Аннотация. В данной работе мы хотим показать значение подвижных игр народов России для развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, для формирования чувства любви к своей Родине, а также предложить свою классификацию подвижных игр разных народностей России, в которые можно будет поиграть с детьми старшего дошкольного возраста на улице, в спортивном зале и в групповых комнатах.

Ключевые слова: народные традиции, кругозор, потеха, забава

Народные игры – это забавы, которые уходят своими истоками в древность, в их основе лежат этнические обычаи и традиции, такие как манипуляции с народной игрушкой, хороводы, игра на народных музыкальных инструментах и многое другое.

Эти обычаи и традиции являются ресурсом мудрости, передающим подрастающему поколению общечеловеческие ценности, заложенные в древности и значимые для нас до сих пор. Народные игры являются одним из лучших средств реализации данной задачи.

Л.А. Лялина в своей публикации упоминала, что бытует знаменитое высказывание, ставшее народным: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». [5, с. 15] Народные подвижные игры не раз упоминались в изданиях многих отечественных педагогов и психологов. К.Д. Ушинский писал: «Игра – это самый близкий вид деятельности для детей». А народные подвижные игры считал одним из наиболее доступных «материалов» для детей [6, с. 30].

Удовольствие, получаемое от движения, сочленяется в народных играх с духовным насыщением внутреннего мира детей. В них кроется значительный потенциал для разностороннего физического развития ребёнка. Благодаря народным играм закладывается основа стабильного, устойчивого отношения к культуре родной страны, при этом создаётся эмоционально положительная основа для формирования чувства любви к Родине.

Значение народных подвижных игр для развития нравственных качеств в дошкольном возрасте

В игре дети учатся взаимодействовать не только со сверстниками и взрослыми, но и с окружающим миром.

В содержании современных учебно-воспитательных программ большое внимание отводиться именно подвижным народным играм, так как данная категория игр служит подспорьем к сохранению этнических обычаев и традиций и культурного наследия, помогают формировать национальную самобытность. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в играх и красках, звуках и образах. Именно эти детали в своём множестве передают то самое богатое содержание народного творчества. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью истории народа, частью жизни наших предков.

Содержание многих подвижных игр народов России весьма лаконично, выразительно и вполне доступно ребёнку-дошкольнику. Данная группа игр активизирует работу мысли, расширяя кругозор, уточняет представления об окружающем мире, способствует развитию всех высших психических функций, мотивирует и ускоряет переход организма дошкольника к более высокой ступени развития. Поэтому ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является именно игра.

Важное воспитательное значение имеют правила игры. Правила упорядочивают поведение и действия детей, их взаимоотношения во время игры, определяют её ход, способствуют воспитанию нравственных качеств, таких как воля, целеустремлённость, настойчивость и другие. Иными словами, правила игры ставят ребёнка в такие условия, что он не может не проявлять воспитываемые у него качества.

В подвижных играх народов России много потех, забав и шуток. Движения в играх, как правило, точны, ритмичны, им нередко сопутствуют неожиданные занимательные моменты, например считалки, приговорки, потешки и просто короткие, но забавные стихотворные тексты. Благодаря им подвижные народные игры и хранят свою художественную ценность и привлекательность, эстетическую значимость и составляют неповторимый и уникальный игровой фольклор.

Значение народных подвижных игр для физического развития дошкольника

Подвижные игры народов России закладывают основу для развития как дыхательной и нервной систем организма, так и общему укреплению здоровья ребёнка. Также, не стоит забывать, что организация народных игр на свежем воздухе создаёт условия для закаливания организма дошкольника.

Игра даёт замечательную возможность ребёнку упражняться в различных видах движений: ходьбе и беге, ловле и бросании, подпрыгивании и приземлении, ползании и лазании и других. Такая двигательная деятельность способствует повышению жизненного тонуса активизации дыхания и, как следствие, улучшению кровообращения и обменных процессов. Подвижные игры народов России способны обеспечить всестороннее физическое развитие ребёнка.

В процессе игры у детей совершенствуются не только различные двигательные умения и навыки, но и воспитываются немаловажные физические качества, например сила, ловкость, выносливость и быстрота.

Физическое качество «быстрота» определяется как некая способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определённой импульсивностью и частотой.

Быстрота подразделяется на несколько видов.

В первом случае, под быстротой понимают способность к быстрым двигательным реакциям на раздражитель (зрительный, звуковой, тактильный).

Во втором случае быстрота выражается в умении смены движений по направлению и характеру, а также прекращению движений.

В третьем случае проявление быстроты заключается в способности к частоте повторяющихся движений: движения с мячом, движения в беге, движения в прыжках и другие.

Быстрота частоты движений развивается малосущественно. В процессе формирования у детей быстроты движений стоит делать акцент на естественных формах движений и на более оригинальных способах их выполнения и отработки. Стабильное дублирование одних и тех же упражнений, выполняемых с максимально возможной скоростью, начиная уже с детского возраста, способно послужить причиной к образованию скоростного барьера.

В дошкольном возрасте подвижные и спортивные игры имеют значительное преимущество перед типовым бегом на быстроту.

Во время игры у ребёнка развивается быстрота реакции на какой-либо сигнал (звуковой, световой, тактильный): быстрота ответа ребёнка движением на раздражитель активизирует сенсомоторную систему.

