Аннотация. В статье рассмотрены особенности постановки народного гуляния «Колядки» для детей с использованием метода театрализации и художественных средств выразительности.

Ключевые слова: праздники народного календаря, театрализация, обряды, театрализованные праздники.

Сегодня праздник имеет отличный от первоначального значения смысл– это уже не культовый ритуал, а связь эпох с подчеркнутой этнокультурной ценностью, способ передачи накопленного опыта от предков подрастающему поколению.

На сегодняшний день актуально проведение праздников, которые помогали бы детям сориентироваться в культуре родного народа и приобщиться к духовным ценностям нации, что связано с существующей проблемой деформации традиций проведения народных праздников.

Данная проблема может быть решена путем осознанного подхода к организации режиссуры театрализованных гуляний, в которых бы каждый элемент праздника и сакральный смысл был понятен и интересен детям, а также полезен с воспитательной точки зрения.

Рассмотрим особенности использования театрализации и других художественных средств выразительности в режиссуре праздников календарного цикла на примере народного гуляния «Колядки», которое прошло в городе Котельники в январе 2022 года.

Театрализованная программа была посвящена проведению обряда колядования – древнему славянскому обычаю, в ходе которого участники наряжались животными, пели обрядовые песни и поздравляли жителей поселения. Говоря о феномене театрализованных праздников народного календаря, важно отметить роль обрядов и ритуалов, которые наши предки наделяли особым значением. Ритуалом считалось обязательное действие в структуре народного праздника, являющееся специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия.

Колядование несложно с точки зрения организации, но всегда пользуется большой популярностью у аудитории, вызывая неподдельный интерес у жителей, так как в России, в отличие от Беларуси и Украины, эта традиция уже не так популярна.

Участниками праздничного народного гуляния стали дети возрастом от 5 до 9 лет, которые прогуливались в парке и обратили внимание на артистов. Но были также и семьи, которые ранее увидели афишу в социальных сетях о планируемой праздничной программе, и заранее позаботились о праздничных образах: шапки-ушанки, аутентичные платки и шали, маски животных.

Сценическое пространство для празднования Колядок – опушка Кузьминского лесопарка, в центре которой находилась Новогодняя Ёлка. Режиссером-организатором были продуманы мизансцены театрализованной программы, расстановка реквизита и музыкальной аппаратуры, что обеспечило слаженную работу организаторской группы и исполнителей.

Идеей проведения «Колядок» в рамках празднования народного праздника Рождества стало проведение театрализованного обряда исполнения песенных колядок ряженными артистами, организация различных игр и забав. Таким образом, была решена задача повышения интереса детей-участников к праздничным традициям народных праздников.

Цель театрализованных праздников народного календаря заключается в духовно-нравственном воспитании детей на примере этнокультурных ценностей. Народное гуляние «Колядки» не стало исключением из правил, организаторами для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • создать условия для комфортной творческой деятельности детей и способствовать их гармоничному взаимодействию друг с другом, со взрослыми и артистами;
  • развивать познавательный интерес детей к традиционным праздничным обрядам и ритуалам русской культуры;
  • познакомить с традиционными элементами народных праздников;
  • воспитывать уважение и любовь к родине, народу и традициям.

По определению И.В. Гужовой праздники обладают определенным функционалом, которого и стараются придерживаться организаторы и исполнители на праздничных гуляниях: компенсаторная, консолидирующая, ценностно-ориентационная и функции [2].

Компенсаторная функция заключается в восстановлении психологического равновесия, снятие накопленного нервного напряжения. Дети, участвуя в играх и танцах, находят применение для накопившейся энергии и направляют ее в мирное русло.

Необходимо также отметить значимость идеологической функции праздника, выраженной через приобщение подрастающего поколения к традиционным общественным нормам, традициям и мировоззрениям общества. Через взаимодействие с носителями фольклора и соприкосновение с народной культурой у детей воспитывается ценностное отношение к праздникам и тем ценностям, с которыми они знакомятся в празднично-игровой форме.

Консолидирующая функция – в условиях праздничной атмосферы происходит преодоление разобщенности группы людей и создается чувство единения на пути к общей цели.

Ведущим методом организации народного праздника выступает театрализация – творческое переосмысление обрядов, традиций и истока праздничного действа.

По мнению отечественного сценариста и режиссера А.А. Коновича, под театрализацией понимается «организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации». Таким образом, праздничное гуляние «Колядки» проведено с использованием метода театрализации, что позволило объединить участников и активизировать их в рамках празднования Рождества в форме художественного ритуала [5].

Средством, добавляющим выразительности театрализованному празднику, является символ, который эффективнее раскрывает идею режиссера. В качестве символических образов организаторы праздничного гуляния «Колядки» решили использовать реквизит: рождественская вифлеемская звезда, маски ряженых, зерно для сеяния. Дети с повышенным интересом взаимодействовали с праздничной атрибутикой. Кроме того, в ходе обратной связи возникла идея создания декораций вертепа.

