Научный руководитель: Шапошникова Наталья Юрьевна, старший преподаватель кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 1174

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема реализации принципов Федерального государственного образовательного стандарта в контексте проведения межпредметных и метапредметных связей. Особое внимание в статье уделено интеграции английского языка в курс обществознания. Работа имеет методический характер, который характеризуется приведением определённых методических разработок по проведению уроков обществознания в средней школе, в которых представлены способы интеграции английского языка.

Ключевые слова: интеграция английского языка, обществознание, школьное образование, ФГОС.

В современном школьном образовании одну из самых важных ролей для учителя играет Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС), отражающий список компетенций и умений учащихся, которые должны сформировать учителя. Новый ФГОС от 2021 года значительно отличается от предыдущих стандартов тем, что вводит понятие «деятельностного подхода». Он предполагает частую смену деятельности обучающимися во время урока – таким образом, система школьного образования отходит от классического урока. Новый ФГОС более ориентирован на развитие личности обучающихся и на саму личность, например, во ФГОС основного общего образования (далее – ООО) четко прописано, что в его основе «лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого ученика»; уделяется большое внимание воспитанию патриотизма и созданию условий для самореализации личности.

На наш взгляд, одними из самых сложных для реализации принципов ФГОС являются метапредметность и межпредметность. Если в предыдущей редакции метапредметность была представлена в обобщенном виде, то теперь она дифференцирована, и в нее входят группы по видам формируемых универсальных учебных действий (далее – УУД): познавательные УУД, коммуникативные УУД и регулятивные УУД. На практике метапредметные связи представляют собой определенный «надпредмет», «метапредмет» – нетрадиционный учебный предмет, который базируется на нескольких учебных дисциплинах [5]. Межпредметность представляет собой взаимодействие на уроке между несколькими дисциплинами, которые проходят в школе. В данной статье мы будем рассматривать способы интеграции английского языка в школьный курс обществознания для установления метапредметных и межпредметных связей.

Знание английского языка очень важно в современном мире. Например, для волонтерской деятельности, столь распространенной в последнее время, может требоваться знание языка не ниже уровня Intermediate. Однако ФГОС ООО последней редакции не устанавливает необходимый уровень знания иностранного языка для обучающегося, а лишь перечисляет требования к изученному материалу [1, с. 70-71]. При этом во ФГОС СОО от 2012 года уровень владения иностранным языком для выпускника 11 класса определяется как «пороговый» [2].

Мы считаем, что курс «Обществознание» в современной школе способен интегрировать в себя английский язык по нескольким причинам:

  1. Учитель обществознания должен сформировать у обучающихся умение анализировать и критически оценивать различную социальную информацию. Во время того, как происходит критическая оценка разнообразной политической и экономической информации, часто возникает необходимость обращения к первоначальным источникам. Однако, так как политическая и экономическая сферы общества непосредственно связаны с мировыми отношениями, первоначальные источники в большинстве своем являются англоязычными.
  2. Как мы говорили в начале нашей статьи, учитель должен создать условия для самореализации личности. Интегрируя английский язык в обществоведческий курс, при этом не «навязывая» его обучающимся, а создавая условия для расширения кругозора, мы формируем мотивацию к познанию, творчеству обучающихся.

Одним из самых главных условий для успешного внедрения английского языка в урок является, как мы говорили ранее, отсутствие принуждения к изучению языка. Уточним, что обязательным язык является на уроках иностранного языка, а на уроках обществознания его использование должно быть свободным.

Теперь приведем примеры такой «свободной интеграции».

Урок на тему «Факторы производства» (8 класс).

Обучающиеся в течение урока знакомятся с биографией известного американского бизнесмена Генри Форда. После изучения его биографии обучающимся дается задание для работы в парах, а именно: нужно назвать четыре условия, с помощью которых Генри Форд сумел построить свой бизнес и добиться успеха. После этого при помощи диалоговой формы освоения знаний учитель вместе с обучающимися формулирует четыре фактора производства – земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Следующее задание будет даваться для работы в команде: нужно подумать о том, какой бизнес обучающийся хотел бы открыть, и затем назвать четыре фактора производства в своем бизнесе. После проверки этого задания мы вводим английский язык. Учитывая, что Генри Форд был американцем, можно сказать, что это в какой-то степени даже логически верно. Мы даем обучающимся для размышления цитату Генри Форда на английском языке:

«One of the greatest discoveries a man makes, one of his great surprises, is to find he can do what he was afraid he couldn't do». Перевод: «Одно из самых великих открытий, которые делает человек, один из самых больших сюрпризов для него – обнаружить, что он в состоянии совершить то, о чем со страхом думал, как о превосходящем его силы».

Вначале мы показываем эту цитату только на английском языке без перевода, и обучающиеся стараются ее перевести, предлагая свои варианты. После этого мы показываем верный перевод и обсуждаем смысл данного высказывания.

Если на занятии остается время, можно обсудить таким же способом еще одну цитату:

«Failure is simply the opportunity to begin again, this time more intelligently». Перевод: «Неудача – это просто возможность начать снова, но уже более мудро».

Мы взяли именно эти цитаты, так как считаем, что очень важно вдохновлять будущих полноценных членов общества не бояться делать ошибки, вдохновлять их на поступки, открытия, а также увеличивать их веру в себя. Таким образом мы реализуем несколько задач обществоведческого курса: моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций; выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру [4].

