Аннотация. В статье поднимается проблема обучения иностранному языку на онлайн-уроках с применением информационно-коммуникационных технологий. Анализируются виды интерактивных упражнений и их эффективность при изучении английского языка, а также описываются способы использования веб ресурсов и применение геймификации для интенсификации образовательного процесса.

Ключевые слова: ИКТ, веб ресурсы, интерактивный образовательный процесс, геймификация.

Обновления во всех сферах жизни человека, совершающиеся благодаря современным информационным технологиям, происходят со стремительной скоростью и проникают, в том числе, в образовательную среду. Необходимо учитывать особенности поколения интернет-эпохи (net-generation) и максимально полно включать программно-педагогические средства в образовательный процесс. Во время пандемии Covid-19 широкое применение приобрело дистанционное обучение, и большинству преподавателей не осталось ничего иного, кроме как внедрять ИКТ на занятиях иностранного языка.

В настоящее время остаётся актуальной проблема активизации деятельности обучающихся на уроках иностранного языка, следовательно, одной из главных целей современного образования остаётся обучение языку как средству общения. Чтобы сделать учебный процесс наиболее эффективным и заинтересовать обучающихся, разработаны специальные методы обучения с использованием электронных технологий.

Все больше лингвистов и педагогов утверждают, что использование ИКТ в процессе обучения положительно влияет на эффективность усвоения материала, способствует ускорению образовательного процесса и росту заинтересованности и мотивированности обучающихся. Более того, интерактивная подача языкового материала открывает новые возможности и для преподавателя: применение звуковых, графических эффектов, анимация – всё это значительно упрощает способ подачи языковых тем и больше вовлекает участников урока в процесс обучения [1].

Учитель может применять компьютерные технологии на онлайн-уроках для решения следующих задач:

  1. Подача новой информации в интерактивной форме.
  2. Формирование у обучающихся общих или специальных знаний по иностранному языку.
  3. Для контроля и оценивания результатов обучения.
  4. Для управления процессом обучения.
  5. Более того, интегрирование ИКТ в традиционный процесс обучения ИЯ позволяет преподавателю перенести часть работы на компьютер, который дополнит урок и сделает процесс обучения более занимательным и интенсивным.

Каждый урок должен быть направлен на достижение коммуникативной компетентности и демонстрацию практического результата. Привлечение ИКТ на уроках раскрывает возможности компьютера и интерактивной доски как эффективных средств обучения. Это могут быть электронные образовательные программы, презентации Power Point для лёгкого введения лексического и грамматического материала, Интернет-ресурсы для дополнительных заданий и упражнений.

Вышеупомянутые способы использования ИКТ способствуют повышению наглядности урока, получению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке и знанию современной иноязычной среды.

Можно успешно использовать информационно-коммуникационные материалы, привносить их в процесс урока и эффективно решать ряд дидактических задач, например:

  1. Практиковать восприятие иноязычной речи на основе аутентичных аудиозаписей, взятых в сети Интернет. Упражнения до прослушивания данного материала могут быть направлены на снятие лингвистических и социокультурных трудностей; во время слушания – на понимание содержания и прогнозирование; после прослушивания – на контроль понимания прослушанного материала и развитие иных видов речевой деятельности.
  2. Развивать умения монологического и диалогического высказываний на основе проблемного обсуждения или видеоматериала. Это могут быть художественные фильмы, страноведческие материалы, теленовости или мультфильмы. Обучающимся необходимо прокомментировать событие, ответить на вопросы преподавателя по содержанию, описать внешность и поведение актера или персонажа. Также возможно разыграть эпизод по ролям или воссоздать разговор.
  3. Совершенствовать лексико-грамматические навыки при помощи программ, презентаций, игр, тестов и т.д. Это позволяет преподнести иноязычный материал в более привлекательной форме, где реализуются принципы активности, сознательности, слуховой и зрительной наглядности, доступности и посильности.

Метод проектов является одним из самых используемых видов урока с применением ИКТ-технологий. Он способствует развитию самостоятельного мышления обучающегося и учит его применять полученные в школе навыки и умения на практике. В процессе проектной деятельности развивается креативность и личность обучающегося. Активное коммуникативное взаимодействие является обязательной частью самостоятельной работы обучающихся и способствует развитию их мыслительной деятельности, формированию нестереотипного мышления и оригинальности [8].

Широкое использование в последние годы также приобретают методики развития речевых умений посредством блог-технологий и подкастов. Так, в настоящее время у обучающихся есть возможность создать «продукт» в письменной (в стиле блога) или устной форме (в стиле записи подкаста).