Организаторами были использованы такие средства активизации эмоционального восприятия праздничного действа, поэтическое слово (заклички, зачин), символические образы (реквизит и костюмы), аллегорические герои (ряженные). Особенный подъем в детской аудитории ощущался при использовании игровых технологий, которые позволили создать чувство единства у участников. Были проведены традиционные народные забавы – перетягивание каната, «петушиные бои», а также хороводные игры – ворота, горелки, заря. Звучали хоровые обрядовые песни: колядки христославные и посевные: «Щедровочка», «Овсень, овсень».

В народной культуре традиционно принята единая конструкция праздника, которая и используется в режиссуре народных праздников:

  • Зачин – яркое и эмоциональное начало, приветствие участников праздника. Ведущий поведал детям, что колядки произошли из язычества, однако со временем языческие корни утратили силу и были замещены христианскими смыслами.
  • Перелом – переход к динамичной части праздника, артисты начинают программу песнями-закличками.
  • Разгул – кульминация праздничного гуляния, хороводные игры и забавы для всей семьи.
  • Спад – прощание с участниками, вручение памятных сувениров [1].

Особое место в праздниках народного календаря отведено традиционным персонажам, роль которых заключается в создании праздничной атмосферы: коробейники, скоморохи, ряженые, зазывалы. Именно они создавали художественно-пластическое пространство для праздничного действия.

Отметим также стимулирующую роль костюмирования участников театрализованного праздника. Зритель, примеривший на себя аутентичный образ, автоматически включается в праздничное действие и становится исполнителем. В рамках праздничной программы «Колядки» были проведены интерактивы, в которых дети примеряли различную атрибутику ряженных.

В ходе анализа проведенного народного гуляния «Колядки» были сделаны выводы и обсуждены новые идеи для проведения народынх праздников в будущем. Решено в будущем включить в программу обыгрывание обрядов в виде мастер-классов. Так, например, на Руси чучело принято было делать замужним женщинам и девушкам. В современной интрепретации обряда возможно проведение коллективного мастер-класса, в результате которого будет создан традиционный масленичный символ. Эта идея возникла во время рефлексии с родителями, которые в значительной мере проявили интерес к последующему участию в народных праздниках в городе.

Обряд колядования прожил путь становления и преобразования длиной в несколько тысячелетий, и сейчас, благодаря специалистам-фольклористам, мы имеем возможность участвовать в обрядах и ритуалах наших предков.

Ответственность за проведение праздников целенаправленных на воспитание детей возрастает в соответствии с важностью возрождения народного фольклора средствами театрализованных праздников народного календаря. Поэтому важно осознанно подходить к организации и проведению народных праздничных гуляний, с опорой и пониманием истории и традиций культуры.

Использование метода театрализации и художественных средств при организации праздников народного календаря позволяет повысить интерес детей к участию в народных гуляниях и обрядах. Таким образом также реализовывается цель этнокультурного воспитания подрастающего поколения, которое будет чтить полученный опыт и традиции предков.

The method of theatricalization and artistic means of expression in the direction of the folk festival «Carols»

Sazonova P.A.,
undergraduateof 2 course of the Moscow City University, Moscow

Scientific supervisor:
Baklanova Tatyana Ivanovna,
Professor, Department of Socio-Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article discusses the features of staging the folk festival "Carols" for children using the method of theatricalization and artistic means of expression.
Keywords: folk calendar holidays, theatricalization, rituals, theatrical holidays.


  1. Аниконова Т.Г. Театрализованное представление в контексте культуры. // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 2(14). С. 17-22.
  2. Гужова И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Философия и культурология). 2006. Вып. 7 (58). С. 92-95.
  3. Осипенко М. И. Театрализованное представление как метод формирования гражданского самосознания у детей младшего школьного возраста. // Научная палитра. 2017. № 2(16). 7 с. (дата обращения: 01.04.2022).
  4. Опарина Н.А. Воспитательные функции театрализованных праздников в индустрии креативного досуга / Н.А. Опарина, И.Д. Левина, М.Г. Кайтанджян // Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: Сборник научных трудов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2018. С. 176-184.
  5. Русские народные праздники в школе: учеб. пособие / Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, М.Г. Кайтанджян, Н.А. Опарина. Саратов: Вуз. образование, 2016. (дата обращения: 01.04.2022).
  1. Anikonova T.G. Theatrical performance in the context of culture. // Science. Art. Culture. 2017. № 2(14). Page: 17-22.
  2. Guzhova I.V. Holistic model of the holiday as a phenomenon of culture//Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. Series: Humanities (Philosophy and Cultural Studies). 2006. № 7(58). Page: 92-95.
  3. Osipenko M.I. Theatrical performance as a method of forming civil identity in primary school children. // Scientific palette. 2017. № 2(16). 7 pages. (date of the address: 01.04.2022).
  4. Oparina N.A. Educational functions of theatrical holidays in the creative leisure industry / N.A. Oparina, I.D. Levina, M.G. Kaitanjyan // Social and cultural interaction of the university and enterprises of the creative leisure industry in the system of innovative training for the capital's educational and cultural institutions: Collection of scientific works of the Department of Social and Cultural Activities of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University. Moscow: Limited Liability Company Educational Center Perspektiva, 2018. Page: 176-184.
  5. Russian folk holidays at school: textbook / T.I. Baklanova, E.I. Medved, M.G. Kaitanjyan, N.A. Oparina. Saratov: University. education, 2016. (date of the address: 01.04.2022).