Аннотация. В данной статье рассматривается сценарий проведения внеурочного занятия для обучающихся средней школы.

Ключевые слова: внеурочное занятие, сценарий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Внеурочная деятельность в школе – обязательный элемент образовательного процесса. [6] Чтобы разнообразить внеурочную деятельность и сделать изучение истории более эффективным для обучающихся, в том числе, средней школы, стоит дополнить классический формат аудиторных работ работами на исторических объектах.

Так, дополняя и расширяя знания обучающихся о периоде правления царя Алексея Михайловича, можно подробнее рассмотреть тему церковного раскола, личности и деятельности патриарха Никона, а также его влиянии на деятельность и политику самого царя Алексея Михайловича.

В данной статье предлагается сценарий одного из таких мероприятий в формате урока-экскурсии на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истра.

Основной причиной, по которой был выбран именно данный монастырь, является его доступность для изучения архитектуры, росписи и так далее в виду того, что недавно объект был отреставрирован. Также можно подняться в галереи, расположенные в стенах монастыря, изучить ландшафт более подробно и с разных ракурсов, сделать выводы о расположении сооружения и его функциональности. Также именно этот монастырь был одним из любимых мест патриарха и именно здесь располагается скит, где Никон вел работу. [1]

Говоря о методических рекомендациях к данному мероприятию, стоит указать возраст обучающихся, которым рекомендовано в рамках внеурочной деятельности посетить Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Исходя из примерных рабочих программ для средней школы [7], ФГОС [6], а также изучаемых школьниками тем, актуально данное занятие будет для обучающихся седьмых классов (так как именно в этом классе изучается период правления царя Алексея Михайловича и, в частности, явление церковного раскола). При этом, данное занятие можно адаптировать для учащихся старшего возраста, в том числе обучающихся белее старших классов в рамках основного общего образования. Также посещение исторических объектов можно расширить и использовать для углубленного изучения тем, входящих в ГИА для основного и среднего общего образования, так как у обучающихся будут задействованы несколько уровней восприятия, поэтому, предположительно, информация у них усвоится лучше.

Изучение темы непосредственно на историческом объекте помогает обучающимся лучше усвоить материал и понять некоторые явления, связанные с деятельностью патриарха Никона и царя. Кроме того, посещение Ново-Иерусалимского монастыря, как объекта культурного наследия [4], положительно влияет на уровень эстетического восприятия, исторической грамотности и общего культурного уровня обучающихся.

Итак, основной целью проведения внеурочного занятия на территории Ново-Иерусалимского монастыря ставится углубленное (или дополнительное) изучение обучающимися средней и старшей школы перечня тем, касающихся периода правления царя Алексея Михайловича и церковного раскола, а также развитие чувства патриотизма у обучающихся.

Планируемыми и ожидаемыми результатами следует считать повышение общего уровня знаний обучающихся по исследуемой теме, повышение общего культурного уровня обучающихся, освоение дополнительного материала, касающегося рассматриваемого периода. Кроме того, одним из планируемых результатов можно назвать углубление знаний в области культуры, в особенности архитектуры и храмового строительства.

Таким образом, ожидается, что такого рода урок-экскурсия на данном историческом объекте будет полезна для обучающихся не только в рамках общего развития и получения дополнительных знаний, касающихся тем, изучаемых в рамках основного общего образования, но также будет важна и в рамках патриотического воспитания обучающихся.

Основываясь на методических наработках [2], примерный план урока для обучающихся средней школы может выглядеть следующим образом (см. Таблицу №1).

Таблица №1. Примерный план урока для обучающихся средней школы 

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты, достигаемые в ходе деятельности

Организационный

Учитель объясняет технику безопасности и правила поведения на выездном занятии, уделяет внимание поведению обучающихся в религиозных местах. Также спрашивает учеников о том, кто посещал данный монастырь и что о нем знают, а также как, по мнению учеников, монастырь мог относиться к периоду Алексея Михайловича, кто знает имя патриарха, при котором монастырь был построен и в честь чего был назван.

