Аннотация. В статье представлены результаты исследования по выявлению читательских предпочтений московских школьников, их отношения к чтению в реальной и электронной средах. Результаты исследования показали, что отношение к книге изменилось. Воспитательная функция книги отходит на задний план. Школьники отмечают ценность книги в современном мире, но не выбирают чтение, как источник новых ощущений и знаний. Для современных школьников книга теряет ту значимость и роль, которые она выполняла в культуре, помогая сформировать нравственные принципы и общекультурные ценности.
Чтение стало носить больше прагматичный характер. В основном школьники читают только для выполнения домашних заданий или выбирают чтение для того, чтоб отвлечься, а это поверхностное, ситуативное чтение. Школьники не обращаются к книге, как к источнику знаний и информации. Многие школьники отмечают, что не читают вообще. На наш взгляд, для того, чтобы повысить интерес школьников к чтению, необходимо формировать их читательские компетенции с учетом изменившихся в цифровой среде читательских практик.

Ключевые слова: цифровизация, чтение, электронная книга, художественная литература.

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни.

Развитие цифровых технологий, глобализация средств массовой информации, интенсивное развитие индустрии развлечения, цифровизация образования оказали влияние на формирование нового поколения, которое отдает предпочтение виртуальному миру [2]. Читает ли современный школьник в условиях цифровизации образования? Изменилось ли отношение к чтению художественной литературы? Является ли для современных школьников книга средством познания себя и мира, той привычкой и потребностью, которая бы захватывало их ум и сердце, вызывало бы раздумья и об окружающем мире, и о самом себе? Видят ли они в книге источник знаний, к которому они обращаются. Стала ли книга той частью их жизни, без которой нельзя обойтись, тем инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, тем проводником, который соединяет поколения, импульсом, который развивает их фантазию и воображение, источником, заставляющий думать, анализировать, рассуждать, оценивать и заглядывать в себя? [6]. Может ли их мир существовать без книги?

Для выявления читательских предпочтений школьников в цифровом обществе в мае 2021 года было проведены исследования, в рамках которых опросили 161 школьника четвертых, шестых и восьмых классов ГБОУ СОШ «Школа № 1413». Исследование проводилось при помощи анкетирования. На диаграммах ниже представлены результаты исследования. Респондентам предлагалось ответить на 17 вопросов.

На первый вопрос, который был задан респондентам «Чем Вы больше всего любите заниматься?», были получены следующие ответы (см. рис. 1):

Рис. 1 Ответы на вопрос «Чем Вы больше всего любите заниматься?»

Рис. 1 Ответы на вопрос «Чем Вы больше всего любите заниматься?»

Ученики 4, 6 и 8 классов выбирают практически одинаково следующие позиции: гулять с друзьями, проводить время в интернете и играть в компьютерные игры. И все дети, не зависимо от возраста, не выбирают в качестве значимых следующие занятия: чтение книг, просмотр телевизора и занятие спортом.

Ответы на вопрос «Откуда Вы получаете новую информацию?» (см. рис. 2) не сильно отличаются у учеников разных классов. Практически все получают новую информацию из интернета. Восьмиклассники не обращаются за информацией к книге или ко взрослому. Небольшой процент учеников 4 классов (17,5%) и 6 классов (9,4%) ищет новую информацию в книгах.

Рис. 2 Ответы на вопрос «Откуда Вы получаете новую информацию?»

Рис. 2 Ответы на вопрос «Откуда Вы получаете новую информацию?»

На вопрос «Что Вам нравится читать?» было предложено 10 вариантов ответов, один из которых – «Не читаю». Ответы на это вопрос незначительно различаются у учеников 4, 6 и 8 классов (см. рис. 3): и те, и другие предпочитают читать фантастику, детективы, приключения. Самый низкий рейтинг получили стихи, романы, учебная литература, и никто из респондентов не выбрал очерки. Серьезного внимания требует выбор ответа «не читаю». Количество ответов: среди учеников 8-ых классов – 29,4%, 6-тых классов – 17%, 4-тых классах – 9,5%, говорит о том, что детей различного возраста книга не интересует. Фантастика, детективы и приключение для читателей становится способом уйти от реальности и отвлечься от насущных проблем [1].