М.А. Молчанова также пишет, что веб-технологии обучения являются практичным инструментом, повышающим качество взаимодействия между преподавателем и студентом, и приводит следующие веб-страницы, которые обучающиеся могут использовать для индивидуальных заданий и групповых проектов: Delicious, Wikispaces, Evernote, Audacity, Ausiopal, VoiceThread [4].

Средства ИКТ также высоко эффективны при формировании коммуникативной компетенции в групповой деятельности (онлайн-презентации, google-документы, онлайн-стенгазеты, дискуссии на онлайн-доске), поскольку совместная работа способствует взаимопомощи; позитивному психологическому климату; проявлению самостоятельности, а также повышает учебную и познавательную мотивацию. Возникающие в течение работы коммуникативные ситуации мотивируют участников к общению и определяют их речевое поведение [5].

Разнообразить формы работы помогают следующие сервисы:

  1. Canva, Crello – для создания плакатов, буклетов, листовок и презентаций.
  2. Mind43, Mindmeister, Goconqr – для создания ментальных карт, планов текста и упорядочиванию мыслей.
  3. Jamboard – онлайн-доска для создания проектов и презентаций.

Мобильные приложения также стали неотъемлемой частью жизни современных обучающихся. Одним из главных их преимуществ является доступность и возможность осуществлять непрерывное обучение. К достоинствам подобного обучения также стоит отнести гиперссылки в мобильных приложениях, которые обеспечивают обучающегося информацией гораздо быстрее, чем самостоятельный поиск в словарях и бумажных носителях. Ниже приведены примеры приложений, которые можно привлечь как на уроках иностранного языка, так и для самостоятельной подготовки обучающихся:

  1. British Council Grammar;
  2. Quizlet;
  3. LearningApps;
  4. Kahoot;
  5. Puzzle English;
  6. Leo Sellivan’s (Lexical grammar to language teaching).

Социальные сети, такие как ВКонтакте, Facebook, Instagram, можно использовать для формирования следующих навыков: аудирования, чтения, письма и говорения.

Также пользователи социальных сетей могут вступать в зарубежные сообщества, участвовать в конкурсах на английском языке и оставлять комментарии под записями и постами сообществ и иноязычных блогов.

Рассмотрим также интернет-ресурсы, где помимо обучающих программ размещены материалы, помогающие в развитии коммуникативных умений:

  1. Teaching English;
  2. BBC;
  3. TED: video presentations;
  4. English Learner: English Lessons and Tests.

Геймификация обучения также является эффективной в обучении ИЯ. Использование игровых технологий может быть гармонично интегрировано в методику преподавания иностранного языка, и стать одним из наиболее эффективных способов повышения качества языкового образования в системе школьных учебных заведений [7].

  1. LearningApps – платформа, позволяющая создавать вариативные упражнения и задания, такие как кроссворды, паззлы, вписывание необходимого слова или фразы.
  2. Kahoot отлично подойдет выполнения упражнений группой или парами обучающихся. На данном сайте можно создавать тесты со множественными вариантами ответа.
  3. Quizlet (Grammar and vocabulary games on Quizlet) – к заданиям можно прикреплять аудио, видео материалы, также без труда создаются карточки, структурирующие изучаемый материал и способствующие его скорейшему запоминанию.
  4. Ментальные карты для словообразования MIRO. Сайт прост в использовании, а красочность схем и их простота отлично структурируют материал.
  5. Classflow – интерактивные занятия, ресурсы, а также возможность отправлять опросы и контрольные работы обучающимся делают эту платформу связующим элементом между преподавателем и изучающим английский язык.
  6. Ask Ludwig – поисковая система по предложениям, помогающая писать на английском языке с опорой на примеры и контекст из аутентичных источников.
  7. British Council Games – платформа предлагает десятки игр на отработку различных грамматических тем.
  8. Gamezone подойдет для создания игр-квестов и игр-проектов.

Интерактивные тесты помогут привнести разнообразие в проведение контроля знаний обучающихся. Наиболее часто используемыми и удобными считаются:

  1. MultiTester System;
  2. Microsoft PowerPoint;
  3. Indigo;
  4. Hot Potatoes;
  5. EasyQuizzy;
  6. MyTestX;
  7. Айрен.

Использование ИКТ – это создание аутентичной языковой онлайн среды, погружаясь в которую, обучающихся осознает практическую ценность изучаемого им языка и учится более успешно усваивать информацию и соотносить её с жизненным опытом [3].

В условиях грамотно выстроенного учебного процесса использование ИКТ — это возможность к интенсификации обучения и совершенствованию форм и методов контроля. Интеграция технологий позволяет формировать и развивать лексические и грамматические навыки, совершенствовать умения монологического и диалогического высказываний, пополнять словарный запас современного иностранного языка и знакомиться с культурой страны изучаемого языка. С распространением дистанционного обучения владение информационными технологиями стало необходимостью, и очень важно использовать интерактивные способы взаимодействия с обучающимися для достижения лучших результатов в процессе онлайн урока.