Со стороны учеников их деятельность на данном этапе заключается в ответах на вопросы учителя и запоминание правил техники безопасности и поведения. Также, девушки и женщины должны надеть головной убор, в соответствии с правилами посещения действующих учреждений РПЦ.

Учащиеся настраиваются на работу в течение занятия, включаются в процесс взаимодействия и общения с учителем, а также актуализируют общие знания о месте проведения занятия, а также стараются  делать первичные выводы о монастыре и его предназначении.

Постановка целей занятия

При постановке целей занятия учитель обращает внимание учеников на окружающее пространство, архитектурные сооружения (Само здание монастыря, количество церквей, подземные церкви), ландшафт и т.д. При себе учителю рекомендуется иметь фото скита Никона, который находится за стенами монастыря. К нему можно пройти по окончании занятия.

Ученики, исходя из слов учителя, формулируют цели, описывают, что видят: большое здание монастыря с пятью главами, мощные стены с башнями и галереями, монастырский погост. Предполагают, какие источники они могут здесь встретить и как их можно использовать при изучении периода правления Алексея Михайловича. Исходя из этого, делают вывод, что целью урока будет исследовать (повторить, закрепить) тему периода правления Алексея Михайловича (Церковный раскол, взаимодействие власти и церкви и т.д.)

На данном этапе достигаются метапредметные и личностные результаты. Ученики, рассуждая о месте, где они находятся, будут определять понятия, которые они могут встретить на протяжении занятия, делать обобщения и выводы на основе увиденного и сказанного, а также предполагается достижение такого результата как осознание культурного наследия Московского региона.

Этап актуализации знаний

Преподаватель спрашивает учеников об основных исторических личностях, живших в период правления Алексея Михайловича (патриарх Никон, протопоп Аввакум, бояре Морозовы и т.д.), общем историческом контексте, который к моменту проведения занятия был изучен.

В свою очередь, ученики отвечают на вопросы учителя, вспоминая пройденный материал. Если тематика для учеников новая, то методом дедукции определяют роль каждого из деятелей, о котором скажет учитель.

На данном этапе предполагается достижение такого метапредметного результата как умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Непосредственное проведение занятия

Учитель должен рассказать о роли исторического источника (архитектурного сооружения, письменного, устного, вещественного источника) в жизни общества или исторической личности. Также объяснить, для чего предназначался монастырь в период деятельности патриарха Никона, в общих чертах рассказать о его деятельности и провести краткую лекцию о Ново-Иерусалимском соборе и монастыре в целом, указав на схожесть со святыми местами Палестины (долина реки Истры и Иордан, Голгофа, Гефсиманский сад).

Со стороны учеников они должны отвечать на вопросы учителя, заданные в ходе лекции.

Также ученики должны изучить карту монастырской земли, определить, где какой объект находится.

На данном этапе предполагается достижение такого предметного результата как воспитание уважения к историческому наследию народов России, уважение к истории России и развитие чувства патриотизма на основе того, что Никон, будучи патриархом Московским и Всея Руси старался укрепить страну в период различных бунтов и войн.

Первичное закрепление новых знаний

Учитель задает вопросы по основным понятиям, терминам, личностям, изученным в ходе занятия.

Ученики совместно в группе должны ответить на вопросы.

На данном этапе также совершенствуется навык коммуникации, коллаборации и закрепляется такой результат как умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Рефлексия

Учитель вместе с учениками обсуждает пройденный материал, какую работу проделали ученики, понравилось ли им занятие, что нового они узнали, чему научились. Дает время для дискуссии.

Учащиеся сами оценивают свою работу, дают оценку событиям и вкладу исторических личностей, обосновывая свое мнение (поражения, сложности и победы в деятельности исторических персоналий, мнение насчет церковной реформы патриарха Никона).

