Аннотация. В статье рассматривается пути организации семейных образовательных событий, которые являются отражением различных форм организации совместной деятельности родителей и детей при непосредственном участии педагогических работников для решения задач развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: образовательное событие, родительская компетентность.

Численность семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями увеличивается с каждым годом. В научной литературе авторы уделяют особое внимание развитию, воспитанию, обучению и социализации детей, общению родителей и детей (В.В. Ткачева). Родителям сложно в одиночку решить возникающие проблемы общения, всестороннего развития личности ребенка. В связи с этим проектирование и осуществление совместной деятельности родителей и педагогов, является важной задачей развития единого образовательного пространства, объединяющего ресурсы города, образовательной организации и семьи (О.Г. Приходько, Е.А. Стребелева, Е.В. Ушакова, О.В. Югова).

Трудности взаимодействия с ребенком с особыми образовательными потребностями в семьях определяется рядом факторов: психологическое здоровье семьи, состояние стресса у матери и ближайшего окружения, вариативность нарушений развития у ребенка, проблемы определения перспектив развития и обучения ребенка и семейного взаимодействия, низкий уровень осведомленности родителей о возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, недостаточный уровень родительской и психолого-педагогической компетентности, сложности организации семейного общения и досуга, недостаточный уровень установления партнерских отношений, эффективной коммуникации с педагогами системы сопровождения и другими специалистами.

В рамках рассматриваемой темы необходимо определить понятия родительской компетентности и психолого-педагогической компетентности родителей. Данное понятие включает в себя набор личностных качеств родителя и характерные черты их поведения и действий в отношении ребенка, которые способствуют нравственному, моральному, социальному и личностному развитию ребенка. У родителей на протяжении всей жизни формируется родительская компетентность по разным сферам жизни и развития ребенка. При этом родительская компетентность отца и матери по своей сущности будет одинакова, но определенные действия по отношению к ребенку и модели поведения будут иметь характерный гендерный признак.

Психолого-педагогическая компетентность родителей, на наш взгляд, предполагает осознанное использование психолого-педагогических знаний и технологий в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей определяет широкие возможности взаимодействия с педагогами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами с целью составления и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка в едином образовательном пространстве.

Вариативность нарушений развития ребенка с особыми образовательными потребностями значительно осложняют взаимодействие с ним родителей в отдельных случаях, особенно в первые годы жизни, выявляет недостаточную родительскую и психолого-педагогическую компетентность в силу нехватки знаний о проблемах ребенка, о его особых образовательных потребностях, непонимания индивидуальных особенностей.

В связи с этим мы отмечаем особую необходимость реализации совместной систематической и целенаправленной, планируемой деятельности семьи и образовательной организации по выявлению талантов и способностей детей, восполнению дефицитов развития с опорой на ресурсные стороны ребенка и ресурсы семьи. Поэтому такая совместная деятельность носит персонализированный характер и направлена на определенные потребности конкретного ребенка и семьи. Различные виды совместной деятельности могут быть реализованы как традиционно в условиях образовательной организации (открытые занятия, мастер-классы, фестивали, выставки, праздничные концерты, тематические досуги), так и в условиях семьи.

Важно для развития и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в семье, его социальной адаптации соблюдать следующие правила. Создание родителями условий для проявления самостоятельности с первых лет жизни, поддержания детской инициативы. Педагогу важно разъяснить родителям, что гиперопека порой тормозит развитие ребенка. Ребенок должен иметь определенные свободы в познании и исследовании окружающего мира. Однако взрослый, в частности родитель, может и должен руководить этим исследованием посредством создания соответствующей предметно-развивающей среды дома и моделирования ее под задачи детского познания. Пусть малыш делает то, что ему нравится, познает мир и главное познает его самостоятельно. Когда ребенок делает что-то сам у него повышается самооценка оттого, что он причастен к какому-либо делу, ребенок чувствует свою значимость. Например, в ходе развивающих игр, в которые родители играют со своим ребенком необходимо давать ему свободное время, чтобы ребенок сам придумал какую-либо игру с определенным предметом. если это кубики, то ребенок может сам инициировать постройку башни из них, ворот для проезда машины определенного размера и пр.

