Аннотация. В статье исследуются причины, препятствующие возрождению традиций меценатства и благотворительности в российском обществе, и определяются условия успешного развития социальной ответственности отечественного бизнеса.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, имидж и репутация компании, актуальные социальные проекты, благотворительность, меценатство.

В отечественной и зарубежной научной литературе само понятие «социальная ответственность бизнеса» раскрывается в различных аспектах, однако комплексного междисциплинарного подхода к определению данного феномена не существует. Это затрудняет процесс изучения и создания эффективного методологического инструментария, нацеленного на формирование социальной ответственности бизнеса как неотъемлемого условия функционирования отечественных бизнес-структур. Напомним, что в тексте «Социальной хартии российского бизнеса» (редакция 2007 года) дефиниция «социальная ответственность бизнеса» рассматривается как «содействие бизнеса устойчивому развитию общества, увеличению общественного богатства и социальному прогрессу». Кроме того, в этом документе подчеркивается, что «социальная ответственность разнообразна и многомерна, она непрерывно эволюционирует» [1, с. 4]. Вот почему за основу целесообразно взять данное определение, используемое в нормативно-правовом поле.

Не секрет, что со временем любая успешная компания в своем развитии достигает такого уровня развития, когда начинает задумываться не только о прибыли, но и о своей роли и значении в жизни общества. Ведь по мере удовлетворения материальных потребностей, в соответствии с пирамидой Абрахама Маслоу, появляются такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. А поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то с ней происходит то же самое, что и с конкретной личностью. Вот почему успешные компании, преодолев путь становления и утверждения в бизнесе, как правило, начинают проявлять внимание к своему имиджу, сотрудникам, внешнему окружению, бедным слоям населения, экологии своего региона и т.д. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами, детскими садами и детскими домами или спонсорской помощи местным творческим коллективам, и заканчивая долгосрочными социальными и экологическими программами. Все это формирует благоприятный имидж компании. Следует признать, что бизнес именно таких компаний становится более прочным и устойчивым, а производительность труда сотрудников постоянно растет.

В современном мире имидж компании оказывает существенное влияние на уровень её конкурентоспособности, поскольку именно имидж является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами. Вот почему бизнес проявляет все больший интерес к социальным проектам. Эта тенденция первоначально обозначилась в Европе и США.

В нашей стране все началось со столиц (Москвы и Санкт-Петербурга), где в 90-е гг. прошлого века стали проводиться различные форумы, конференции, совещания, посвященные проблеме социальной ответственности бизнеса. Цель этих мероприятий - создание структур, занимающихся привлечением предпринимателей к актуальным социальным проектам. Однако, практика реализации подобных проектов для российского бизнеса сопряжена с серьезными проблемами.

Прежде всего, опасение вызывает тот факт, что свыше 40 % опрошенных нами руководителей предприятий на востоке Московской области указали на то, что в течение последний трех лет (2014-2017 гг.) нарушались их законные права, тогда как в 2004-2007 гг. этот факт отметили всего лишь 26 % респондентов. Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на реформы бюрократической системы, которые проводились и проводятся в течение последних десяти лет с целью ослабления влияния бюрократии на бизнес, власть бюрократии остается настолько же сильной, насколько не эффективной. Это касается в первую очередь федеральных структур. Индикатором усиления давления государства на бизнес можно назвать рост числа проверок предприятий. При этом заявления о создании условий для благоприятного развития среднего и малого бизнеса и улучшения инвестиционного климата нередко остаются исключительно благими пожеланиями и носят чисто декларативный характер. Еще более тревожными выглядят результаты социологического исследования в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли им отстоять свои законные права в случае спора с бюрократическими структурами в арбитражном суде. 48 % опрошенных уверены, что ситуация будет развиваться, скорее всего, по негативному для них сценарию. Практически каждый пятый опрошенный указал на наличие в течение последних трех лет (2014-2017 гг.) фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти.

