Аннотация. В статье рассматривается опыт существующей системы образования в Чили. Выявлена специфика национальной системы оценки достижений, обучающихся на примере организации процедуры проведения экзаменов с высокими ставками.

Ключевые слова: национальная система образования, оценка образовательных результатов, процедура проведения экзаменов с высокими ставками.

Построение эффективной системы оценки качества образования в мировой практике является одним из аспектов национальной образовательной политики. Так как предполагается, что работа подобной системы в целом обеспечивает рост качества образования.

Создание этой системы - сложный процесс, ставящий перед ее организаторами множество различных задач. Первая задача - определение понятия качества образования, вторая - критериев его оценки, третья - разработка различных процедур оценки, четвертая - развитие кадрового потенциала, пятая - создание специализированных центров оценки. Подчеркнем, что качество не может существовать без контроля и регулирования его внешними и внутренними условиями оценки качества. Развитая и скоординированная система оценивания качества образования позволяет не только удовлетворить интересы различных участников образовательных отношений, но и выстраивать государственную политику в целом, по повышению качества образования. Наличие такой системы обеспечивает как открытость, так и подотчетность системы образования перед общественностью. Это необходимое условие, которое обеспечивается прозрачностью организации процедуры оценки, независимостью проверки результатов и открытостью банка данных. Несколько слов о терминологии применительно к качеству образования. Есть несколько разных словосочетаний, используемых применительно к концепту «качество образования» в контексте педагогических измерений: контроль качества, управление качеством, обеспечения качества и т.д.

Первые два явно указывают на контролирующую функцию измерений. Если вдуматься, получается, что качество уже достигнуто, и дальше просто можно ограничиться проверкой «соответствия» и своеобразной регулировкой. Третье словосочетание имеет иные сферы значений. Оно примыкает к английскому «enhancement», которое переводится как усиление, улучшение, увеличение, совершенствование, усовершенствование, рост, возрастание. В этих словах ясно слышится стремление к изменению и развитию.

Вероятно, качество не может существовать без контроля и регулирования, но давайте не будем забывать и о необходимости постоянного движения к новым типам и уровням качества образования.

В Чили национальная система образования формирует собственную систему оценки достижений обучающихся, в связи с этим имеет ряд особенностей. Если проанализировать статистику, согласно индексу человеческого развития ООН, чилийское государство по показателям в сфере образования стоит на втором месте после Аргентины на континенте. Имеют ли значения результаты международных исследований для развития института оценки в Чили? Ответим утвердительно, так как в различных международных исследованиях качества образования среди школьников и студентов чилийцы показывают стабильные средние результаты. Приведем примеры: по мировому рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по качеству системы образования Чили стоит на 87 месте, а по уровню математического образования на 124 из 141. Можно сделать вывод, что страна оказалась в числе первопроходцев среди развивающихся государств в деле укрепления системы оценки достижений учащихся, включающей в себя три основных вида оценочных мероприятий:

  • национальную программу крупномасштабных исследований Национальный мониторинг - SIMCE (Sistema de Medición de Calidadde la Educación - Система измерения качества образования);
  • вступительные испытание в высшие учебные заведения;
  • оценочные мероприятия на уровне школы с участием обучающихся и педагогов.

Следует отметить, что участие Чили в международных крупномасштабных исследованиях способствовало развитию оценочной деятельности в Чили. Участие в таких крупных исследованиях как TIMSS и PISA обеспечило высококачественное обучение практической работе по всем ключевым аспектам оценивания. Этот опыт помог начинающим специалистам оценки получить необходимые знания и умения для дальнейшего развития системы национальной оценки в Чили. Передовые знания и технология были оперативно перенесены из сферы международных на почву национальных оценочных исследований - SIMSE [2, с. 2-10].

Программа национального мониторинга нацелена на повышение качества образования и обеспечение равного доступа к образованию посредством получения информации об успеваемости обучающихся и среде, в которой проходит обучение. SIMCE ориентирована на достижение трех следующих целей: создание информационной основы для выработки образовательной политики; обеспечение подотчетности и ответственности школ перед обществом за счет информирования родителей о результатах обучения; оказание педагогической поддержки школам и учителям. Информирование всех участников образовательного процесса - это важная часть оценивания и необходимо иметь материально-техническую базу для реализации этой задачи.

