Аннотация. В статье описываются этапы работы в интерактивной песочнице, предлагается перспективное планирование по её использованию в образовательном процессе дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе речевого развития.
Ключевые слова: интерактивная песочница, дети с общим недоразвитие речи, календарно-тематическое планирование по речевому развитию
В последние годы число детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольные образовательные организации постоянно увеличивается, в связи с этим профессионалами дошкольного учреждения переосмысливаются цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания, а вдобавок поднимается вопрос об использовании мультимедийных средств и форм работы.
Одним из таких средств работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является интерактивная песочница, которая является уникальным инновационным продуктом, эффективно использующимся в образовательном процессе.
Модели интерактивных песочниц на образовательном рынке представлены в разнообразии, и с различными режимами действия. Так, в одной из моделей представлено 19 режимов, с помощью которых можно планировать и осуществлять образовательно-развивающую и коррекционно-развивающую работу средствами игры с помощью интерактивной песочницы IsandBOX [3].
Организованные игры, обучающие занятия и диагностические пробы – это лишь одни из вариантов функционального использования данного интерактивного оборудования. С помощью этого оборудования, дети с особыми образовательными потребностями скорее узнают окружающий мир и сформируют представление о нем. При этом затрагивается формирование всех когнитивных функций ребенка: восприятия, внимания, памяти, мышления, речевого развития. При развитии одной функции упражняются нейронные связи, которые соприкасаются с другой. Таким образом, забавы в интерактивной песочнице, нацеленные на улучшение визуальной памяти, подключают также развитие концентрации и распределения внимания. Кроме того, применение интерактивной песочницы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию цветового восприятия, познавательной сферы, речевого развития, формированию элементарных математических представлений, сенсорному развитию, моторных нарушений, а также снятие эмоционального напряжения.
В своей проектной деятельности мы рассматриваем интерактивную песочницу как средство, способствующее дальнейшему речевому развитию детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), которое показывает степень нарушения формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.
Группа детей, с которыми выполняется проект, имеет ряд особенностей, несмотря на наличие развёрнутой фразовой речи:
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
- фонетико-фонематического недоразвития;
- нарушение ритмико-слоговой структуры слова.
В настоящее время, по информации зарубежных и отечественных исследователей, число детей с ОНР значительно возросло. Накоплен, обширный теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики всевозможных клинических проявлений речевых нарушений при ОНР. Об этом писали Л. Волкова, Ю. Гаркуша, В. Глухов, Л. Ефименкова, Р. Левина, Л. Лопатина, Н. Серебрякова, Т. Филичева, Г. Чиркина, С. Шахова и др. Все эти авторы отмечают, что у ребенка дошкольного возраста с ОНР ограничены способности речевого общения и социальные возможности, что отражается на всей его личности.
Вследствие этого нами выдвинуто предположение, что использование интерактивной песочницы даст реальные результаты в раскрытии речевых возможностей детей с ОНР III уровня.
Работа интерактивной песочницы выстроена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обыкновенный песок преобразуется в волшебную страну узнавания нового, страну общения, страну желания, открывая внутренние резервы детей.
Перенос классических обучающих и развивающих заданий в песочницу привносит дополнительный эффект. С одной стороны, увеличивается мотивирование ребенка к занятиям, с другой стороны, более дружно и ярко происходит развитие познавательной сферы учащихся. Развивающий и коррекционный эффект добивается за счет текучих и пластических свойств песка, который оказывает тактильную стимуляцию, способствует вырабатыванию движений мелкой моторики рук, увеличивает манипулятивные комбинации и речевое сопровождение в игровом или образовательном процессе.
Использование интерактивной песочницы на занятии по речевому развитию – это занятие–игра, где ребёнок участник и игры с разворачивающимися познавательно-активными манипуляторными действиями с песком и объектами, включёнными в пространство песочницы.
В своём проекте мы взяли за основу методику проведения занятий с песком Э.Э. Большебратской, которая представлена 5-ю этапами с раскрытием методов и приёмов, стимулирующих речевую деятельность [1].
Так, вводная часть занятия характеризуется – знакомством и демонстрацией песочницы (1 этап).
На этом этапе со стороны педагога должна пройти чёткая мотивация детей как на моторную активность (с передвижением объектов по песку интерактивной песочницы), так и на речевую активность (раскрывающую возможности диалогической и монологической речи каждого ребёнка).
2 этап. Включение действующих объектов, которые будут участвовать в игре-занятии на песке. Здесь важно детально рассмотреть каждый объект, дать характеристику и попросить детей повторить информацию об объектах.
3 этап. Знакомство с правилами игры и безопасности игр-занятий в интерактивной песочнице.
Мы считаем, что в целях проведения блока занятий по речевому развитию возможно введение героя, от лица которого будут поступать и задания на занятие-игру, и речевые стимулы. На этом этапе инструкции по работе с песком и возможности детей, а также совместное проговаривание правил игры с песком предоставлено именно герою блока наших занятий. В данном случае, мы остановились на домовёнке Кузе – хранителе порядка в группе, когда дети уходят из сада, он охраняет порядок, целостность игрушек и придумывает новые задания детям на занятия.