Также необходимо предусмотреть и обеспечить успешность выполнения предлагаемой деятельности ребенком с особыми образовательными потребностями. Поэтому каждая предлагаемая деятельность всегда должна иметь ощутимый результат для ребенка. Для этого следует внимательно наблюдать за ребенком, ставить ему посильные задачи, оказывать только необходимую помощь. Радость достижения результата позволит ребенку продвигаться в своем развитии маленькими шажочками и осваивать новые горизонты.

При этом одним из важных принципов реализации деятельности ребенком с особыми образовательными потребностями, взаимодействия с ним – это целесообразность предлагаемой деятельности и соответствие ее возможностям и образовательным потребностям ребенка. Необходимо помнить, о том, что дошкольник может заниматься одним делом не более 15-20 минут, поэтому просить ребенка сразу убрать игрушки на место не стоит, поскольку тогда он быстро переутомится и потеряет интерес к игровой деятельности, будучи сконцентрирован больше на уборке, нежели на игре.

Также необходимо учить ребенка видеть, а затем и предвидеть последствия невыполненного действия. В дошкольном возрасте дети эмоционально переживают неудачи. Например, если ребенок не закрывает за собой клей после того, как использовал его, то он засохнет, и он больше не сможет им пользоваться. Родитель или педагог может акцентировать на этом внимание ребенка, сказав, что это произошло из-за того, что он забыл закрыть клей. Тем самым решается еще одна очень важная задача - формирование причинно-следственных связей в окружающем мире, в осуществляемой деятельности. Не стоит сразу покупать новый клей. Важно дать понять ребенку, что если он не будет ухаживать за своими вещами, то тогда они быстро испортятся.

Ребенка с особыми образовательными потребностями не стоит погружать в условия многозадачности или в условия большого количества отвлекающих факторов. Все задачи должны предъявляться последовательно. Ребенок, в том числе с особыми образовательными потребностями, как правило, не сможет выполнить многоступенчатую инструкцию и не сможет эффективно и качественно выполнить множество поставленных задач. Необходимо добавлять новые задачи только после уверенного освоения плана деятельности по предыдущей задаче. Например, сначала необходимо выполнить деятельность вместе, если возникают определенные сложности у ребенка или это совершенно новый вид деятельности для него, а только затем ребенок выполняет деятельность самостоятельно, достигая успеха и закрепляя его.

Наблюдение со стороны родителей за деятельностью ребенка, проявлением интересов к определенным предметам, играм, деятельности позволит создать условия для раскрытия способностей и талантов ребенка. Стоит отметить, что создание условий для мотивации к участию в какой-либо деятельности является важной составляющей, которой выступает игра, игровые задания в том числе с использованием цифровых технологий.

Все вышеперечисленные особенности организации деятельности в условиях домашнего воспитания могут найти свое отражение в рамках реализации семейных образовательных событий, которые, по нашему мнению, могут стать продолжением образовательной деятельности, реализуемой воспитателем и специалистами сопровождения.

Семейные образовательные события – это авторский термин, который, на наш взгляд, отражает различные формы организации совместной деятельности родителей и детей, реализуемой в домашних условиях с целью решения задач развития, обучения, воспитания и коррекции при непосредственном руководстве или участии педагогических работников.

Для педагогических работников семейные образовательные события – это дополнительный ресурс для реализации образовательной и коррекционно-развивающей работы, демонстрирующие принцип преемственности в условиях взаимодействия образовательной организации и семьи, и принцип эффективного партнерства семьи и школы. Семейные образовательные события могут выступать важным продолжением деятельности педагогов с ребенком в образовательной организации и направлены на закрепление, расширение знаний ребенка, формирование умений и приобретение практического опыта ребенком с особыми образовательными потребностями.

Так же семейные образовательные события выступают инструментом повышения родительской и психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. В ходе взаимодействия родители получают не только сведения по результатам наблюдения педагогов, но и определенные рекомендации педагогов по реализации игровых заданий, по отбору игровых ресурсов, по созданию игровой предметно-развивающей среды, по технологиям эффективного общения с ребенком.