При этом отрадно отметить, что, несмотря на все проблемы малого и среднего отечественного бизнеса, наблюдается тенденция роста масштабов реализации социальных и благотворительных проектов. Понятие «благотворительность» рассматривается нами как «оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается» [2, с.78]. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени, места и содержания помощи со стороны бизнес-сообщества.

В современной России все большее значение придается духовным потребностям человека. Постепенно происходит осознание того, что «мир переживает сразу несколько затяжных кризисов: в частности, кризис рационализма, ориентированного на прагматическую модель развития общества. Следуя закономерностям философии потребления, человечество добилось того, что уровень благосостояния в целом значительно вырос, нравы смягчились. Но на фоне налаженного быта и материального обеспечения обострились нравственные, этические, экологические, межнациональные и межконфессиональные проблемы, что позволяет говорить о распространении и углублении духовного кризиса» [3, с. 40]. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями бизнеса. Каковы мотивы, подталкивающие предпринимателей к сознательному выбору социально ориентированной стратегии развития?

Благотворительная деятельность расценивается как форма сохранения позитивного имиджа компании и репутации её владельцев в деловом мире. Сегодня каждый предприниматель понимает, что социальные программы обеспечивают бизнес-структурам не только имиджевые и репутационные бонусы, но и способствуют улучшению межличностных отношений внутри компании, формированию благоприятной атмосферы в коллективе. Благотворительная акция понимается как тождественное добродеянию действие, оцениваемое в христианской системе координат как милосердие. Поэтому предприниматель, занимающийся благотворительностью, расценивается как человек, заслуживающий доверие. Кроме того, благотворительная деятельность может рассматриваться в качестве дополнительной положительной характеристики во взаимоотношениях с государственными, региональными и муниципальными структурами, например, для того, чтобы получить льготный кредит или выгодный государственный заказ. Социально ориентированные программы, как правило, способствуют укреплению репутации компании и в глазах партнеров по бизнесу. Партнеры понимают, что корпорация, способная оказывать материальную помощь и проводить социальные акции, достаточно твердо стоит на ногах и уверенно развивается, т.е. она рентабельна и перспективна.

Возрождаемые в настоящее время традиции меценатства, заложенные такими выдающимися представителями отечественного бизнеса, как Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Савва Морозов, безусловно, требует новых форм выражения, которые пока еще не обрели ни четких очертаний, ни внутренней логики, ни стабильности. В тоже время следует констатировать, что в современном российском обществе накопилось немало проблем, препятствующих развитию социально ориентированной и благотворительной деятельности предпринимателей. Нередко в благородных и бескорыстных поступках предпринимателей общественное мнение усматривает некий несуществующий тайный смысл: «помогаешь бедным, значит, собрался в депутаты», «спонсируешь спектакль, следовательно, питаешь слабость к актрисам...» и т.п. Другим серьезным барьером на пути развития социальной ответственности бизнеса является нестабильность экономики, порождающая неуверенность в завтрашнем дне. В этих условиях, казалось бы, налаженный бизнес в любой момент может обернуться потерями и незапланированными расходами. Поэтому всегда нужно иметь резерв, чтобы покрыть убытки. Это означает, что предпринимателю для социальных программ может просто не доставать оборотных средств. Еще одной проблемой является несовершенство российского законодательства. Если бы в отечественном правовом пространстве было закреплено положение о том, что средства, направляемые бизнес-структурами на социальные нужды, меценатство и благотворительность, шли в статью «затраты предприятия», снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то социальная ответственность бизнеса значительно возросла. Справедливости ради следует отметить, что в Законе РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995 году, закреплена налоговая льгота для предпринимателей в размере 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но из-за высокой налогооблагаемой базы в настоящее время она практически не работает. Вместо того, чтобы разработать стимулы, нацеленные на развитие социальной ответственности бизнеса, современное правовое поле России де-факто создает дополнительные препятствия для реализации социальных проектов со стороны бизнеса. Так, например, имущественные пожертвования, согласно действующим правовым актам, облагаются налогом. И если та или иная коммерческая структура приняла решение оказать школе материальную помощь, то придется заплатить государству налог за свой порыв к милосердию. Вот почему в настоящее время бизнес-структурам проще не оказывать финансовую поддержку нуждающимся, а бесплатно предоставить свои услуги или обеспечить товарами и материальными ценностями, например, передать школе мебель, предоставить храму саженцы, обеспечить бесплатную охрану городским и региональным мероприятиям и т.п.