Государственная аттестация обычно является весьма важным элементом системы образования и шире - всей социальной сферы. Государственные экзамены являются важнейшим для индивида рубежным моментом, по завершении которого он получает государственный, т.е. признаваемый в данном государстве документ, удостоверяющий факт завершения этапа образования или допуск к следующему. Государственная аттестация, как правило, сертифицирует образовательные достижения выпускника, являются документированным итогом предшествующей образовательной истории. Поэтому в ряде стран (в частности, в США) допуск в высшие учебные заведения осуществляется на основании иных аттестационных испытаний (в США - SAT). В России пока ЕГЭ выполняет обе функции - сертификации факта завершения образования и допуска в вузы, хотя многие вузы, дополнительно, проводят свои внутренние профильные испытания [3].

Как же проходит в Чили процедура экзаменов с высокими ставками? Этот аттестация имеет название PS (Prueba de Selección Universitaria) и является основным экзаменом с высокими ставками, которой сдают в Чили обучающиеся после окончания среднего образования. В зависимости от результатов испытание учащиеся получают доступ к широкой группе программ университетского образования разного качества, что в свою очередь оказывает сильное влияние на возможность получения ими в будущем хорошей работы и хорошей зарплаты. Данная экзаменационная программа была создана Чилийским университетом - ведущим государственным университетом страны. Этот университет передал разработанную экзаменационную программу всем другим университетам страны, сохранив за собой авторские права. Таким образом, то, что поначалу воспринималось как вступительное испытание для одного конкретного университета, стало вступительным экзаменом для вузов все страны.

С момента создания вступительное испытание в вузы состоял из двух экзаменационных рядов. Задание первого ряда (Prueba de Aptitud Académica, PAA) представлял собой тест с множественным выбором ответов. Он содержит задания на проверку способностей по математике и языку; пять предметных заданий по выбору. Это задания по (высшей) математике, обществоведению, биологии, химии и физике и один обязательный предметный тест по истории Чили. В 2003 году вместо экзаменационного блока PAA в программу был введен новый ряд заданий, основанных на введенной в действие незадолго до этого новой программе средней школы (Prueba de Selección Universitaria, PSU) [4].

PSU основан на выборе множественных вариантах ответов. Этот блок состоит из двух обязательных тестов по математике и языку и двух тестов по выбору (учащиеся должны выбрать как минимум один из них): по обществоведению и естествознанию. Проведение экзамена является масштабным мероприятием, как для обучающихся школ, так и для организаторов. Большинство выпускников средних школ готовятся и сдают экзамены с высокими ставками, что делает его проведение одним из самых значимых событий в стране. Приведем объективные данные: в 2011 г. 231 тыс. выпускников посетили около 200 центров тестирования для сдачи этого испытания [1, с. 3].

Большинство молодых граждан Чили заинтересованы в прохождении аттестационных экзаменов и планируют дальнейшее обучение. Изначально выпускные экзамены проводились учителями и специалистами из тех же школ, но изучив международный опыт правила организации процедуры проведения экзаменов с высокими ставками изменились. Испытания проводятся внешними экзаменаторами с жестким соблюдением нормативных требований и в условиях повышенной безопасности. Это стало необходимым условием, которое гарантирует объективные результаты. Определенный временной норматив дает учащимся лишь два месяца на подачу заявления в университет после сдачи испытания. PSU проводится один раз в год в конце школьного учебного года (обычно в середине декабря) одновременно по всей стране.

Для участия в экзамене PSU учащимся необходимо уплатить регистрационный сбор, а кто не имеет возможности платить сбор, предоставляются государственные субсидии. Результаты прохождения становятся известны в середине января, а процесс выбора университета завершается в конце января. Этот короткий промежуток времени обусловлен тем, что учебный год в вузах начинается в марте. Результаты конфиденциальны, но ознакомиться с ними может каждый экзаменовавшийся учащийся в режиме онлайн, используя свой государственный идентификационный номер. Результаты состоят из суммы баллов, набранных в результате выполнения каждого из экзаменационных заданий, и суммы баллов, выведенной из полученных учащимся оценок по программе средней школы. Оба показателя также используются для подачи заявления о приеме в университет. Учащиеся подают заявления на университетские программы по их выбору, используя взвешенный общий балл. Университеты учитывают баллы, набранные по разным тестам, и школьные оценки с учетом относительной актуальности для них каждой из оценок.