Gamified and interactive learning in online foreign language lessons

Belyschewa M.D.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D., Associate Professor

Аnnotation. The article raises the issue of teaching a foreign language in online lessons using information and communication technologies. The types of interactive exercises and their effectiveness in learning English are analyzed, and the ways of using web resources and the use of gamification to intensify the educational process are described.
Keywords: ICT, web resources, interactive educational process, gamification.


  1. Верховод А.С. Использование ИКТ преподавателями иностранного языка в условиях пандемии. // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 45-47. (дата обращения: 30.12.2021).
  2. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения: Коллективная монография. / Г.В. Сороковых, Х.Х. Каппушева, Н.И. Герасимова [и др.]. Москва: ООО «Перспектива», 2013. С. 172.
  3. Кохендерфер Ю.В. Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников. // Вестник ГУУ. 2013. №2. (дата обращения: 31.12.2021).
  4. Молчанова М.А. Подготовка учителей к использованию веб-технологий в инклюзивном обучении слепых и слабовидящих английскому. // Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения: Сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции, Москва, 24–28 апреля 2017 года / Печатается по решению Ученого совета института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ. Москва: Белый ветер, 2017. С. 39-43.
  5. Попкова Ю.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка методом. // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам CL Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». № 3(150). Москва: Изд. «Интернаука», 2020. С. 28-31. (дата обращения: 31.12. 2021).
  6. Тарева Е.Г. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «иностранные языки». / Е.Г. Тарева, Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 2-8.
  7. Черникова С.Ю. Инновационные технологии в обучении иностранному языку. / С.Ю. Черникова, Н.А. Шевцова, А.И. Федоренко. // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2019 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 54-56. (дата обращения: 31.12.2021).
  8. Юрина В.В. Использование ИКТ-технологий при формировании коммуникативных способностей обучающихся. / В.В. Юрина, О.Н. Прокофьева. // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам CL Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». № 3(150). М.: Изд. «Интернаука», 2020. С. 37-40. (дата обращения: 31.12.2021).
  1. Verkhovod A.S. Use of ICT by teachers of a foreign language in a pandemic. // Problems of modern pedagogical education. 2021. № 70-2. Page: 45-47. (date of the address: 30.12.2021).
  2. Interactive technologies in foreign-language education: a study of strategies and experience in use: Collective monograph. / G.V. Sorokovykh, H.H. Kappusheva, N.I. Gerasimova [and others]. Moscow: OOO Perspektiva, 2013. Page: 172.
  3. Kohenderfer Yu.V. Effective technologies for the formation of foreign-language communicative competence of schoolchildren. // Bulletin of GUU. 2013. №2. (date of the address: 31.12.2021).
  4. Molchanova M.A. Preparation of teachers for the use of web technologies in inclusive training of the blind and visually impaired in English. // Inclusive foreign-language education today: problems and solutions: Collection of articles following the results of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 24-28, 2017 / Printed by decision of the Academic Council of the Institute of Foreign Languages of the State Autonomous Educational Institution of Moscow State Pedagogical University. Moscow: White Wind, 2017. Page: 39-43.
  5. Popkova Yu.D. Activating the cognitive activity of students in foreign language lessons by the method. // Young researcher: challenges and prospects: sat. Art. based on the materials of the CL International Scientific and Practical Conference «Young Researcher: Challenges and Prospects». № 3(150). Moscow: Ed. Internauca, 2020. Page: 28-31. (date of the address 31.12. 2021).
  6. Tareva E.G. Factors of modernization of school education in the subject area «foreign languages». / E.G. Tareva, N.V. Yazykova // Foreign languages at school. 2018. № 4. Page: 2-8.
  7. Chernikova S.Yu. Innovative technologies in teaching a foreign language. /S.Yu. Chernikova, N.A. Shevtsova, A.I. Fedorenko // Modern education: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the XXIV International Scientific and Practical Conference, Penza, January 25, 2019. Penza: «Science and Enlightenment» (IP Gulyaev G.Yu.), 2019. Page: 54-56. (date of the address: 31.12.2021).
  8. Yurina V.V. Use of ICT technologies in the formation of communication abilities of students. / V.V. Yurina, O.N. Prokofieva // Young researcher: challenges and perspectives: sat. Art. based on the materials of the CL International Scientific and Practical Conference «Young Researcher: Challenges and Prospects». № 3(150). Moscow: Ed. Internauca, 2020. Page: 37-40. (date of the address: 31.12.2021).