит в приоритете разработок образовательных программ [8]. Все перечисленные составляющие неразрывно связаны с построением диалогического высказывания в рамках групповых методов обучения. Коммуникационные навыки – то, насколько легко человек устанавливает контакт, как поддерживает беседу и умеет договариваться. Не перебивать и дослушивать собеседника до конца – это уже один из гибких навыков. Говоря о командной работе, то данная форма взаимодействия включает высокую степень ответственности за проделанную работу и её качество. Даже если что-то идёт не по плану, члены команды должны уметь договариваться между собой.

Одним из критериев инновационного образовательного пространства является возможность самовыражения и творческой деятельности, а также возможность группового взаимодействия и неформального общения обучающихся [4, с. 190].

Таким образом, возникает противоречие между социальным заказом общества и недостаточным применением на практике разнообразных групповых методов, направленных на формирование «гибких навыков» и умений диалогической речи на уроке английского языка (далее – АЯ), а также между существующими современными групповыми методами обучения и недостаточной их выраженностью в отечественных УМК по АЯ.

Рассмотрим понятие диалога. Диалог представляет собой форму речи, в процессе которой осуществляется прямой обмен высказываниями между двумя и более лицами. Основу любого диалога составляют высказывания, сочетания которых определяют его сущность [1].

Говоря о навыках 4К, необходимо рассмотреть их с позиции их формирования при построении диалогической речи.

Развитие критического мышления осуществляется прежде всего через диалог, где обучающиеся в процессе взаимодействия приходят к решению определенной проблемы. Вдобавок, одним из методов группового обучения выступает технология проблемного обучения, предполагающая анализ поставленной проблемы и ее дальнейшее обсуждение и рассмотрение с разных сторон. Вследствие чего возникает необходимость задействовать критическое мышления не только для решения конкретного проблемного вопроса, но и поставленной коммуникативной задачи [4].

Важно, чтобы коммуникативная задача была поставлена четко, и ситуация общения была приближена к жизненной, после чего определяются роли коммуникантов и др.

Развитие навыков кооперации происходит за счет умения осознавать чувства и идеи других. Здесь важную роль также играет развитие эмоционального интеллекта. Принятие эмоций и идей собеседников способствует развитию способностей уважать, ценить точку зрения других людей и идти на компромиссы.

Креативность же формируется при помощи таких групповых методов, как метод проектов, дискуссии, ролевые игры и др. [4, с. 191].

Мы считаем, что следующие групповые методы могут быть применимы к обучению диалогической стороне речи:

  • мозговой штурм;
  • охота за сокровищами;
  • метод «пила»;
  • метод группового исследования;
  • поисковый метод;
  • ролевая игра;
  • дебаты;
  • обучение в сотрудничестве;
  • применение IT-технологий при групповой работе (интерактивные опоры, плакаты);
  • технология проблемного обучения и др. [5].

При анализе УМК Starlight 6 (авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) было выявлено, что в учебнике задания, направленные на развитие навыков и умений диалогической речи, имеют определенные обозначения (см. рис. 1, 2) [2]. Значок с тремя обучающимися подразумевает задание, способствующее развитию навыков и умений диалогической речи в группе, а значок с двумя обучающимися предполагает работу в паре.

Рис. 1. Развитие диалогических умений в группе

 

Рис. 2. Развитие диалогических умений в паре

Однако в результате детального анализа учебника было обнаружено, что значков, где используется групповой метод обучения, очень малое количество. Большинство заданий на говорение в рамках диалога подразумевает парную работу. Помимо основного содержания учебника был изучен раздел Vocabulary bank, где представлены дополнительные задания на отработку материала. Данный раздел также содержит задания на развития навыков и умений диалогической речи (см. рис. 3).