Следует отметить положительные стороны проведения процедуры экзаменов с высокими ставками в Чили. Во-первых, это упрощение процедуры приема экзаменов у выпускников школ, которое стимулирует учеников к самостоятельной подготовке и изучению дополнительных материалов. Испытание дает возможность определиться с выбором конкретных предметов по профильному обучению. Присутствует стремление к объективному оцениванию знаний в ходе проведения аттестации. Процедура проводятся внешними экзаменаторами с жестким соблюдением нормативных требований и в условиях повышенной безопасности. Внедрение новых форм проведения испытания, модификация содержательной части и переход к компьютеризованной проверке позволяет экономить время и средства государства.

Подчеркнем, что способность создать стимулирующую среду имеет важное значение для развития системы оценивания в образовании. Опираясь на опыт других стран, Чили встает на путь совершенствования систем оценивания и, что самое важное, - на путь повышения качества обучения учащихся. Существует, на сегодняшний день, необходимость развивать местный потенциал для проведения оценочных мероприятий.

Обучение на рабочем месте и краткие курсы представляются наиболее эффективными с точки зрения затрат видами обучения, направленными на наращивание кадрового национального потенциала. В Чили специалисты, занимающиеся оцениванием, извлекли большую пользу из практического обучения, организованного программами международных крупномасштабных исследований. Опыт стран, которые разработали инструментарий и процедуры проведения экзаменов с высокими ставками, является базой для обучения новых специалистов этой области. Информация с результатами национального мониторинга в Чили используется для обеспечения педагогической поддержки школ. В частности, каждое образовательное учреждение получает отчет с результатами SIMCE. Он включает все основные результаты по школе - средние баллы, результаты в динамике и их распределение по уровням достижений [2, с. 20]. Эта информация дает возможность образовательному учреждению провести внутренний разбор и анализ результатов оценки, спланировать необходимую методическую работу и подготовить школьный план повышения качества обучения. Программа крупномасштабных исследований характеризуется высоким уровнем качества всех ее технических аспектов и пользуется доверием. На всех этапах национальных и международных исследований неукоснительно соблюдаются все предписанные процедуры. Неизменно обеспечивается выполнение всех технических нормативов мероприятий, выполняемых в рамках международных исследований.

Результаты оценок систематически используются для создания информационной основы для принятия решений и широко распространяются через средства массовой информации. Результаты SIMCE рассматриваются как самый надежный показатель качества образования и равенства доступа к образованию в стране. Программа SIMCE дает информацию об успеваемости учащихся по основным предметам учебной программы: математике, родному языку и естественным наукам. Задания обычно представлены в формате «вопрос - несколько вариантов ответа», но постепенно в методику исследования вводятся вопросы с возможностью свободного формулирования ответа и творческие задания (сочинение). Для этого был разработан специальный новый инструментарий. В оценке принимают участие все учащиеся целевых классов (4-х, 8-х и 10-х) всех школ.

В 2015 году на вопросы тестов SIMCE ответило около 600 тыс. учащихся из почти 10 тыс. школ. Учащиеся, их родители и учителя также ответили на вопросы вспомогательных анкет. В проведении исследования на местах было задействовано около 22,5 тыс. тестирующих и внешних администраторов [1].