Рис. 3 Ответы на вопрос «Что Вам нравится читать?»

Рис. 3 Ответы на вопрос «Что Вам нравится читать?»

На вопрос «Как вы относитесь к чтению?» были получены достаточно интересные ответы (см. рис. 4). Дети не выбирают ответ, что чтение никому не нужно, но при этом большинство респондентов предпочитают чтение, как что-то легкое, отвлекающее, развлекающее. Так же ответы на этот вопрос показали, что дети не любят читать и читают только для выполнения домашнего задания. На нехватку времени для чтения жалуются в основном ученики 4-х классов, что может говорить о загруженности детей.

 

Рис. 4 Ответы на вопрос «Как вы относитесь к чтению книг?»

Рис. 4 Ответы на вопрос «Как вы относитесь к чтению книг?»

Анкетирование показало (см. рис. 5), что у половины респондентов отсутствует домашняя библиотека. Но наше предположение, что современные школьники предпочитают пользоваться электронной книгой – лишь частично подтвердилось.

Рис. 5 Ответы на вопрос «Есть ли у Вас домашняя библиотека?»

Рис. 5 Ответы на вопрос «Есть ли у Вас домашняя библиотека?»

Ответы на вопрос «Пользуетесь ли Вы электронной книгой?» (см. рис. 6) показали, что большинство учеников не пользуются электронной книгой, возможно, из-за отсутствия желания и времени читать книги.

Рис. 6 Ответы на вопрос «Пользуетесь ли Вы электронной книгой?»

Рис. 6 Ответы на вопрос «Пользуетесь ли Вы электронной книгой?»

По результатам анкетирования (см. рис. 7) можно увидеть, что большинство учеников разных классов не пользуются и аудиокнигами, что еще раз показывает отсутствие заинтересованности в чтении.

Рис. 7 Ответы на вопрос «Слушаете ли Вы аудиокниги?»

Рис. 7 Ответы на вопрос «Слушаете ли Вы аудиокниги?»

Проблема дефицита времени и, на наш взгляд, несформированность читательских навыков, отражается на количестве книг, прочитанных за месяц: наибольшее количество респондентов, читают 1–2 книги (см. рис. 8). Практически одинаковое большинство (8-ые классы – 41%, 6-ые классы – 25%, 4-ые классы – 22%) респондентов указывают на то, что они не читаю книги вообще. В 8-ых классах дети вообще не выбирают более 4 книг, что показывает нам незаинтересованность в чтении учеников старших классов.

Рис. 8 Ответы на вопрос «Сколько книг в месяц Вы читаете?»

Рис. 8 Ответы на вопрос «Сколько книг в месяц Вы читаете?»

Сравнивая ответы на вопрос «Что Вы обычно читаете в Интернете?» школьников 4-ых, 6-ых и 8-ых классов, отметим, что большинство школьников интересуются блогерами, компьютерными играми, развлекательными сайтами и новостями (см. рис. 9). Респонденты не читают в интернете книги, энциклопедии, литературные сайты. Практически все респонденты пользуются интернетом, и только 4% учеников 4-ых классов отмечают, что не используют интернет для чтения.

Рис. 9 Ответы на вопрос «Что Вы обычно читаете в интернете?»

Рис. 9 Ответы на вопрос «Что Вы обычно читаете в интернете?»

На основании ответов н вопрос «Каких авторов Вы читаете», можно сделать вывод, что респонденты выбирают в основном российских авторов, реже – зарубежных (см. рис. 10), и опять же отметим, что 35% учеников 8-ых классов выбирают – «не читаю книги».

Рис. 10 Ответы на вопрос «Каких авторов Вы читаете?»

Рис. 10 Ответы на вопрос «Каких авторов Вы читаете?»