Очень важно при интеграции одного предмета в другой соблюдать один из принципов установления межпредметных связей, а именно: их реализация не должна преобладать над основной темой урока, и межпредметные связи должны соответствовать решению каких-либо образовательных задач. Другими словами, важно соблюдать меру такой интеграции. Нельзя забывать следующее: если в данное время в расписании по плану стоит проведение урока по обществознанию, то не следует проводить урок английского языка. Интеграция должна быть легкой, не бросающейся в глаза, иначе у обучающихся сотрется грань между двумя предметами.

Приведем еще один пример возможного введения английского языка в обществознание.

9 класс, урок на тему: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Урок будет проходить в форме дискуссии.

Ученики 9 класса представляют собой возрастную группу 14-16 лет, то есть это подростковый возраст. В этом возрасте у обучающихся ведущей деятельностью является межличностное общение, поэтому наша задача – «инициировать учебное сотрудничество» [6]. 9 класс для многих обучающихся – это также последняя ступень перед выходом в новую среду – в колледж, поэтому нам важно научить обучающихся мыслить, высказывать свои мысли, дискутировать и искать решение проблем. Поэтому в 9 классе важно большое внимание уделить именно этим умениям – познавательным и регулятивным универсальным учебным действиям.

Урок можно начать с понятия «демократия»: что оно означает, какую роль право играет в демократии. Можно уделить внимание истории возникновения демократии на примере Древней Греции и США. На примере США мы остановимся, так как считаем, что таким образом можно рассказать историю возникновения и становления современной демократии. Следует кратко рассказать историю переселения европейцев в Америку, цель их переселения, мировоззрения колонистов, а затем плавно перейти к Декларации Независимости, в которой отражена первая попытка реализации идеи демократии на территории страны, а не города, как это было, например, в Афинах.

На данном этапе урока мы приводим цитату из Декларации Независимости на английском языке и стараемся перевести её на русский язык:

«We hold these truths to be self-evident, that all men are created equal, that they are endowed by their creator with certain unalienable rights, that among these are life, liberty and the pursuit of happiness. That to secure these rights, Governments are instituted among men, deriving their just powers from the consent of the governed. That whenever any form of government becomes destructive of these ends, it is the right of the people to alter or to abolish it, and to institute new Government, laying its foundation on such principles and organizing its powers in such form, as to them shall seem most likely to effect their safety and happiness».

Перевод: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье». (Декларация Независимости, США, 4 июля 1776 года).

После этого мы можем задать классу следующие вопросы:

  1. Как вы можете сформулировать на основе данной цитаты главную идею демократии?
  2. Как вы считаете, справедлива ли данная идея? Имеет ли она место быть в формате целой страны? Укажите минимум 2 положительных и 2 отрицательных стороны данной идеи.

При анализе этой цитаты можно обратить внимание обучающихся на то, что такие слова как «Right», «People», а также другие слова написаны с большой буквы, как имена собственные. Из этого могут следовать такие вопросы как: «Что авторы данной Декларации пытаются таким образом донести до читателей? Можно ли считать эти слова определенными символами демократии? Давайте выделим все эти слова». При выполнении этих заданий, у обучающихся формируется собственное мнение о демократии, они высказывают свою точку зрения, дискутируют.

Далее мы показываем на классной доске/презентации два слова, стоящих друг напротив друга: «Law – Rights». С классом необходимо разобрать главные принципы и черты этих двух понятий, сформировать понимание различий между ними, а также их взаимосвязь.

Завершить это занятие можно с помощью небольшого эссе на тему нашего урока «Роль права в жизни человека, общества и государства» на 15 предложений.

В результате нам удастся добиться сразу нескольких образовательных результатов:

  • у обучающегося сформируются понятия «право» и «равенство» с позиций историзма;
  • обучающийся научится формулировать собственную позицию на тему демократии, а также апеллировать примерами из истории;
  • обучающийся научится раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии.

Подводя итоги, можно сказать, что установление межпредметных связей – это достаточно технически сложная задача для учителя, но при этом имеющая огромный потенциал для развития обучающихся. Предмет «Обществознание» предоставляет большие возможности для формирования у обучающихся широкого взгляда на жизнь, на общество, а также целостного мировоззрения. Многогранность данного предмета позволяет интегрировать в него не только право и экономику, которые являются его частью, но также историю, математику, географию, биологию, и даже иностранные языки. Такая возможность для установления межпредметных связей позволяет учителю помогать обучающимся смотреть на мир шире, замечать тонкие моменты развития общества, развивать критическое мышление. С помощью межпредметного взаимодействия можно вызвать познавательный интерес у обучающихся, выявить их склонности к тем или иным предметам, если раньше они не проявлялись, раскрыть потенциал каждого обучающегося, а также позволить им посмотреть на обыденные вещи с другой стороны. Мы полагаем, что для успешного решения данной задачи учителям важно работать в сотрудничестве друг с другом, чтобы проводить такие связи параллельно, структурируя тем самым материал в молодых умах будущего поколения.

Integration of the English language into the course of social studies as a way of establishing meta-subject and interdisciplinary connections

Smolyanova V.S.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shaposhnikova Natalya Yurievna,
Senior Lecturer, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. This article discusses the problem of implementing the principles of the Federal State Educational Standard in the context of interdisciplinary and meta-subject relations. Special attention is paid in the article to the integration of the English language into the course of social studies. The work has a methodical character, which is characterized by the introduction of certain methodological developments for conducting social studies lessons in secondary school, which present ways of integrating the English language.
Keywords: integration of the English language, social studies, school education, FGOS.