Приведем анализ результатов по SIMCE:

  • руководство по проведению оценки;
  • школьный отчет;
  • региональный отчет;
  • национальный отчет;
  • приложение к газете;
  • отчет для родителей;
  • онлайн банк тестовых заданий;
  • комплект материалов для СМИ;
  • файлы данных;
  • инструментарий анализа данных;
  • геоинформационная система;
  • интернет-сайт www.simce.cl;

Данные примеры говорят о том, что Чили является одним из первопроходцев среди развивающихся стран в деле укрепления системы оценки достижений учащихся, включающей в себя три основных вида оценочных мероприятий: национальную программу крупномасштабных исследований, проведение экзаменов с высокими ставками и оценочные мероприятия на уровне класса с участием учащихся и педагога. Это достижение потребовало создания благоприятной стимулирующей среды, т.е. разработки действенной политики, создания необходимых учреждений и предоставления адекватных человеческих и финансовых ресурсов для работы по оцениванию. Основными факторами, способствовавшими становлению системы оценки в Чили, стали сильное политическое и техническое руководство со стороны Министерства образования и университетов, политическая и экономическая стабильность, социальное давление и реформирование школьной программы. Правительство Чили оказывает поддержку актуальным современным проектам в социальной сфере.

Отметим положительные стороны проведения процедуры экзаменов с высокими ставками в Чили. Во-первых, это упрощение процедуры приема экзаменов у выпускников школ, которое стимулирует учеников к самостоятельной подготовке и изучению дополнительных материалов. Экзамен дает возможность определиться с выбором конкретных предметов по профильному обучению. Присутствует стремление к объективному оцениванию знаний в ходе проведения экзамена. Процедура проводятся внешними экзаменаторами с жестким соблюдением нормативных требований и в условиях повышенной безопасности. Улучшение формы проведения экзаменов, модификация содержательной части и переход к компьютезированной проверке позволяет экономить время и средства государства [2].

Способность создать необходимую стимулирующую среду имеет ключевое значение для развития эффективной системы оценивания в образовании. Опираясь на опыт других, Чили встает на путь совершенствования систем оценивания и, что самое важное, - на путь повышения качества обучения учащихся. Чили необходимо развивать местный потенциал для проведения оценочных мероприятий, обучать собственные кадры, для организации процедуры проведения экзаменом с высокими ставками. Обучение на рабочем месте и краткие курсы представляются наиболее эффективными с точки зрения затрат видами обучения, направленными на наращивание потенциала.

В Чили сотрудники, занимающиеся оцениванием, извлекли большую пользу из практического обучения, организованного программами международных крупномасштабных исследований. Отметим, что информация с анализом результатов национального мониторинга в Чили используется для обеспечения педагогической поддержки школ. В частности, каждое образовательное учреждение получает отчет с результатами SIMCE. Он включает все основные результаты по школе - средние баллы, результаты в динамике и их распределение по уровням достижений. Этот анализ дает возможность образовательному учреждению провести внутренний разбор и анализ результатов оценки, спланировать необходимую методическую работу и подготовить школьный план повышения качества обучения.

Current trends of development of national system of estimation of educational results in Chile

S.A. Ilyichyova,
undergraduate 2 courses, GAOU VO MGPU, Moscow
e-mail: fatinialitvin@mail.ru

Abstract. The article deals with the results of the analysis of the existing education system in Chile. Attention is drawn to the peculiarities of the national evaluation system in the process of holding high-level examinations.
Key words: national education system, evaluation of education results, process of holding high-level examinations.


  1. Л. Дарлинг-Хаммонд и Л. Вентоворт. «Установление контрольных показателей в системах обучения: оценка успеваемости учащихся в международном контексте». 2010.
  2. Маргерит Кларк. «Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры». Система оценки достижений учащихся SABER, рабочая публикация №1, Всемирный банк, г. Вашингтон. 2012 г.
  3. Мария-Хосе Рамирес, 2012, «Распространение и использование информации по оценкам достижений учащихся в Чили» (дата обращения: 29.11.2017).
  4. ТАСС (информационное агентство России) (дата обращения: 29.11.2017).
  1. L. Darling-Hammond and L. Ventovort. «Establishment of control indicators in the systems of training: a gain score of pupils in the international context». 2010.
  2. Marguerite Clark. 2What is the most important in the systems of assessment of achievements of pupils: main reference points». System of assessment of achievements of pupils of SABER, working publication No. 1, World Bank, Washington. 2012.
  3. Maria-José Ramirez, 2012, «Distribution and use of information on estimates of achievements of pupils to Chile» (date of the address: 11/29/2017).
  4. TASS (news agency of Russia) (date of the address: 11/29/2017).