Рис. 3. Работа в паре на развитие умений диалогической речи

Вместе с тем, в учебнике представлено достаточно большое количество заданий, предполагающих использование ИКТ и ресурсов сети Интернет в качестве осуществления проектной деятельности обучающихся как группового метода обучения. В данном случае, такие задания не только способствуют организации групповой работы и развитию навыков и умений диалогической речи, но и развивают навык публичного выступления с представлением результатов группового исследования, умение самостоятельного распределения ролей при планировании проекта (см. рис. 4).

Рис. 4. Осуществление проектной работы

Тем не менее, не все задания на использование ИКТ предполагают групповую работу (см. рис. 5). В данном случае учитель может сам организовывать групповую работу на основе имеющегося задания, другими словами, видоизменять форму, но не содержание предложенного учебником задания.

Рис. 5. Осуществление поисковой работы

Кроме того, учебник содержит задания на размышления со значком Think (см. рис. 6). В данном случае учитель может также модифицировать задание, изменив его таким образом, чтобы применить такой групповой метод обучения, как технология проблемного обучения. Здесь будет реализовываться не только диалогическая речь обучающихся, но и развиваться их критическое мышление, которое является одним из навыков 4К в концепции «Обучение в 21 веке».

Рис. 6. Вопрос для размышления

В рамках анализа УМК Starlight 6 была также изучена книга для учителя (авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) [3]. В каждом уроке учителю даются рекомендации по организации учебного процесса. Относительно групповых методов обучения предлагаются такие установки, как group work, projects, to give a presentation, to brainstorm и др. Однако не все задания направлены на развитие навыков и умений говорения. Между тем, учитель может изменить немного задание и представить его в форме дискуссии или беседы для использования групповых методов обучения, тем самым стимулируя обучающихся к составлению диалогических высказываний.

Организацию групповой работы для обучения диалогической речи возможно осуществить с помощью заданий game (см. рис. 7). Учителю необходимо лишь дать четкую коммуникативную установку, чтобы способствовать развитию диалогических навыков и умений обучающихся.

Рис. 7. Game

Процентное соотношение заданий, направленных на работу в паре и группах на развитие навыков и умений диалогической речи можно изобразить в виде диаграммы (см. рис. 8). Заданий со значками, представляющими два обучающихся (парная работа) и с указанием tell you partner насчитывается около 28, однако заданий со значками, где изображены три обучающихся (групповая работа) – 12.

Рис. 8. Работа в паре и группах

Рассматривая предлагаемые учебником задания с применением групповых методов обучения, можно сделать вывод о том, что они представлены немногочисленными заданиями (см. рис. 9). Виды этих заданий также немногочисленны.

Рис. 9. Вариативность групповых методов в УМК Starlight 6

На основании полученных результатов исследования, были сформулированы рекомендации по использованию групповых методов для обучения диалогической речи.

  1. Для использования в учебном процессе группового метода для обучения диалогу необходимо, прежде всего, учесть уровень развития диалогических навыков и умений обучающихся и имеющийся у них набор лексических единиц и грамматических структур для самостоятельного составления высказываний;
  2. При выборе группового метода также важно учесть содержание задания на говорение. Если задание не подразумевает работу в группе, то необходимо посмотреть возможно ли его видоизменить, чтобы способствовать организации группового взаимодействия между обучающимися;
  3. Проанализировав способности обучающихся и содержание заданий на говорение, можно организовывать такие виды уроков, как урок-беседа, анализ ситуаций, дидактическая игра, урок-дискуссия, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-взаимоконтроля, урок-соревнование для активизации речевой деятельности обучающихся;
  4. Можно использовать на уроках дополнительные аутентичные материалы, способствующие организации разнообразных групповых методов обучения: охота за сокровищами; метод «пила»; метод группового исследования; поисковый метод; обучение в сотрудничестве; применение интерактивных опор, плакаты; технологии проблемного обучения и др.