Достаточно часто для физического развития дошкольника применяют разного рода упражнения, которые направлены на кратковременные быстрые перемещения и локальные движения. Примерами таких упражнений являются упражнения со скакалкой (короткой и длинной), различные эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и многие другие. При развитии быстроты у детей, важно помнить о чередовании скоростных упражнений с упражнениями на расслабление мышц. Также дошкольников нужно учить умению расслаблять мышцы и в процессе выполнения упражнений, например, обращать внимание на расслабление мышцы голени в беге после отталкивания.

Также в процессе игровой деятельности на занятиях может использоваться бег из усложнённых стартовых положений: сидя, стоя на одном колене, сидя, на корточках, спиной к линии старта и другие.

Мы выделили содержание, форму и методические особенности подвижных игр народов России для их дальнейшей систематизации по классификационным признакам.

Содержание особенностей подвижных игр раскрывается в следующих пунктах:

  1. сюжет игр, в них отражаются: отношение человека к природе в древности, быт народа, игры и развлечения детей, живших в древности, народные состязания;
  2. правила, классифицированные с учётом возрастных особенностей детей и уровнем их подготовки;
  3. двигательные действия, входящие в игру для достижения цели;
  4. по интенсивности двигательных действий.

Рассмотренные методологические особенности непосредственно связаны с содержанием и формой проведения народных подвижных игр. В целях более тщательной дифференциации игр для решения намеченных педагогических задач, был учтён комплекс признаков в вышеупомянутой структуре систематизации народных подвижных игр. Главными из них являются: возраст и физическая готовность детей, виды движений, входящие в народную игру, проявление тех или иных нравственных и физических качеств в данной игре, принцип взаимодействия игроков.

Подвижные игры народов России можно разделить на четыре конкретные группы:

  1. Первую группу составляют народные подвижные игры, выражающие отношение человека к природе. При участии в данной группе игр у ребёнка воспитывается любовь и бережное отношение к природе.
  2. Вторую группу представляют игры, которые отражают быт народа. Знакомясь с данной группой игр, дошкольник узнаёт образ жизни его предков, выполняемую ими работу в быту.
  3. Третью группу составляют народные подвижные игры, отражающие жизнь детей. Данная группа знакомит ребёнка с забавами, играми и развлечениями детей, живших в древности.
  4. Четвертую группу представляют игры, отражающие народные подвижные состязания. При участии в играх данной группы воспитываются патриотические чувства и толерантное отношение к культурам других народностей через их народные подвижные игры.

Дети уже с дошкольного возраста должны хорошо знать и уважать традиции не только своей национальной культуры, но и приобщаться к традициям других культур и народов.

Подводя итоги, можно сказать, совместно играя в народные подвижные игры, у дошкольников формируются различные умения и навыки как физические, так и коммуникативные. Дети учатся пространственной ориентировке, согласованию своих действий с остальными участниками игры, выполнению определённых манипуляций, не доставляя неудобств другим играющим. Подвижные игры народов России для детей-дошкольников становятся замечательной возможностью наладить контакт друг с другом. Полученные совместно положительные эмоции и проявленная в игре взаимопомощь очень сближает детей. Именно поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, в дальнейшем это послужит основой для уважительного отношения к культурным традициям своего и других народов.

 Литература:

  1. Агамова Н.С., Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. М.:1995. 240 с.
  2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: 1994. 242 с.
  3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 1. С. 67-73.
  4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Айрис-Пресс, 2004. 192 сс.
  5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации. М.: Сфера, 2008. 94 с.
  6. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология в 2 т. Том 1: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 449 с.

Outdoor games of the peoples of Russia as a means of familiarizing with folk traditions and developing the physical qualities of older preschool children

Melikaeva E.I.,
student of 3 course of the ISPO College Cheryomushki Moscow City, Moscow

Research supervisor:
Rogonkova Ekaterina Konstantinovna,
Lecturer at the Department of Preschool Education of the Institute of Secondary Vocational Education named after of the ISPO College Cheryomushki Moscow City, Moscow

Аnnotation. In this paper, we want to show the importance of outdoor games of the peoples of Russia for the development of moral qualities of older preschool children, for the formation of a sense of love for their Homeland, and also offer our own classification of outdoor games of different nationalities of Russia, which can be played with older preschool children on the street, in the gym and in group rooms
Keywords: folk traditions, outlook, fun, fun

Literature:

  1. Agamova N.S., Smatsova I.S., Morozov I.A. Folk games for children. Moscow:1995. 240 pages.
  2. Grigoriev V.M. Folk games and traditions in Russia. Moscow: 1994. 242 pages.
  3. Grishina T.N. Introduction of children to the folk play culture. // Management of a preschool educational institution. 2005. № 1. Page: 67-73.
  4. Litvinova M.F. Russian folk moving games. Iris-Press, 2004. 192 pages.
  5. Lyalina L.A. Folk games in kindergarten: guidelines. Moscow: Sphere, 2008. 94 pages.
  6. Ushinsky K.D. Pedagogical Anthropology in 2 vols. Volume 1: a textbook for universities. Moscow: Yurite Publishing House, 2022. 449 pages.