Проведению семейного образовательного события предшествует определенная система работы педагога, а само семейное образовательное событие проводится по определенному алгоритму с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.

Обозначим систему предварительной работы педагога:

  • определение ресурсов и дефицитов в развитии ребенка, системы эффективной коммуникации и визуальной поддержки, возможностей адаптации материала с учетом особых образовательных потребностей;
  • проведение мероприятий в образовательной организации с участием родителей с целью демонстрации возможностей ребенка, моделей поведения во взаимодействии и моделей поддержки для успешного выполнения заданий и деятельности, возможностей работы с тем или иным образовательным материалом;
  • определение вариативного образовательного контента, который будет предлагаться ребенку и родителям в рамках реализации семейных образовательных событий, необходимого для закрепления и приобретения дополнительного практического опыта в естественной жизненной ситуации и формирования академических и жизненных компетенций;
  • определение включенности родителей в образовательный процесс и ресурсов семьи для реализации образовательного события;
  • знакомство семьи с алгоритмами реализации семейных образовательных событий и критериев оценки эффективности;
  • совместное планирование педагога с родителями тематических семейных образовательных событий (краткосрочное планирование, подразумевающее 1-2 события в месяц).

В ходе реализации системной работы по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, на основе адаптированных основных общеобразовательных программ для детей дошкольного возраста, например, материалов программы «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса), мы разрабатываем игровой материал для реализации семейных образовательных событий. Продемонстрируем на примере закрепления знаний по теме «Времена года».

Данная тема широко освещена в различных методических пособиях, в том числе коррекционно-педагогического характера. Тема «Времена года» имеет концентрический принцип реализации в разные периоды дошкольного детства. Игровой материал включает в себя контент, в первую очередь, направленный на речевое развитие (авторские стихи для прочтения и заучивания и стихи, рекомендованные программой дошкольного образования, в том числе адаптированной) и познавательное развитие (дидактические игры, игровые задания и упражнения); наглядный материал для визуализации передаваемой информации. Завершается семейное образовательное событие квестом или викториной, разработанными в соответствии с возрастом, особыми образовательными потребностями и возможностями конкретного ребенка.

Приведем пример одного из вариантов предлагаемого родителям алгоритма мероприятия, проводимого с ребенком с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Осень»

  1. Мотивационно-организационная часть (родители создают предметно-развивающую среду, мотивирующую ребенка к деятельности и взаимодействию).
  2. Основная часть семейного образовательного события:
  • Игра для развития речевого внимания, фонематического слуха (например, ускоренная аудиозапись стихотворения).
  • Мнемотаблица, позволяющая запомнить стихотворение и воспроизвести его;
  • Веселый танец «Осень золотая».
  • Дидактическая игра «Что люди делают осенью?» (картинный материал: человек собирает яблоки, ребенок катается на коньках, дедушка собирает грибы и пр.). «Внимательно рассмотри картинку». Если на картинке изображено действие, которое можно делать осенью, то ребенок хлопает в ладоши, а если нет, то топает ногами.
  • Скороговорка. Материал подобран с учетом речевых возможностей ребенка и оценки звукопроизносительной стороны речи. Речевой материал всегда имеет визуальную поддержку:

Дождик, дождик, не дожди
Дождик, дождик, подожди.
_________________________

Овощи тащи – будут щи.
__________________________

Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.

По итогам выполнения каждого задания ребенок получает элементы картины «Золотая осень» Исаака Левитана. После того как собраны все элементы картины ребенок собирает картину. При затруднениях взрослый оказывает необходимую помощь.

  1. Заключительная часть.

Тематический квест или викторина, направленные на закрепление знаний, формирование умений и практического опыта.

  1. Подведение итогов с перечислением основных видов деятельности.

Важно, чтобы все задания были посильны для выполнения ребенком, чтобы ребенок, выполняя задания, в том числе при помощи взрослого, всегда достигал положительного результата и имел ощущение успеха.