Свод правил выглядит таким образом:
- бережно относиться к песку;
- не бросать его в других детей;
- не рассыпать песок и не отвлекать других от занятий с песком
- не разрушать то, что построил или выполняет другой ребёнок и т.д.
Данные правила обязательны, и мы их выделяем как постоянно повторяющийся ритуал действий детей с рассказом Кузи.
Основная часть занятия – это 4 этап, на котором происходит формулирование темы занятия, предъявление инструкций, проведение основного содержания занятия. Он связан с совместной деятельностью педагога и детей, также совместной деятельностью детей со сверстниками и возможно с самостоятельной деятельностью детей (в зависимости от цели и поставленных задач занятия).
Весь образовательный материал даётся детям от лица сказочного персонажа – Кузи. Весь ход занятие и его содержание, игровой процесс, анализ деятельности детей, подведение итогов - все контролируется эти героем.
Заключительная часть занятия (5 этап) – завершение занятия. На нем подводятся итоги занятия, осуществляется рефлексия, выяснение обстоятельств получения знаний, эмоций, образовательного продукта.
Для реализации цели проекта, которая заключается в раскрытии потенциала возможностей использования интерактивной песочницы на занятиях по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста имеющими общее недоразвитие речи III уровня.
Нами планируются к реализации следующие задачи:
- Раскрыть возможности использования интерактивной песочницы для речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Разработать систему работы на занятиях по речевому развитию с использованием интерактивной песочницы.
- Разработать программу использования интерактивной песочницы как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Также, в рамках своего проекта мы рассматриваем возможные варианты использования интерактивной песочницы в образовательном процессе:
1 вариант – использование интерактивной песочницы (далее ИП) на протяжении всего занятия – 20-30 минут на ознакомление с новой темой или закрепление уже изученного материала.
2 вариант – использование ИП как часть занятия (на любом из его этапов).
3 вариант – использование ИП как инструмент в проведении разгрузочных упражнения, дидактических игр, динамических пауз.
К реализации третьей задачи на подготовительном этапе проекта нами разработано календарно-тематическое планирование для воспитателей по использованию интерактивной песочницы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
Таблица 1. Календарно-тематическое планирование для воспитателей по использованию интерактивной песочницы
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
Месяц |
Лексическая тема |
НОД |
сентябрь |
Диагностика |
«В гостях у домовёнка Кузи» |
октябрь |
Овощи |
«Огород домовёнка Кузи» |
ноябрь |
Грибы, ягоды |
«Лесное приключение домовёнка Кузи» |
декабрь |
Зима |
«Зимушка-зима» |
январь |
Животные жарких стран |
«Путешествие домовёнка Кузи в Африку» |
февраль |
Инструменты |
«Набор нужных инструментов» |
март |
Комнатные растения |
«Комнатные растения» |
апрель |
Космос |
«Космическое путешествие домовёнка Кузи» |
май |
Насекомые |
«Приключение домовёнка Кузи в страну Насекомоляндию» |
Предлагаемое перспективное планирование будет отражено в программе по использованию интерактивной песочницы для речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и на его основе будут разработаны содержательные компоненты занятий по речевому развитию, что найдёт свой положительный отклик у педагогов дошкольников, работающим с этим интерактивным оборудованием.
Литература:
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, 2010. 74 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 2009. 230 с.
- Интерактивная песочница iSandBOX. / Методическое обеспечение. Описание режимов песочницы ООО «Универсальные терминал системы» АНО ДПО «Центр обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования». Санкт-Петербург, Томск, 2019. 32 с.
- Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. М., УЦ «Перспектива» 2011. 28 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет: метод. рекомендации. М.: Сфера, 2018. 64 с.
Using an interactive sandbox in the classroom on speech development with children of senior preschool age who have a general underdevelopment of speech of the III level
Zarubina V.D.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Rud Natalia Nikolaevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences
Аnnotation. The article describes the stages of work in an interactive sandbox, suggests long-term planning for its use in the educational process of older preschoolers with general underdevelopment of speech level III in the process of speech development.
Keywords: interactive sandbox, children with general speech underdevelopment, calendar and thematic planning for speech development
Literature:
- Bolshebratskaya E.E. Sand therapy. Petropavlovsk, 2010. 74 pages.
- Efimenkova L.N. Formation of speech among preschoolers. (Children with general underdevelopment of speech). Ch. for speech therapist. Moscow: Enlightenment, 2009. 230 pages.
- Interactive sandbox iSandBOX. / Methodological support. Description of the sandbox modes of Universal Terminal System LLC ANO DPO Center for Training in Creative Technologies and Methods of Humanization of Business and Education. St. Petersburg, Tomsk, 2019. 32 pages.
- Rud N.N. Inclusive education: problems, search, solutions. Methodological manual. Moscow, UTs «Perspective» 2011. 28 pages.
- Sapozhnikova O.B., Garnova E.V. Sand games for teaching retelling children 5-7 years old: method. recommendations. Moscow: Sphere, 2018. 64 pages.