Обратим внимание на вопрос «Как часто Вы читаете по собственному желанию». Здесь процент ответов совпадает с раннее заданным вопросом «Как Вы относитесь к чтению», где большинство респондентов выбирают отсутствие желания читать, читают, чтоб развлечься и для выполнения домашних заданий (см. рис. 11). По собственному желанию школьники читают очень редко. Хочу обратить внимание, что в 8-ых классах по собственному желанию почти половина респондентов выбирают ответ – не читаю.

Свою любимую книгу или автора большинство школьников назвать не смогли, а те, кто смог, называли авторов и книги, включенные в школьную программу

Рис. 11 Ответы на вопрос «Как часто Вы читаете книгу по собственному желанию?»

Рис. 11 Ответы на вопрос «Как часто Вы читаете книгу по собственному желанию?»

Школьникам был задан вопрос «Нужна ли книга в современном мире», и почти все респонденты указывают на то, что книга нужна. Важность книги в мире и в жизни детей школьники отмечают (см. рис. 12), но при этом в их ответах на вопросы анкеты прослеживается нежелание читать, не заинтересованность в чтении, в книге, в ее важности.

Рис. 12 Ответы на вопрос «Нужна ли книга в современном мире?»

Рис. 12 Ответы на вопрос «Нужна ли книга в современном мире?»

В ответах на вопрос «может ли современный человек обойтись без книги» мнение школьников разделилось (см. рис. 13). Ученики 6-х и 4-х классов в разной степени выбирают ответы «да» и «нет», а вот ученики 8-ых классов считают, что книга нужна (79%), но без нее современный человек может обойтись (59% респондентов).

Рис. 13 Ответы на вопрос «Может ли современный человек обойтись без книги? (в любом формате)»

Рис. 13 Ответы на вопрос «Может ли современный человек обойтись без книги? (в любом формате)»

Чтение как инструментальная ценность является средством или способом достижения определенной цели. Цели могут быть разными, например, образование, самообразование, научная деятельность, отдых, развлечение, и т.д. [3].

В анкете был также вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, люди читают книги?» (см. рис. 14). 55% восьмиклассников отметили, что люди читают для получения информации и новых знаний, 29% считают, что люди читают для развития (памяти, словарного запаса), 15% школьников ответили, что чтение – это источник удовольствия и только один респондент отметил, что чтение для людей – это мир, в который от погружается, мир, который заставляет его мыслить и чувствовать.

В шестых классах 53% респондентов отметили, что книга для людей является источником новых знаний и информации. 27% считают, что книга нужна для развития, 17% указывают, что книга для человека – это развлечение, удовольствие и только 3 % считают, что для людей книга является проводником между поколениями, помогающая развивать воображение и мысли.

54% респондентов четвертых классов указали на то, что книга – это источник новых знаний и информации. 19% отметили, что книга развивает человека. Книгу, как источник удовольствия и развлечения отметили 23% респондентов и только 4% четвероклассников выделили книгу, как мир, в который хочется погрузиться, мир, который развивает человека и помогает посмотреть на себя со стороны.

Рис. 14 Ответы на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, люди читают книги?»

Рис. 14 Ответы на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, люди читают книги?»

В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что интерес к чтению у школьников снизился. Несмотря на то, что школьники отмечают ценность книги в современном мире, изменилось отношение к книге. Книга важна, но, по их мнению, человек может обойтись без неё. Воспитательная функция книги отходит на задний план. Школьники не выбирают чтение, как источник новых ощущений и знаний, как путеводитель в жизни. Для современных школьников книга теряет роль источника, помогающего сформировать моральные устои и культурные ценности.

Современная информационная среда с её доступностью различных каналов массовой коммуникации, оказывают сильное влияние на интересы подростков и их читательские предпочтения [4]. Чтение зачастую носит случайный характер. Оно с одной стороны, менее вдумчиво, а с другой стороны, более прагматично [5]. В основном школьники читают только для выполнения домашних заданий или выбирают чтение для того, чтоб отвлечься, а это поверхностное, ситуативное чтение. Школьники не обращаются к книге, как к источнику знаний и информации. Многие школьники отмечают, что не читают вообще. Можно сказать, что чтение художественной литературы уходит от школьников, оставаясь только в рамках школьной программы.