Таким образом, специфика современных социально-экономических процессов определяет вектор развития социальной составляющей в деятельности отечественного бизнеса. Спонсорство и меценатство сегодня в немалой степени стимулируются рациональными (или рационально формулируемыми) мотивами. Налицо стремление вкладывать деньги, минуя государственные институты, непосредственно в непроизводственные сферы. Цели таких вложений могут быть различными - от реализации личных интересов или даже чудачеств, до создания дополнительной рекламы, снижения налогов, развития определенных отраслей науки или подготовки специалистов определенного профиля и качества. Но если даже социальные бизнес-проекты в настоящее время носят эпизодический и разовый характер, то следует признать, что создание дополнительных рабочих мест и поступление налогов в казну от среднего и малого бизнеса приносят ощутимую пользу государству и обществу.

Что же касается социальной ответственности бизнеса, то в современных социально-экономических реалиях она имеет ряд особенностей. Прежде всего, социальные проекты чаще всего носят адресный характер. Предприниматели хотят видеть наглядные результаты своего участия и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней реально нуждается. Как показало социологическое исследование, чаще всего объектом благотворительности со стороны малого и среднего бизнеса являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего, из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи остается достаточно сложным и отягощенным рядом бюрократических процедур. В этой связи многие предприниматели предпочитают безвозмездно или с большой скидкой предоставлять нуждающимся свои услуги и материальные ценности, нежели оказывать материальную помощь. Ограниченное участие бизнес-структур в благотворительных акциях объясняется неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, а также особенностями отечественной системы налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам.

Тем не менее, представляется весьма существенным вывод, основанный на результатах социологического исследования, о том, что представители отечественных коммерческих структур в целом проявляют готовность финансировать программы, рассчитанные на социальную поддержку малообеспеченных групп населения. То есть, несмотря на существующие проблемы, препятствующие развитию социальной ответственности отечественного бизнеса, благотворительность и меценатство по-прежнему являются неотъемлемым аспектом деятельности российских предпринимателей. Что же касается перспектив развития социальной ответственности отечественного бизнеса, то при создании определенных условий они выглядят вполне оптимистично. Под «определенными условиями» мы понимает реальное создание более благоприятного инвестиционного климата, развитие законодательной базы и формирование среднего класса - основы социально ориентированной экономики.

To the problem of social responsibility development in russian business area

Abstract. The article examines the obstacles interfering the revival of traditions of patronage and philanthropy in the Russian society and defines the conditions of successful development of social responsibility in the local business area.

Keywords: the social responsibility of business, image and reputation of the company, relevant social projects, charity, philanthropy.


  1. Социальная хартия российского бизнеса (редакция 2007 года) (дата обращения: 29.09.2017)
  2. Социальный портрет современного предпринимателя // Журнал «Меценат». № 9, 2013. – с. 78.
  3. Гогиберидзе Г.М. Социально-экономические особенности формирования духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве Москвы // Социально-философские и социально-экономические особенности развития образования в столичном мегаполисе. – М.: МГПУ, 2015. – с.39-45.
  1. Social charter of the Russian business (edition of 2007) (date of the address: 9/29/2017)
  2. Social portrait of the modern businessman//Magazine "Patron". - No. 9, 2013. – page 78.
  3. Gogiberidze G.M. Social and economic features of formation of spiritual and moral culture in educational space of Moscow//Social and philosophical and social and economic features of development of education in the capital megalopolis. – M.: MGPU, 2015. – page 39-45.