Литература:

  1. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка. // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 92-94 (дата обращения: 20.10.2022).
  2. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / [К.М. Баранова. Д. Дули, В. В. Копылова и др.]. М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. 184 с. ил. (Звёздный английский).
  3. Английский язык. Книга для учителя 6 класс. Пособие для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / [К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др.]. М.: Express A64 Publishing: Просвещение, 2013. 168 с.: ил. (Звездный английский).
  4. Арно А.О. Проектирование образовательного пространства на основе подхода развития навыков «4к». KANT. №1(34). 2019. С. 188-192.
  5. Восемь форм группового обучения учеников: одна голова хорошо, а две лучше: сайт (дата обращения: 20.10.2022).
  6. Гладнева С.Г. Метод 4К. 2002. // Сайт Волгоградской Гуманитарной Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. URL: https://vgaps.ru/news/1229 (дата обращения: 20.10.2022).
  7. Карайдарова З.Б. Организация обучения методом групповой работы как форма диалогического обучения. // XIII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами». Сборник статей. 2 часть. М.: 2021. С. 537-541 (дата обращения: 10.2022).
  8. Педагогика высшей школы. Тенденции развития высшего общества. / Курс лекций проф. Лызь Н.А. (дата обращения: 20.10.2022).
  9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. // Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 (Шдата обращения: 20.10.2022).
  10. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. 2-е изд. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. 39 с.
  11. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287, с изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 г. (дата обращения: 10.2022).

Group methods of teaching English dialogic speech in primary school

Ushkova S.S.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Pogrebnyak Julia Vladimirovna,
Professor, Department of Methods of Teaching English and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Philology, Associate Professor

Annotation. The article considers group teaching methods aimed at building dialogic statements by students, reveals the concepts and meanings of the four competencies in the field of mastering the dialogic side of speech by students, and also analyzes the Starlight 6 UMK from the position of the representation of group methods of teaching dialogue.
Keywords: dialogic speech, critical thinking, cooperation, creativity, communication, group work, pair work.

Literature:

  1. Agaeva O.V. Teaching dialogic speech in English lessons. // Actual tasks of pedagogy: materials of the I International Scientific Conference (Chita, December 2011). Chita: Publishing House Young Scientist, 2011. Page: 92-94 (date of the address: 20.10.2022).
  2. 6th grade: textbook for educational institutions and schools with in-depth study of the English language. / [To M. Baranova, D. Dooley, V.V. Kopylova, etc.]. Moscow: Express Publishing: Enlightenment, 2013. 184 pages: ill. (Star English).
  3. A book for a 6th grade teacher. A manual for general education. institutions and schools within depth study of English/ / [K.M. Baranova, D. Dooley, V.V. Kopylova, etc.]. Moscow: Express A64 Publishing: Enlightenment, 2013. 168 pages: ill. (Star English).
  4. Arno A.O. Designing of a parallel space based on the approach of skills development «4k». KANT. 2019. №1(34). Page: 188-192.
  5. Eight forms of group learning of students: one head is good, and two are better: website. 2011 (date of the address: 20.10.2022).
  6. Gladneva S.G. Method of 4K. 2002. //Site of Volgograd Humanitarian Academy of professional training of specialists in the social sphere (date of the address: 20.10.2022).
  7. Karaidarova Z.B. Organization of training by group work as a form of dialogue training. // XIII International Scientific and Practical Conference «Shamov Pedagogical Readings of the Scientific School of Educational Systems Management». Collection of articles. 2 part. Moscow: 2021. Page: 537-541 (date of the address: 20.10.2022).
  8. Pedagogy of higher education. Trends in the development of high society. / Lecture course prof. Lyzh N.A. (date of the address: 20.10.2022).
  9. The approximate main educational program of basic general education. //Approved by the decision of the Federal Educational and Methodological Association for General Education, Protocol 6/22 of 15.09.2022 (date of the address: 20.10.2022).
  10. Tantsorov S.T. Group work in developmental education. 2nd ed. Riga: Ped. center «Experiment», 1997. 39 pages.
  11. Federal State Standard for Basic General Education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021. №287, as amended and supplemented on July 18, 2022 (date of the address: 20.10.2022).