Возможно, что печатную книгу заменила электронная книга? Нет, по результатам нашего исследования видно, что дело не в формате чтения, а в отсутствии желания читать. Интернет для школьников – это не электронная книга, а развлечение в рамках их увлечений (блогеры, компьютерные игры, форумы и т.д.). На вопрос «Что Вам нравится читать?» было предложено 10 вариантов ответов и большинство респондентов выбирают фантастику и приключения. Снижение интереса чтению к классической литературе может быть связано с увлечением компьютерными играми, виртуальным миром, уходом от реальности.

Все это заставляет нас задать вопрос: как повернуть школьников в сторону чтения, как вернуть воспитательную функцию чтению, повысить интерес школьников к чтению? На наш взгляд, формировать читательские компетенции в цифровой среде необходимо с учетом изменившихся читательских практик современных школьников [7].

Reading preferences of schoolchildren in a digital society

Shukhmina O.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chernenkaya Svetlana Vasilievna,
Deputy Head of the Department for Scientific and Educational Work, Associate Professor of the General University Department of Philosophy and Social Sciences of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor


Аnnotation. The article presents the results of a study to identify the reading preferences of Moscow schoolchildren, their attitudes to reading in real and electronic environments. The results of the study showed that the attitude towards the book has changed. The educational function of the book recedes into the background. Schoolchildren note the value of the book in the modern world, but do not choose reading as a source of new sensations and knowledge. For modern schoolchildren, the book loses the significance and role that it performed in culture, helping to form moral principles and general cultural values. Reading has become more pragmatic. Basically, schoolchildren read only for homework or choose reading in order to distract themselves, and this is superficial, situational reading. Schoolchildren do not turn to the book as a source of knowledge and information. Many schoolchildren note that they do not read at all. In our opinion, in order to increase the interest of schoolchildren in reading, it is necessary to form their reading competencies taking into account the changed reading practices in the digital environment.
Keywords: digitalization, reading, e-book, fiction.


  1. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества// Бибиосфера, 2014, № 1, С. 31-37.
  2. Рудаков В.А. Чтение: две грани проблемы. // Вестник СурГПУ, 2019. №2. С. 127-135.
  3. Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 54-62.
  4. Стефановская Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции: монография. Тамбов: Паршина Р.В., 2007. 143 с.
  5. Уварова Е.В. Чтение в эпоху мультимедиа: постановка проблемы // Культура: теория и практика, электронный научный журнал МГИК. (дата обращения: 01.04.2022).
  6. Холомина О.А., Баринова Н.Н. К вопросу о роли чтения в развитии личности ребенка // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 28-30.
  7. Черненькая С.В. Герменевтические практики в современном образовательном пространстве // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки.2019 № 2(30). С.90-95.
  1. Belov V.A., Gromova V.V. Modern reading preferences of teenagers and youth // Bibiosphere, 2014, № 1, Page: 31-37.
  2. Rudakov V.A. Reading: two facets of the problem. // Bulletin of SurGPU, 2019. № 2. Page: 127-135.
  3. Samokhina M.M. Mirror of social changes // Reading Russia: myths and reality. Moscow: Libereya, 1997. Page: 54-62.
  4. Stefanovskaya N.A. Reading in modern society: problems and trends: monograph. Tambov: Parshina R.V., 2007. 143 pages.
  5. Uvarova E.V. Reading in the era of multimedia: problem statement [Electronic resource] // Culture: theory and practice, IPCC electronic scientific journal. (date of the address: 01.04.2022).
  6. Holomina O.A., Barinova N.N. On the question of the role of reading in the development of a child's personality // Karelian Scientific Journal. 2013. № 3. Page: 28-30.
  7. Chernenkaya S.V. Hermeneutical practices in the modern educational space // Bulletin of the Moscow City University. Series: Philosophical Sciences.2019 № 2(30). Page: 90-95.