На данном этапе закрепляются полученные на предыдущих этапах результаты.

Данный урок-экскурсию можно дополнить элементами самостоятельного поиска информации учениками: на заранее подготовленных интернет-ресурсах обучающиеся должны найти сюжеты и святые места, связанные с выбранными учителем фрагментами здания, строения или ландшафта. Например, обучающимся нужно изучить библейский сюжет (или подготовленную выдержку, пересказ) о крещении Христа в Иордане и определить, почему именно это место было выбрано патриархом для постройки монастыря или найти схожести Гефсиманского сада близ монастыря с описанием Гефсиманского сада в священных писаниях и т.д. Это поможет обучающимся лучше запомнить информацию, касающуюся ключевых смыслов, заложенных в архитектуре данного монастыря.

Учителю важно в ходе занятия не давать эмоциональных и необъективных оценок исторических событий и персоналий, координировать и направлять мысль учеников, также указывая на то, что любая оценка деятельности исторических личностей и событий должна строиться исключительно на базе научных знаний и представлений без эмоциональной или политической подоплеки со стороны учеников.

Сложностями и недостатками данного формата занятий можно назвать неподходящие погодные условия, сложности с организацией и финансовым аспектом данного формата, а также сложности с обучающимися, занимающими антирелигиозную позицию, либо представителями иной конфессии. Организация трансфера учеников и оплата проезда, а также услуг экскурсовода (если потребуется). Также данного рода занятие должно проводиться с учетом дополнительных санитарно-эпидемиологических норм, установленных в том числе на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Подводя итог, стоит сказать, что формат выездного внеурочного занятия имеет место в современном образовательном процессе и, несмотря на ряд недостатков, может дать хорошие результаты в обучении, отражаясь в повышении культурного и образовательного уровня обучающихся.

Литература:

  1. Богданов А.П. Патриарх Никон и раскол Русской церкви. М.: Вече, 2018. 302 с.
  2. Мехтиева Л.Г. Выездная школа как современный метод обучения. // Открытый урок 1 сентября (дата обращения 22.10.2022).
  3. Паломникам. // Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь (дата обращения: 25.10.2022).
  4. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. // Портал открытых данных Минкультуры Российской федерации (дата обращения: 25.10.2022).
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (дата обращения 22.10.2022).
  6. Приложение. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254. // Гарант (дата обращения 23.10.2022).
  7. Примерная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций). / Институт стратегии развития образования РАН. М.: Министерство просвещения РФ, 2021. 161 с.

After-school scenario at Voskresensky Novo-Jerusalem Monastery for secondary school

Lyudina A.Y.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Goreev Andrey Mirkhatovich,
Associate Professor, Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law, of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Military Sciences, Associate Professor.

Аnnotation. This article discusses the scenario of an after-school class for high school students.
Keywords: extracurricular activity, scenario, Resurrection Novo-Jerusalem monastery.

 

Literature:

  1. Bogdanov A.P. Patriarch Nikon and the split of the Russian Church. Moscow: Veche, 2018. 302 pages.
  2. Mehtieva L.G. Visiting school as a modern method of learning. // Open lesson on September 1 (date of the address: 22.10.2022).
  3. Pilgrims.// Resurrection New Jerusalem Stavropegic Monastery (date of the address: 25.10.2022).
  4. Information from the Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation. // Open Data Portal of the Ministry of Culture of the Russian Federation (date of the address: 25.10.2022).
  5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.12.2010/ № 1897 (ed. 11.12.2020). «On the approval of the federal state educational standard of basic general education» (date of the address: 22.10.2022).
  6. The federal list of textbooks admitted to use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education by organizations engaged in educational activities was approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 20, 2020. № 254. // Guarantor (date of the address: 23.10.2022).
  7. Approximate work program of basic general education. History (for grades 5-9 of educational organizations). / Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Sciences. Moscow: Ministry of Education of the Russian Federation, 2021. 161 pages.