Большим ресурсом для родителей в рамках реализации семейных образовательных событий является возможность распределить задания в рамках одного дня. Родители не должны пытаться реализовать сразу весь сценарий. Они должны ориентироваться на интерес ребенка, его истощаемость и желание взаимодействовать. При этом разные задания могут быть реализованы в разных условиях. Например, скороговорка может быть предложена во время прогулки, когда ребенок идет по листьям. Рассредоточенные в течение дня задания, по нашим наблюдениям, способствуют поддержанию интереса ребенка к обозначенной теме и исключают возможность утомления ребенка с особыми образовательными потребностями.

Таким образом семейные образовательные события способствуют восполнению дефицитов развития ребёнка, являясь частью коррекционно-развивающей работы, гармоничному развитию личности, развитию творческих интересов, развитию позитивных отношений в семье, сотрудничеству семьи и специалиста, а также являются инструментом повышения родительской и психолого-педагогической компетенции.

Литература:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
  2. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. и др. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. М.: Парадигма, 2021. 378 с.
  3. Стребелева Е.А. Инклюзия: риски и перспективы образования детей дошкольного возраста, помощь семье. // Дошкольное воспитание. 2017. №11. С. 4-10.
  4. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: НКЦ, 2021. 152 с.
  5. Ушакова Е.В. Особенности родительских позиций по отношению к детям с речевыми нарушениями. // Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10-11 апр. 2008 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Учреждение образования «Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка»; [отв ред. С. Е. Гайдукевич]. Минск, 2008. С. 295-298.
  6. Гагарина Н.В., Ушакова, Е.В., Пахомова С.Е. Организация единого информационно-образовательного пространства. // Управление ДОУ. 2011. №9. С. 10-24.
  7. Ушакова Е.В. Семья ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды. // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Третий выпуск. М.: ЛОГОМАГ, 2015. С. 156-162.
  8. Филатова И.А., Югова О.В., Приходько О.Г., Любимов М.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. // Специальное образование. 2021. №3. С. 140-152. (дата обращения: 11.11.2022).

Family educational events as tool for improving parental competence in the upbringing and education of children with special education needs

Rabinovich I.A.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ushakova Elena Viktorovna,
Head at the Department of Correctional Pedagogy and Special Education of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article examines the ways of organizing family educational events, which are a reflection of various forms of organizing joint activities of parents and children with the direct participation of teaching staff to solve the problems of development, education and upbringing of children with special educational needs.

Keywords: educational event, parental competence.

Literature:

  1. From birth to school. Innovative program of preschool education. / Ed. N.E. Veraksy, T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Fifth edition (innovative), Spanish and additional Moscow: MOSAIC-SYNTHESIS, 2019. 336 pages.
  2. Prikhodko O.G., Levchenko I.Yu., etc. Early comprehensive care system for children with HIA and their parents. Moscow: Paradigm, 2021. 378 pages.
  3. Strebeleva E.A. Inclusion: risks and prospects for the education of preschool children, family assistance. // Preschool education. 2017. №11. Page: 4-10.
  4. Tkacheva V.V. Family of a child with disabilities: diagnosis and counseling. Moscow: NCC, 2021. 152 pages.
  5. Ushakova E.V. Features of parental positions in relation to children with speech disorders. // Special education: traditions and innovations: materials of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, April 10-11, 2008 / Ministry of Education of the Republic of Belarus, Educational Institution «Belarus. State food. un-t. Maxim Tank»; [ed. S. E. Gaidukevich]. Minsk, 2008. Page: 295-298.
  6. Gagarina N.V., Ushakova, E.V., Pakhomova S.E. Organization of a single information and educational space. // Pig Trap Area Management. 2011. №9. Page: 10-24.
  7. Ushakova E.V. Family of a child with disabilities in the form of inclusive education. // World of specialized pedagogical and psychological. Scientific and practical almanac. Tretyakov Gallery. Moscow: LOGOMAG, 2015. Page: 156-162.
  8. Filatova I.A., Yugova O.V., Prikhodko O.G., Lyubimov M.L. The use of information and communication technologies in consulting with parents, fictional persons with disabilities. // Spox ethnic image. 2021. №3. Page: 140-152. (date of the address: 11.11.2022).